Правовой статус прокуратур по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 18 декабря, печатный экземпляр отправим 22 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №48 (338) ноябрь 2020 г.

Дата публикации: 26.11.2020

Статья просмотрена: 422 раза

Библиографическое описание:

Ткаченко, А. А. Правовой статус прокуратур по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях / А. А. Ткаченко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 48 (338). — С. 348-350. — URL: https://moluch.ru/archive/338/75697/ (дата обращения: 04.12.2021).



В статье анализируется нормативная база, определяющая правовой статус и полномочия при осуществлении прокурорского надзора прокуратурамипонадзорузасоблюдением законов в исправительных учреждениях уголовно-исполнительной системы.

Ключевые слова: прокуратура, надзор засоблюдением законов в исправительных учреждениях, полномочия.

В силу ч. 1 ст. 11 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» от 17.01.1992 № 2202–1 (далее — Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации») систему прокуратуры Российской Федерации составляют Генеральная прокуратура Российской Федерации, прокуратуры субъектов Российской Федерации, приравненные ним военные и другие специализированные прокуратуры, научные и образовательные учреждения, редакции печатных изданий, являющиеся юридическими лицами, а также прокуратуры городов и районов, другие территориальные, военные и иные специализированные прокуратуры [1, ч. 1 ст. 11].

К специализированным прокуратурам относятся, в частности, прокуратуре по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях.

Надзор за исполнением законов администрациями уголовно-исполнительной системы является одним из важных направлений деятельности органов прокуратуры по защите конституционных прав и законных интересов граждан, отбывающих наказание в местах лишения свободы.

Так, правовой статус деятельности прокуратур по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях, помимо Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» закреплен также в ст. 22 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации, исходя из положений которой следует, что прокурорский надзор за соблюдением законов администрацией учреждений и органов, исполняющих наказания, осуществляется Генеральным прокурором Российской Федерации и подчиненными ему прокурорами в соответствии с Федеральным законом «О прокуратуре Российской Федерации» [2, с.22].

Пунктом 2.2 Приказа Генпрокуратуры России от 07.05.2008 № 84 «О разграничении компетенции прокуроров территориальных, военных и других специализированных прокуратур» установлено, что прокурорам по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях приказано осуществлять:

− надзор за исполнением законов и законностью правовых актов, регламентирующих исполнение и отбывание наказания в виде лишения свободы, соблюдением прав и свобод человека и гражданина при исполнении этого вида наказания, а также применении в исправительных учреждениях назначенных судом принудительных мер медицинского характера;

− надзор за исполнением законов при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях, осуществлении оперативно-розыскной деятельности в исправительных учреждениях Федеральной службы исполнения наказаний;

− надзор за процессуальной деятельностью начальников исправительных учреждений уголовно-исполнительной системы как органов дознания по уголовным делам о преступлениях против установленного порядка несения службы, совершенных сотрудниками этих учреждений, а равно о преступлениях, совершенных в расположении указанных учреждений иными лицами;

− участие в судебных заседаниях при рассмотрении судами вопросов, связанных с исполнением приговоров в отношении осужденных, отбывающих наказание в исправительных учреждениях [3, п. 2.2].

Таким образом, на основании вышеуказанных нормативных актов можно дать понятие прокуратур по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях, раскрывающее положение, направления деятельности и особенности прокурорского надзора данных прокуратур.

Так, прокуратуры по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях являются специализированными прокуратурами в составе системы прокуратуры Российской Федерации, которые по своему правовому статусу приравнены к прокуратурам районного (городского звена) с подчинением непосредственно прокурору субъекта Российской Федерации, осуществляющие надзор за исполнением законов администрациями исправительных и лечебно-профилактических учреждений уголовно-исполнительной системы, исполняющих наказание в виде лишения свободы и назначаемые судом меры принудительного характера, за соответствием законам издаваемых ими правовых актов, регламентирующих вопросы отбывания осужденными лишения свободы, а также за соблюдением прав и свобод осужденных, отбывающих наказание в вышеуказанных учреждениях уголовно-исполнительной системы.

Значение надзора прокуратур за соблюдением законов в исправительных учреждениях обоснованно, в первую очередь тем, что в учреждениях уголовно-исполнительной системы находятся граждане, которые лишены свободы, изолированы от общества, чьи права и неприкосновенность подвергнуты определенного рода ограничениям в силу специфики мест их содержания. Возможности этих граждан в отстаивании своих прав и законных интересов намного меньше по сравнению с возможностями граждан, которые находятся на свободе. При этом возможности нарушений прав этих граждан со стороны администрации органов и учреждений, напротив, намного больше, чем лиц, находящихся на свободе.

В силу сложности задач, которые необходимо решать при осуществлении надзора за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание, прокуроры наделены широким кругом полномочий, которые носят властно-распорядительный характер. Их перечень содержится в ст. 33 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации».

Одни из этих полномочий позволяют прокурорам выявлять нарушения законов, их причины:

− прокурор вправе посещать в любое время органы и учреждения, указанные в ст. 32 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации»;

− прокурор вправе опрашивать задержанных, заключенных под стражу, осужденных и лиц, подвергнутых мерам принудительного характера;

− прокурор вправе знакомиться с документами, на основании которых эти лица задержаны, заключены под стражу, осуждены либо подвергнуты мерам принудительного характера, с оперативными материалами [1, п.п. 1-3 п. 1 ст. 33].

Другие полномочия, перечисленные ст. 33 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», можно отнести к полномочиям, которые направлены на устранение выявленных нарушений законов и предупреждению возможности их совершения в деятельности поднадзорных органов и учреждений уголовно-исполнительной системы:

− прокурор вправе требовать от администрации создания условий, обеспечивающих права задержанных, заключенных под стражу, осужденных и лиц, подвергнутых мерам принудительного характера;

− прокурор вправе проверять соответствие законодательству Российской Федерации приказов, распоряжений, постановлений администрации органов и учреждений, указанных в ст. 32 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации»;

− прокурор вправе требовать объяснения от должностных лиц, вносить протесты и представления, возбуждать производства об административных правонарушениях. До рассмотрения протеста действие опротестованного акта администрацией учреждения приостанавливается;

− прокурор вправе отменять дисциплинарные взыскания, наложенные в нарушение закона на лиц, заключенных под стражу, осужденных, немедленно освобождать их своим постановлением из штрафного изолятора, помещения камерного типа, карцера, одиночной камеры, дисциплинарного изолятора [1, п.п. 4-5 п. 1, п. 2 ст. 33].

Кроме того, из положений п. 2 анализируемой статьи следует, что прокурор или его заместитель обязан немедленно освободить своим постановлением каждого содержащегося без законных оснований в учреждениях, исполняющих наказания и меры принудительного характера, либо в нарушение закона подвергнутого задержанию, предварительному заключению или помещенного в судебно-психиатрическое учреждение.

Закрепляя вышеуказанные нормативные положения, ст. 34 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» устанавливает, что постановления и требования прокурора относительно исполнения установленных законом порядка и условий содержания задержанных, заключенных под стражу, осужденных, лиц, подвергнутых мерам принудительного характера либо помещенных в судебно-психиатрические учреждения, подлежат обязательному исполнению администрацией, а также органами, исполняющими приговоры судов в отношении лиц, осужденных к наказанию, не связанному с лишением свободы.

Таким образом, роль деятельности прокуратур за соблюдением законов в исправительных учреждениях имеет важное теоретическое и практическое значение для формирования и развития такой отрасли прокурорского надзора, как надзор за исполнением законодательства учреждениями и органами УИС. В современных условиях прокурорский надзор в учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания, а также в местах содержания под стражей является одним из главных способов обеспечения законности и правопорядка в системе исполнения наказания.

Литература:

  1. Федеральный закон от 17.01.1992 № 2202–1 «О прокуратуре Российской Федерации» //«Ведомости СНД РФ и ВС РФ». 1992. № 8. Ст. 366.
  2. Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации от 8 января 1997 г. N 1-ФЗ // СЗ РФ от 13 января 1997. N 2. Ст. 198.
  3. Приказ Генпрокуратуры России от 07.05.2008 № 84 «О разграничении компетенции прокуроров территориальных, военных и других специализированных прокуратур» // https://genproc.gov.ru/documents/orders/document-14265/ (дата обращения 12.11.2020).
  4. Ахмерова В. Р. Роль органов прокуратуры по осуществлению надзора за деятельностью уголовно-исполнительной системы / В. Р. Ахмерова // Электронный научный журнал «Наука. Общество. Государство». 2019. Т. 7, № 2 [Электронный ресурс].
  5. Прокурорский надзор: учебник для прикладного бакалавриата / В. К. Бобров. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Издательство Юрайт, 2014. 218 с.
  6. Эрделевский A. M. О правовом статусе прокуратуры. 2013 год // URL: https://center-bereg.ru/j130.html (дата обращения 14.11.2020).
  7. Прокурорский надзор. — Текст: электронный // law.wikireading.ru: [сайт]. — URL: https://law.wikireading.ru/5188 (дата обращения 18.11.2020).
  8. Прокурорский надзор в исправительных колониях. — Текст: электронный // vuzlit.ru: [сайт]. -URL: https://vuzlit.ru/1247507/prokurorskiy_nadzor_ispravitelnyh_koloniyah (дата обращения 18.11.2020).
  9. Прокурорский надзор в местах лишения свободы. — Текст: электронный // studbooks.net: [сайт]. — https://studbooks.net/1018706/pravo/prokurorskiy_nadzor_v_mestah_lisheniya_svobody (дата обращения 18.11.2020).
Основные термины (генерируются автоматически): Российская Федерация, учреждение, принудительный характер, прокуратура, уголовно-исполнительная система, прокурор, прокурорский надзор, лицо, надзор, соблюдение.


Ключевые слова

полномочия, прокуратура, надзор за соблюдением законов в исправительных учреждениях
Задать вопрос