Исследование творческого мышления в отечественной психологии | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 13 марта, печатный экземпляр отправим 17 марта.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №4 (346) январь 2021 г.

Дата публикации: 25.01.2021

Статья просмотрена: 8 раз

Библиографическое описание:

Иванова, В. А. Исследование творческого мышления в отечественной психологии / В. А. Иванова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 4 (346). — С. 129-132. — URL: https://moluch.ru/archive/346/77907/ (дата обращения: 01.03.2021).



Важную роль в современном мире занимает креативное мышление. Его требуется применять в различных сферах: создание нового продукта, запуск проекта, обучение, решение сложных вопросов Креативное мышление часто отождествляют с понятие творческое мышление. В данных тезисах говорится о различиях в этих понятиях. Креативность — это способность к творчеству и умственным преобразованиям. На способность мыслить креативно влияют как внутренние факторы — знание предмета, любознательность, уверенность в своих силах, нацеленность на достижение цели, на результат, мотивирующая сила задачи, — так и внешние условия. Для развития креативности.

Ключевые слова: креативное мышление, креативность, творческое мышление, инструменты развития креативного мышления

В настоящее время особое внимание уделяется развитию креативного мышления. Оно важно в различных сферах: создание нового продукта, запуск проекта, обучение, решение сложных вопросов. В педагогической деятельности креативное мышление помогает разработать способы интересной подачи материала.

Проблему развития креативности личности рассматривали в трудах отечественные педагоги и психологи (Д. Б. Богоявленская, В. Н. Дружинин, Я. А. Пономарев, Н. В. Хазратова, В. С. Юркевич и др.), а также зарубежные ученые (Ф. Баррон, Х.Дж. Вальберг, Дж. Девидсон, Т. Тардиф, П. Торранс, Д. Харрингтон, Р. Штернберг и др.). Многие исследователи (Л. Л. Алексеева, М. А. Барг, С. М. Вишнякова, В. С. Кузин, Б. Т. Лихачев, А. А. Мелик-Пашаев, Б. М. Неменский, О. В. Сальдаева, Л. Н. Столович, Т. Я. Шпикалова, Б. П. Юсов) считают художественное образова-ние основой развития креативности личности. По мнению Л. Н. Столовича, искусство и образование решают похожие задачи и объединение этих сфер может усилить процесс развития креативности обучаемых

Слово креативность происходит от английского слова «creativity», что означает способность человека к осуществлению деятельности по созданию новой идеи или продукт с включением воображения, то есть способность к творчеству, и как сама деятельность, направленная на создание новой идеи или продукта с включением воображения [14]. Это творчество может проявляться в совершенно разных сферах, в разной деятельности, в общении, в мышлении и в чувствах. Креативность — это одаренность, восприимчивость к новым идеям, умение решать задачи неординарным способом [8].

В широком смысле под креативностью понимаются гибкие интеллектуальные способности, обусловленные дивергентным мышлением, большим объемом памяти, развитым воображением и интуицией, умением импровизировать. Креативное мышление рассматривается как способность к разработке и практическому применению новых технологий, интенсифицирующих все виды деятельности, к внедрению технических, художественных и социальных инноваций; способность, являющаяся одной из значимых в образовании [1].

И. Р. Ахметова говорит, что креативность — это способность к творчеству и умственным преобразованиям. Она включает в себя прошлые, настоящие и будущие характеристики процесса. В итоге человек создает то, что прежде не существовало. Немецкий социолог, философ, социальный психолог, психоаналитик Эрих Фромм считал: «Креативность — способность удивляться и познавать, находить решения в нестандартных ситуациях, это нацеленность на открытие нового и способность к глубокому осознанию своего опыта». [3]

Под креативным мышлением Н. А. Авдеенко подразумевает способность продуктивно участвовать в процессе выработки, оценки и совершенствовании идей, направленных на получение инновационных и эффективных решений, и/или нового знания, и/или эффектного выражения воображения [2].

В конце 80-х—начале 90-х годов XX века была распространена концепция творческой одаренности советского и российского психолога А. М. Матюшкина. Ученый выделяет пять ее структурных компонентов:

а) доминирующая роль познавательной мотивации;

б) исследовательская, творческая активность, выражающаяся в обнаружении нового, в постановке и решении проблем;

в) возможности достижения оригинальных решений;

г) возможности прогнозирования и предвосхищения;

д) способность к созданию идеальных эталонов, обеспечивающих высокие эстетические, нравственные, интеллектуальные оценки.

А. М. Матюшкин говорил: «Если бы мы должны были определить в широком смысле наиболее важный вклад в развитие креативности, т. е. как использовать науку для определения идеала развития личности, я бы сказал, что человек должен развиваться как творческая, свободная личность, ответственная перед самим собой и перед всем миром» [10].

Также А. М. Матюшкин изучал решение творческих проблем. В рамках его теории проблемных ситуаций (ТПС) он связывал продуктивность решения творческих проблем с новизной получаемого результата (продукта). Именно новизна в проблемной ситуации определяет творческий характер мышления и предполагает включение креативности как личностной предпосылки, обеспечивающей успешность решения [11]. Креативность, таким образом, может быть понята как способность, обеспечивающая процесс продуктивного творческого мышления, результатом которого выступает новый оригинальный продукт, например новое понимание проблемы [9].

В 1998 году советский психолог Яков Александрович Пономарев разработал структурно-уровневую модель механизма творчества, которая представлена в виде двух проникающих одна в другую сфер (Рисунок 1).

Схема центрального звена психологического механизма творческого акта (по Я. А. Пономареву, 1976)

Рис. 1. Схема центрального звена психологического механизма творческого акта (по Я. А. Пономареву, 1976)

Источник [5]

Внешние границы сфер — абстрактные пределы мышления. Снизу находится сфера интуитивного мышления, за ним сфера строго интуитивного мышления животных, то есть дискурсивного мышления, которое представляет единство интуитивного и логического. Сверху — сфера логического мышления. За ним простирается сфера строго логического мышления, например современных электронно-вычислительных машин [5]. Творческий продукт предполагает включение интуиции и не может быть получен на основе логического вывода. Пономарев рассматривает творческий акт как включенный в контекст интеллектуальной деятельности [12].

При решении стандартной задачи развитый интеллект реализует готовые логические программы, где его высший структурный уровень подчиняет себе функционирование всех нижестоящих. При творческой задаче: провал избранной логической программы отбрасывает решающего на нижние структурные уровни организации интеллекта и дальнейший ход решения оказывается постепенным подъемом по данным уровням, как бы повторяющим этапы развития [15].

Стоит отметить, что Я. А. Пономарев первым начинает уходить от рассмотрения творческого процесса, ка индивидуального, как это происходило в 1950–1980-е годы [4]. Я. А. Пономарев утверждает, что проявление креативности практически невозможно вне социального взаимодействия, т. е. креативность является не только индивидуально-психологической, но и социально-психологической, групповой характеристикой.

В кратком психологическом словаре под редакцией Петровского А. В. и Ярошевского М. Г. креативность определятся как устойчивая характеристика личности, которая выражает способность к творчеству и уровень творческой одаренности [13]. Для характеристики механизма творческой активности В. А. Петровский ввел принцип надситуативной активности. Он постулирует способность субъекта подниматься над уровнем требований ситуации, ставить цели, избыточные с точки зрения исходной задачи. Посредством этого субъект преодолевает внешние и внутренние ограничения («барьеры») деятельности. Таким образом творческая активность понимается В. А. Петровским как избыточная по отношению к стимулу деятельность, которая характеризуется самостоятельностью выбора объекта мышления, выходом за пределы задания, преобразованием задания и стимула, то есть творчество является не стимулируемой извне преобразующей и поисковой активностью [16].

Российский психолог Диана Борисовна Богоявленская говорит о том, что термин креативность имеет различное употребление, его смысл зависит от концепции, на которую ссылаются. Так, креативность может быть синонимом творчества и одаренности. Д. Б. Богоявленская определяет творчество как ситуативно-нестимулированную активность, проявляющуюся в стремлении выйти за пределы заданной проблемы. «Нет творческих способностей как специальной способности. Если я говорю «способность к развитию деятельности по собственной инициативе», это конкретная способность, связанная с глубоким интересом в осуществляемой деятельности». — говорит Д. Б. Богоявленская [7].

Таким образом, можно сделать вывод, что понятие креативности активно изучается российскими и зарубежными учеными с середины прошлого века. Существуют такие концепции, как: концепция креативности Дж. Гилфорда и Е. П. Торренса, модель креативности Роберта Стернберга, концепция творческой одаренности А. М. Матюшкина, структурно-уровневая модель механизма творчества Я. А. Пономарева.

Ещё нельзя выделить универсального определения креативности, так как ведутся споры о её сущности. Некоторые считают, что креативность и творчество являются неразделимыми понятиями, другие утверждают, что творчество является элементом процесса креативности, третья группа специалистов выделяет характерные черты, которые свойственны только креативности. В зависимости от контекста креативность может иметь такое же значение, как и творчество. Однако, главная специфика креативности — это создание совершенно нового продукта, которого ещё не было на рынке.

На способность мыслить креативно влияют как внутренние факторы –знание предмета, любознательность, уверенность в своих силах, нацеленность на достижение цели, на результат, мотивирующая сила задачи, — так и внешние условия [2]. Для развития креативного мышления существуют различные инструменты. Например, можно обратить внимание на инструменты из методологий ТРИЗ, Craft, литеральной мышление и дизайн-мышление [6]. Данные методологии развивают креативные способности людей и позволяют разрабатывать новые полезные и уникальные решения.

Литература:

  1. Абисалова, Е. А. Сравнительный анализ процедур измерения креативности // Психология творчества. — 2013. — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sravnitelnyy-analiz-protsedur-izmereniya-kreativnosti-1/viewer (дата обращения: 27.11.2020).
  2. Авдеенко, Н. А. Основные подходы к оценке креативного мышления в рамках проекта «Мониторинг форми-рования функциональной грамотности» // Функциональная грамотность — важнейший результат образова-ния — 2019. — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osnovnye-podhody-k-otsenke-kreativnogo-myshleniya-v-ramkah-proekta-monitoring-formirovaniya-funktsionalnoy-gramotnosti/viewer (дата обращения 15.12.2020).
  3. Ахметова, И. Р. Развитие творческих способностей персонала как мотивационная функция менеджмента // Вопросы студенческой науки. — 2018. — № 11. — URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=37032151 (дата обращения 12.11.2020).
  4. Журавлев, А. Л. Развитие научных представлений Я. А. Пономарева в области психологии группового творчества // Ярославский педагогический вестник. — UTL: https://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-nauchnyh-predstavleniy-ya-a-ponomareva-v-oblasti-psihologii-gruppovogo-tvorchestva (дата обращения: 01.11.2020).
  5. Дикая, Л. А. Психофизиологические корреляты творчества в норме и при психопатологии / Л. А. Дикая, И. С. Дикий. — 220 с. — URL: https://www.litres.ru/i-s-dikiy/psihofiziologicheskie-korrelyaty-tvorchestva-v-norme-i-pri-psiho/chitat-onlayn/ (дата обращения: 15.11.2020).
  6. Козырева, Л. К. Креативные методологии как тренд в дизайн-проектировании на примере цифровой среды московского экономического форума // Творчество и современность. — 2019. — № 1. — URL: Https://Elibrary.Ru/Item.Asp?Id=37334726 (дата обращения: 15.12.2020).
  7. Креативность и творчество: лекция Дианы Богоявленской. Часть 3. — URL: https://psy.su/feed/8500/ (дата обращения 20.01.2021).
  8. Купер Л. Креатив на 100 %. Как развить творческое мышление / Л. Купер. — AB Publishing, 2014. — URL: https://bookap.info/book/kuper_kreativ_na_100_kak_razvit_tvorcheskoe_myshlenie/gl1.shtm (дата обращения 23.12.2020).
  9. Матюшкина, А. А. Креативность как предпосылка разрешения проблемных ситуаций // АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ЗНАНИЯ. — 2019. — № 50. — URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=38163963 (дата обращения: 15.01.2021).
  10. Матюшкин, А. От патологии к креативности: четкая граница психологии. // Ontopsicologia: La causalità psichica nell'evento umano. — 1987. — № 4. — URL: https://onto.ru/public/publications/398/ (дата обращения: 16.12.2020).
  11. Матюшкин, А. М. Психология мышления / А. М. Матюшкин; под ред. канд. психол. наук А. А. Матюшкиной. — М.: КДУ, 2009. — 190 с. А. М. Матюшкин. — 2009. URL: http://practicalthinking.narod.ru/Matyuskin_psythink.pdf (дата обращения: 01.12.2020).
  12. Общая психология. Представление о процессе творческого мышления в концепции Я. А. Пономарева. —URL: https://studentshare.ru/psihologiya/obshhaya-psihologiya-predstavlenie-o-proczesse-tvorcheskogo-myshleniya-v-konczepczii-ya-a-ponomareva/ (дата обращения 14.11.2020).
  13. Особенности проявления креативности и прокрастинации у обучающихся старших классов. — URL: https://kopilkaurokov.ru/psihologu/meropriyatia/osobennosti_proiavleniia_kreativnosti_i_prokrastinatsii_u_obuchaiushchikhsia_sta (дата обращения: 12.11.2020).
  14. Скворцова, С. В. Методы обучения креативной деятельности в педагогике Великобритании: монография / С. В. Скворцова. — Ульяновск: Ульяновский государственный педагогический университет имени И. Н. Ульянова, 2014. — 119 c. — ISBN 978–5-86045–715–7. — Текст: электронный // Электронно-библиотечная система IPR BOOKS: [сайт]. — URL: http://www.iprbookshop.ru/59166.html (дата обращения: 18.01.2021). — Режим доступа: для авторизир. Пользователей
  15. Структурно-уровневая модель механизма творчества. — URL: https://poznayka.org/s42759t1.html (дата обращения 18.10.2020).
  16. Юрина, А. А. Влияние личностных характеристик субъекта творческой деятельности на результативность творческих достижений // Психологические науки. — 2006. — URL: http://vestnik.adygnet.ru/files/2006.2/277/urina2006_2.pdf (дата обращения: 14.12.2020).
Основные термины (генерируются автоматически): креативное мышление, креативность, способность, решение, сфера, творческая активность, творческая одаренность, творчество, логическое мышление, российский психолог.


Ключевые слова

креативность, творческое мышление, креативное мышление, инструменты развития креативного мышления
Задать вопрос