Роль музыкального сопровождения в киноиндустрии | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 18 мая, печатный экземпляр отправим 22 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Искусствоведение

Опубликовано в Молодой учёный №6 (348) февраль 2021 г.

Дата публикации: 04.02.2021

Статья просмотрена: 964 раза

Библиографическое описание:

Хурумова, Т. К. Роль музыкального сопровождения в киноиндустрии / Т. К. Хурумова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 6 (348). — С. 154-161. — URL: https://moluch.ru/archive/348/78423/ (дата обращения: 05.05.2024).



Целью данной статьи было разобраться в том, насколько важна музыка в кинопроизводстве. Была поставлена задача найти ответы на следующие вопросы: увеличивается шанс фильма на успех, если в нем присутствует качественная музыка, важен ли серьёзный индивидуальный музыкальный подход к драматургии кино или можно обойтиcь фоновой музыкой?

В работе исследовалась музыка из знаменитых современных сериалов российского и зарубежного производства — «Доктор Хаус» и «Шерлок».

Нами были использованы следующие методы: анализ, описание, опрос.

Были получены следующие результаты: качественная музыка увеличивает процент популярности сериала. Особенно важную роль музыка играет в лентах, в которых основную нагрузку несут взаимоотношения персонажей, где необходимо показать эмоции, как в 3–4 сезонах сериала «Шерлок». В сериалах, где внимание не акцентируется на передаче эмоций, музыка играет намного меньшую роль, но популярность от этого не падает, что мы доказали на примере сериала «Доктор Хаус».

Ключевые слова: сериал, кино, музыка, создатели, музыкальная драматургия, композитор, тема, персонажи, композиция.

Purpose of our article was to determine music how important music is in the film production. We had tasks to find the answers to these questions: how much the film’s chance of success increasis if it useses high quality music, if a serious individual approach to film dramais important or it is possible to use only background music?

We were used the follow methods: analysis, description,survey.

We have got the follow results: quality music increases a percent of popularity of the series. Especially music plays in important role in series where the relationships of heroes have a crutial part and where it is necessary to show emotions, how it is in series «Sherlok».In series where attention is not focus on the transfer of emotions, music plays much smaller role, but the popularity doesn’t fall, that we proved by the example «Doctor House».

Keywords : series, cinema, music, creators, musical dramaturgy, composer, theme, character, composition.

Музыка играет важную роль в кинематографе почти со времен его основания, когда в Париже в 1895 году состоялся первый показ братьев Люмьеров. Они и не думали, что их изобретение будет таким популярным, но кино быстро развивалось, и в 1931 году в Советском Союзе появился первый звуковой фильм — «Путевка в жизнь» Николая Экка. Начиная с этого момента в СССР появляются музыкальные комедии, наибольшую известность из которых получили комедии режиссера Григория Александрова «Цирк», «Веселые ребята» и «Волга-Волга». Песни Исаака Дунаевского полюбились зрителям, их пела вся страна. Великие советские композиторы Дмитрий Шостакович и Сергей Прокофьев также тесно сотрудничали с кинематографистами: Дмитрий Шостакович написал музыку к 35 кинофильмам, но самой известной стала музыка из кинофильма «Овод». Сергей Прокофьев написал значительно меньше музыки для кино, но его музыкальные композиции более знамениты: особняком стоят работы для кинофильма «Иван Грозный» и «Александр Невский».

В наше время кинофильмы и сериалы редко бывают без музыки. Она вызывает эмоции не только в процессе просмотра картины, но и независимо от кино. Выпускаются отдельные альбомы с лучшими композициями из сериалов, с так называемыми саундтреками. Существуют как официальные записи (OST), так и любительские.

В кино могут использоваться два вида подбора музыкального материала. Музыка может быть создана специально для определенного кинофильма или сериала (в таком случае заключается договор), а могут быть использованы общеизвестные композиции. У каждого варианта есть свои преимущества и недостатки, рассмотрим их.

1 вариант: композитор может написать музыку, которая будет наиболее точно подходить к визуальному ряду, то есть выражать те эмоции, которые заложены в том или ином эпизоде. Возможно использование лейтмотивов, принадлежащих героям или отражающих различные понятия (любовь, зло) или события. Среди недостатков можно отметить дополнительные траты времени и денег на оркестр и звукозапись музыкальных композиций. Непросто найти и композитора.

2 вариант: в относительные плюсы мы можем записать более легкий подбор музыкального материала, так как найти хорошего музыкального редактора легче, чем композитора. Однако в этом случае не будет эффекта специально созданной музыкальной драматургии для каждого персонажа или понятия, музыка будет иметь чисто сопроводительный характер.

В статье мы проанализируем музыку из двух сериалов («Шерлок», «Доктор Хаус»). Мы остановим наше внимание на тех композициях, которые лучше всего отображают показанное на экране. Наша цель обосновать рациональность их использования.

«Доктор Хаус» («HouseM.D».) — культовый американский сериал начала 2000-х годов. Он с самого первого сезона обратил на себя внимание и сейчас является одним из самых популярных в мире. Сериал обладает интересным сюжетом: это история о гениальном враче-диагносте, спасающем жизни пациентам, но при этом имеющим ужасный характер: Хаус постоянно издевается над своими коллегами и единственным другом доктором Уилсоном. Актеры, сыгравшие главные роли, сразу полюбились зрителям, особенно Хью Лори — исполнитель, сыгравший доктора Хауса. Неудивительно, что сериал стал «долгожителем»: было отснято 8 сезонов. За это время эпизоды снимались разными режиссерами, но наиболее важную роль в создании сериала сыграл автор идеи и сценарист Дэвид Шор.

За 8 сезонов зрители услышали немало музыки. Кроме знаменитой композиции Massiveattake — «Teardrop»на заставке, создатели сериала использовали известные англоязычные композиции различных жанров: рок, блюз, джаз и другие. Во время действия звучала в основном только фоновая музыка, а песенные композиции ставились в начале серии и в конце. Рассмотрим несколько примеров использования музыкальных композиций в конце серий, где музыка наиболее ярко должна выражать эмоции.

21 серия II сезона заканчивается пробуждением Эрика Формана после тяжелой болезни. В этот момент звучит композиция Марка Кона «One Safe Place» («Одно безопасное место»). Это грустная лирическая композиция под гитарный аккомпанемент отлично иллюстрирует происходящее на экране, тем более слова песни прекрасно дополняют видеоряд: «Сколько дорог прошли? Сколько снов вы увидели? Через песок, небо и гравий в поисках одного безопасного места». Создатели талантливо подобрали композицию, которая как бы описывает страдания, через которые прошел Форман, а жизнь в этой песне и является «одним безопасным местом». Завершение серии этой композицией является отличным вариантом подбора музыки.

20 серия V сезона заканчивается трагично: на экране похороны одного из участников команды Хауса — Катнера. Звучит авторская рок-композиция Питера Йорна «Lose You» («Потерять тебя»). В этой песне нет трагизма, она носит характер чистой светлой грусти от потери знакомого человека. По смыслу песня также отлично ложится на видеоряд, так как команда Хауса, конечно, переживает, но смерть Катнера не носит для нее масштаба трагедии. Посмотрим на другие ситуации.

Знаменитая финальная серия «Сердце Уилсона» IV сезона, в окончании которой мы слышим три разные композиции, была неоднократно признана лучшим эпизодом в сериале. Первая композиция звучит на фоне прощания команды Хауса с подругой доктора Уилсона, Эмбер. Она попала вместе с Хаусом в аварию в автобусе и теперь умирает. В момент прощания Уилсона с подругой звучит отрывок из композиции американского исполнителя Bon Iver«Stacks». Она отдает настроением легкой грусти, по содержанию пессимистична: «Все, что произошло — парализовано дождем <....> моя любовь замерзла в мерзлом грунте». Создатели с помощью данной композиции нас уверяют, что в смерти Эмбер нет ничего трагичного. Мы испытываем только чувство горечи и сожаления о несбывшемся счастье Эмбер и доктора Уилсона. В следующей сцене нам показывают доктора Хауса без сознания в палате после проведенной ему стимуляции мозга. Эта процедура должна была помочь выяснить, что случилось с Эмбер. Ему снится, что он в разбившемся автобусе. Вдруг звучат ободряющие аккорды песни валлийской группы «People in planes» — «Light for the Deadvine» («Свет для засохшей лозы»). О словах в песне говорить здесь не имеет смысла, так как дальше аккордов дело не пошло. Бодрящим вступлением создатели подсказывают зрителям, что главный герой обязательно выживет. Приблизительно через 2 минуты начинает звучать следующая композиция. Это песня «Passing afternoon» («Проходящий день») певца, поющего под псевдонимом Iron and Wine. Песня снова печально-лирическая. На экране нам в это время показывают видеоряд: Хауса, мучающегося от чувства вины, что умер не он, а молодая Эмбер; Тринадцатую (врач из команды Хауса), которая узнает, что смертельно больна; страдающего от одиночества Уилсона. Как мы видим, истории действительно трагичны, и было бы логично использовать более драматическую, тревожную музыку. Но единственное, что мы получаем — композицию в стиле рок-фолка, вызывающую сострадание и провоцирующую на раздумье о хрупкости бытия.

Еще один пример, который нужно отметить — вымышленные похороны Хауса, после пожара в доме пациента (последние 7 минут сериала). Все думают, что доктор Хаус погиб. На самом деле он инсценировал свою смерть, чтобы укрыться от полиции и провести время с больным другом Уилсоном, которому осталось полгода жизни. Похороны проходят под фоновую музыку, песня звучит только после встречи доктора Хауса с Уилсоном. Нам показывают, то, что случилось после «смерти» доктора Хауса: Чейз стал заведующим отделением диагностики, Кэмерон вышла замуж и родила ребенка, Форман стал главврачом больницы. Все это нам показывают на фоне лирической рок-композиции «Keep me in your heart» («Храни меня в своем сердце») автора Waren Zevon. Этой песней создатели намекают, что доктор Хаус, несмотря на недостатки своего характера, остался в памяти тех людей, с которыми он работал. Последний кадр — Хаус и Уилсон отправляются в путешествие под песню великого американского певца джаза Луи Прима — «Enjoy yourself» («Наслаждайся»), таким образом сериал заканчивается на мажорной ноте. Использованием этой великой джазовой композиции, создатели показывают себя оптимистами и говорят людям, что радоваться жизни надо уметь даже на краю гибели.

Изучив выбранные композиции, мы убедились, как трудно подобрать нужную музыку для той или иной ситуации кинофильма. Частое использование композиций одних и тех же жанров (здесь в основном лирические), дарит зрителям оптимистичный взгляд на мир, хотя в сериале есть много поистине трагичных ситуаций (смерть Катнера, Эмбер, сцены страдания Хауса, Уилсона).

Рассмотрим фильм с системой лейттем. Британский сериал «Шерлок» («Sherlock») от BBC также один из самых знаменитых в наше время: он стал популярным сразу после выхода первого эпизода в 2012 году. Приключения великого сыщика и его друга доктора Ватсона в современном мире сразу понравились телезрителям. Основные поклонники этого сериала — подростки и молодые люди примерно до 30 лет, так как людям более старшего возраста приходятся не по душе постоянные выходки главного персонажа, излишняя его эмоциональность, ненормальная тяга к работе, любовь к разгадыванию головоломок, эгоистичность, самовлюбленность, неспособность чувствовать любовь и т. д. (Шерлок во многом схож с доктором Хаусом). Сериал любим зрителями за постоянное поддерживаемое напряжение, которое создается не только за счет интересного, закрученного сюжета (что тоже не нравится многим людям старшего возраста), но и бесподобной игры актёров Бенедикта Камбербетча (Шерлок) и Мартина Фримана (Джон Ватсон).

Музыка в этом сериале играет очень важную роль, она подчеркивает эмоции героев, описывает их натуру, заставляет нас еще больше переживать за героев. Создатели сериала сделали правильный ход, пригласив уже довольно известных композиторов-неоклассиков Давида Арнольда (фильм «Годзилла», «День независимости») и Майкла Прайса («Остров», «Сирена»). Они создали удивительную музыкальную поддержку драматургии сериала. Ими была выработана система лейттем образов наиболее важных героев, где главными являются лейтмотивы главных персонажей — Шерлока и Джона.

Помимо тем основных героев в сериале есть темы Мориарти, Ирен Адлер, Мэри, Магнусена, Эвр, и еще много побочных тем. Важно, что каждой теме того или иного героя приписан какой-то инструмент, ассоциирующийся с персонажем. Разберем самые основные темы.

Сериал открывается вступительной композицией (Main theme). Основой композиции является тема Шерлока. В сериале есть две темы главного героя, одна из них (Main theme) звучит в титрах. Она является симбиозом основных тем Джона и Шерлока, появляющихся в самом сериале, и образует одну новую. С помощью этого появляется возможность показать связь героев. От темы Ватсона остаётся общий рисунок (измененный мотив звучит здесь 2 раза в виде секвенции); от основной темы Шерлока здесь синкопированный ритм и изменённая каденция в увеличении. Помимо титров эта тема активно используется в сериале и передаёт внутренние чувства героев, поэтому композиторы назвали её «внутренней» темой Шерлока. Тема звучит у разных инструментов, в разных тональностях. Например, во второй серии 1 сезона, в сцене, где Шерлок и Джон едут из больницы в полицию, тема звучит у виолончели в d-moll. Потом, когда Шерлок разговаривает со старушкой (заложницей Мориарти) и в тот момент, когда Мориарти её убивает, тема звучит в b-moll, также в исполнении виолончели. Выбор этого инструмента и изменение тональностей в сторону увеличения бемолей (от тональности темы в титрах a-moll) способствует появлению чувства печали и легкой тревоги в душе.

Вторая тема Шерлока — «В игру!» — основная в сериале. Создатели назвали ее внешней темой, так как она явно иллюстрирует поведение персонажа, которое видно всем. Тема удивительно точно передает характер героя: она идет в подвижном темпе, в основном отрывиста, содержит в себе внутритактовые синкопы, словно призванные сдерживать главного персонажа. Эта тема достаточно продолжительная, поэтому с ней можно творить все, что угодно: заменить инструменты, придать различные жанровые характеристики. Создатели это используют для того, чтобы подчеркнуть изменения в эмоциональном состоянии героя. Например, во второй серии 1 сезона: Шерлок игриво прыгает с одного места на другое, пытаясь определить, как преступник попал в банк. В это время его тема превращается из привычной азартной в суперигривую за счет использования цимбал вместо скрипок, которые звучат в обычном проведении темы (например, тема погони из первой серии). Другой пример: финал третьей серии IIсезона. Джон и миссис Хадсон стоят на могиле Шерлока. После темы Джона идет тема Шерлока (Шерлока прячется за деревьями). Она звучит у скрипок cantileno, словно романс или песня без слов. От озорства ничего не осталось. Здесь тема отдает грустью и олицетворяет тоску по Джону, ведь Шерлок знает, что долго теперь не увидится с ним. Еще пример: во второй серии III сезона Шерлок проникает в Букингемский дворец, подстроившись в ряды гвардейцев. Они маршируют под тему Шерлока. В финальной серии 4 сезона, в один из самых драматичных моментов сериала, в композиции «Brother Mine» («Брат мой»), тема детектива с помощью вычленения преображается в поистине трагическую: она, как в и в финалеII сезона, написана в cantileno, но здесь уже не тоска по Джону, а осознание трагичности ситуации. В этой композиции самую важную роль играет скрипичное соло, но волнующее сопровождение, состоящее из ансамбля струнных инструментов, фортепиано, голоса, и бьющего в конце колокола, создает ауру драматического момента. Стоит отметить, что композиторы часто применяют прием зарождения темы с помощью гармонии (можно заметить, как тема как будто выходит из тени, постепенно выявляясь). Зарождение темы происходит на piano, потом тема вступает во всю свою силу. Такой пример мы можем наблюдать в самом начале сериала: Стэмфорд представляет Джона Шерлоку. Знакомство происходит на фоне отголосков темы Шерлока. В полную мощь она звучит только после ухода главного персонажа, отражая недоумения Джона от знакомства с таким неординарным человеком.

Иногда мелодия темы теряется, и от нее остается одна гармония, например, во второй серии IV сезона в сцене разговора Майкрофта и его коллеги леди Смолвут. Не ясно, что этим хотели сказать создатели, возможно это намек на то, что Шерлок до сих пор думает, что его брат переживает из-за размолвки с леди Смолвут[1].

Другая по важности тема в сериале принадлежит Джону. Она сильно контрастирует с темой Шерлока: короткая и грустная, в g-moll с элементами фригийского лада (b-d-с-g). Несмотря на то, что в теме только 4 ноты, которые обычно играет фортепиано, она отлично передает психологическое состояние Джона, изменяясь на протяжении всего сериала. Тема появляется в первой сцене, где Джон страдает от одиночества (сидит на кровати в гостинице, опустив голову) и после знакомства с Холмсом, когда друга нет рядом или Джон чем-то расстроен. Рассмотрим примеры: первая серия Iсезон — Шерлок разговаривает с преступником. Джон ищет Шерлока, так как чувствует, что его товарищ в беде. В этом эпизоде тема доктора символизирует тревогу за своего товарища, несмотря на то, что они только познакомились. Логично, что тема звучит, когда Джон страдает из-за «смерти» Шерлока в конце 3 серии второго сезона и в начале третьего сезона. Но кажется странным использование этой темы, когда Джон с общается с кем-то другим. Например, во 2 серии первого сезона, во время свидания с Сарой. Что хотели сказать этим создатели? С Шерлоком ему интересней, чем с обычной девушкой-врачом?

Также тема Джона звучит как отражение его разочарования в Шерлоке. Например, в 3 серииIсезона тема звучит после разговора с Шерлоком, о том, что ему не жалко заложников, а именно после разговора: «…на кону жизни! Тебя это вообще как-нибудь волнует?» — «Волнение поможет спасти кого-нибудь?» — «Нет». — «Тогда я и дальше буду избегать этой ошибки» <...>. Хочется обратить внимание на то, как с помощью музыки можно показать связь героев. Создатели часто ставят темы главных персонажей в одну композицию, например, в первой серии I сезона: после осмотра тела жертвы звучит тема Шерлока в исполнении цимбалы (здесь присутствует прием зарождения темы). Весёлый Шерлок мчится искать розовый чемодан, а грустный Джон выходит на улицу искать такси. В этот момент появляется его тема. Музыкальный инструмент при этом изначально не меняется, звучит та же цимбала, что исполняла тему Шерлока! Фортепиано начинает сопровождать эту тему позже. Этим приемом композиторы показали влияние сыщика на Джона.

Другой важный пример. В 3 серии III сезона Шерлок находится на краю гибели. Ему мерещится мертвый Мориарти в цепях, поющий язвительную песенку. Он тянет Шерлока с собой, говоря, что мертвым быть хорошо. Но после слов «Джон Ватсон в опасности, это точно», Шерлок начинает карабкаться по лестнице. В этот момент начинает звучать тема-лестница (это аллегория на возвращение Шерлока к жизни), поднимающаяся к вершине. И тут важно услышать, что толчком к движению вверх является именно тема Джона у духового инструмента. Она так завуалирована композиторами, что ее надо еще постараться услышать! Аналогичный пример есть во второй серии 4 сезона, когда Шерлок пытается вычислить маньяка Смитта будучи под наркотическим опьянением. Началом мотива-лестницы (здесь она олицетворяет маньяка) являются первые фортепианные аккорды из темы Джона. Включением аккордов темы Джона в композиции, связанные с детективом, композиторы показывают, что Шерлок все время думает о Ватсоне.

Тема Джеймса Мориарти состоит всего лишь из четырех нот, но несмотря на такое количество нот, она отлично передает чувство холода, жестокости. Этому способствует не только многократное повторение одного и того же мотива в исполнении контрабаса, но и звук, напоминающий постукивание по деревяшке, а также использование электронного саунда (звук завывания ветра, который словно предвещает что-то плохое). Тема Мориарти появляется еще до встречи с самим героем. В первой серии она связана с таксистом, убивающим людей по заказу, во второй серии персонифицируется с руководителем шайки контрабандистов Шань. Тему можно было бы назвать темой зла, если бы не связь этих преступников с Мориарти. Тема также появляется и после смерти героя (например, во второй серии IV сезона тема Мориарти также сопровождает маньяка Смитта). Это говорит о том, Шерлок каждого преступника видит через призму Мориарти. Визуальная связь темы с настоящим хозяином появляется только в третьей серии, когда враги (Шерлок и Джеймс) встречаются в бассейне. Тема Джеймса имеет вариацию. Первый раз она появляется в первой серии II сезона. Назовем ее тема Мориарти-опасность. Композиторы создали что-то поистине ужасающее, леденящее душу. Первый раз она появляется внезапно, после темы соблазнительной темы Ирен Адлер, которую мы разберем позже. Сначала слышится звук ветра, который всегда вначале сопровождает основную тему Мориарти, и потом сразу же звучит главная тема Мориарти-опасность. В кадре в этот момент Шерлок возвращается домой и видит, что спецагенты захватили в заложники миссис Хадсон (Шерлок, возможно, чувствует, что здесь есть связь с Мориарти). Здесь тема звучит совсем недолго, она только подсказывает нам, что будет что-то плохое.

Наиболее жуткое впечатление эта музыка производит в финале II сезона, где происходит кульминация: перенос оригинальной битвы Шерлока Холмса и профессора Мориарти с водопада на крышу больницы Святого Варфоломея в Лондоне. Здесь тема звучит во всей своей мощи. Разберем подробнее: вместо 4 звуков — целая композиция, состоящая из вариации главной темы Мориарти, в которой происходит удвоение каждой доли такта. Появляется тональность cis-moll. В сцене на крыше композиция имеет вступление, в котором основная тема Мориарти в исполнении контрабаса, накладывается на жалобную мелодию скрипки. В основном разделе композиции продолжается диалог скрипки и темы Мориарти, только основная его тема переходит в тему Мориарти-опасность. К скрипичной теме добавляются элементы из внутренней темы Шерлока, которую играют валторны. Печально-трагическое соло скрипок будто передает тревогу Шерлока и Джона.

Удивительным образом композиторы переносят действие с экрана в музыкальную драматургию. Тема Мориарти-опасность подчеркивается пунктирными ударами, повторяется нескончаемое количество раз. Композиция делится на два раздела по степени мощности звучания. В первом разделе обе темы звучат примерно в динамике mezzo forte (Джеймс и Шерлок разговаривают), во втором разделе происходит резкое увеличение динамической мощи. Переломный момент наступает, когда Мориарти застреливается. Тема Мориарти, несмотря на смерть персонажа, еще больше наступает на тему Шерлока, которая превращается из жалобной в кричащую от отчаяния.

Удивительно, что у Мориарти есть еще одна тема — почти двойник внутренней темы Шерлока и темы Джона. Мелодический рисунок совпадает, но изменён второй интервал (у Джона мелодия состоит из малой терции и кварты, у темы Шерлока из малой терции и большой терции, у Джейса из двух малых терций), то есть у Мориарти круг более узкий, что создает драматизм. Эта тема часто звучит в сериале, в основном также в исполнении контрабаса. Например, в самой первой серии (в эпизоде погони за маньяком), она звучит как дополнение к теме Шерлока, но самое важное значение она имеет в третьей серии II сезона, где звучит как постоянное напоминание сыщику об угрозе. Неоднократное повторение этой темы поддерживает напряжение, в качестве примера можем взять её проведение в сцене в лаборатории.

Нельзя не обратить внимание на две любовные темы в сериале, они связаны с Ирэн Адлер и звучат только в одной серии. Обе темы взаимосвязаны, написаны в одной тональности a-moll, обе звучат в исполнении струнных. Это самые романтичные темы в сериале.

Одна тема называется так и называется «тема «Ирэн» («Iren's theme»). Она звучит только один раз в исполнении скрипки. Эта довольно длинная тема лирического характера. Триольные шестнадцатые, «втиснутые» в кантиленную фразу вносят особые элементы выразительности, подчеркивающие отношение темы к жанру романса. По сюжету эту мелодию придумал сам Шерлок Холмс, когда импровизировал.

Другая тема называется «Женщина» («Woman») или «Sherloked» (извращённый английский). Эта тема звучит несколько раз в сериале, первый раз в момент того, как Шерлок и Ирэн смотрят фотографии друг друга. Основная тональность темы — a-moll гармонический, по своему строению она очень страстная, но удивительно простая. Должны отметить, что здесь композиторы использовали тот же прием зарождения темы, что в теме Шерлока «В игру!». Мелодия начинается в субдоминантовой гармонии и построена в основном по звукам трезвучий. Её страстно исполняет виолончель, в сопровождении которой звучат скрипки, играющие элементы основной темы Ирэн Адлер. Таким образом, композиторы снова соединили две темы и одновременно показали связь героев. Большое значение имеет роль пульсации в басу электронного саунда, которую многие любители музыки приняли за символ биения сердца Ирэн. Тема имеет волнообразное динамическое звучание, в конце она ослабевает на тающих звуках фортепиано. Наибольшее значение тема имеет в конце серии: она начинает тихо звучать в тот момент, когда Шерлок собирается разоблачить интриганку, а в полную силу звучит после слов сыщика: «потому что я считал ваш пульс... учащенный». Такая страстная тема и кадры с плачущей женщиной, влюбленно смотрящей в глаза главного героя — идеальное сочетание видеоряда и музыки. В самых последних кадрах серии происходит последнее проведение темы: Холмс вспоминает, как он спас Ирен от казни в Карачи. Здесь с помощью этой темы композиторы замечательно показывают чувства персонажей друг к другу: основная тема женщины играет во время того, как героиня пишет sms сыщику. Она закрывает глаза, подготовившись к казни (тишина), но вдруг слышится звук sms от Шерлока. Ирен открывает полные надеждой спасения глаза на фоне тех тающих аккордов фортепиано, которые символизируют надежду, и видит Шерлока. Затем тема звучит с нарастающей динамикой от заново вспыхнувшей любви Ирэн к сыщику. В конце серии Шерлок Холмса фоне элемента из темы Ирэн Адлер вспоминает шантажистку и говорит: «Эта женщина». Создатели блестяще показали, что главный герой все-таки неравнодушен к ней.

В III сезоне продолжается развитие сериала: меняются главные персонажи, появляются новые. Основное изменение произошло с главным героем: вернувшись после двухлетнего отсутствия, Шерлок должен заново получить доверие Джона, который для него уже не просто верный друг, а даже больше, чем брат. Это доказывают его поступки и поведение в IV сезоне. Джон за это время влюбился, поэтому появился новый персонаж — Мэри Ватсон. Она в какой-то степени заменила ему друга и помогла выйти из депрессии после смерти Шерлока. Первый кадр третьего сезона — Джон и Мэри стоят на могиле сыщика под тему доктора. Заметим, что эта тема изменилась, она поднялась на один-полтона выше. Хоть лад и остался минорным, тема уже не слышится как безнадежно печальная за счет использования диезной тональности (gis-moll). Мэри также имеет тему. В основном виде тема звучит только один раз, когда героиня приходит к Джону в ресторан, где он собирается сделать ей предложение. Разберем тему подробнее: тональность яркая — C-dur, размер 6/4, в исполнении струнной группы. Во время прослушивания данной темы возникает образ раскрывающегося прекрасного цветка. В медленном темпе воцаряется светлый, чистый образ героини. Особенность темы в том, что до третьего такта гармония на один шаг отстает от мелодии, но потом все встает на свои места. Таким образом, композиторы уже намекают, что образ милой светлой девушки очень неустойчив. Уже через несколько минут после того, как Шерлок является в ресторан, повергнув в шок помолвленных, нам показывают, как он изучает невесту друга. В этот момент тема Мери звучит второй раз, но в ней пропадает несколько нот, а если быть точнее, два важных мелодических мотива (опевания). Шерлок разделил образ героини на несколько частей, такой распад мелодической линии темы — это аллегория на двойственность образа героини. Далее эта тема, как уже говорилось, в таком виде не появляется, а звучат только ее вариации. Первая вариация темы появляется во второй серии III сезона и звучит в сольном скрипичном исполнении. Тут создатели опять используют точно такой же прием, как с вариацией темы Ирен Адлер: Шерлок сам сочиняет эту тему (вальс) для свадьбы Джона и Мэри. Важно услышать, что в вальс вставлены как раз те самые отсутствующие элементы из основной темы, то есть Шерлок составляет образ Мэри, который разложил на элементы. Основное отличие третьей и четвертой вариации от основной темы — минорный лад. Обе темы появляются в третьей серии III сезона. Третья вариация звучит в композиции «Lie in Leinster Gardens» («Ложь на Леинстон Гарденс»), в сцене в «пустой дом» и «Рождество». Эта удивительная, таинственная композиция с лиричным, ламентозным соло виолончели и вальса у фортепиано чутко выражает боль Джона от лжи жены. Вариация в композиции — «Addicted to a certain lifestile» («Пристрастие к определенному образу жизни») — такого же склада, как и предыдущая, и несет такое значение в сериале — разоблачение Мери и боль Джона. В этой теме важные мотивы вальса (те самые опевания) изменяются, как изменяется образ Мэри. Очень логично использование этой темы первый раз в сцене, где Шерлок застает Мэри, которая хочет убить Магнуссена (о нем речь пойдет позже). Тема начинает звучать в момент, когда сыщик узнает, кто перед ним. Она как бы отражает перевернувшееся в этот момент сознание Шерлока [2] . Появление ее второй раз во время разговора на Бейкер-стрит, где Мэри рассказывает Джону правду, также обосновано. После этого появляется еще одна вариация темы Мэри в первой серии 4 сезона. Говоря о финальном сезоне, стоит сказать, что он отличается особой трагичностью и эмоциональностью. Создатели сериала уверены, что герои должны меняться, но многим фанатам эти изменения оказались не по душе. Первая вариация Мэри в IV сезоне почти не отличается от вариации в композиции «Lie in Leinston Gardens»: после мотива опевания мелодическая линия также сразу опускается вниз, не задерживаясь. Композиция с этой вариацией называется «Gunshot» («Выстрел»). Она звучит в один из самых трагичных моментов сериала — смерти Мэри в конце первой серии[3], сразу после выстрела предательницы-секретарши. Начало композиции в e-moll. Тема проводится 7 раз в полифоническом изложении у струнных (скрипка и виолончель). Полифония возвращает нас в эпоху барокко, когда она играла важную роль в церковной музыке. Этот тип изложения был использован композиторами не просто так: через несколько секунд после смерти Мэри звучит квартсекстаккорд, исполняемый гитарой. И тут надо вспомнить, что в ту же эпоху барокко квартсекстаккорд символизировал жертвенность[4], и поэтому он отлично вписывается сюда по символике. После, вариация темы Мэри как будто пытается снова начать звучать, но проходит только 2 раза в исполнении скрипок. Она уступает ламентозным интонациям, которые звучат сначала у скрипок и затем переходят к фортепиано. Если вспомнить инструменты, которые обычно играют темы главных персонажей, можно сделать вывод: исполнение ламентозных элементов скрипкой отражает страдания Шерлока, исполнение их фортепиано — Джона. В сцене «Шерлок и миссис Хадсон дома», в момент обнаружения детективом диска с надписью «Miss me?»[5]начинает звучать последняя в серии композиция «Get your attention» («Привлечь твое внимание»). В начале композиции — тема Мориарти (Шерлок думает, что диск связан с Джеймсом), но, когда на экране у Шерлока появляется Мэри, тема Джеймса уступает теме Мэри, а точнее ее последней вариации в серии. По нотам она полностью совпадает с вальсом, который был сочинен Шерлоком, но изменились темп (в два раза медленный), ритм (четверти вместо восьмых), тональность (с-moll вместо С-dur), инструмент (фортепиано вместо скрипки). Появилось сопровождение, которое изложено в хоральной фактуре, в эпоху Барокко передающее молитвенное состояние. По сути, эта композиция передает боль Шерлока во время просмотра видео-послания Мэри[6].

Тема имеет еще одну вариацию во 2 серииIV сезона в сцене разговора друзей после очередного спасения Шерлока[7]. Джон наконец-то простил друга, признав, что Шерлок не виновен в смерти Мэри. Когда Джон обращается к умершей жене звучит композиция «Who I want to be» («Кем я хочу быть»). Она необычайно проста в гармонии (a-moll) и звучит как нечто светлое и грустное. Большую роль в композиции играют струнные инструменты, особую лирическую ноту добавляет звучание арфы, но главную смысловую функцию выполняет вокализ сопрано, олицетворяющий пение ангелов. Таким образом, композиторы прощаются с героиней вместе Джоном и Шерлоком.

Кроме Мэри в III сезоне зрители знакомятся еще с одним новым персонажем — Чарльзом Огастесом Магнуссеном. Он появляется менее чем на минуту в конце первой серии. Тогда же первый раз звучит его тема. За счет того, что кадры с Магнусеном вставлены после очередного веселого проведения темы Шерлока «в игру!» (ознаменовавшего воссоединение дружбы героев) и титрами (внутренней темой Шерлока), тема Магнусена образует контраст. По оркестровке она схожа с темой Мориарти, где соло играет контрабас. Здесь этот инструмент создает такое же впечатление чего-то тихо ползущего, типа ядовитой змеи, и это отлично передает образ липкого, мерзко-хитрого персонажа. Партия контрабаса, в основе которой лежит восходящая мелодическая линия с последующим скачком вниз (на ув.4), таит большую угрозу. Зловещие нисходящие трезвучия валторн и устрашающий электронный саунд ещё больше создают драматическое напряжение. В полную силу образ персонажа раскрывается в финальной серии III сезона, где к основной теме добавляется вторая тема, связанная с этим персонажем. В этой серии Магнуссен становится яблоком раздора для Мери и Джона. Он, будучи владельцем газет, многое знает о прошлом Мэри Ватсон, и именно поэтому она хочет его убить[8]. Нам раскрывают образ этого персонажа, где он шантажирует женщину-чиновника, там появляется тема из композиции «Appledore» («Эплдор»). Она звучит, когда показывают дом Магнусена, где он хранит разоблачающие людей документы. Основная тема «Appledore» состоит из 4 повторяющихся нот, но сама композиция включает основную тему персонажа. Тяжелым штрихом marcato скрипки передается впечатление большой угрозы, идущей от Магнусена, в середине же композиции электронный саунд производит «булькающие звуки», которые символизируют угрозу от «плавающей акулы» (именно так его называет детектив). Эта композиция звучит только два раза (вначале серии и при прилете Шерлока и Джона в Эпплдор) и не изменяется, в отличие от основной темы. Основная тема несколько раз меняет сопровождение. В сцене, где Шерлок в больнице и к нему приходит Мэри, тема идет в сопровождении ударных инструментов. Интересно, что этим хотели сказать создатели? А в сцене разговора с Магнусеном в той же больнице и в Эплдоре, композиторы использовали тему в сопровождении челесты. Чистый, хрустальный тембр, испокон веков ассоциирующийся с божественным звуком, смотрится здесь как шутка, но на самом деле, все гораздо проще: в жизни мы можем светлое принимать за черное и наоборот. Звук челесты здесь тоже волшебство, только темная сторона. В какой-то мере оно отражает ту роковую ошибку, что совершает детектив в конце III сезона, приходя к Магнусену, чтобы совершить обмен [9] . После смерти персонажа [10] тема исчезает из сериала.

Последняя тема из сериала, которую надо отметить — тема Эвр[11]. Появление этой женщины в финальном сезоне вызвало у многих поклонников сериала недоумение, так как она отсутствует в оригинальных рассказах Конан Дойла. С помощью введения этой героини создатели максимально накалили страсти, они показали героев с другой стороны, а главное, продемонстрировали Шерлока Холмса, как человека способного на эмоции. Эвр появляется в первой серии: Джон случайно встречается с ней в автобусе, не подозревая, с кем имеет дело. Светлый образ героини подчеркивается темой в мажорном ладу в исполнении кларнета, с легким аккомпанементом струнных (pizz) и фортепиано. По своему образному звучанию эта тема схожа с первым проведением темы Мэри: такая же яркая и воздушная. Схожа она и по принципу преобразования — в таком виде тема появляется в первый и в последний раз. Линия героини разворачивается после смерти Мэри. В конце второй серии нам показывают Джона у нового психотерапевта, которым оказывается Эвр. В этой сцене, где Эвр раскрывает себя перед Джоном, тема звучит иначе: она словно «очернилась». Звук в композиции «In the tower» («В башне») постепенно нарастает и обрастает мрачным звучанием, которое придает мелодии восточный инструмент, символизирующий имя героини и ветер из страшилки Майкрофта.[12]В финальной серии внимание зрителей акцентировано на этой героине и ее жутких экспериментах над людьми. Почти все композиции в серии состоят из темы Эвр: теме придаются разные окраски за счет изменения фактуры сопровождения, тональности, инструментовки. Первый раз в серии тема возникает в момент рассказа Майкрофта о сестре Шерлоку и Джону — звучит композиция в c-moll «She was different» («Она была разной»). Сразу становится ясно, что тема во многом схожа с темой Шерлока «В игру!»: протяженность, похожий ритмический рисунок (в обеих темах важна роль кварты, присутствует элемент трихорда, только в противоположных направлениях), большая роль струнных, одна гармония (тема Шерлока также проходит в c-mollи a-moll), но совершенно иная образная сфера. В этой сцене тема Эвр отражает печаль Майкрофта о произошедшим с сестрой и тревогу за их с братом будущее. Композиция несет только грусть, в отличие от вариаций темы в дальнейшем. Например, в композиции «The Hall» («Чертог»), что звучит в драматичных сценах[13], ощущается угроза за счет изменения фактуры аккомпанемента: постоянное повторение мотива, схожего с темой-двойником Мориарти, а иногда сама тема Мориарти появляется в исполнении валторны, намекая на связь героини с врагом Холмса. Добавление челесты в конец композиции имеет тоже значение, что и в теме Магнусена. Последняя вариация темы стала по-настоящему знаковой: многим музыкантам очень полюбилась эта лирическая композиция, написанная для двух скрипок. Она вызывает легкую ностальгию по первым сезонам, переходя из грустной-лирической в искрометную тему Шерлока «В игру!», которая давно не звучала. Так на мажорной ноте заканчивается замечательный сериал, хотя поклонники до сих пор надеются на продолжение.

Нельзя не сказать, что кроме специально написанной композиторами музыки, создатели виртуозно внедряли уже известные композиции на протяжении всего сериала. Стоит отметить, например, музыкальные предпочтения Мориарти: перед разговором с Шерлоком на крыше он слушал известную композицию «Staying alive» — («Остаться в живых»), что идеально подходило под ситуацию; вход Шерлока в ресторан для встречи с Джоном после «воскресения из мертвых» под песню американской группы Pink Martini «Donde Estas, Yolanda?» («Где же ты, Иоланда?)» также замечательно вписывается в сюжет, подчеркивая отличное, игривое настроение Холмса. Во 2 серии IVсезона все поклонники оценили ввод фрагмента из 9 симфонии Бетховена «Оды радости» в момент сцены сумасшедшей поездки миссис Хадсон к Джону: музыка Бетховена отменно дополняет видеоряд, а текст Шиллера «Обнимитесь миллионы, слейтесь в радости одной!» виртуозно передает цель стремительной поездки героини к Джону — примирение друзей.

В заключение нельзя не отметить, что благодаря упорной работе двух композиторов, сериал «Шерлок» обладает музыкальной драматургией, которая помогает раскрытию образа персонажей. Достойная работа способствовала росту популярности сериала не только среди меломанов и профессиональных музыкантов, но и среди любителей сериала.

Итак, мы сравнили два популярных сериала «Доктор Хаус» и «Шерлок», подключив к этому, в том числе, опрос зрителей: сериал «Шерлок» посмотрело 60 % анкетированных, а сериал «Доктор Хаус» — 40 %. Мы понимаем, что популярность складывается из разных составляющих, здесь важную роль играет харизма персонажей и актеров, а также захватывающий сюжет, однако все опрошенные обращали внимание на музыку.

В результате мы пришли к следующим выводам:

  1. Хорошо подобранная музыка не обеспечивает в должной мере передачу эмоций киноперсонажей, но снять достойный сериал без музыкальной драматургии возможно, в том случае, если внимание акцентируется не на характере и эмоциях персонажей, а на главной идее кинопродукта, как в сериале «Доктор Хаус». Создатели этого сериала больше внимания уделяли поиску диагноза пациентов и дедуктивной мысли главного персонажа, нежели эмоциям и взаимоотношениям героев.
  2. Специально созданная музыкальная драматургия для сериала «Шерлок»[14]виртуозно подчеркивает чувства, мысли персонажей, помогает лучше понимать героев и сочувствовать им. Также она стимулирует интерес зрителей и приглашает к анализу: услышав знакомую тему, зритель настраивается на определенный лад.
  3. Создатели сериала «Шерлок» в процессе съемок изменили вектор развития взаимоотношений и характеров персонажей: добавили больше эмоций, углубились в семейные проблемы. Это послужило источником создания новой качественной музыки: в III и IVсезоне экранное время больше заполнялось музыкальной тканью, которая подсказывала эмоциональное состояние героев и помогала сочувствовать им. В заключение нельзя не отметить, что благодаря упорной работе двух композиторов, сериал «Шерлок» обладает музыкальной драматургией, которая помогает раскрытию персонажей. Достойная работа способствовала росту популярности сериала не только среди меломанов и профессиональных музыкантов, но и среди зрителей.

Мы надеемся, что данная работа станет хорошим толчком для будущих исследований в области музыки, специально созданной для кинематографа. Есть огромное число сериалов с музыкой, достойной более широкого изучения с точки зрения специфики подбора жанров и стилей музыки, наиболее подходящих для того или иного жанра кино. Дальнейшие исследования музыки современного кино помогут режиссерам и музыкальным редакторам легче находить материал, а также будут полезны актерам для более полного эмоционального понимания образа героев.

Литература:

  1. Орлов Павел, «Краткая история кино: от XIXвека до 1940-го [сайт]: tvkinoradiomedia.ru. [электронный ресурс]: URL: https://tvkinoradio.ru/article/article15909-kratkaya-istoriya-kino-ot-xix-veka-do-1940-h-godovhttps (дата обращения 30.10.20)
  2. Культура.РФ: [сайт]: culture.ru [электронный ресурс]// Публикация раздела кино «Великий немой заговорил» URL: https://www.culture.ru/materials/111626/velikii-nemoi-zagovoril (дата обращения 28.10.20).
  3. Сайт Lordfilm [электронный ресурс]// сериал «Доктор Хаус» URL: https://tv1.lordfilm.cz/21559-serial-doktor-haus.html (дата обращения 10.11.20).
  4. Сайт Lordfilm [электронный ресурс]// сериал «Шерлок» URL: https://tv1.lordfilm.cz/21559-serial-doktor-haus.html (дата обращения 15.11.20).
  5. Рисовать музыкой: интервью с композитором Майклом Прайсом MusictoPicture/ AnInterviewwithComposerMichael Price [электронный ресурс]// URL: https://mid0nz.wordpress.com/2014/04/16/music-to-picture-an-interview-with-composer-michael-price (дата обращения 30.12.20).

[1]Во время расследования инцидента, связанного с женой Джона, Шерлок ошибочно подозревал коллегу брата — Леди Смолвут.

[2] Мэри, которая пришла в офис Магнуссена, чтобы убить его, стреляет в Шерлока, оказавшемся на ее пути.

[3]В этом эпизоде Мэри спасает Шерлока от смерти ценой своей жизни.

[4] В.Б. «Символика музыки И.С. Баха».

[5]Это отсылка к Мориарти. В конце 3 серии третьего сезона на всех экранах Британии появилось видео с Мориарти, повторяющим: «Скучали по мне?»

[6]Мэри записала видео для Шерлока на случай своей смерти, где просит его «опуститься в ад», то есть подвергнуть свою жизнь опасности, чтобы вывести Джона Ватсона из депрессии, связанной со смертью жены.

[7]Для спасения Джона Шерлок специально попался в руки серийному убийце, таким образом заставив Джона спасти его.

[8]В тот же эпизод

[9] Шерлок хотел забрать документы, разоблачающие Мэри, в обмен на ноутбук брата, в котором хранились секретные документы правительства. Ошибка была в том, что никаких письменных документов, компрометирующих Мэри, у шантажиста не было, но многие факты её биографии он хранил в своей памяти.

[10] Шерлок убивает Магнусена.

[11]Сестра Шерлока и Майкрофта, о существовании которой Шерлок не знал.

[12]С детства Майкрофт рассказывал младшему брату страшилку: «Грядет восточный ветер, Шерлок. Он унесет тебя». Майкрофт превратил имя младшей сестры в страшилку, имея в виду богиню восточного ветра - Эвр из греческой мифологии.

[13]Безумная сестра захватила частную тюрьму для людей, неспособных жить в обществе, и задала Шерлоку загадку, от разгадки которой зависела жизнь Джона.

[14] Советуем прочитать интервью одного из создателей музыки сериала https://cinemavitas.com/2014/04/16/music-to-picture-an-interview-with-composer-michael-price/

Основные термины (генерируются автоматически): Шерлок, III, композиция, сериал, серия, эта, сезон, музыка, композитор, раз.


Ключевые слова

композиция, тема, музыка, кино, композитор, персонажи, сериал, создатели, музыкальная драматургия

Похожие статьи

Музыка в кинематографе. Опыт анализа музыкальной партитуры...

Музыка каждого имеет собственную, ни с чем не сравнимую, индивидуальность.

В наибольшей степени это относится к творчеству В. Мартынова и Н. Каретникова, написавшего

С А. Аловым и В. Наумовым композитор Н. Каретников работал на нескольких картинах: «Мир...

Мухина Юлдуз Робертовна — Информация об авторе

№21 (416) май 2022 г. Авторы: Кизилова Мария Александровна, Мухина Юлдуз Робертовна. Рубрика: Психология. Страницы: Библиографическое описание: Кизилова, М. А. Взаимосвязь составляющих готовности к профессиональной деятельности у студентов и их осмысления...

Крайнева Раиса Канафиевна — Информация об авторе

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 июня, печатный экземпляр отправим 8 июня. Опубликовать статью в журнале.

Научный журнал «Молодой ученый» №21 (416) май 2022 г.

Препринт — это статья, доступная для читателей до выхода номера журнала в свет. — мгновенно после оплаты.

Печенкина Ольга Алексеевна — Информация об авторе

№21 (416) май 2022 г. Авторы: Печенкин Андрей Андреевич, Печенкина Ольга Алексеевна. Рубрика: Философия. Страницы: Библиографическое описание: Печенкин, А. А. Философия войны: неолиберализм / А. А. Печенкин, О. А. Печенкина. — Текст : непосредственный...

Созвучные слова в английском и русском языках

Чаще всего это происходит с прилагательными. Иногда в существительных нужно добавить окончание в русском языке: chips — чипс ы

Но, в английском языке есть созвучные русскому языку слова, значения которых расходятся. Эти слова одинаковые по произношению или...

Творчество Г. В. Свиридова на уроках музыки (к 100-летнему...)

Композитор писал музыку о самом важном, что происходит в природе, жизни, душе человека.

Сказав, что композитор Свиридов сочинил музыку на эти стихи, мелодия с детьми разучивается по нотам и обращается внимание на энергичную начальную интонацию (кварта).

Ломакина Лилия Наилевна — Информация об авторе

№20 (415) май 2022 г. Авторы: Аскарова Гульназ Габдельгафаровна, Ломакина Лилия Наилевна (научный руководитель). Рубрика: Технические науки. Страницы: Библиографическое описание: Аскарова, Г. Г. Микроструктурное исследование строительной стали / Г. Г. Аскарова.

Булычев Александр Григорьевич — Информация об авторе

№21 (416) май 2022 г. Авторы: Карлов Вадим Александрович, Булычев Александр Григорьевич. Рубрика: Фармация и фармакология. Страницы: Библиографическое описание: Карлов, В. А. Определение оптической чистоты лекарственных средств методом поляриметрии / В. А...

Проблемы и перспективы развития банковского сектора в условиях...

Активы банковского сектора на сегодняшний день почти в два раза больше объема всех государственных средств. В современных реалиях деятельность банков усложнилась за счет локального ужесточения государственного контроля и политики в целом.

Похожие статьи

Музыка в кинематографе. Опыт анализа музыкальной партитуры...

Музыка каждого имеет собственную, ни с чем не сравнимую, индивидуальность.

В наибольшей степени это относится к творчеству В. Мартынова и Н. Каретникова, написавшего

С А. Аловым и В. Наумовым композитор Н. Каретников работал на нескольких картинах: «Мир...

Мухина Юлдуз Робертовна — Информация об авторе

№21 (416) май 2022 г. Авторы: Кизилова Мария Александровна, Мухина Юлдуз Робертовна. Рубрика: Психология. Страницы: Библиографическое описание: Кизилова, М. А. Взаимосвязь составляющих готовности к профессиональной деятельности у студентов и их осмысления...

Крайнева Раиса Канафиевна — Информация об авторе

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 июня, печатный экземпляр отправим 8 июня. Опубликовать статью в журнале.

Научный журнал «Молодой ученый» №21 (416) май 2022 г.

Препринт — это статья, доступная для читателей до выхода номера журнала в свет. — мгновенно после оплаты.

Печенкина Ольга Алексеевна — Информация об авторе

№21 (416) май 2022 г. Авторы: Печенкин Андрей Андреевич, Печенкина Ольга Алексеевна. Рубрика: Философия. Страницы: Библиографическое описание: Печенкин, А. А. Философия войны: неолиберализм / А. А. Печенкин, О. А. Печенкина. — Текст : непосредственный...

Созвучные слова в английском и русском языках

Чаще всего это происходит с прилагательными. Иногда в существительных нужно добавить окончание в русском языке: chips — чипс ы

Но, в английском языке есть созвучные русскому языку слова, значения которых расходятся. Эти слова одинаковые по произношению или...

Творчество Г. В. Свиридова на уроках музыки (к 100-летнему...)

Композитор писал музыку о самом важном, что происходит в природе, жизни, душе человека.

Сказав, что композитор Свиридов сочинил музыку на эти стихи, мелодия с детьми разучивается по нотам и обращается внимание на энергичную начальную интонацию (кварта).

Ломакина Лилия Наилевна — Информация об авторе

№20 (415) май 2022 г. Авторы: Аскарова Гульназ Габдельгафаровна, Ломакина Лилия Наилевна (научный руководитель). Рубрика: Технические науки. Страницы: Библиографическое описание: Аскарова, Г. Г. Микроструктурное исследование строительной стали / Г. Г. Аскарова.

Булычев Александр Григорьевич — Информация об авторе

№21 (416) май 2022 г. Авторы: Карлов Вадим Александрович, Булычев Александр Григорьевич. Рубрика: Фармация и фармакология. Страницы: Библиографическое описание: Карлов, В. А. Определение оптической чистоты лекарственных средств методом поляриметрии / В. А...

Проблемы и перспективы развития банковского сектора в условиях...

Активы банковского сектора на сегодняшний день почти в два раза больше объема всех государственных средств. В современных реалиях деятельность банков усложнилась за счет локального ужесточения государственного контроля и политики в целом.

Задать вопрос