Система дополнительных наказаний по уголовному законодательству Республики Казахстан | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 18 декабря, печатный экземпляр отправим 22 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №49 (339) декабрь 2020 г.

Дата публикации: 07.12.2020

Статья просмотрена: 21 раз

Библиографическое описание:

Баткалова, Г. М. Система дополнительных наказаний по уголовному законодательству Республики Казахстан / Г. М. Баткалова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 49 (339). — С. 171-173. — URL: https://moluch.ru/archive/339/76249/ (дата обращения: 08.12.2021).



В статье рассматривается система дополнительных наказаний по уголовному законодательству Республики Казахстан. Автором выработаны предложения по совершенствованию системы дополнительных наказаний.

Ключевые слова: система дополнительных наказаний, дополнительные наказания, наказание, уголовное законодательство.

Уголовное законодательство Республики Казахстан не содержит понятия системы наказаний. Действующий Уголовный кодекс Республики Казахстан от 3 июля 2014 года (далее — Уголовный кодекс Республики Казахстан) , как и предыдущие Уголовный кодекс Казахской ССР от 22 июля 1959 года и Уголовный кодекс Республики Казахстан от 16 июля 1997 года, содержит лишь уголовно-правовую норму под названием «Виды наказаний».

Вместе с тем, в юридической науке считается, что предусмотренный уголовным законом исчерпывающий перечень видов наказаний, которые могут содержаться в санкциях норм Особенной части Уголовный кодекс Республики Казахстан и назначаться по приговору суда за совершение уголовного правонарушения, представляет собой систему наказаний. Так, по мнению профессора С. М. Рахметова, «под системой наказаний понимается закрепленный уголовным законом исчерпывающий и обязательный для судов перечень видов наказаний, расположенных в определенном порядке с учетом их сравнительной тяжести» [1, с. 209].

Структура и содержание системы наказаний зависят от действующего политического строя государства, его экономического развития, мнения общества и иных социальных условий. «При этом система наказаний почти всегда соответствовала уровню нравственности, культуры и общей цивилизованности общества. Так, в Средние века доминирующее в обществе мнение об устрашающей силе наказания породила такие системы уголовных наказаний, которые были призваны запугать население своей жестокостью. Значительное место отводилось в этих системах квалифицированным видам смертной казни, наказаниям, физически и духовно калечащим людей» [2, с. 48].

В последующем по мере развития цивилизованности общества и государства системы наказаний становились мягче и гуманней. Из них исключены такие варварские и садистские наказания как смертная казнь в виде четвертования, колесования, подвешивания на крюк за ребро, телесные наказания в виде ослепления, вырезания частей тела, отсечения конечностей, клеймения и др.

В современной теории уголовного права система наказаний рассматривается в узком смысле, указывая лишь на отдельные признаки системы уголовных наказаний («перечневый» подход), и в широком смысле слова. Так, Н. А. Стручков под системой уголовных наказаний понимал «установленный законом исчерпывающий перечень наказаний, строго обязательный для суда и расположенный в определенном порядке в зависимости от степени их тяжести» [3, с. 56]. Позднее профессор А. С. Михлин полагал, что «все наказания в УК образуют систему наказаний — исчерпывающий их перечень, включающий все виды наказаний в определенном порядке» [4, с. 117]. Данной позиции придерживаются и другие ученые.

В широком смысле система уголовных наказаний определяется с точки зрения философии. Так, профессор Н. Ф. Кузнецова полагает, что «система наказаний — это целостное множество видов наказания (элементов системы) и подсистем, включающих сгруппированные по различным основаниям виды наказания» [5, с. 24]. По мнению В. К. Дуюнова, система наказаний — это «социально обусловленная целостная совокупность взаимодействующих видов уголовных наказаний, установленная законом в форме исчерпывающего перечня с учетом их сравнительной тяжести» [6, с. 182]. Жалинский А. Э. справедливо отмечает, что система наказаний «не сводится к простому перечню видов наказания» [7, с. 381].

Профессор В. И. Селиверстов полагает, что «виды наказаний должны не просто входить в перечень, а образовывать систему наказаний. Для этого необходимо, чтобы предусмотренный уголовным законом перечень отвечал ряду основных требований к системе наказаний. По мнению автора, таковыми требованиями являются: 1) он должен быть внутренне упорядоченный и непротиворечивый; 2) нет одинаковых преступлений, также нет абсолютно схожих по степени общественной опасности преступников. Перечень наказаний должен учитывать это многообразие, должен быть соразмерным по своему карательному и воспитательному потенциалу. Между наказаниями, входящими в перечень, не должно быть больших различий по своему содержанию. В противном случае суд не сможет индивидуализировать ответственность и назначить соразмерное содеянному наказание; 3) перечень наказаний является исчерпывающим, он не подлежит произвольному толкованию» [8, с. 315].

Профессор С. М. Рахметов отмечает наличие двух систем наказаний. Так, по его мнению, «в уголовном законодательстве Республики Казахстан имеются две системы наказаний: система наказаний для уголовных проступков, которая находится в ч. 1 ст. 40 УК, и система наказаний для преступлений, которая находится в ч. 2 ст. 40 УК. Это связано с делением уголовных правонарушений на два вида: уголовные проступки и преступления» [1, с. 209].

Вместе с тем, следует отметить, что рассматриваемые положения (ч. 1 и ч. 2 ст. 40 Уголовного кодекса Республики Казахстан) определяют перечень только основных наказаний, которые могут применяться к лицам, признанным виновным в совершении уголовного проступка и преступления (уголовного правонарушения) . В данном контексте остались без внимания дополнительные наказания, предусмотренные ч. 3 ст. 40 Уголовного кодекса Республики Казахстан.

Национальное уголовное законодательство не содержит понятие дополнительных наказаний. По своей сути данные виды наказания в отличие от основных наказаний являются вспомогательным средством принудительного воздействия к лицу, признанному виновным в совершении уголовного правонарушения (уголовного проступка и преступления), для достижения целей наказания. В ходе определения объема уголовной ответственности дополнительные наказания выполняют не основную, а вспомогательную роль. Дополнительные наказания не назначаются судом самостоятельно без основных. Применение дополнительных наказаний допускается только в сочетании с основными, увеличивая тем самым увеличивая объем лишения или ограничения прав и свобод лица, признанного виновным в совершении уголовного правонарушения.

Дополнительное наказание имеет характер вспомогательной меры государственного принуждения, назначаемой по приговору суда, присоединяемой к основному виду наказания лицу, признанному виновным в совершении уголовного правонарушения, которая заключается в лишении или ограничении прав и свобод (материальных благ и в морально-психологическом воздействии) этого лица. По мнению О. В. Постниковой «дополнительное наказание индивидуализирует наказание, воздействуя избирательно на отдельные негативные черты личности, обеспечивая тем самым максимальную соразмерность наказания совершенному преступлению с учетом всех обстоятельств дела. Тем самым, расширенный круг рассматриваемого наказания будет полностью соответствовать требованиям справедливости» [9].

Дополнительные наказания в определенных ситуациях могут иметь решающее значение для достижения целей восстановления социальной справедливости, исправления осужденного и предупреждения совершения новых уголовных правонарушений как осужденным, так и другими лицами, и самое главное, не отделяя его от социума и не связывая с криминалом.

В соответствии с ч. 3 ст. 40 Уголовного кодекса Республики Казахстан «к лицу, признанному виновным в совершении уголовного правонарушения, наряду с основным наказанием могут применяться следующие дополнительные наказания: 1) конфискация имущества; 2) лишение специального, воинского или почетного звания, классного чина, дипломатического ранга, квалификационного класса и государственных наград; 3) лишение права занимать определенную должность или заниматься определенной деятельностью; 3–1) лишение гражданства Казахстана; 4) выдворение за пределы Казахстана иностранца или лица без гражданства».

По нашему мнению, при изложении данного перечня дополнительных наказаний имеются определенные противоречия. Так, ч. 3 ст. 40 Уголовного кодекса Республики Казахстан определяет исчерпывающий перечень дополнительных наказаний за совершение уголовных правонарушений. Вместе с тем, ч. 2 ст. 51 Уголовного кодекса Республики Казахстан «выдворение за пределы Республики Казахстан иностранца или лица без гражданства за совершение уголовного проступка может быть назначено в качестве как основного, так и дополнительного вида наказания». В то же время конфискация имущества; лишение специального, воинского или почетного звания, классного чина, дипломатического ранга, квалификационного класса и государственных наград; лишение права занимать определенную должность или заниматься определенной деятельностью; лишение гражданства могут назначаться только в качестве дополнительного наказания.

Таким образом, следует констатировать наличие не только основных и дополнительных наказаний, но и наличия наказания, способного выполнять роль основного и дополнительного, которое не предусмотрено в ст. 40 Уголовного кодекса Республики Казахстан. Полагаем, что данное положение должно найти свое отражение в ст. 40 Уголовного кодекса Республики Казахстан, определяющего виды наказаний.

Если основные наказания регламентируются в санкциях норм Особенной части Уголовного кодекса Республики Казахстан и могут назначаться только тогда, когда они предусмотрены соответствующей санкцией статьей Особенной части, то отдельные дополнительные наказания могут назначаться и тогда, когда они не предусмотрены соответствующей нормой Особенной части Уголовного кодекса (лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью и лишение специального, воинского или почетного звания, классного чина, дипломатического ранга, квалификационного класса и государственных наград) . Кроме того, следует отметить, что последнее не указано ни в одной из санкций статей Особенной части Уголовного кодекса Республики Казахстан.

В литературе обосновывается, что отдельные дополнительные наказания носят усложненный характер, фактически включают в себя несколько видов наказаний, отличающихся друг от друга по своему характеру или содержанию [10, с.29]. Так, наказание в виде лишения специального, воинского или почетного звания, классного чина, дипломатического ранга, квалификационного класса и государственных наград (ст. 49 Уголовного кодекса Республики Казахстан) включает в себя: 1) лишение специального звания; 2) лишение воинского звания; 3) лишение почетного звания; 4) лишение классного чина; 5) лишение дипломатического ранга; 6) лишение квалификационного класса; 7) лишение государственных наград. А лишение права занимать определенную должность или заниматься определенной деятельностью (ст. 50 Уголовного кодекса Республики Казахстан) состоит из двух видов наказаний: 1) лишение права занимать определенную должность и 2) лишение права заниматься определенной деятельностью. В этой связи, Уголовный кодекс Республики Казахстан предусматривает не пять, а двенадцать дополнительных наказаний.

Таким образом, действующая система дополнительных наказаний, предусмотренная ч. 3 ст. 40 Уголовного кодекса Республики Казахстан нуждается в совершенствовании посредством включения в нее новых видов наказаний и более последовательной их систематизации. Наличие в уголовном законодательстве наказания, способного выполнять роль основного и дополнительного (так называемого смешанного наказания) , противоречит действующей системе наказаний.

Литература:

  1. Рахметов С. М. Уголовное право Республики Казахстан. Общая часть: Учебник. — Алматы: ТОО «Лантар Трейд», 2020. — С. 209.
  2. Парфиненко И. П. Уголовное наказание в России: краткий историко-правовой обзор // Российский следователь. — 2015. — № 13. — С. 48–50.
  3. Стручков Н. А. Общие положения / Курс советского уголовного права. — Т. 3. — М.: Наука,1970. — С. 56.
  4. Михлин А. С. Уголовное право Российской Федерации. Общая часть. — М.: Юристъ, 2004. — С. 117.
  5. Кузнецова Н. Ф. Система наказаний // Курс уголовного права. Общая часть. Т. 2 / под ред. Н. Ф. Кузнецовой, И. М. Тяжковой. — М., 1999. — С. 24.
  6. Дуюнов В. К. Уголовно-правовое воздействие: теория и практика. — М.: Научная книга, 2003. — С. 182.
  7. Жалинский А. Э. Понятие, виды и цели наказания // Уголовное право России: учеб. для вузов. В 2-х т. Т.1. Общая часть / отв. ред. и руковод. авт. коллектива А. Н. Игнатов и Ю. А. Красиков. — М.: НОРМА, 2000. — С. 381.
  8. Селиверстов В. И. Система наказаний и их классификация // Уголовное право. Общая часть: учебник / под общ. ред. В. И. Радченко. — М.: ЗАО Юстициинформ, 2004. — С. 314–315.
  9. Постникова О. В. Направление совершенствования системы дополнительных наказаний в России // Научно-практический электронный журнал «Аллея Науки». — 2019. — № 11 (38) // Alley-science.ru.
  10. Курс уголовного права. Т. 2: Общая часть. Учение о наказании. — М., 2002. — С. 29.
Основные термины (генерируются автоматически): Казахстан, Уголовный кодекс Республики, система наказаний, наказание, лишение, уголовное правонарушение, дипломатический ранг, квалификационный класс, классный чин, Особенная часть.


Ключевые слова

наказание, уголовное законодательство, система дополнительных наказаний, дополнительные наказания
Задать вопрос