Публикация знакомит с содержанием двух исторических документов — Буринского и Кяхтинского договоров, заключенных между Россией и Китаем в 1927 г. В результате исследования автор приходит к выводу о важной роли рассмотренных исторических документов в развитии международных отношений двух стран. По мнению автора, основой для достижения международных соглашений послужило взаимное стремление к урегулированию территориальных отношений и развитию международной торговли.
Ключевые слова: Буринский договор, Кяхтинский договор, трактат, российско-китайские отношения в XVIII веке, династия Цин, Российская империя.
Развитие международных отношений России и Китая берет свое начало с середины XVII в., когда территории Забайкалья и Приамурья попадают в сферу интересов обоих государств. Первоначально этот процесс сопровождался открытым военным противостоянием, начавшимся в 50-х гг. XVII в. в Приамурье. В начале 50-х гг. между отрядами русских казаков и маньчжурскими воинскими подразделениями произошло несколько крупных сражений, в результате чего русское влияние в Приамурье было сведено к минимуму. В 80-х гг. XVII в. маньчжурское влияние в Приамурье еще более усиливается. Маньчжурские войска разрушают Албазин и вытесняют русское население из Приамурья [3, С. 129–133]. В это же время происходит конфликт интересов двух стран в Забайкалье. Монгольские ханы при поддержке Цинской администрации предпринимают неудачную попытку захватить Селенгинский и Удинский остроги [1, с. 55].
Дипломатические основы отношений двух стран были заложены в результате заключения Нерчинского договора в 1689 г., обозначившего очертания границ двух стран [2, С. 9–11]. Постепенно международная дипломатия привела к развитию международной торговли, что требовало заключения новых соглашений, регулирующих этот процесс. Данная инициатива исходила со стороны представителей российского торгового капитала, стремящихся найти новые рынки сбыта и получить доступ к китайским товарам. Кроме этого, в отношениях двух стран требовалось уточнение границ и порядка пограничного контроля.
Важной вехой в развитии дипломатических и торговых связей между двумя странами стало подписание в 1727 г. Буринского и Кяхтинского трактатов. Заключению этих важных международных документов предшествовала длительная дипломатическая работа по инициативе российской стороны. В итоге, стараниями С. Л. Владиславич-Рагузинского, начатые ранее переговоры были продолжены не в Пекине, где было сложно преодолеть противоборство Цинской администрации, а на приграничной территории — на реке Буре, в 100 верстах от Селенгинска (ныне Новоселенгинск).
20 августа 1727 г. был подписан «Буринский трактат об определении границ между Россией и Китаем». Этот договор был посвящен исключительно определению точных границ двух государств на определение границы двух стран. На западе линия границы начиналась в верховьях р. Абакан, начиная от хребта Шабин-Дабага. На востоке заканчивалась течением р. Аргунь. Точные очертания границы предписывалось нанести на карту и закрепить разменными письмами сторон. Договор также предписывал обязательный возврат переселенцев или случайных нарушителей на территорию страны проживания [2, С. 11–12]. В разменных письмах от 12 и 27 октября 1727 г., являвшихся приложениями к заключенному договору, были определены число и местонахождение пограничных караулов и маяков двух стран, а также порядок обеспечения пограничного контроля [Там же, С. 12–17].
Заключение Буринского договора имело важнейшее политическое значение, т. к. упорядочило спорные моменты в разграничении территорий двух стран, а так же фактически увеличило территории России.
Позднее, 21 октября (1 ноября) 1727 г., на основе Буринского трактата представители двух империй обсудили новый договор, регулировавший дальнейшее развитие отношений двух стран. Главной темой этого договора являлось развитие торговых отношений. Обмен подписанными экземплярами которого состоялся на реке Кяхте 14 июня 1728 г., отчего в истории этот договор получил название «Кяхтинский».
Содержание Кяхтинского договора состояло из следующих пунктов:
- Утверждение мирных отношений двух стран.
- Не принимать во внимание прежние конфликты и непонимание. Обязательная выдача сторонами перебежчиков.
- Подробное определение и утверждение границы на основе пунктов Буринского трактата.
- Были утверждены порядок и периодичность торговых отношений. Надлежало осуществлять свободный караванный ход из России в Пекин один раз в три года. Состав торговой миссии не должен превышать 200 человек одновременно. Покупка и продажа товаров облагается пошлиной. Обеспечивается охрана торговых делегаций. На территории соседнего государства в рамках торговых миссий разрешается использование наемного труда и приобретение вьючных животных. Для торговых караванов определялись строгие маршруты, отклоняться от которых запрещалось. Для урегулирования пограничных споров надлежало привлекать офицерский состав равного чина.
- Для обеспечения деятельности русского купечества в Пекине основывался Посольский дом. В этом же доме надлежало присутствовать представителям русского духовенства. Для дальнейшей деятельности российской дипломатической миссии в Пекине разрешалось обучение четырем мальчикам и двум юношам.
- Были введены нормы строгого документооборота для работы дипломатических и торговых миссий сторон. Определялись уровни и способы утверждения «печатных пашпортов».
- Предлагалось перенести на будущее решение о разграничении территорий по р. Уде.
- Было введено требование о взаимном скором и справедливом решении пограничных проблем и вопросов.
- Вводилось обязательство о порядке приема и помощи лицам с дипломатической миссией. Предлагалось принятие режима оперативного обеспечения документооборота.
- Были введены строгие меры к нарушителям границ. Особенно жесткие формы наказания принимались в отношении воров и грабителей, вплоть до смертной казни.
- С российской стороны договор был подписан С. Л. Владиславич-Рагузинским и передан представителям китайской стороны на подпись в Цинской администрации [2, С. 17–28].
Как видим, Кяхтинский трактат для своего времени был весьма детальным документом, регулировавшим важнейшие проблемные моменты пограничных отношений двух стран.
Заключение Кяхтинского договора позволило снять многие проблемы, мешавшие ранее развитию отношений между странами. С подписанием Кяхтинского договора отношения двух стран перешли на качественно новую стадию. К тому времени стороны оказались готовы к развитию двусторонних отношений, что было наглядно выражено в пункте 6: дипломатическую переписку двух стран отныне надлежало вести с китайской стороны — Палатой внешних сношений, а с российской — Сенатом. В этом случае снимались специфические формальные проблемы, существовавшие ранее в ходе переписки от имени двух правителей — по китайской традиции, в соответствии с идеями китаецентризма, все прочие государства рассматривались через призму вассальной зависимости. С этим российские императоры были категорично не согласны.
Достижение соглашений об упорядочении пограничного контроля и наказании нарушителей границы свидетельствует о желании сторон к наведению порядка и готовности к сотрудничеству в этом важном направлении. Данное положение позволило существенно упорядочить пограничные отношения и снизило напряженность на границе.
Несмотря на то, что деятельность торговых миссий была в определенной степени ограничена требованиями китайской стороны, заключение Кяхтинского договора положило основу для развития торговых отношений в перспективе. Хотя, согласно тексту договора, разрешалось отправлять в Пекин лишь один русский торговый караван в год численностью не более двухсот человек, однако благодаря открытию беспошлинной пограничной торговли в Кяхте и Цурухайту общий объем торговли значительно возрос по сравнению с предыдущим периодом.
Таким образом, к 20-м гг. XVIII в. Россия и Китай оказались готовы к развитию взаимовыгодных отношений, в основе которых заключалось стремление к развитию международной торговли. Предшествующий период территориальных претензий двух стран постепенно сменился упорядочением линии границы, порядка пограничного контроля и регулирования системы торговых отношений.
Литература:
- Бантыш-Каменский Н. Н. Дипломатическое собрание дел между Российским и Китайским государствами с 1619 по 1792-й год. — Казань: Типография Императорского университета, 1882. — XII. — 565 с.
- Русско-китайские отношения. 1689–1916. Официальные документы. — М.: Издательство восточной литературы, 1958. — 142 с.
- Хронологический перечень важнейших данных из истории Сибири: 1032–1882 гг. / сост. И. В. Щеглов. — Иркутск: Издание Восточно-Сибирского отдела Императорского Русского географического общества, 1883. — 779 с.