Психомоторное развитие детей старшего дошкольного возраста с диагнозом задержка психического развития | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №52 (342) декабрь 2020 г.

Дата публикации: 25.12.2020

Статья просмотрена: 753 раза

Библиографическое описание:

Шермаганбетова, С. З. Психомоторное развитие детей старшего дошкольного возраста с диагнозом задержка психического развития / С. З. Шермаганбетова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 52 (342). — С. 391-393. — URL: https://moluch.ru/archive/342/77045/ (дата обращения: 16.12.2024).



В статье представлен обзор некоторых из существующих подходов отечественных и зарубежных ученых к психомоторному развитию детей старшего дошкольного возраста с диагнозом задержка психического развития.

Ключевые слова: задержка психического развития, комплексность, коррекция, коррекционно-развивающая работа, психомоторика.

В настоящее время проблема психомоторного развития детей старшего дошкольного возраста с диагнозом задержка психического развития не теряет своей актуальности. Это обусловлено тем, что психомоторное развитие оказывает влияние на общее развитие ребенка, и является одной из основных причин задержки психического развития. Сказанным можно объяснить исследовательский интерес к изучению причин нарушений психомоторного развития детей дошкольного возраста и методов их коррекции.

Психомоторика относится к высшим психическим функциям. Развитие понятия «психомоторика» связано с именем великого русского физиолога И. М. Сеченова. Он впервые вскрыл важнейшую роль мышечного движения в познании окружающего мира. Идеи И. М. Сеченова сыграли решающую роль в понимании психомоторики как «объективации в мышечных движениях всех форм психического отражения и в понимании двигательного анализатора, выполняющего гносеологическую и праксеологическую функцию, как интегратора всех анализаторных систем человека» [2, с. 102]. Идеи И. М. Сеченова были развиты в работах современных ученых. В исследованиях (А. Н. Нехорошкова, М. Г. Яковлева и др.), указано, что детям с задержкой психического развития конституционального генеза присущ инфантильный тип телосложения, который отмечается в мимике и моторике. При варианте соматогенного происхождения, в основе которого лежат длительные или хронические заболевания детей, в моторной сфере ведущая роль отводиться физической астении [3, с. 12].

Особое внимание уделяется процессу коррекционного воздействия на психомоторное развитие старших дошкольников с задержкой психического развития. На данном этапе развития специальной психологии существует множество подходов к коррекционно-развивающей работе. Ряд авторов предлагает подходить к коррекционно-развивающей работе по психомоторному развитию старших дошкольников с задержкой психического развития комплексно — М. Г. Яковлева и др. В понятие «комплексности» включается то, что в процессе коррекционной работы будут охвачены все сферы психического развития ребенка — личностная, эмоциональная, мотивационная, социальная и т. д. При этом социальной сфере уделяется основное внимания, так как, указывает М. Г. Яковлева, окружение ребенка, та среда, в которой проходит его познание окружающего мира и социализация, это основное условие для успешности как психического, так и психомоторного развития ребенка [3, с. 12]. Основными факторами, влияющими на психомоторное развитие дошкольников с задержкой психического развития, указывает М. Г. Яковлева, являются общение ребенка со взрослыми, а затем и со сверстниками, включенное в контекст разных видов совместной деятельности, а также специально организованное коррекционное обучение, которое обеспечивая усвоение все более сложного содержания общественного опыта, ускоряет процесс индивидуального психомоторного развития [3, с. 13].

Т. В. Наумова и др. придерживаются другой точки зрения, считая, что коррекция должна осуществляться целенаправленно, то есть необходимо прямое воздействие именно на нервные центры, отвечающие за психомоторное развитие, управляющие психомоторикой, посредством использования специальных инструментов таких, как развивающие тренинги, специальные упражнения и игры и т. д. [1, с. 12].

Интересный подход к коррекционной работе по психомоторному развитию детей был предложен в работе В. Шербон, автора методики «Шерборнское развивающее движение». Психологи-практики стали активно использовать методику в психомоторном развитии детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития. Шерборнское развивающее движение — это терапевтическая система, вытекающая из естественных потребностей ребенка, удовлетворяемых в контакте со взрослыми. Терапия основана на отдельных аспектах теории движения Лавана. В. Шерборн пришла к выводу, что у всех детей есть две основные потребности: «чувствовать себя как дома в собственном теле и уметь согласовывать свои движения со своими намерениями [4, с. 35].

Методика В. Шерборн построена на основе применения исследовательских методов, то есть в процессе проведения занятий со старшим дошкольником с задержкой психического развития проводится наблюдение с фиксацией в протокол исследования. В исследовании используются два диагностических инструмента, позволяющих оценить психомоторное развитие детей во время развивающей двигательной деятельности [4, с. 36]:

  1. Шкала наблюдения за поведением, которая оценивает когнитивное, эмоциональное, социальное и моторное развитие детей в пяти выбранных аспектах. Результаты ребенка кодируются по пятибалльной шкале.
  2. Процедура анализа результатов, которая используется для оценки двигательных функций ребенка во время терапии в пяти различных областях: подвижность и осознание тела, осознание пространства, контакт с партнером во время физических упражнений, двигательные особенности и творчество. Она описывает вмешательство человека, активно участвующего в терапии ребенка.

Метод В. Шербон подразумевает в коррекционном процессе использование методов импровизационной ритмики. В основе импровизации звучащих жестов лежит свободная спонтанная моторика тела. Своей простотой он дарит ребенку потрясающую эмоционально-моторную разрядку, снимает напряжение и доставляет ребенку радость и удовольствие. Спонтанная пластическая импровизация пробуждает двигательное воображение детей, развивает их способность самостоятельно чувствовать и находить связь между звуком, жестом и движением, выражать индивидуальное отношение к звучащей музыке.

Таким образом, на современном этапе есть большое количество методов и приемов по психомоторному развитию старших дошкольников с диагнозом задержка психического развития. Предлагаемая технология В. Шербон позволяет не только воздействовать на уровень развития психомоторной сферы детей с задержкой психического развития, но и позволяет активизировать взаимодействие между различными уровнями и аспектами психической деятельности ребенка с задержкой психического развития, обеспечив тем самым развитие и коррекцию его базовых познавательных компетентностей.

Литература:

  1. Наумова Т. В. Развитие психомоторных способностей детей дошкольного возраста в условиях информационно-образовательной среды: автореферат дис.... кандидата психологических наук: 19.00.07 / Т. В. Наумова;. — Саратов, 2020. — 27 с.
  2. Сеченов И. М. Элементы мысли. СПб.: Питер, 2001. — 416 с.
  3. Яковлева М. Г. Психолого-педагогические условия организации помощи детям с задержкой психомоторного развития в образовательном учреждении: автореферат дис.... кандидата педагогических наук: 13.00.03 / Яковлева Марина Григорьевна; [Место защиты: Рос. гос. пед. ун-т им. А. И. Герцена]. — Санкт-Петербург, 2009. — 21 с.
  4. Zwolińska D., Podstawski R., Nowosielska-Swadżba D. The importance of persons accompanying children with moderate intellectual disability in the teraphy of veronica sherborne developmental movement // Advances in Rehabilitation. — 2014. — Рр. 33–37.
Основные термины (генерируются автоматически): психическое развитие, психомоторное развитие детей, задержка, коррекционно-развивающая работа, психомоторное развитие старших дошкольников, старший дошкольный возраст, коррекционная работа, окружающий мир, психомоторное развитие, развивающее движение.


Похожие статьи

Коррекция психосенсомоторного развития детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня

В статье автор исследует коррекцию психосенсомоторного развития детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня.

Система коррекционно-логопедической работы по стимуляции речевого развития детей четвертого года жизни с задержкой речевого развития с использованием кинезиологических приемов

В статье описаны этапы и направления работы детьми четвертого года жизни с задержкой речевого развития как с помощью традиционных средств, так и с применением кинологических упражнений.

Психолого-педагогическая подготовка детей с ОВЗ к школьному обучению посредством использования элементов сказкотерапии

В статье авторы пытаются раскрыть особенности и подходы при подготовке детей с ограниченными возможностями здоровья к школьному обучению.

Закономерности развития фонематических процессов у детей дошкольного возраста 6–7 лет с задержкой психического развития

В статье автор рассматривает теоретические основы, характерные особенности когнитивных процессов, закономерности развития фонематических процессов у детей дошкольного возраста 6–7 лет с задержкой психического развития (ЗПР).

Особенности психосенсомоторного и речевого развития детей старшего дошкольного возраста

В статье раскрыты основные особенности психосенсомоторного и речевого развития детей старшего дошкольного возраста (шестой-седьмой год жизни) с нарушениями речевого развития.

Психолого-педагогическая диагностика школьной тревожности у детей с ЗПР психогенного происхождения

В статье рассматривается вопрос диагностики школьной тревожности у детей с задержкой психического развития психогенного происхождения.

Психолого-педагогические особенности детей с псевдобульбарной дизартрией

Статья посвящена изучению психолого-педагогических особенностей детей дошкольного возраста, страдающих псевдобульбарной дизартрией, также дано описание этапов развития их сверстников без патологии.

Основные направления коррекционно-педагогической работы со старшими дошкольниками с моторной алалией

В статье освещается проблема коррекционно-логопедической работы у старших дошкольников с моторной алалией.

Диспраксия у детей с ОВЗ

Статья рассматривает основные теоретические положения моторного развития детей с ОВЗ. Описывается понятие «диспраксия». Отмечается необходимость применения различных упражнений для поддержания и формирования двигательной активности детей.

Формирование графомоторных навыков у детей с общим недоразвитием речи (дизартрией)

В данной статье представлены результаты исследования сформированности графомоторных навыков детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи, обусловленным дизартрией, описаны приемы работы по формированию графо-моторных навыков и эффективность ...

Похожие статьи

Коррекция психосенсомоторного развития детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня

В статье автор исследует коррекцию психосенсомоторного развития детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня.

Система коррекционно-логопедической работы по стимуляции речевого развития детей четвертого года жизни с задержкой речевого развития с использованием кинезиологических приемов

В статье описаны этапы и направления работы детьми четвертого года жизни с задержкой речевого развития как с помощью традиционных средств, так и с применением кинологических упражнений.

Психолого-педагогическая подготовка детей с ОВЗ к школьному обучению посредством использования элементов сказкотерапии

В статье авторы пытаются раскрыть особенности и подходы при подготовке детей с ограниченными возможностями здоровья к школьному обучению.

Закономерности развития фонематических процессов у детей дошкольного возраста 6–7 лет с задержкой психического развития

В статье автор рассматривает теоретические основы, характерные особенности когнитивных процессов, закономерности развития фонематических процессов у детей дошкольного возраста 6–7 лет с задержкой психического развития (ЗПР).

Особенности психосенсомоторного и речевого развития детей старшего дошкольного возраста

В статье раскрыты основные особенности психосенсомоторного и речевого развития детей старшего дошкольного возраста (шестой-седьмой год жизни) с нарушениями речевого развития.

Психолого-педагогическая диагностика школьной тревожности у детей с ЗПР психогенного происхождения

В статье рассматривается вопрос диагностики школьной тревожности у детей с задержкой психического развития психогенного происхождения.

Психолого-педагогические особенности детей с псевдобульбарной дизартрией

Статья посвящена изучению психолого-педагогических особенностей детей дошкольного возраста, страдающих псевдобульбарной дизартрией, также дано описание этапов развития их сверстников без патологии.

Основные направления коррекционно-педагогической работы со старшими дошкольниками с моторной алалией

В статье освещается проблема коррекционно-логопедической работы у старших дошкольников с моторной алалией.

Диспраксия у детей с ОВЗ

Статья рассматривает основные теоретические положения моторного развития детей с ОВЗ. Описывается понятие «диспраксия». Отмечается необходимость применения различных упражнений для поддержания и формирования двигательной активности детей.

Формирование графомоторных навыков у детей с общим недоразвитием речи (дизартрией)

В данной статье представлены результаты исследования сформированности графомоторных навыков детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи, обусловленным дизартрией, описаны приемы работы по формированию графо-моторных навыков и эффективность ...

Задать вопрос