Ключевые слова: здоровьесберегающие технологии, тревожность, благополучная адаптация.
В современном образовательном процессе здоровьесберегающие психолого-педагогические технологии являются одними из наиболее востребованных [2], [3]. Они направлены на снятие эмоционального напряжения, создание благоприятного психологического климата на уроке и комплексное использование личностно-ориентированных технологий, что позволяет обеспечить учащимся сохранение здоровья в период обучения, сформировать необходимые компетенции здорового образа жизни и научиться пользоваться ими в повседневной жизни.
Кадетский корпус — это особое образовательное учреждение пансионного типа, обеспечивающее систематический контроль и оказывающее влияние на становление личности своих воспитанников. Несмотря на все плюсы такого обучения, ряд исследований показывают, что образовательная среда пансионного типа является источником повышенного стресса для обучающихся [1]. Поэтому важно представлять актуальный уровень стресса, который переживают воспитанники кадетского корпуса, чтобы грамотно планировать психолого-педагогическую работу с ними.
Наиболее показательными в данном плане будут результаты, полученные в 5-ом и 9-ом классе. К настоящему моменту процесс адаптации пятиклассников должен быть завершен (и в связи с поступлением в кадетский корпус, и в связи с переходом на новую ступень школьного обучения), а кадеты 9-ого класса активно готовятся к сдаче экзаменов. Для изучения тревожности как показателя степени переживаемого стресса у кадет, нами было проведено исследование, в котором приняли участие 60 кадет (по 30 обучающихся в 5-ом и 9-ом классе) Санкт-Петербургского кадетского военного корпуса.
Оценка уровня тревожности кадет 5-ого класса, проводилась на основе «Экспресс-методики выявления тревожности учащихся». В данной методике учащимся предлагается оценить свое самочувствие в последнее время по 15 параметрам. Подсчитывается общий показатель тревожности. Результаты представлены на рисунке № 1.
Рис. 1. Наиболее значимые результаты «Экспресс-методики выявления тревожности» кадет 5 класса
У кадет был выявлен уровень тревожности ниже среднего. Что в целом говорит о благополучном уровне адаптации к новому для них учебному заведению и новому образу жизни в учреждении закрытого типа.
На основе анализа ответов по каждому из предложенных параметров, были выделены ситуации, которые сигнализируют о необходимости проведения психолого-педагогической работы.
Ситуации, которые являются тревожными для 1/3 кадет 5 класса: «мне не хватает уверенности в себе»; «я могу легко расстроиться и даже заплакать»; «я долго переживаю неприятности». Это проблемы в большей степени эмоциональной регуляции, а также когнитивной оценки себя и происходящего вокруг, которые решаются с помощью здоровьесберегающих психолого-педагогических технологий.
Выявлено две ситуации, которые являются тревожными для большинства кадет.
70 % кадет отметили, что «не чувствуют себя свободно». С одной стороны, это вполне согласуется с нахождением в учреждении пансионного типа. Но в тоже время говорит о том, что обучающиеся не полностью приняли для себя данную ситуацию. Необходимо прояснить причины и провести необходимую психолого-педагогическую работу в данном направлении.
80 % кадет отметили «да» по параметру «я не высыпаюсь». С одной стороны, это негативный показатель, так как полноценный сон — это один из краеугольных камней физического и психического здоровья. С другой стороны, данный показатель практически единичный тревожный сигнал на общем благополучном фоне. Поэтому требуется прояснение причин данной ситуации и принятие соответствующих мер. Причины могут быть самыми разнообразными, например, это может быть проявление общего сонливого состояния, характерного для многих жителей нашего региона, в период короткого светового дня в зимнее время; или трудность привыкания к ранним подъемам; или результат чрезмерного утомления в дневное время и прочее.
В целом можно говорить об общем благополучном состоянии и низком уровне тревожности у кадет 5 класса. Проведение здоровьесберегающих психолого-педагогических технологий требуется в отношении локальных проблем, выявленных в процессе исследования.
Оценка уровня тревожности кадет 9-ого класса, проводилась на основе методики «Шкала тревожности» Кондаша. Данная методика выявляет уровень школьной, межличностной и самооценочной тревожности, а также общий показатель тревожности. Результаты представлены на рисунке № 2.
Рис. 2. Результаты методики «Шкала тревожности» Кондаша у кадет 9 класса
Школьная тревожность, связанная именно с учебным процессом, у кадет 9 класса имеет высокий уровень. Что, с одной стороны, можно объяснить предстоящими выпускными экзаменами. Но если рассмотреть, по каким ситуациям, представленным в методике, набраны наиболее высокие баллы, то мы увидим, что это тревога, связанная не столько с будущей проверкой знаний, сколько с повседневным процессом обучения. К ситуациям, которые кадеты оценили в диапазоне «немного беспокоит или волнует» — «достаточно неприятна и вызывает такое беспокойство, что я бы предпочел избежать её» относятся: «учитель смотрит по журналу, кого бы спросить»; «после контрольной учитель называет оценки»; «не понимаю объяснений учителя»; «не могу справиться с домашним заданием». То есть это трудности усвоения учебного материала и ситуации оценивания знаний. Что может быть связано как с индивидуальными проблемами обучения, так и с методикой преподавания и стилем построения отношений учителей с учащимися. Данная ситуация требует применения здоровьесберегающих психолого-педагогических технологий, но после дополнительного прояснения ситуации.
Самооценочный уровень тревожности у кадет несколько повышен, ближе к нормальному. Что говорит в целом об умении ценить свои достижении и принимать свои особенности. К ситуациям, которые кадеты оценили в диапазоне «немного беспокоит или волнует» — «достаточно неприятна и вызывает такое беспокойство, что я бы предпочел избежать её» относятся: «у меня что-то не получается»; «мне грозит неудача, провал»; «предстоит важное, решающее дело». То есть наиболее затруднительными для них являются ситуации реальной или потенциальной неудачи. И в этом направлении важно провести психолого-педагогическую работу, направленную на изменение отношения к неудаче, принятие ошибок как обучающего опыта, выработку стратегий преодоления препятствий, обучение способам работы с негативными эмоциями и умение видеть и использовать собственный потенциал. Подобная работа является профилактикой возникновения в будущем выученной беспомощности, аддиктивного поведения и др.
Межличностная тревожность у кадет имеет повышенный уровень, что в целом соответствует особенностям подросткового возраста, в котором межличностное общение становится приоритетным. К ситуациям, которые кадеты оценили в диапазоне «немного беспокоит или волнует» — «достаточно неприятна и вызывает такое беспокойство, что я бы предпочел избежать её» относятся: «меня критикуют, в чем-то упрекают»; «на меня не обращают внимания»; «на меня сердятся (непонятно почему)». Для решения данной проблемы требуется применения здоровьесберегающих психолого-педагогических технологий, направленных на обучение кадет эффективным стратегиям поведения в конфликтных ситуациях. Ситуацию «выступление перед большой аудиторией» практически все кадеты оценили как «достаточно неприятную, вызывающую такое беспокойство, что я бы предпочел избежать её», что можно рассматривать как сформировавшуюся проблему страха публичных выступлений. Для ее преодоления требуется систематическая работа с использованием тренинговых технологий.
Общий показатель тревожности девятиклассников несколько повышенный. То есть в целом ситуация не является критичной, требующей экстренного вмешательства, но необходима планомерная работа с учетом выявленных проблем на основе здоровьесберегающих психолого-педагогических технологий для предотвращения возникновения и усугубления в будущем проблем различного спектра.
Литература:
- Гревцева О. В. Формирование стрессоустойчивости у воспитанников образовательных учреждений пансионного типа// Современные проблемы науки и образования, № 2 — Пенза: Издательский Дом «Академия Естествознания», 2015, С.688–689.
- Демаков А. В. Использование здоровьесберегающих технологий в процессе организации самоподготовки воспитанников// Индивидуальный формат педагогического роста. Сборник материалов финального этапа педагогических чтений 2019 года. Екатеринбург — Екатеринбург, Изд-во «Уральский государственный педагогический университет», 2019. С. 32–48.
- Нестерова О. М., Травкин С. В., Горбатова О. Н., Милош Д. В. Здоровьесберегающие технологии в системе работы воспитателя в кадетском корпусе// Современная психология и педагогика: проблемы и решения. Сборник статей по материалам XXI международной научно-практической конференции. Новосибирск, 15 апреля 2019 г. — Новосибирск: «Ассоциация научных сотрудников «Сибирская академическая книга»», 2019. С. 5–9.