Промышленность является одной из важных отраслей национальной экономики, оказывающей существенное влияние на устойчивое экономическое развитие, и выступает главной основой для достижения стратегической цели Таджикистана — ускоренной индустриализации страны.
Рыночная модель развития национальной экономики выступает в качестве наиболее рациональной моделью хозяйствования, которая направлена на повышение стимулов и к привлечению инвестиций — самая эффективная модель хозяйствования. Она точно определяет и надежно защищает частную собственность, повышает стимулы к инвестициям и в условиях конкурентной борьбы выступает с инициативой внедрения инноваций в условиях ограниченных финансовых, материальных и природных ресурсов. В связи с этим, для реализации поставленной цели- ускоренной индустриализации страны, важно определить драйверы промышленного роста и разработать продуманную инновационно активную промышленную политику. При таких обстоятельствах появляется потребность в выявлении новых направлений к государственному регулированию промышленности, определения приоритетов развития с целью выработки благоприятного экономического климата и действующей платформы, которая выступила бы локомотивом промышленно-инновационного развития.
Для решения поставленной цели важное значение имеет применение потенциала свободно-экономических зон (СЭЗ) как способ формирования и развития инновационных промышленных кластеров и содействия развитию промышленных производств, создающих современные, конкурентоспособные товары, отвечающие требованиям современности.
Промышленный кластер объединяет производителей, потребителей, поставщиков, объектов инфраструктуры, научно-исследовательские лаборатории и институты, деятельность которых направлена на производство добавленной стоимости. Эффективность деятельности кластера зависит от умелого использования положительного синергетического эффекта от сочетания компетенций, знаний и делового партнерства трех основных ветвей: бизнес-власть-общественность, а также учета наилучших мировых практик.
Формирование и развитие промышленных кластеров на базе СЭЗ выгодно как государству, так и инвестору, так как создает условия для реконструкции действующих предприятий, способствует внедрению в производство технических новшеств, увеличению и разнообразию экспортного потенциала страны; усвоению новейших прогрессивных форм организации промышленного процесса и как следствие реализация произведенной продукции на экспорт. Со стороны иностранных инвесторов повышается интерес к получению доступа к освоению полезных ископаемых страны, созданию на территории Таджикистана горнодобывающих предприятий, ориентированных на местную дешевую рабочую силу, внедрение и апробацию своих новейших разработок, позволяющих производить конкурентоспособную новую продукцию. Такое взаимовыгодное сотрудничество будет способствовать модернизации производственной, технологической, информационной и научно-исследовательской инфраструктуры.
Вместе с тем имеет место наличие ряда моментов, которые мешают полномасштабному развитию кластерного подхода в развитии СЭЗ, в частности это связано с наличием недостатков в системе местного управления, низким уровнем региональных производственных связей, не позволяющие независимо решать проблему обеспечения устойчивого социально-экономического развития территории; низкий уровень программных решений по социально-экономическому развитию региона; слабая проработанность возможных инвестиционных проектов и т. п.
Возникла необходимость в углублении и усилении взаимосвязи территориального самоуправления с кластерным подходом посредством подготовки и исполнения планов социально-экономического развития регионов. Создание региональных кластеров должно исходить из стратегических программных документов, в частности Национальной стратегии развития Республики Таджикистан на 2021–2025 гг. и планов развития районов. Система управления такими кластерами должна базироваться на принципах прозрачности, открытости, взаимодоверия, сотрудничества всех задействованных сторон. Кластерный подход предусматривает долгосрочное взаимовыгодное сотрудничество.
Роль государства видится нами в снятии определенных барьеров, которые мешают формированию и развитию кластеров в свободно-экономических зонах, посредством улучшения бизнес-среды и его инфраструктурного обеспечения, а также развитием государственно-частного партнерства, которое ориентированно на развитие соответствующего региона на базе кластерной организации территориальных процессов.
Примером может служить принятое 29 февраля 2020г. постановление Правительства Республики Таджикистан № 164, согласно которому внесены определенные дополнения и изменения в постановление Правительства Республики Таджикистан от 28 ноября 2015г. № 731 о строительстве и вводе в эксплуатацию от производства хлопкового волокна, до его переработки и создания конечного продукта на предприятии закрытого акционерного общества «Джунтай-Дангара Син Силу Текстиль» к 2021г. На данном этапе экономического развития работы по строительству третьей и четвертой очереди возобновлены будут возобновлены после приезда строительных специалистов из Китайской Народной Республики. Создание комплекса текстильных предприятий «Сино Точикистон Кулоб Текстайл Индастри Парк» в свободной экономической зоне «Куляб» с мощностью переработки 15 тысяч тонн хлопка-волокна и иностранными инвестициями на первом этапе 150 миллионов долларов и 300 миллионов долларов на втором этапе, предусматривает реализацию в стране четырех полных циклов переработки хлопка-волокна. Отсюда следует, что для полноценной переработки хлопка-волокна в стране необходимо создать дополнительно 6 комплексов текстильных предприятий с такой мощностью с привлечением 2,7 миллиарда долларов инвестиций. В этом случае могут быть задействован ряд предприятий Кулябской зоны Хатлонской области в рамках создания кластера в легкой промышленности и создания цепочки добавленной стоимости. Принимая во внимание высокую отдачу выращивания хлопка, переработки сырья этой ценной культуры внутри страны и превращение ее в один из наиболее конкурентоспособных и прибыльных секторов национальной экономики за счет создания производственно-сбытовой цепочки хлопка-волокна целесообразно разработать и принять Программу по ее полной переработке в стране.
Внедрение полного цикла переработки хлопка-волокна в стране превратит Таджикистан из импортера текстильных изделий в экспортера текстильной продукции.
Литература:
1. Каримова М. Т. Роль свободных экономических зон в развитии промышленности в Таджикистане//Актуальные вопросы экономики и управления: материалы II Международной конференции (г.Москва, октябрь 2013г.).-Москва: Буки-Веди, 2013.-С.123–124.
2. Национальная стратегия развития Республики Таджикистан до 2030г. // https://www.medt.tj/documents/main/strategic_national_programm/strategic_national_prog_ru.pdf
3. Программа среднесрочного развития Республики Таджикистан на период 2016–2020гг. // https://www.medt.tj/documents/main/ strategic_ national_programm/ prograppa_razvitiya_rus_ready.pdf