Логическое мышление младших школьников и его характеристика | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 декабря, печатный экземпляр отправим 15 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Коноваленко, Е. А. Логическое мышление младших школьников и его характеристика / Е. А. Коноваленко, В. В. Христенко, С. А. Скрыпцова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 52 (342). — С. 415-418. — URL: https://moluch.ru/archive/342/77033/ (дата обращения: 29.11.2021).



В статье авторы описывают пути формирования логического мышления младших школьников.

Ключевые слова: мышление, логика, понятие, умозаключение, анализ, синтез.

Важнейшими показателями характеристики успешного развития обучающихся является проявление активной и самостоятельной деятельности в учёбе. Несомненно, эта работа неосуществима без приобретения младшими школьниками ключевых закономерных действий.

Первоначальным компонентом данных действий считается мышление, а точнее, логическое мышление.

Проанализируем, что такое мышление и какую роль оно играет в познавательной деятельности, трудовой. Ранее в период античной философии появилось разделение эмоционального и деятельностного мышления. С того момента вопрос мышления находится в поле зрения учёных.

Действующие психические изучения мышления в иностранной науке ведутся с семнадцатого века. Сама способность мыслить считалась врожденной, а мышление обычно считалось развивающимся и рассматривалось вне развития.

Проблематикой развития логического мышления обучающихся начальной школы занимались многие зарубежные (Р. Ф. Тайсон, Ж. Пиаже и др.) и отечественные (С. Л. Рубинштейн, Л. С. Выготский, П. Я. Гальперин, А. Н. Леонтьев, Е. Г. Ревина, и др.) исследователи.

Чрезвычайно важной чертой мышления является неразрывная связь со словом и речевой деятельностью. Человек думает словом, фразой, например, мы не можем думать, не говоря ни слова. Таким образом, мысль — это отраженное и опосредованное обобщенное познание реальности.

В современной педагогике выделяют множество точек зрения понятия «мышления». Обращаясь к толковому словарю С. И. Ожегова, можно заметить, что автор понимает под мышлением «способность человека рассуждать, представляющая собою процесс отражения объективной действительности в представлениях, суждениях, понятиях» [7].

Однако Е. Г. Ревина предполагает, что «мышление — это высшая ступень человеческого познания реальности». Эмоциональная составная часть мыслительно процесса — это ощущение, восприятие и представление. Мозг получает информацию через органы чувств. Мозг перерабатывает полученную информацию и изменяет ее, так и происходить мыслительная деятельность. Решая интеллектуальные задачи, поставленные перед человеком жизнью, он размышляет, готовит ответы и параллельно изучает и раскрывает законы жизни, их связи. Мыслительная деятельность непосредственно связана с ощущениями и восприятиями, а также создается на основе их [9].

К сожалению, мнения исследователей о «мышлении» неоднозначны. Вот, например, Рогов Е. И. под мышлением подразумевает «процесс познавательной деятельности личности, характеризующийся обобщенным и косвенным отражением реальности» [10].

В разработках В. В. Левитеса мышление — это фактор, который влияет на достижение целей, решение проблем и вопросов, выдвигаемые жизнью перед человеком. Преодоление проблем должно дать человеку новые умения и знания. Поиск ответов на поставленные вопросы, порой очень тернистый, поэтому умственная деятельность, является активной и требует сосредоточенного внимания и терпения [6].

Рубинштейн С. Л. считает, что мышление — обобщенное и опосредованное познание объективной реальности [11].

В российской образовательной энциклопедии мышление рассматривается как «процесс познавательной активности человека, характеризующийся обобщенным и опосредованным отражением предметов и явлений действительности в их существенных свойствах, связях и отношениях».

Главная особенность мышления человека заключается в том, что он способен выявлять не только случайные, изолированные, но и важные необходимые связи на основе реальных зависимостей, отделяя их от случайных совпадений. Все человеческое мышление осуществляется в обобщениях, переходя от единства к общему и от общего к единству, отмечает Л. М. Веккер [2].

Более точным мышление как «процесс» выступает при решении человеком поставленной проблемы. Этот путь решения можно разделить на 4 части:

1) первая часть — появление трудностей, постановка проблем и вопросов;

2) вторая часть — постановка гипотезы, предложений для достижения поставленных задач;

3) третья часть — осознание и принятие решений;

4) четвертая часть — перепроверка решений практической деятельностью и анализ.

Успешность достижения поставленной задачи зависит от верного

выполнения мыслительной операции, а также от того, как используются разные формы и типы мышления.

Мышление — это необычный вид деятельности, который имеет свой вид и структуру.

В первую очередь мышление разделяют на две категории: теорию и практику. Более того, в теоретическом мышлении это мышление при помощи понятий и образное мышление, а в практическом — это наглядно-образное и наглядно-действенное.

Рассмотрим подробней каждую из категорий. Теоретическую основу составляют понятия и образ. Мышление при помощи понятий, то есть понятийное, заключается в использовании в речи определений.

Мышление при помощи образов опирается на некий мыслительный процесс, в котором используются образы, воссозданные воображением.

Практическая основа значительно отличается тем, что наглядно — образное мышление осуществляется при непосредственном восприятии окружающей среды.

А наглядно-действенный тип мышления относится к особому виду мыслительной деятельности, суть которого заключается в практической преобразовательной деятельности, осуществляемой с реальными объектами.

Современный ученый А. К. Артемов предполагает, что «система мышления, которая используется в форме рассуждений, является последовательной, непротиворечивой, обоснованной» [1].

В современных разработках, Зимняя И.А предполагает, что: «Исключительно важнейшей чертой мышления является неразрывная связь с речью. Мы постоянно думаем словами, то есть мы не можем думать, не говоря ни слова. Таким образом, мышление — это вдумчивое и опосредованное обобщенное познание реальности» [4].

Логика изучает логические формы мышления — понятие, суждение, умозаключение. Работа с ними отражает суть логического мышления.

Понятие — это мысль, отражающая общие, существенные и отличительные признаки предметов и явлений. Принято различать общие и единичные понятия.

Общее понятие охватывают целый класс одинаковых предметов и явлений, которые носят одно и то же название.

Единичное понятие — обозначает какой — то один предмет.

Содержание понятий раскрывается в суждениях, которые всегда выражаются в устной форме — устно или письменно, вслух или про себя.

Под суждением принято понимать некое отражение связей между предметами и явлениями действительности или между их свойствами и признаками. Оно может разделяться на общие суждения, частные суждения и единичные суждения.

Общие суждения что-либо утверждают или отрицают. Например: «Все живые организмы дышат». А в частных суждениях утверждение или отрицание относится уже не ко всем, а лишь к некоторым предметам, например: «Некоторые ученики отличники». Единичные суждения отличаются тем, что адресованы только к одному, например: «Этот обучающийся не готов к уроку».

По мнению М. Л. Веккера, мышление рассматривается, как «процесс производства умозаключений с логическими операциями над ними» [2].

Умозаключение это форма мышления, позволяющая человеку создать новый вывод из ряда суждений. Другими словами, на основе анализа и сравнения существующих суждений делается новое предложение.

Зимняя И.А говорит о том, что: «умозаключение — это форма мышления, позволяющая человеку сделать новый вывод из ряда суждений. Иными словами, на основе анализа и сравнения имеющихся суждений выражается новое суждение» [4].

В современной педагогике принято различать два вида умозаключений — индукцию и дедукцию.

Индукцию относят к такому методу мышления, при котором из частных суждений выводится общее. А дедукция наоборот является логическим выводом из частного к общему [8].

Умственная деятельность людей осуществляется посредством умственных операций: сравнение, анализ и синтез.

Сопоставление предметов и явлений, целью которых является нахождения сходства и различия межу ними — это операция синтеза. «Сравнение — это есть основа всякого понимания и всякого мышления. Все в мире мы познаем не иначе, как через сравнение», такое толкование в своих работах дает К. Д. Ушинский [13].

Несомненно, можно отметить то, что анализ и синтез являются важнейшими мыслительными операциями, связанными между собой. Мысленное деление объекта на составные части или умственный отбор отдельных свойств в нем — это анализ, а синтез — это сочетание отдельных частей.

Способность мыслить логически, по мнению А. В. Петровского, включает в себя ряд компонентов: «умение ориентироваться в признаках предметов и явлений, умение действовать в соответствии с законами логики, организовывать действия, умение правильно выполнять логические операции, их целенаправленная аргументация, умение выдвигать гипотезы» [8].

Психолог Л. Ф. Тихомирова в своём исследовании, отмечает, что «логическое мышления не дается человеку от рождения. Человек овладевает им в процессе своей жизни и на протяжении всего обучения» [12]/

Кулагина И. Ю. указывает на то, что «Развитие логического мышления ребенка представляет собой сложный процесс перехода от наглядно-действенного мышления к научно-теоретическому (логическому мышлению), с последующим формированием структуры взаимосвязанных компонентов, где эти компоненты представляют собой методы логического мышления, обеспечивающие целостную работу логического мышления» [5].

Таким образом, логическое мышление — это необычный тип мышления, который включает в себя управление понятиями, суждениями, выводами, сопоставление и корреляцию с действиями или комбинацию логических, логически обоснованных действий или операций мышления, связанных между собой причинно-следственными моделями, которые позволяют сопоставить существующие знания взгляд на описания и преобразования объективной реальности.

Литература:

  1. Артемов А. К. Приемы организации развивающего обучения / А. К. Артемов // Начальная школа. — 2014. — № 3. — С. 35–39.
  2. Веккер Л. М. Психика и реальность: единая теория психических процессов / Л. М. Веккер. — М.: Наука, 2008, — 324 с.
  3. Гальперин П. Я. Психология мышления и учение о поэтапном формировании умственных действий / П. Я. Гальперин. — М.: Просвещение, 2008. — 446 с.
  4. Зимняя И. А. Педагогическая психология / И. А. Зимняя. — М.: Логос, 2016. — 384 с.
  5. Кулагина И. Ю. Психология детей младшего школьного возраста / И. Ю. Кулагина. — М.: Юрайт, 2017. — 291 с.
  6. Левитес В. В. Развитие логического мышления детей дошкольного и младшего школьного возраста / В. В. Левитес // Известия Российской академии образования. — 2011. — № 3. — С.54–57.
  7. Ожегов С. И. Толковый словарь русского языка / С. И. Ожегов. — М.: Мир и Образование, 2016. — 1375 с.
  8. Петровский А.В Общая психология / А. В. Петровский. — М.: Просвещение, 1976. — 479 с.
  9. Ревина Е. Г. О возможностях развития логического мышления младших школьников в условиях целенаправленного обучения / Е. Г. Ревина // Межвузовский сборник научно-технических статей. — Вольск, 2009. — С. 141–145.
  10. Рогов Е. И. Общая психология / Е. И. Рогов — Феникс, 2011. — 560 с.
  11. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии / С. Л. Рубинштейн — СПб: Издательство «Питер», 2000–712 с.
  12. Тихомиров О. К. Психология мышления / О. К. Тихомиров. — М.: Наука, 2009, — 279 с.
  13. Ушинский К. Д. Психология. Моя система воспитания. О нравственности / К. Д. Ушинский — АСТ, 2019–576 с.
Основные термины (генерируются автоматически): логическое мышление, мышление, суждение, мыслительная деятельность, слово, неразрывная связь, образное мышление, объективная реальность, опосредованное обобщенное познание, современная педагогика.


Задать вопрос