Основы комплексной психолого-педагогической реабилитации лиц с ограниченными возможностями, испытывающих состояние одиночества | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Психология и социология

Опубликовано в Молодой учёный №11 (34) ноябрь 2011 г.

Статья просмотрена: 3012 раз

Библиографическое описание:

Немцова, С. В. Основы комплексной психолого-педагогической реабилитации лиц с ограниченными возможностями, испытывающих состояние одиночества / С. В. Немцова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2011. — № 11 (34). — Т. 2. — С. 90-92. — URL: https://moluch.ru/archive/34/3851/ (дата обращения: 16.12.2024).

Поскольку основу разработки комплексных реабилитационных программ для лиц с ограниченными возможностями составляют основные психологические проблемы данной категории населения, а именно проблема состояния одиночества, нарушения удовлетворения потребности в безопасности, нарушения коммуникативных процессов, повышения уровня тревожности. То определяющей задачей формирования комплексной психолого-педагогической реабилитации является развитие личности людей с ограниченными возможностями, создание оптимальных условий для всестороннего воздействия психолого-педагогических методов, нацеленных на изменения отношения к себе, к окружающим, миру в целом; включает в себя:

  1. расширение сфер жизнедеятельности на психологическом уровне

  2. выработка и реализация стратегии жизни (образ нового «Я»)

  3. выработка и реализация стратегии интеграции (образ нового «Мы»)[3]

При разработке комплексных психологических программ в отделениях реабилитации, многими исследователями учитываются все аспекты психологических проблем, которые возникают у людей с ограниченными возможностями. Но особняком стоит одна из самых значимых проблем обнаруженных нами в ходе исследования, а именно проблема, связанная с одиночеством, нарушением базовой потребности в безопасности.

Следовательно, для нормального существования человека, в обществе, необходимо формирование у него самоценности, активизации внутренних ресурсов позитивного развития личности, обретения смысла существования. Определяющей задачей психолого-педагогической программы реабилитации людей с ограниченными возможностями является создание оптимальных условий для всестороннего воздействия психолого-педагогических методов, нацеленных на изменения отношения к себе, к окружающим, миру в целом. С связи с этим основное направление программы – формирование активной, саморазвивающейся личности, не зависящей от стереотипного мышления и поведения.

Реабилитация, построенная на знании основных трудностей людей с ограниченными возможностями, способствует формированию у клиентов: адекватного восприятия картины мира; эмпирического мышления, которое позволяет выполнять задачи, стоящие в повседневной жизни клиентов. Например, процесс построения новых форм взаимоотношений со своими близкими, с другими людьми, развитие творческого потенциала, раскрытие новых возможностей для самореализации.

Смысл самого понятия реабилитации обозначается как, система и процесс полного или частичного восстановления способностей инвалидов к бытовой, общественной и профессиональной деятельности.[6]

Современные исследования в области реабилитации состояния одиночества является практико-ориентированные теории разработанные отечественными и зарубежными психологами (В.Д. Менделевича; Д.А. Жуковым; С.Г. Корчагиной; Б.Г. Ананьева; А.Адлера; А.Маслоу и т.д.), подчеркивают необходимость раскрытия и усиления ресурсов личности.

Внедрение комплексной психолого-педагогической программы и последующее экспериментальное изучение динамики реабилитационного процесса у лиц с ограниченными возможностями проводилось в течение 2008-2011 г.г. на базе Государственного учреждения Комплексного центра социального обслуживания «Гольяново», в дальнейшем ГУ КЦСО, отделение реабилитации.

 Анализ результатов опроса людей с ограниченными возможностями показывает, что именно развитие программ социально-психологической реабилитации направленных на профилактику развивающегося феномена одиночества и нарушения потребности в безопасности, могут способствовать наиболее быстрой интеграции и социализации их в социуме.

Современная комплексная психолого-педагогическая реабилитация представлена множеством различных, творчески развивающихся во многих странах направлений.

Внедрение комплексных психологических программ реабилитации и коррекции состояния одиночества для людей с ограниченными возможностями определяется основной целью:

    1. развитие способностей людей с инвалидностью к созданию независимого образа жизни,

    2. определение своих новых социальных ролей,

    3. установление новых конструктивных способов взаимодействия с обществом,

    4. помощь в полноценном функционировании к жизни в обществе

профилактики и реабилитации развития глубокого чувства одиночества. Достижение этой цели осуществляется в ходе решения следующих задач:

-профилактика развития основных психологических проблем возникающих в жизни лиц с ограниченными возможностями (проблема одиночества, нарушения потребности в безопасности, нарушение общения, социальная дезадаптация, крушение жизненных планов, негативная мировоззренческая установка)

-развитие творческого потенциала,

-развитие коммуникативных навыков,

-профилактика развития нарушений социальных отношений

-социализация путем усвоения конструктивных форм и норм поведения, а так же взаимодействия с внешним миром,

-ускорение процесса психологической адаптации,

профилактика возникновение эмоционально-волевых расстройств,

-развитие эмоционально-волевой сферы (усидчивость, внимание, память, мотивация и т.д.),

-повышение эмоционального фона,

-развитие координированных движений, мелкой моторики,

-профилактика развития тревожности, стрессов, депрессии, изменение поведения,

-профилактика развития депривации личности,

-подъем активности, формирование из пассивного субъекта деятельности в активного, несущего ответственность за свои поступки, действия, желания, построение жизненных планов,

-выработка адекватной стратегии поведения.

Как следует из целей реабилитации, формирование полноценной личности у лиц с ограниченными возможностями предусматривает, развитие:

-личной потребности в усвоении новых форм взаимодействия с миром;

-личной активности;

-мотивации к занятию.

Основные преимущества комплексной психолого-педагогической программы «Феникс»:

  • реализация индивидуально-ориентированной программы коррекции феномена одиночества с использованием конкретных способов и приемов, взятых из разных методов (арт-терапия, телесно-ориентированная терапия, гештальт-терапия, когнитивная терапия);

  • дифференциация процесса психологической коррекции и реабилитации за счет использования средств и технологий выбора для разной категории людей;

  • реализация индивидуальной или групповой траектории продвижения по данной комплексной программе за счет выбора уровня или степени развития отклонений;

  • возможность научения разным формам взаимодействия на примере групповой динамики.

В комплексную психолого-педагогическую реабилитацию под названием «Феникс» входит:

  1. Занятия в сенсорной комнате- комплексная групповая психологическая реабилитация:

А) дыхательная терапия;

Б) телесно-ориентированная терапия;

В) Аутотренинг;

Г) Обратная связь.

  1. Арт-терапия – рисование пластилином;

  2. Танцевальная терапия.

В данной статье мы остановим свое внимание только на некоторых формах психолого-педагогических методах реабилитации лиц с ограниченными возможностями под названием «Феникс».

Занятия в сенсорной комнате подразумевает проведение групповых психолого-педагогических методов реабилитации. Из опыта групповой терапии известно, что для повышения эффективности взаимодействия в группе, основную роль играют динамические процессы, связанные с моментом «присоединения» [2]. С целью более быстрого достижения результата следует использовать метод дыхательной терапии. Поскольку в процессе дыхания ключевую роль играет внутреннее общение между людьми, то есть вербальное общение сведено к минимуму, либо отсутствует полностью. Невербальное взаимодействие происходит как в личностном поле члена группы, так и в межличностном пространстве группы. При чем, выполняя определенно заданные дыхательные упражнения у членов группы снижается уровень тревожности, наступает чувство расслабления и т.д. Во время занятий, акцентируя внимание членов группы на диафрагмальном дыхании, способствует быстрому развитию групповой динамики (интеграции чувств в группе, развитию коммуникаций, действий), а так же более глубокому осознанию собственного тела и процессов, происходящих в нем (исцеление происходит между «сущностью» человека и его «существованием» т.е. формирование из «пассивного объекта» в «активного субъекта»).

Основу комплексной психолого-педагогической реабилитации «Феникс» составляет- телесно-ориентированная терапия. В силу своей фундаментальности и охвата всех сфер жизнедеятельности лиц с ограниченными возможностями групповая телесно-ориентированная терапия, разработанная с учетом идей предложенных Райхом, исключительно эффективна в работе с состоянием одиночества, нарушения потребности в безопасности, нарушения коммуникативных процессов, повышения уровня тревожности. Основными нововведениями данной комплексной программы является применение расслабления и напряжения в сочетании с дыхательными упражнениями.

Правильное выполнение условий напряжения и расслабления позволяет осознанию возможности управления собственным телом, а так же профилактика и реабилитация затруднения в саморазвитии, личностном росте, проработке проблем невротического порядка, проработка проблем связанных с нарушениями здоровья в психосоматической сфере. Использование телесно-ориентированной терапии в группе наиболее эффективней по сравнению с индивидуальной работой, т.к. она наиболее сильно координирует единство всех жизненных изменений человека – его телесного существования, психологических переживаний и глубинной сущности.

Работа с телом фокусирует внимание на телесной значимости жизненных событий и направлена на способ саморегуляции путем напряжения и расслабления мышц, начиная от ног и заканчивая лицом. Во время занятий актуализация значимости данной формы реабилитационного процесса, концентрирует внимание каждого члена группы на процессе выздоровления (ведущий группы – психолог – раскрывает «полезность» для здоровья определенных движений).

Применение в комплексе с групповой телесно-ориентированной терапией метода танцевальной терапии (на базе египетского танца живота), способствует наиболее быстрому достижению желаемого результата: снижение мышечного напряжения, увеличения подвижности участников группы. Еще К.Юнг подчеркивал основную психологическую ценность артистических переживаний, выраженных в танце. Салливан, подчеркивал значимость социализации и человеческого взаимодействия, которое может быть достигнута в танце.

Основные цели танцевальной терапии в комплексной психолого-педагогической реабилитации:

  • Расширение сферы сознания членами группы собственного тела (возможности)

  • Повышение физического и эмоционального здоровья

  • Повышение самооценки путем развития более положительного образа тела.

  • Создание безопасного образа тела

  • Создание группового опыта социальных умений

  • Установление связи между чувствами и движениями

  • Развитие уровня невербального общения.

Задачи:

*создание гармоничных отношений с собой и окружающим миром, осознанное

* проработка мышечного панциря

*развитие творческого потенциала

*способствовать развитию позитивного состояния

*расширить креативный и выразительный мир человека.

*помочь выработке позитивных эмоций

*снятие мышечных зажимов

*формирование позитивного образа собственного тела.

Использование в танцевальной терапии движений из египетского танца живота, позволяет развитию пластичности движений, а руководитель группы танцевальной терапии выступает как режиссер событий, катализатор, облегчающий развитие через движения. Создание безопасной среды для группы позволяет расширению репертуара движений, улучшению исследования себя членами группы. В «танце живота» использование разнообразных пластических движений в сочетании с упражнениями на расслабление, дыханием, способствует более быстрому снятию мышечных зажимов.

Следовательно, можно сделать следующий вывод, основным показателем удачного проведения курса психолого-педагогической реабилитации является:

      • улучшение самочувствия клиента как физического, так и психологического, выработка адекватной стратегии поведения,

      • снижения уровня тревожности,

      • формирование образ нового «Я»,

      • повышение активности в построении жизненных планов, целей и их последующую реализацию.

Литература:
  1. Александер Ф. Психосоматическая медицина. - М.: Эко-Пресс, 2002.-352с.

  2. Вачков И.В. Психология тренинговой работы. М., 2007.-416 с.

  3. Долгалев Б.А., Ладикова В.Н. Социально-психологические проблемы инвалидов//Человек: его сущность, развитие и проблемы. Вып. 1/Под ред. В.С. Кукушина. Ростов н/Д., 2000

  4. Корчагина С.Г. «Психология одиночества». М. 2008.- 228 ст.

  5. Лабиринты одиночества / Пер. с англ.; составление, общая редакция и предисловие Н. Е. Покровского. — М.: Прогресс, 1989. —624 с.

  6. Менделевич В.Д. «Клиническая и медицинская психология». М., 2008.- 432 ст.

  7. Миюскович Б. Одиночество; междисциплинарный подход\\ Лабиринты одиночества.- м., 2008.-224 ст.

  8. Bernstein, P. Theory and methods in dance-movement therapy: A manual for therapists, students, and educators. Dubuque, Iowa: Kendall/Hunt, 1972.

Основные термины (генерируются автоматически): возможность, комплексная психолого-педагогическая реабилитация, собственное тело, танцевальная терапия, телесно-ориентированная терапия, член группы, нарушение потребности, образ нового, развитие, творческий потенциал, формирование.


Похожие статьи

Методы и приёмы коррекции нарушений письма у учащихся с ограниченными возможностями здоровья

Комплексный подход к обучению и воспитанию учащихся с нарушением слуха

Особенности эмоциональной сферы и методы диагностики эмоционального развития у старших дошкольников с задержкой психического развития

Организация ресоциализации людей, страдающих различными формами зависимости

Педагогические условия формирования толерантного отношения к студентам с ограниченными физическими возможностями

Психологические особенности подростков с сахарным диабетом I типа

Психологические условия развития творческих способностей социального работника

Психолого-педагогические особенности подростков с особыми образовательными потребностями

Социально-психологические особенности пациентов, больных туберкулезом

Методические рекомендации для будущих педагогов по обучению детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательной школе

Похожие статьи

Методы и приёмы коррекции нарушений письма у учащихся с ограниченными возможностями здоровья

Комплексный подход к обучению и воспитанию учащихся с нарушением слуха

Особенности эмоциональной сферы и методы диагностики эмоционального развития у старших дошкольников с задержкой психического развития

Организация ресоциализации людей, страдающих различными формами зависимости

Педагогические условия формирования толерантного отношения к студентам с ограниченными физическими возможностями

Психологические особенности подростков с сахарным диабетом I типа

Психологические условия развития творческих способностей социального работника

Психолого-педагогические особенности подростков с особыми образовательными потребностями

Социально-психологические особенности пациентов, больных туберкулезом

Методические рекомендации для будущих педагогов по обучению детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательной школе

Задать вопрос