Влияние внешних факторов на развитие рынка логистических услуг в России | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 13 марта, печатный экземпляр отправим 17 марта.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №6 (348) февраль 2021 г.

Дата публикации: 04.02.2021

Статья просмотрена: 1 раз

Библиографическое описание:

Тончева, М. В. Влияние внешних факторов на развитие рынка логистических услуг в России / М. В. Тончева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 6 (348). — С. 378-379. — URL: https://moluch.ru/archive/348/78342/ (дата обращения: 01.03.2021).



В статье анализируется влияние современного кризиса на развитие рынка логистических услуг. Сделан вывод о росте в течение 2020 года количества мелких логистических компаний и даже улучшении финансового положения некоторых из них.

Ключевые слова: рынок логистических услуг, интеграция, транспорт, грузооборот.

Для повышения конкурентоспособности российского логистического рынка, как отмечают специалисты [1; 5; 7], необходимо устойчивое развитие национальных логистических операторов, обеспечивающих надежность и своевременность поставок и высокий уровень сервисного обслуживания потребителей, а также формирование сети транспортно-логистических центров, которая позволит обеспечить реализацию передовых логистических решений.

Интеграция России в мировое транспортное пространство, развитие международных транспортных коридоров, реализация транзитного потенциала страны, способствуют обеспечению конкурентоспособности российской транспортной отрасли. При этом, как отмечают специалисты [2; 4; 6], одним из основополагающим фактором экономического роста становится развитие рынка логистических услуг и создание сети транспортно-логистических центров, которая позволит обеспечить реализацию передовых логистических решений.

Логистический рынок определяется как экономическая система, включающая в себя процедуры согласования и реализации экономических процессов и интересов между участниками хозяйственной деятельности, связанных с логистической отраслью. Глобальными задачами логистического рынка, как отмечают специалисты [3; 8; 9], являются задачи по реализации мер направленных на достижение эффективности функционирования логистической системы с учетом использования минимальных затрат, а также задачи по формированию логистических систем и формированию условий их надежного осуществления функций.

Общие задачи представляют собой создание единой функционирующей системы управления материальными и информационными потоками, а также формирование механизмов управления движением товаров, определение направлений и технологий передвижения товаров, формирование структуры учета, анализа и прогнозирования логистических издержек, планирование и реализацию логистической стратегии и т. д.

Частными задачами являются более детализированные мероприятия, основанные на реализации глобальных и общих задач. Такие задачи включают в себя: сокращение уровня страховых запасов, сокращение периода времени хранения товара в запасах, уменьшение времени перевозки, выявление эффективного количества складов на имеющейся территории, поиски и выбор поставщика, организация процессов приема, разгрузки и складирования товаров и сырья, и т. д..

Рынок транспортной логистики Российской Федерации сложно прогнозируем, ввиду его прямой зависимости от изменений нормативного правового регулирования, с одной стороны, а также от развития международных отношений. По данным Минтранса России, за январь-июнь 2020 года грузооборот всех видов транспорта, без учета трубопроводного транспорта составил 1 408,2 миллиарда тонно-километров, в том числе наибольшую долю грузоперевозок, занимает железнодорожный транспорт — 1 238,5миллиардов тонно-километров, автомобильные перевозки составили 122,8миллиардов тонно-километров.

Вместе с тем, для доставки грузов все чаще используется автомобильный транспорт, особенно если речь идёт о малом и среднем бизнесе, так как компании этой сферы обычно находятся в нише регионального рынка, для доставки их товаров неактуальны большие расстояния. Поезда, корабли и самолёты требуются для дальних отправлений, которые необходимы крупным федеральным сетям и производителям, чьи площадки могут быть расположены сразу в нескольких регионах.

Индустрия логистики меняется в лучшую сторону, с учетом ограничений, введенных в 2020 году. Идёт постепенное укрупнение компаний, которые присутствуют на рынке, поглощая более мелких игроков. В первую очередь, это связано с резким скачком развития интернет-торговли. В условиях ограничения финансовых ресурсов покупатели зачастую выбирают «удаленную» покупку товаров и доставку ее логистическими операторами. Благодаря этому, в течение 2020 года заметен рост количества мелких логистических компаний и даже улучшение финансового положения некоторых из них. Крупные компании строят свои собственные логистические центры, что снижает издержки по эксплуатации. Логистический рынок — высокодоходный и привлекательный, именно поэтому в него приходят всё новые игроки из других индустрий, которые раньше не занимались логистикой.

Литература:

  1. Байгельдин, Р.Р., Калина, М.В., Охотников, И. В. Анализ структуры и перспектив развития рынка транспортно-логистических услуг в национальной экономике России // Экономика и предпринимательство — 2015. — № 12 (ч. 3).
  2. Латышева Н. А. Концептуальные основы оптимизации международной транспортно-логистической деятельности // Экономика, бизнес и практика логистики. Сборник статей по материалам межвузовской научно-практической конференции. Под редакцией Т. М. Степанян. Саратов, АМИРИТ, 2020. С. 70.
  3. Охотников И. В., Сибирко И. В. Логистический менеджмент: учебное пособие. — Саратов: Амирит, 2020.
  4. Охотников И. В., Сибирко И. В. Планирование логистических систем и процессов: учебное пособие. — Саратов: Амирит, 2020.
  5. Реализация транзитного потенциала Российской Федерации на основе развития международных коридоров: колл. монография / Под общей ред. Т. М. Степанян. — Саратов: ИИРПК, 2019.
  6. Развитие международных транспортных коридоров на основе транспортно-логистических технологий: монография / [коллектив авторов]; Под обще. ред. Т. М. Степанян. — Саратов: Амирит, 2020.
  7. Степанян, Т. М. Современные тенденции рынка транспортно-логистических услуг. — Нижний Новгород: «ООО Стимул-СТ», 2019
  8. Okhotnikov, I.V., Panko, I.V., Sibirko, I.V. (2019). Logistics Outsourcing as Institutional Innovation and a Tool to Optimize Transaction Costs Within Supply Chains // Proceedings of the 34th International Business Information Management Association Conference — Vision 2025: Education Excellence and Management of Innovations through Sustainable Economic Competitive Advantage, 13–14 November 2019, Madrid, Spain. pp. 10417–10423
  9. Stepanyan, T.M., Spector, A.A., Okhotnikov, I.V.(2018). Logistics Cluster as Integrated Procurement Management Solution for Managing Production Chains for Construction Investment Projects // Proceedings of the 32nd International Business Information Management Association Conference — Vision 2020: Sustainable Economic Development and Application of Innovation Management from Regional expansion to Global Growth, 15–16 November 2018, Seville, Spain. pp. 7236–7243.
Основные термины (генерируются автоматически): логистический рынок, задача, развитие рынка, реализация передовых, финансовое положение.


Ключевые слова

транспорт, интеграция, грузооборот, рынок логистических услуг
Задать вопрос