Философское понятие свободы | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 13 марта, печатный экземпляр отправим 17 марта.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Философия

Опубликовано в Молодой учёный №50 (340) декабрь 2020 г.

Дата публикации: 08.12.2020

Статья просмотрена: 34 раза

Библиографическое описание:

Бочкарева, К. З. Философское понятие свободы / К. З. Бочкарева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 50 (340). — С. 523-525. — URL: https://moluch.ru/archive/340/76237/ (дата обращения: 03.03.2021).



Статья посвящена вопросу о проблеме свободы человека, ее значению, философском и правовом понимании.

Ключевые слова: свобода, ответственность, права, ценность, права человека.

Проблема свободы человека актуальна давно и по сей день не теряет своей актуальности. Вероятно, ни одна философская проблема не имела такого большого социального и политического значения в истории общества, как проблема свободы. Несмотря на многочисленные споры, утверждения и аргументы великих философов, единого понятия свободы так и не было сформулировано.

Термин «свобода» — одна из основных философских категорий, часто употребляемых в повседневной жизни людей. Но каждый человек понимает его по-своему. Понятие свобода очень многогранно.

Свобода — это способность человека делать осознанный выбор, из имеющихся возможностей. Здесь это определение содержит важное терминологическое разделение: свобода воли и свобода действий. Свобода воли — это способность выбирать, а свобода действий — это способность самостоятельно сознательно действовать на основе уже сделанного выбора.

В своем исследовании кандидат юридических наук Ю. Н. Клименко подчеркивает, что «проблема свободы (особенно свободы воли) тесно связана с ответственностью человека за свои поступки и в этом аспекте выходит за рамки правовой категории, затрагивает нравственную сферу, входя порою в определенное противоречие» [5, с. 9].

Свобода и ответственность тесно связаны, поскольку одно из противоречий заключается в том, что для соблюдения свободы всех людей необходимо создавать общие ограничения. Если человек нарушил правило, то несет ответственность за свои поступки.

Если мы с вами свободны делать что хотим, то мы должны понимать одну простую вещь: мы будем нести ответственность за принимаемые решения, в той свободе, которой мы находимся. Если решение за нас принимает кто-то другой, то соответственно ответственность будет нести он. Понятие свобода и ответственность это абсолютно не разделимые понятие. Если мы хотим поступать свободно, то мы должны быть ответственными.

Как было упомянуто выше, каждый понимает понятие свободы по-своему. Если человек действует свободно, если есть свобода выбора, то он также несет ответственность за последствия своих действий.

В большой энциклопедии 1909 года выпуска определение свободы излагается как «состояния независимости, обуславливающегося отсутствием принуждения и произвольным движением» [10, с. 794].

Помимо общего определения свободы как «способности человека действовать в соответствии со своими интересами и целями, опираясь на познание объективной необходимости», в этой энциклопедии рассматриваются как многочисленные виды свободы, так и явления, обладающие свойством свободы» [6, с. 52].

Идея свободы плохо прижилась в новейшей истории России. Предпочитая, особенно в последнее время, говорить о соборности и справедливости, о порядке и ответственности, мы допускаем серьезную ошибку: забываем о ценности человеческой свободы [7, с. 101].

Понятие ценность указывает на человеческое, социальное и культурное значение определенных явлений действительности [3]. В этом смысле ценность свободы человека очевидна. Свобода — главная ценность человека. Ведь без свободы практически никто самостоятельно не сможет реализовать свои собственные цели, способности и идеи.

Проблема ценности человека оказалось в центре философского понимание последние два столетия. Ценность — это то, что мы наделяем ценностью, что имеет для нас значение. В силу этого получается, что вопрос о природе ценности и наука, которая изучает ценности, аксиология — это вопрос о том каким образом мы делаем мир неоднородным. Потому что наш ценностный выбор — это как раз создание неоднородности окружающей нас реальностью.

Соотношение права и свободы зависит от типа правопонимания, а также от метода, при помощи которого исследуется категория свободы. Например, в философской системе Канта понятия права и свобода неразрывно связаны.

Нет свободы, нет и права. Свобода — тот всеобщий критерий, на основании которого можно отличать правовое от не правового. И этот критерий содержится не в эмпирической действительности (в реально существующей жизни), а только в разуме. Если говорить о соотношении исторически конкретного права и степени свободы в том или ином государстве, то речь пойдет уже о соотношении позитивного права и свободы.

Однако в этом случае возникают проблемы в силу неясности самого слова «свобода». Нет слова, которое получило бы столь разнообразное значение и не производило бы столь различное впечатление на умы.

В данном случае степень свободы зависит от типа правового регулирования:

  1. Разрешено все, что не запрещено законом. В этом случае обеспечивается максимум свободы.
  2. Запрещено все, что не разрешено законом. Здесь уже можно говорить об отсутствии свободы [8].

В целом, для реализации свободы государство не должно препятствовать или запрещать выражать свое мнение. К примеру, возьмем свободу слова, чтобы все граждане имели право на свободу слова, государство не должно запрещать им выражать свое мнение. В обыденной жизни люди используют права и свободы практически как синонимы. Но нужно различать разницу между этими понятиями. Права и свободы — очень близкие понятия. Отличительной чертой права было то, что право требует от государства определенных действий. Например, возьмем право на образование, исходя из того, что государство таким образом создает систему образовательных организаций, которые предоставляют эту услугу. Таким образом понятие права и свободы в принципе можно использовать как синонимы, то есть по сути, они означают одно и тоже.

Согласно статье 1 Всеобщей декларации прав человека, «все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и правах. Они наделены разумом и совестью и должны поступать в отношении друг друга в духе братства» [2]. Конституция Российской Федерации объявила «человека, его права и свободы — высшей ценностью» [1]. Что же такое свобода? Сегодня существует два противоположных взгляда на эту проблему, сравним точку зрения двух мыслителей Томаса Гоббса и Шарль Монтескье. Томас Гоббс сказал: «свобода есть отсутствие всяких препятствий к действию, поскольку они не содержатся в природе и во внутренних качествах действующего субъекта» [4]. А Шарль Монтескье сказал: «Свобода — это возможность делать все то, не запрещено законом» [9]. Согласно высказыванию Томаса Гоббса, свобода — это возможность делать то, что хочется, т. е. произвол. К примеру, кому-то в полночь захотелось включить телевизор на полную мощность, выходит человек осуществил свое желание, поступил свободно. Но с этим тоже можно спорить, так как его свобода в данном случае, ущемляет права соседей полноценно отдохнуть после работы в ночное время. Именно поэтому во всеобщей декларации прав человека содержится упоминание о том, что при осуществлении своих прав и свобод каждый человек должен подвергаться только к такому ограничению, которые имеют своей целью обеспечить признание и уважение прав других.

Таким образом, человек не является полностью свободным, не может стопроцентно считать себя свободным, поскольку нужно учитывать и уважать свободы других людей. Гоббс говорит не о свободе, а в произволе. Монтескье же говорит о свободе, закон, ограничивая свободу одного, не позволяет ей превратиться в произвол по отношению к другим людям. Таким образом, закон ограничивает свободы одного человека, защищая свободы других людей.

Все вышесказанное дает нам возможность сделать следующие выводы. Проблема свободы в современном обществе действительно остается чрезвычайно актуальной. Каждый человек рождается свободным, но должен уважать свободу других людей. Свобода одного человека не должна ущемлять права другого человека.

Литература:

  1. «Конституция Российской Федерации» (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020).
  2. «Всеобщая декларация прав человека» (принята Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.1948).
  3. Грекулова А. Л. и др. Философский энциклопедический словарь. — 2-е изд. — М.: Сов. энциклопедия, 1989 г.
  4. Гоббс Т. О свободе и необходимости // Сочинения. В 2 т. Т. 1. М., 1965 г.
  5. Клименко Ю. Г. Свобода как правовая категория: автореф. дис. … канд. юрид. наук. Тамбов, 2005 г. С.9.
  6. Софиенко М. Б. Свобода как философская проблема 2018 г.С.52.
  7. Омельченко Н. В. Свобода человека как ценность научные доклады УДК 101.3, 2012 г. С.101
  8. Полящук Н. А. Курс лекций по «Общей теории права» для студентов специальности «Государственное управление и право». Минск –2005 г.
  9. Монтескье Ш. Л. часть 2 — «золотые слова» Научная Россия 2015 г.
  10. Южаков С. Н. (ред.) Большая энциклопедия. Т. 17. СПб: Просвещение, 1909. С. 794.
Основные термины (генерируются автоматически): свобода, ответственность, проблема свободы, свобода воли, всеобщая декларация, государство, проблема свободы человека, свобода действий, свобода слова, способность человека.


Задать вопрос