Особенности разрешения индивидуальных трудовых споров по законодательству Китая | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №1 (343) январь 2021 г.

Дата публикации: 02.01.2021

Статья просмотрена: 236 раз

Библиографическое описание:

Арсалунова, В. Б. Особенности разрешения индивидуальных трудовых споров по законодательству Китая / В. Б. Арсалунова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 1 (343). — С. 79-82. — URL: https://moluch.ru/archive/343/77242/ (дата обращения: 15.11.2024).



Порядок разрешения индивидуальных трудовых споров в Китайской народной республике (далее — КНР) регламентирован Законом «О труде» [1], Законом «О медиации и арбитраже трудовых споров» [3], Гражданским процессуальным кодексом КНР [4] и др. законами.

Следует отметить, что в отличии от российского законодательства, в трудовом законодательстве КНР не закреплено легальное понятие «индивидуального трудового спора». Так, 10 глава Закона КНР «О труде» устанавливает пути урегулирования трудовых споров, принципы разрешения трудовых споров, состав арбитражной комиссии по разрешению трудовых споров, порядок рассмотрения трудового спора арбитражной комиссией. Следовательно, настоящий закон защищает законные интересы и права работников и работодателей, формирует соответствующие трудовые отношения, устанавливает и защищает систему труда в целом.

На основании ст. 78 Закона «О труде» разрешение трудовых споров должно осуществляться при соблюдении принципов законности, справедливости, своевременности рассмотрения, отстаивания законных прав и интересов сторон в трудовом споре.

При возникновении между работодателями и работниками трудовых споров стороны могут подать заявление в комиссию по примирению споров предприятия, арбитражном разбирательстве, народный суд, а также разрешить спор путем переговоров (ст.77 Закона «О труде»).

Согласно ст.2 Закона «О медиации и арбитраже трудовых споров», споры, возникающие между работодателями и работниками на территории Китая, в основном относятся к одной из следующих категорий:

— споры, возникающие при подтверждении трудовых отношений;

— споры, возникающие при заключении, исполнении, изменении, расторжении или прекращении трудовых договоров;

— споры, возникающие в связи с увольнением, обвинением, отставкой или выходным пособием;

— споры, возникающие в связи с рабочим временем, периодами отдыха и отпуска, социальным страхованием, социальными пособиями, обучением и охраной труда;

— споры, возникающие, в частности, в связи с оплатой труда, медицинскими расходами в связи с производственной травмой, экономической компенсацией или ущербом;

— иные трудовые споры, предусмотренные законами и нормативными актами.

Переговоры являются первым этапом разрешения трудового спора. При возникновении трудового спора работник вправе вступить в переговоры с работодателем, а также вправе обратиться к профсоюзной организации или третьей стороне для совместного участия в переговорах и достижения мирового соглашения (ст.4 Закона «О медиации и арбитраже трудовых споров).

Если стороны трудового спора не могут урегулировать спор самостоятельно, то они должны сначала обратиться в примирительную комиссию предприятия для разрешения спора (ст.79 Закона «О труде»).

Комиссии по примирению трудовых споров могут быть учреждены внутри самого предприятия. Комиссия по примирению трудовых споров формируется из представителей работников, работодателя и профсоюзного комитета. Председатель комиссии по примирению трудовых споров назначается из числа представителей профсоюзов. При достижении договоренности о примирении трудового спора стороны должны выполнять это решение (ст. 80 Закона «О труде»).

Если стороны не достигли соглашения и одна из сторон потребует арбитражного разбирательства, то допускается обращение в арбитражную комиссию по трудовых споров для проведения арбитражного разбирательства (ст.79 Закона «О труде»).

Арбитражная комиссия по трудовым спорам формируется из числа представителей органа трудовой администрации, профессионального союза, представителей работодателя (предприятия) одного уровня (ст.81 Закона «О труде»). Председатель арбитражной комиссии по трудовым спорам назначается из числа представителей органа трудовой администрации.

Сторона, требующая обращения в арбитраж, должна в течении 60 дней со дня возникновения трудового спора подать письменное заявление в арбитражную комиссию по трудовым спорам. Решение арбитражной комиссии обычно выносится в течении 60 дней со дня поступления в комиссию заявления. Стороны должны неукоснительно выполнять решение арбитражной комиссии, если у них нет возражений по этому решению (ст.82 Закона «О труде»).

После подачи заявления в арбитраж по трудовым спорам стороны могут самостоятельно урегулировать спор. Если стороны достигли соглашения по трудовому спору, то они могут отозвать свое заявление (ст.41 Закона «О медиации и арбитраже трудовых споров»).

Состав арбитража обязан предварительно провести медиацию перед вынесением решения. В случае достижения согласия по результатам медиации состав арбитража обязан изготовить примирительное соглашение (ст.42 Закона «О медиации и арбитраже трудовых споров»).

Срок исковой давности для обращения в трудовой арбитраж составляет один год со дня, когда заинтересованной стороне стало или должно было стать известно о нарушении ее прав. Срок исковой давности в один год приостанавливается под влиянием обстоятельств непреодолимой силы или иной уважительной причины. Например, если работник обращается за правовой помощью в компетентные органы, то срок исковой давности пересчитывается. Расчет срока исковой давности восстанавливается с момента ликвидации причины, по которой расчет срока приостановлен (ст.27 Закона «О медиации и арбитраже трудовых споров»).

В случае возникновения спора, связанного с невыплатой вознаграждения за труд в период существования трудовых отношений, работник может обратиться в трудовой арбитраж без ограничения сроком в один год. Однако, если трудовые отношения прекращаются, заявление о трудовом арбитраже по спору должно быть подано в течение одного года со дня окончания трудовых отношений (ст.27 Закона «О медиации и арбитраже трудовых споров»).

Рассмотрение дела о трудовом споре в арбитражном суде состоит из рассмотрения искового заявления, защиты ответчика, приведения доказательств и перекрестного опроса.

Комитет по арбитражу трудовых споров при вынесении определения использует систему третейского суда. Третейский суд состоит из трех арбитров во главе с главным председателем. Более простые дела могут рассматриваться одним арбитром (ст.31 Закона «О медиации и арбитраже трудовых споров»).

Комитет по арбитражу трудовых споров в письменной форме извещает стороны о формировании состава арбитражного органа в течение 5 дней с момента приема заявлений о проведении арбитража.

После формирования представителей Третейского суда, стороны трудового спора имеют право подать заявление на отвод судьи в письменной или устной речи. Стороны обосновывают свое заявление следующими фактами:

— судья является родственником лица, участвующего в деле;

— есть личный интерес в деле;

— судья находится в дружественных или других отношениях с лицом, участвующем в деле;

— если имели место тайная встреча с лицом, участвующим в деле, принятие подарков и другие обстоятельства, которые могут вызвать сомнение и судьи в беспристрастности. Данное положение базируется в ст. 33 Закона «О медиации и арбитраже трудовых споров».

Отказ заявителя (истца) явится в суд без уважительной причины после получения письменного уведомления Арбитражного органа, может рассматриваться как отказ от поданного заявления. Отказ ответчика явиться в суд без уважительной причине может рассматриваться как его отсутствие, при этом ответчик понесет соответствующую ответственность (ст.36 Закона «О медиации и арбитраже трудовых споров»).

Арбитражный орган выносит решение в течение 45 дней со дня принятия арбитражной комиссией по трудовым спорам арбитражного заявления.

Перед вынесением определения арбитражный орган должен принять меры для примирения сторон. В случае если в результате примирения стороны достигли соглашения, арбитражный орган должен разработать примирительное соглашение. Если стороны не достигли соглашения в процессе примирения, либо отказа стороны от примирительного соглашения, арбитражный орган незамедлительно выносит определение (ст. 42 Закона «О медиации и арбитраже трудовых споров»).

В случае несогласия с определением арбитражного органа (ст.48 Закона «О медиации и арбитраже трудовых споров») или невыполнения определения арбитража, допускается обращение с иском в народный суд в течение 15 дней с момента получения определения арбитражного органа (ст.5 Закона «О медиации и арбитраже трудовых споров»).

Работодатель может обжаловать решение арбитража в народный суд средней ступени в течение 30 дней со дня получения решения только по следующим основаниям: ошибочное применение законодательства; неподведомственность спора комиссии по арбитражу трудовых споров; нарушение установленной процедуры разрешения трудового спора; фальсификация доказательств, на которых основано решение арбитража; сокрытие работником доказательств, которые могут повлиять на решение арбитража; получение или вымогательство взятки, действия из корыстных побуждений, превратное толкование закона арбитрами, участвовавшими в разрешении спора. Народный суд средней ступени в коллегиальном составе проводит разбирательство и в случае подтверждения одного из данных фактов принимает решение об отмене решения арбитража. В случае отмены решения любая из сторон может в течение 15 дней обратиться с иском в народный суд для разрешения спора в порядке гражданского судопроизводства [5].

Разбирательство в народном суде по трудовым спорам проводится в соответствии с ГПК КНР. Также в судебной практике КНР наблюдается тенденция, когда мнения и стандарты, применяемых судами разных провинций по одному и тому же вопросу, могут сильно отличаться. В последние месяцы несколько провинций, таких как Цзилинь, Гуандун и Аньхой, выпустили юридические документы, касающиеся применения закона в судебных процессах по трудовым спорам. Эти правовые документы не имеют такой же обязательной силы, как законы и постановления, но суды в этих провинциях ссылаются на эти документы при рассмотрении дел [6].

Рассматриваемый трудовой спор может быть передан в народный суд, который обладает юрисдикцией для рассмотрения. Согласно ст.29 ГПК КНР иски, предъявляемые в связи с действиями, нарушающими права, подсудны народному суду по месту совершения подобных действий или по месту жительства (нахождения) ответчика.

Иск предъявляется в народный суд путем подачи письменного искового заявления с приложением копий в соответствии с количеством ответчиков. Если составление письменного искового заявления затруднено, иск может быть предъявлен в устной форме, при этом народный суд оформляет заявление в виде протокола и доводит его до сведения другой стороны (ст. 109 ГПК КНР). В исковом заявлении должны содержаться следующие сведения: 1. паспортные данные (фамилия, имя, отчество, пол возраст, национальность), профессия, место работы и место жительства сторон; наименование и место нахождения юридических лиц или других организаций, фамилия, имя и должность их законных представителей или главных ответственных лиц; 2. исковые требования, факты и доводы, на которых они основываются; 3. доказательства и их источники, фамилия, имя и место жительства свидетелей (ст.110 ГПК).

Народный суд, получив письменное или устное исковое заявление, проверяет его и, в случае, если сочтет, что условия предъявления иска соблюдены, в течение семи дней возбуждает гражданское дело (ст.112 ГПК).

Народный суд, приняв решение о принятии дела к рассмотрению, сообщает сторонам об их процессуальных правах и обязанностях в уведомлении о принятии дела к рассмотрению (ст. 114 ГПК КНР).

Судебное разбирательство происходит в следующем порядке (ст.124 ГПК КНР):

  1. объяснение сторон;
  2. разъяснения прав и обязанностей свидетелей, допрос свидетелей,
  3. оглашение показаний свидетелей, не явившихся в суд;
  4. исследование доказательств;
  5. оглашение заключения экспертизы;
  6. оглашение протоколов осмотра на месте.

На основании ст.135 ГПК КНР Народный суд должен завершить рассмотрение дела в порядке общего производства в течение шести месяцев со дня возбуждения гражданского дела. При наличии особых обстоятельств председатель данного суда может продлить рассмотрение дела на шесть месяцев; вопрос о возможности дальнейшего продления решается вышестоящим народным судом.

Решения народного суда объявляются публично. В случае, если судебное решение объявляется немедленно, его копия выдается в течение десяти дней. При объявлении решения стороны должны быть уведомлены о праве на обжалование решения (ст.134 ГПК).

Для облегчения судопроизводства и стандартизации работы народного суда по подаче документов судебному разбирательству и судебной статистике Верховный народный суд сформулировал положения о причинах иска по гражданским делам. Верховный народный суд дал классификацию дел. В соответствии с этими положением дела о трудовых спорах делятся на две категории: трудовые споры и кадровые споры [6].

Трудовые споры можно подразделить на споры о трудовых договорах, социальном страховании или пособиях. Споры о трудовых договорах можно далее разделить на споры о подтверждении трудовых отношений, коллективные трудовые договоры, трудовые диспетчерские договоры, споры о неполном рабочем дне, споры о требованиях к оплате труда, споры о материальной компенсации и споры о неконкурентных соглашениях. Так, в соответствии с Законом «О трудовом договоре» установлено, что работодатель может расторгнуть трудовой договор через тридцать дней после письменного уведомления работника (статья 26 Закона): из-за болезни работника, не профессионализма работника, сокращения штата сотрудников и банкротства.

Споры о социальном страховании можно далее разделить на споры о пенсионном страховании, страховании от производственного травматизма, медицинском страховании, страховании материнства и страховании по безработице.

Кадровые споры относятся к спорам между государственными учреждениями и их работниками по поводу увольнения или исполнения трудовых договоров.

Согласно данным Национального бюро статистики КНР [7] за 2019 год трудовые споры возникали преимущественно по следующим вопросам:

— количество рассмотренных дел по оплате труда- 446 572;

— количество дел по спорам по социальному страхованию- 149 966;

— количество дел о расторжении трудовых договоров- 259 550.

За последние годы в Китае значительно возросло количество рассмотренных дел о трудовых спорах. Согласно статистическим данным Национального бюро статистики Китая, общее число рассмотренных дел в по трудовым спорам составило: в 2017 г. — 785323; 2018 г. — 894053; 2019 г. — 1069638.

Статистика рассмотренных дел по трудовым спорам между работниками и работодателями в суде за 2019 год показывает:

— количество дел, вынесенных в пользу работодателей- 112 747 дел;

— количество дел в пользу работников-314 097 дел;

— количество дел, где иски обеих сторон удовлетворены частично-

— 242 479 дел.

Положительный показатель рассмотренных дел в пользу работников дает основание полагать, что законодатель более защищает интересы работников.

Таким образом, исходя из вышеуказанного, разрешение трудовых споров в Китае могут включать: консультации, посредничество, арбитраж и судебные разбирательства. При этом консультация или медиация не являются юридически обязательной процедурой разрешения трудовых споров.

Литература:

  1. Закон КНР «О труде» // Законодательство Китая. URL: http:// https://chinalaw.center/labour_law/china_labour_law_revised_2018_russian/ (дата обращения: 20.09.2019)
  2. Закон КНР «О трудовом договоре» // Законодательство Китая. URL: h ttp:// https://chinalaw.center/labour_law/china_labour_contract_law_revised_2012_russian/ (дата обращения: 20.09.2019)
  3. Закон КНР «О медиации и арбитраже трудовых споров» // Законодательство Китая. URL: h ttp:// https://chinalaw.center/labour_law/china_labour_mediation_arbitration_law_2007_russian/ (дата обращения: 20.09.2019)
  4. Гражданский процессуальный кодекс КНР (принят на 4-й сессии Всекитайского собрания народных представителей 7-го созыва 9 апреля 1991 г., изменен в соответствии с Решением Постоянного комитета Всекитайского собрания народных представителей 10-го созыва «О внесении изменений в Гражданский процессуальный кодекс КНР» 28 октября 2007 г.)) [Электронный ресурс]. — URL: https://chinalawinfo.ru/procedural_law/law_civil_procedure (дата обращения: 20.09.2020)
  5. Разрешение трудовых споров в КНР [Электронный ресурс]. URL: http://sbf-group.com/articles/china/labour_disputes_resolution/ (дата обращения: 10.09.2020)

6. Nicholas Robertson, The Labour and Employment Disputes Review — 3rd Edition [Электронный ресурс]. — URL: https://thelawreviews.co.uk/edition/1001467/the-labour-and-employment-disputes-review-–-edition-3 (дата обращения: 10.08.2020)

7. 国家统计局 National Bureau of Statistics [Электронный ресурс]. URL: https://data.stats.gov.cn/index.htm (дата обращения: 10.05.2020)

Основные термины (генерируются автоматически): спор, народный суд, арбитражная комиссия, арбитражный орган, КНР, дело, арбитраж, сторона, медиация, исковая давность.


Задать вопрос