Данная статья рассматривает способы формирования фондов капитального ремонта у регионального оператора и на специальном счете. Сделан анализ основных недостатков и преимуществ формирования фондов капитального ремонта.
Ключевые слова: капитальный ремонт, региональный оператор, проведение ремонта.
Способы формирования фондов капитального ремонта в многоквартирных домах (далее, МКД) естественным образом отличаются друг от друга, что говорит о необходимости изучения всех их положительных и отрицательных характеристик. Собственники жилых помещений в МКД, изучив плюсы и минусы фондов капитального ремонта, смогут принять решение, о котором в дальнейшем они не будут сожалеть.
К преимуществам формирования фонда капитального ремонта на специальном счете в банке, можно отнести:
− накопление средств идет на счет одного дома и использовать их на ремонт других домов запрещено законом;
− работы по капитальному ремонту можно сделать раньше установленного срока при условии накопления необходимой суммы к этому времени; в любой момент можно изменить способ накопления средств;
− собственники жилых помещений сами выбирают размер взноса, перечень работ и (или) услуг по ремонту, сроки проведения капитального ремонта и кредитную организацию, в которой будет открыт счет определенного дома.
К недостаткам формирования фонда капитального ремонта на специальном счете в банке, необходимо отнести:
− расходы по содержанию и ведению счета собственники несут самостоятельно;
− собственниками должна вестись работа с должниками по оплате взносов;
− при нехватке денежных средств для проведения капитального ремонта в срок, товарищество собственников жилья (далее, ТСЖ), жилищно-строительный кооператив (далее, ЖСК) и управляющая организация (далее, УО) сами находят источник финансирования, если собственники прибегают к кредитованию, то выплачивают проценты по кредиту;
− ТСЖ, ЖСК и УО самостоятельно решают вопросы, возникшие в процессе осуществления капитального ремонта, в части финансирования с выбранным банком.
Представляется, что фонд капитального ремонта на специальном счете лучше создавать в следующих случаях: когда в доме, имеется большая общая площадь; дом построен недавно, либо происходила замена конструктивных элементов в недавние сроки, это может означать, что проведение капитального ремонта в ближайшее время не требуется; если управление домом возложено на ТСЖ, ЖСК и УО или иной специализированный кооператив; возникает возможность для собственников жилых помещений участвовать в решении вопросов проведения капитального ремонта, либо есть желание у конкретного собственника жилого помещения в этом доме взять на себя ответственность за открытие счета в банке для аккумулирования денежных средств на капитальный ремонт.
Необходимо отметить, что формирование фонда капитального ремонта МКД у регионального оператора имеет ряд своих преимуществ, которые включают в себя:
− возможность проведения капитального ремонта в МКД, которые в этом нуждаются, т. к. раннее действующее законодательство не предусматривало такой возможности (от таких МКД управляющие компании просто отказывались и теперь у них появился отличный шанс быть восстановленными);
− субъекты РФ на региональном уровне по закону несут субсидиарную ответственность по обязательствам регионального оператора и это является гарантом выполнения всех обязательств перед гражданами.
Перечень, по нашему мнению, недостатков формирования фондов капитального ремонта у регионального оператора, можно установить больше чем достоинств. К ним можно отнести:
− недостаточность средств, которые собирает региональный оператор для осуществления своих функций потому, что собственники жилых помещений отказываются платить по счетам капитального ремонта;
− отсутствие законной возможности у регионального оператора воздействовать на неплательщиков, иным образом, помимо обращения с иском в суд;
− жесткие временные рамки в деятельности региональной программы капитального ремонта, по условиям которой капитальные ремонты должны быть проведены через большой промежуток времени, что может вызвать недовольство со стороны граждан. Кроме того, трудно представить, что будет происходить с экономикой страны через определенное количество лет и сможет ли региональный оператор гарантировать эффективное проведение капитального ремонт;
− отсутствие доверия со стороны проживающих в многоквартирном доме граждан. Нужно отметить тот факт, что управляющие компании, ТСЖ, ЖСК имеют более точное представление о том, куда лучше направить денежные средства, какой дом больше нуждается в проведении ремонта и делает все это быстро и эффективно.
Многие авторы относятся критически к правовой организации проведения капитального ремонта в многоквартирных домах, так Чикина С. Ю., Дакаева Ж. Х., считают, что государство, образовав систему региональных операторов, стремилось решить проблемные вопросы проведения ремонта в МКД, но на практике создало механизм, который нуждается в весомой законодательной доработке. Если устранить большинство недостатков, работа системы региональных операторов может улучшить и оздоровить сферу ЖКХ. [2, c. 86]
В заключение можно сделать вывод, что для каждого собственника жилого помещения указанные преимущества и недостатки могут представлять важный аспект при принятии решения о выборе способа формирования фондов капитального ремонта, важно знать и представлять полную картину того, какие положительные и отрицательные моменты несут в себе эти способы.
Литература:
- Жилищный кодекс РФ: федер. закон № 188–ФЗ от 29 декабря 2004 г. // Российская газета. — 2005. — № 1.
- Масленникова, Л.В., Саросек, А. П. Государственный технический учет жилых помещений: история и современное законодательство // Научный журнал КубГАУ. — 2014. — № 100. — С. 1–14.
- Чикина С. Ю., Дакаева Ж. Х. Плюсы и минусы способов формирования фондов капитального ремонта многоквартирных домов // Вопросы экономики и управления. — 2016. — № 4. — С. 86–87