Технология майндмэппинга и ее практическое использование | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Лиманова, Н. И. Технология майндмэппинга и ее практическое использование / Н. И. Лиманова, А. А. Русскина, А. С. Рыжов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 7 (349). — С. 194-196. — URL: https://moluch.ru/archive/349/78527/ (дата обращения: 26.04.2024).



В статье авторы рассматривают такую технологию, как майндмэппинг. Разбирают особенности создания карт связей, описывают инструменты для их построения и изучают правила построения ментальных карт. Благодаря соблюдению данных правил можно оптимизировать создание интеллектуальных карт для заданных целей. Была опробована одна из систем для составления таких карт.

Ключевые слова: майндмэппинг, ментальная карта, mind mapping, карты памяти, карты разума, обучение, эффективность, эффективное обучение.

В современном мире наблюдается тенденция увеличения объёмов информации. В связи с этим в процессе выполнения какой-либо работы, связанной с поиском данных, человеку необходимо обработать и систематизировать огромный объём информации. К сожалению, большинство людей тратят много сил и энергии на то, чтобы «докопаться до истинны» в той или иной теме. К примеру, студент на лекции чаще всего применяет неэффективные технологии конспектирования лекций, это приводит к тому, что материал будет плохо им усвоен. У многих людей за всю жизнь может так и не сформироваться умение самостоятельно проводить анализ и систематизацию информации.

Одним из помощников в систематизации информации является майндмэппинг. Технология «mind mapping» — это один из наиболее эффективных методов, который помогает облегчить процесс понимания и усвоения информации с использованием графической записи в виде диаграммы. Проще говоря, такая технология используется, когда нужно найти наиболее эффективное решение поставленной задачи. Также диаграммы связей востребованы в различных формах и приложениях, таких как обучение, образование, планирование и так далее.

Области применения технологии mindmapping

– Обучение

– Конспектирование лекций

– Конспектирование книг

– Подготовка материала по определенной теме

– Решение творческих задач

– Мозговой штурм

– Презентации

– Составление списков дел

– Развитие интеллектуальных способностей

– Обобщение и структуризация знаний

В переводе «mind map» («mind» — разум, «map» — карта) означает «интеллект-карта», «ментальная карта», «ассоциативная карта», «карта мыслей» или «схема мышления». Такие карты позволяют активизировать деятельность обоих полушарий мозга, благодаря чему можно более эффективно использовать ментальные способности человека.

Стоит сказать, что технология была предложена в шестидесятых годах двадцатого века. Автором данного метода считается британский психолог Тони Бьюзен, который и зарегистрировал словосочетание MindMapping®. В целом же записи в графическом виде были разработаны ещё в 3 веке н. э. Порфирием из Тироса, который изобразил концепцию категорий философии Аристотеля.

Автор mind map советует использовать некоторые рекомендации по составлению ментальных карт:

  1. Необходимо сконцентрировать своё внимание на центральном образе.
  2. Использовать графические схемы, изображения и образы.
  3. Вести работу над картами необходимо более творчески, используя в ней множество ярких цветов.
  4. Присутствие объемных изображений, объёмных трапеций и параллелепипедов, поможет вам сфокусироваться на более важных деталях карты.
  5. Рисуйте что-нибудь вызывающее, что заставит вас задуматься о каких-либо тонкостях каждой части карты, чтобы привлечь внимание. Это можно воплотить в виде рисования сердечек, восклицаний и вопросиков.
  6. Также эффект объемности можно повысить, если использовать различные шрифты и их размеры, изменять толщину линий и масштаба графики.
  7. Важным критерием является использование стрелок для подчеркивания различных связей между элементами умной карты.
  8. Можно шифровать и изобретать сокращения, которые будут понятны только Вам.
  9. Используйте только одно ключевое слово на одну линию, так как это вам поможет разделить карту на различные значимые части.
  10. Ключевые слова использовать над ассоциативными линиями, с условием, что длина каждой линии должна равняться длине относящейся к ней ключевой фразе.
  11. Ограничивайте количество важной информации с помощью ассоциативных линий.
  12. Для получения иерархии нужно пользоваться номерной последовательностью в изложении своих мыслей.

Пример составления интеллектуальной карты

Рис. 1. Пример составления интеллектуальной карты

Из рис. 1 очевидно, что карту можно расширить до бесконечности путём добавления новых ветвей. Несмотря на то, что она может достичь огромных размеров, целостность восприятия центрального образа не нарушается, что важно при накоплении и систематизации информации об исследуемом объекте. Алгоритм действий при построении интеллект-карты:

  1. Центральный образ должен быть в центре листа. На рисунке 2 это большая надпись «интеллект-карта».
  2. Далее идут основные темы, которые связаны с центральным образом. Это такие ключевые понятия, которые раскрывают центральную мысль.
  3. Также отображаем последующие идеи в виде ветвей, которые отходят от ветвей более высокого порядка. Главное — связывать все мысли, которые излагаются на бумаге.
  4. Делаем карту более эффективной с помощью использования цветов. Цвета воспринимаются мозгом гораздо быстрее, чем текст.
  5. Также добавляем рисунки, символы и так далее, всё, что ассоциируется с ключевыми словами.
  6. При необходимости можно соединить понятия на разных ветках с помощью дополнительных стрелок.
  7. Для большей понятности можно оформить на карте фоновыми цветами различные смысловые блоки.

После составления такой подробной интеллектуальной карты будет достаточно просмотреть все картинки, что были нарисованы при составлении и в голове тут же всплывёт необходимая информация.

На сегодняшний день ментальные карты можно также создавать и в онлайн-формате. Сервисов для составления ментальных карт — великое множество. Вот некоторые из них: mind42, coggle, mindmeister, XMind, iMindMap.

Mind42 — бесплатный онлайн-сервис, доступный на русском языке, имеющий достаточно простое и монотонное оформление, поэтому подойдет больше для ознакомления с методикой или структурирования информации.

Coggle — сервис, разработанный компанией Google, интерфейс которого частично переведен на русский язык и присутствует бесплатная пробная версия. Этот сервис будет комфортным для работы в команде, а также в нем есть большое количество примеров карт, с помощью которых можно подобрать интересное оформление для ваших карт.

Mindmeister — так же, как и у Coggle есть пробная бесплатная версия, больше возможностей оформления с помощью изображений и заметок.

XMind — этот сервис доступен только на компьютере. В нем есть большая коллекция шаблонов и вариантов оформления. Тут более расширенная бесплатная версия, чем у других сервисов, но присутствуют свои ограничения в построении интеллектуальных карт.

iMindMap — это сервис от автора методики построения ментальных карт Тони Бьюзена. Есть пробная версия и бесплатное обучение по построению mind-карт. Имеет яркий, органичный стиль, все ветки имеют разные цвета, есть возможность сделать анимированную трехмерную презентацию.

Мы решили провести эксперимент и спроектировали mind-карту плана на неделю, чтобы показать, как оптимизировать наши дни, не прибегая к составлению списков и не полагаясь на нашу память. Для создания этой карты мы использовали сервис iMindMap. На рисунке 3 приведен пример использования данного сервиса.


Пример mind-карты

Рис. 3. Пример mind-карты


В заключение можно сказать, что ментальные карты помогают представить идеи, концепции, информацию в понятной форме, дают целостную картинку, облегают запоминание этой самой информации, так как использование рисунков убирают разрыв между словом и образом. На сегодняшний день с большим потоком информации, применение интеллект-карт могут дать огромные положительные результаты, развивают креативное и критическое мышление, память и внимание составляющего карту.

Литература:

  1. Бьюзен Научите себя думать! / Бьюзен, Т.. — 2-е изд. — Минск: Попурри, 2018. — 224 c.
  2. Бьюзен Думайте эффективно / Бьюзен, Т.. — Минск: Попурри, 2006. — 104 c.
  3. Бьюзен Интеллект-карты. Практическое руководство / Бьюзен, Т., Б. Бьюзен. — Минск: Попурри, 2010. — 368 c.
  4. Mind Mapping, или как заставить свой мозг работать лучше. // Хабр: [сайт]. — URL: https://habr.com/ru/company/devexpress/blog/291028/ (дата обращения: 08.02.2021).
Основные термины (генерируются автоматически): центральный образ, сервис, систематизация информации, интеллектуальная карта, русский язык, составление.


Похожие статьи

Развитие мышления и творчества на уроках литературы...

Интеллект-карта — это графическое, многомерное представление информации, полученной при мозговой деятельности человека, на листе бумаги или экране дисплея. Метод интеллект-карт является практическим приложением теории радиантного мышления.

Применение ментальных карт при обучении иностранных студентов

Составления интеллект-карты следует начинать с середины листа бумаги, расположенного

Мюллер Хорст. Составление ментальных карт: метод генерации и структурирования идей.

Ментальная карта – это способ систематизации знаний с помощью схем; это технология...

Интеллект-карта как средство речевого и познавательного...

Метод интеллект-карт используется в разных сферах человеческой деятельности, в том числе и в образовании. Рекомендации по применению интеллект-карт в процессе обучения дошкольников были даны кандидатом педагогических наук Акименко В. М. Интеллект-карта...

Использование ментальных карт в учебном процессе как средство...

Ментальные карты — это рациональный и продуктивный прием представления информации.

Над ветвями записывают основные понятия или рисуют конкретный образ.

Использование ментальных карт в рамках обобщения и систематизации учебного материала по теме или...

Ментальные карты как средство организации и активизации...

Ментальная карта – это способ систематизации знаний с помощью схем; это технология изображения информации в

Последовательность составления ментальной карты.

Интеллект-карты, созданные на этих занятиях, отличались большим разнообразием объектов...

Познавательно-речевое развитие детей дошкольного возраста...

Интеллектуальная карта — это уникальный и простой метод запоминания информации, с

Интеллектуальная карта − это графический способ представления идей, информации в виде карты

А непосредственное участие воспитанников в составлении интеллект-карт...

Как интеллект-карты помогут вам написать научную статью

Главная идея интеллект-карт в том, чтобы смоделировать, нарисовать мысли, которые летают по нейронам нашего мозга. Ученые бьются над тем, чтобы понять, как мы думаем. В нашей голове явно лежат не абзацы текста, нумерованные или маркированные списки. Там все...

Современные формы условно-графической наглядности: методика...

1. Информация должна быть представлена в графической форме. Основные элементы должны быть взаимосвязаны стрелками, конечный образ

Интеллект-карта и инфографика могут быть использованы:при изучении нового материала; при организации познавательной деятельности...

Технология развития критического мышления на уроках русского...

Очень интересные синквейны на уроках русского языка сочиняют пятиклассники.

Составление прогноза развивает психологическую зоркость, погружает во внутренний мир

Павлова, А. И. О технологии развития критического мышления учащихся на уроках русского...

Похожие статьи

Развитие мышления и творчества на уроках литературы...

Интеллект-карта — это графическое, многомерное представление информации, полученной при мозговой деятельности человека, на листе бумаги или экране дисплея. Метод интеллект-карт является практическим приложением теории радиантного мышления.

Применение ментальных карт при обучении иностранных студентов

Составления интеллект-карты следует начинать с середины листа бумаги, расположенного

Мюллер Хорст. Составление ментальных карт: метод генерации и структурирования идей.

Ментальная карта – это способ систематизации знаний с помощью схем; это технология...

Интеллект-карта как средство речевого и познавательного...

Метод интеллект-карт используется в разных сферах человеческой деятельности, в том числе и в образовании. Рекомендации по применению интеллект-карт в процессе обучения дошкольников были даны кандидатом педагогических наук Акименко В. М. Интеллект-карта...

Использование ментальных карт в учебном процессе как средство...

Ментальные карты — это рациональный и продуктивный прием представления информации.

Над ветвями записывают основные понятия или рисуют конкретный образ.

Использование ментальных карт в рамках обобщения и систематизации учебного материала по теме или...

Ментальные карты как средство организации и активизации...

Ментальная карта – это способ систематизации знаний с помощью схем; это технология изображения информации в

Последовательность составления ментальной карты.

Интеллект-карты, созданные на этих занятиях, отличались большим разнообразием объектов...

Познавательно-речевое развитие детей дошкольного возраста...

Интеллектуальная карта — это уникальный и простой метод запоминания информации, с

Интеллектуальная карта − это графический способ представления идей, информации в виде карты

А непосредственное участие воспитанников в составлении интеллект-карт...

Как интеллект-карты помогут вам написать научную статью

Главная идея интеллект-карт в том, чтобы смоделировать, нарисовать мысли, которые летают по нейронам нашего мозга. Ученые бьются над тем, чтобы понять, как мы думаем. В нашей голове явно лежат не абзацы текста, нумерованные или маркированные списки. Там все...

Современные формы условно-графической наглядности: методика...

1. Информация должна быть представлена в графической форме. Основные элементы должны быть взаимосвязаны стрелками, конечный образ

Интеллект-карта и инфографика могут быть использованы:при изучении нового материала; при организации познавательной деятельности...

Технология развития критического мышления на уроках русского...

Очень интересные синквейны на уроках русского языка сочиняют пятиклассники.

Составление прогноза развивает психологическую зоркость, погружает во внутренний мир

Павлова, А. И. О технологии развития критического мышления учащихся на уроках русского...

Задать вопрос