Использование игрового самомассажа как современной здоровьеориентированной технологии, способствующей сохранению и укреплению здоровья детей | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №10 (352) март 2021 г.

Дата публикации: 03.03.2021

Статья просмотрена: 218 раз

Библиографическое описание:

Карпенко, Н. Н. Использование игрового самомассажа как современной здоровьеориентированной технологии, способствующей сохранению и укреплению здоровья детей / Н. Н. Карпенко, Т. Н. Полищук. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 10 (352). — С. 187-190. — URL: https://moluch.ru/archive/352/78986/ (дата обращения: 19.12.2024).



В современных условиях главной задачей работы дошкольной образовательной организации является физическое развитие ребенка, воспитание привычки к правильному образу жизни у дошкольников. Предшкольный период является наиболее подходящим для формирования здорового образа жизни. В этом возрасте происходит формирование истинного отношения ребенку к миру, окружающей действительности, осознание своего «я» ребенком. Главная задача педагога — выработать навыки, необходимые для поддержания здоровья.

Перед дошкольными организациями стоит много образовательных задач, ключевой из которых является сохранение и укрепление здоровья детей. Для этого в практику работы дошкольной организации вводятся здоровьеориентированные технологии. Здоровьеориентированные технологии в детском саду — это комплекс медицинских, педагогических и психологических мер, направленных на формирование у дошкольников осознанного отношения к состоянию своего здоровья. Система работы в этой области закреплена в официальных документах, регламентирующих работу дошкольных учреждений, в том числе и ФГОС.

В дошкольной образовательной организации имеются в наличии большие возможности для формирования у детей культуры здоровьесбережения, навыков здорового образа жизни, что связано с системностью дошкольного образования, возможностью поэтапной реализации поставленных задач с учётом возрастных и психологических возможностей детей.

В последнее время отмечается ухудшение состояния здоровья детей, особенно детей дошкольного возраста. Многие дошкольники страдают от хронических заболеваний, от нарушений работы опорно-двигательного аппарата, многие имеют проблемы с осанкой.

Многие дошкольные организации практикуют использование традиционных форм проведения физкультурно-оздоровительных мероприятий: гимнастика, физкультурные занятия, закаливающие мероприятия. В дошкольных образовательных организациях используются следующие формы организации здоровьесберегающих педагогических технологий:

− гимнастика пальчиковая;

− гимнастика дыхательная;

− гимнастика для глаз;

− гимнастика пробуждения;

− оздоровительная ходьба;

− закаливание;

− релаксация;

− физкультурное занятие;

− динамические паузы (физкультминутки);

− спортивные праздники;

− спортивные развлечения и досуги;

− соревнования;

− прогулки-походы;

− беседы по валеологии;

− подвижные и спортивные игры;

− массаж и самомассаж.

В целях укрепления и сохранения психического и физического здоровья, приобщения детей к основам здорового образа жизни рекомендуется внедрить в практику физкультурно-оздоровительной работы дошкольной организации игровой самомассаж. Основная ценность самомассажа заключается во влиянии на нервную систему дошкольника. Самомассаж помогает ребенку снять общую усталость, бесперебойно и эффективно работать всем органам и системам. Упражнения самомассажа способствуют формированию у детей сознательного стремления к здоровьесбережению, развивают навыки собственного оздоровления.

Приёмы массажа были разработаны врачами еще в древности, они полезны не только больному, но и здоровому человеку. Взрослый человек сам понимает, что массаж и самомассаж необходимы для здоровья. Ребёнка приемам самомассажа сможет научить опытный педагог. У детей вызывает интерес массаж пальцев и ладоней, что оказывает полезное влияние на мелкую моторику пальцев рук и способствует речевому развитию. Правильно выполненный массаж не вызывает у ребёнка неприятные ощущения. При обучении детей приемам игрового самомассажа, следует учить ребят не надавливать сильно на указанные части тела, а массировать их легкими движениями пальцев, лишь слабо надавливать или поглаживать.

Рекомендуется выполнять массаж с использованием:

массажного мячика, ребристого карандаша, зубной щётки, массажной расчёски, природных материалов (орехов, шишек, каштанов), прищепок, пробок от пластиковых бутылок и др.

При выполнении игрового самомассажа необходимо постоянно наблюдать за самочувствием и индивидуальной реакцией детей. Длительность самомассажа для детей 3–7 минут, в зависимости от поставленной задачи. Перед проведением занятия педагогу необходимо выполнить самому все упражнения. При данных условиях дети легко их исполнят по показу. Все упражнения следует выполнять на фоне позитивной ответной связи ребенка.

Игровой самомассаж способствует сенсорному развитию дошкольников. Дети воспринимают интонации голоса, содержание текста, музыкальные тембры и шумы, темп и ритмы музыки. Дошкольники кроме того оценивают тепло и холод, силу надавливания, направление движения, особенность прикосновения, вид материала и др.

Благодаря приемам игрового самомассажа, развиваются речь и фантазия детей. Дети быстро запоминают стихи и песенки, а движения, объясняющие текст, помогают выразительному исполнению. Выполняя упражнения в группах, дети не только выполняют упражнения сами, но и с большим интересом наблюдают за исполнением движений другими детьми.

Огромное значение для сохранения внимания и интереса детей имеет интонационное разнообразие речи педагога, подбор музыкального сопровождения. Необходимо найти возможность музыкой, речью и мимикой создать сказочную, волшебную среду.

Отсюда следует, применяемый игровой самомассаж имеет оздоровительную направленность, а используемая здоровьесберегающая деятельность формирует у ребёнка привычку к здоровьесбережению.

Массаж ушек

Эмма Мошковская «Уши»

Доктор, доктор,

Как нам быть:

Уши мыть или не мыть?

( Ребёнок прикладывает к ушкам ладони и тщательно трёт ими всю раковину .)

Если мыть, то как нам быть:

Часто мыть

Или пореже?

( Ребёнок массажирует указательными пальцами слуховые проходы )

Отвечает доктор:

— ЕЖЕ…-

Отвечает доктор гневно:

( Ребёнок заводит ладони за уши и загибает их )

— ЕЖЕ-

ЕЖЕ-

ЕЖЕДНЕВНО!

( ритмичное закрывание ушей ладонями ).

Массаж носика

Наталья Кнушевицкая «Нос»

Нос «картошкой» или длинный,

Даже как у Буратино,

( поглаживание середины носа указательным пальцем правой руки сверху вниз )

Нос любой нам помогает,

Воздух он подогревает.

(поглаживание крыльев носа указательными пальцами сверху вниз)

И коварные микробы,

Внутрь не проникли чтобы,

(круговые вращательные движения указательными пальцами по крыльям носа)

Он в момент обезоружит.

Нос всю жизнь нам верно служит.

( поглаживание крыльев носа указательными пальцами сверху вниз )

С ним и аромат цветка

Слышим мы издалека,

(круговые вращательные движения указательным пальцем кончика носа)

И, что пирожки готовы,

Нос нам сообщает снова!

( указательным пальцем правой руки поднять кончик носа вверх ).

Массаж всего тела

Эмма Мошковская

выполнение движений по тексту

Кран, откройся!

Нос, умойся!

( поглаживающие движения носа )

Мойтесь сразу,

Оба глаза!

( поглаживающие движения глаз )

Мойтесь, уши,

( поглаживающие движения ушей )

Мойся, шейка!

Шейка, мойся хорошенько!

( поглаживающие движения шеи )

Мойся, мойся,

Обливайся!

( поглаживающие движения рук )

Грязь, смывайся!

Грязь, смывайся!

( поглаживающие движения туловища и ног )

Массаж всего тела

Лика Разумова

Ножки, ножки! Я вас знаю,

Я вас утром одеваю.

( поглаживание ножек )

Ручки, ручки! Я вас знаю,

Я водой вас умываю.

( поглаживание ручек )

Пальчики я тоже знаю,

Ими нос я ковыряю.

( поглаживание пальцев рук )

Если носик ковыряю,

Значит, где он тоже знаю.

( поглаживание носа )

Зубки, зубки! Я вас знаю,

Вами всё подряд кусаю.

( кусательные движения зубами )

Щёчки, щёчки! Я вас знаю,

Я в вас воздух набираю.

( поглаживание щёчек )

Где мой ротик тоже знаю,

Им я кушаю, зеваю.

( поглаживание рта )

Ушки, ушки! Я вас знаю,

Вы всегда сидите с краю.

( поглаживание ушек )

Глазки, глазки! Я вас знаю,

С вами мир я изучаю.

( поглаживание глаз )

И где лобик тоже знаю,

Там я шишки набиваю.

( поглаживание лба )

Знаю спинку и бочок,

( поглаживание спины и боков )

И живот, ( поглаживание живота )

и язычок. ( высовывание языка )

А ещё я точно знаю,

Что устал и засыпаю.

( складывание двух ладошек вместе, имитация сна ).

Основные термины (генерируются автоматически): игровой самомассаж, ребенок, здоровый образ жизни, дошкольная образовательная организация, дошкольная организация, массаж, поглаживание крыльев носа, правая рука, указательный палец, формирование.


Похожие статьи

Использование пальчиковой гимнастики как одной из здоровьесберегающих технологий в процессе музыкальной деятельности с детьми дошкольного возраста

Использование фитнес-программ как компонент образовательного процесса по физическому воспитанию студентов

Использование доброжелательной технологии «Утро радостных встреч» как средство эффективной социализации детей раннего возраста

Использование здоровьесберегающих технологий как основы повышения качества обучения

Применение самомассажа как нетрадиционного оздоровительного средства речевого развития ребенка с ограниченными возможностями здоровья

Использование потенциала школьной педагогики в здоровьесберегающем контексте как средства предотвращения деструктивного репродуктивного поведения подростков

Использование песочной терапии как здоровьесберегающей технологии в коррекции речевого развития детей с тяжелыми нарушениями речи

Использование возможностей клуба как формы дополнительного образования детей и подростков для их успешной социализации

Экотуризм с использованием скандинавских палок как форма взаимодействия с семьями воспитанников ДОУ на основе интеграции физического развития и экологического воспитания детей

Использование интерактивных образовательных платформ для повышения эффективности учебной деятельности и формирования положительной мотивации обучающихся в начальной школе

Похожие статьи

Использование пальчиковой гимнастики как одной из здоровьесберегающих технологий в процессе музыкальной деятельности с детьми дошкольного возраста

Использование фитнес-программ как компонент образовательного процесса по физическому воспитанию студентов

Использование доброжелательной технологии «Утро радостных встреч» как средство эффективной социализации детей раннего возраста

Использование здоровьесберегающих технологий как основы повышения качества обучения

Применение самомассажа как нетрадиционного оздоровительного средства речевого развития ребенка с ограниченными возможностями здоровья

Использование потенциала школьной педагогики в здоровьесберегающем контексте как средства предотвращения деструктивного репродуктивного поведения подростков

Использование песочной терапии как здоровьесберегающей технологии в коррекции речевого развития детей с тяжелыми нарушениями речи

Использование возможностей клуба как формы дополнительного образования детей и подростков для их успешной социализации

Экотуризм с использованием скандинавских палок как форма взаимодействия с семьями воспитанников ДОУ на основе интеграции физического развития и экологического воспитания детей

Использование интерактивных образовательных платформ для повышения эффективности учебной деятельности и формирования положительной мотивации обучающихся в начальной школе

Задать вопрос