Правовая природа коммерческого представительства | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 13 марта, печатный экземпляр отправим 17 марта.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №48 (338) ноябрь 2020 г.

Дата публикации: 27.11.2020

Статья просмотрена: 14 раз

Библиографическое описание:

Белоусов, Н. В. Правовая природа коммерческого представительства / Н. В. Белоусов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 48 (338). — С. 180-184. — URL: https://moluch.ru/archive/338/75692/ (дата обращения: 27.02.2021).



В статье рассмотрен вопрос юридической природы отношений в рамках коммерческого представительства. Представлены основные доводы возникновения правоотношений, представительства с точки зрения правоведов. Проведен анализ и представлен обобщенный взгляд на понимание явления коммерческого представительства.

Ключевые слова: коммерческое представительство, природа, феномен.

Сегодня в литературе отсутствует единство мнений по поводу юридической природы коммерческого представительства. Существует несколько основных позиций.

Первая, исторически достаточно распространенная, точка зрения на правовую природу коммерческого представительства сводится к двум основным моментам.

Во-первых, авторы указывают, что договор коммерческого представительства — это договор из сферы оказания услуг [23]. Во-вторых, это особая разновидность договора, которая существует наряду с договором поручения, договором возмездного оказания услуг, комиссии, агентирования и других [12], в том числе, доверительного управления имуществом [20] и коммерческой концессии [5], а также пусть и не указанными в гражданском законодательстве, но широко распространенными в правовом опосредовании гражданского оборота договорами — об исключительной продаже товаров, дистрибьюторскими контрактами, договорами торгового агентирования (простого посредничества) и случайного посредничества [21]. Е. В. Федчук указывает нам на то, что коммерческое представительство — это одна из договорных форм, опосредующих отношения оказания услуг, при этом сами отношения коммерческого представительства строятся на основании возмездного договора (договора поручения, агентирования, оказания брокерских услуг) [30].

Еще более широко подходит к проблеме Е. И. Орешин, который предлагает выделять в качестве самостоятельного вида договоров об оказании услуг группу договоров о представительстве, среди которых необходимо различать договоры о прямом и косвенном представительстве. К числу последних, по его мнению, относится и договор о коммерческом представительстве [19].

В рамках настоящей позиции существуют и отдельные достаточно оригинальные «модификации».

Например, отдельные авторы пишут о том, что коммерческое представительство является разновидностью добровольного представительства, которое осуществляется на основании договора [2]. Или же коммерческое представительство рассматривается как разновидность общегражданского договорного представительства, а форма его выражения уже менее значима [1]. Некоторые авторы так вообще априори настаивают на том, что коммерческое представительство — разновидность договора поручения [26], причем, в той или иной части с этим согласны и достаточно уважаемые авторы [7]. Ю. А. Евшина, по сути, сводит коммерческое представительство к разновидности особого агентского договора [11].

По нашему же мнению такая точка зрения изначально ущербна, поскольку предусмотренная гражданским законодательством конструкция коммерческого представительства предполагает наличие отдельных его черт в самых различных договорах, в том числе, комиссии, агентирования и других. Причем, совсем не обязательно коммерческое представительство должно выступать именно в форме договора.

Вторая, также достаточно широко распространенная и близкая к указанной выше, позиция основана на том, что коммерческое представительство — это некий самостоятельный правовой феномен, а его правовые конструкции (множественное число -!) предполагают его реализацию в форме четырех видов договора: транспортной экспедиции, комиссии, поручения, агентирования [18].

Такого рода позиция, во-первых, выражена методологически неверно (коммерческое представительство само по себе юридическая конструкция, она не может предусматривать иных конструкций, есть только ее формы или модификации), во-вторых, очевидно, что указанная в ГК РФ суть коммерческого представительства явно не соответствует в полной мере ни одной из перечисленных форм (договорам транспортной экспедиции, комиссии, поручения, агентирования), хотя указанные формы и имеют отдельные черты коммерческого представительства.

С третьей точки зрения коммерческое представительство не предполагает каких-либо правовых конструкций, оно само по себе — правовая конструкция, правовая категория, которая выражается в предусмотренных ГК РФ договорах, однако может быть выработана и идеальная модель договора коммерческого представительства [28]. В этом смысле коммерческое представительство — это разновидность посредничества, под которой следует понимать особую деятельность по совершению некоторых юридических актов [29], причем деятельность исключительно предпринимательскую [3].

Следует отметить, что в литературе длительное время была широко распространена точка зрения, предполагающая создание универсальной конструкции коммерческого представительства на базе агентского договора, поскольку предложенная гражданским законом конструкция агентского договора была столь широка (и, в том же «объеме» воспринята практикой [16]), что даже делала излишними конструкции договора комиссии [31] или поручения [22], причем именно агентская деятельность сегодня стала основной разновидностью посреднической деятельности в сфере торговли [4].

Сама конструкция агентского договора позволяла видеть ее надежной базой для формализации и иных представительских отношений [24], в том числе, в сфере коммерческого представительства.

Эта позиция ближе к истине. Вместе с тем, выше мы уже говорили о том, что конструкция коммерческого представительства не может в полной мере «совпасть» с конструкциями иных указанных в гражданском законодательстве договоров.

Четвертая позиция: коммерческое представительство — не юридическая конструкция, а особый феномен.

В частности, М. В. Карпычев определяет его как собирательный термин, включающий в себя правоотношение, в силу которого сделка, совершенная лицом, занимающимся профессиональной деятельностью по представительству предпринимателей при заключении ими договоров в сфере предпринимательской деятельности, (коммерческим представителем) от имени и в интересах представляемого предпринимателя, непосредственно создает, изменяет или прекращает для последнего права и обязанности, а также процесс совершения таких сделок [14]. Сам договор коммерческого представительства указанный автор предлагаем рассматривать в пяти формах: как разновидность договора поручения или агентского договора; как самостоятельный непоименованный договор о представительстве; как смешанный договор, содержащий элементы нескольких поименованных договоров; как организационный договор, на основе которого могут заключаться договоры поручения и агентские договоры [14].

В этой связи отметим, что выделение коммерческого представительства в качестве смешанного договора вряд ли оправданно логически, так как таким образом можно выделить почти любой договор. Также и рассмотрение коммерческого представительства как организационного договора в связи с последующим возможным заключением на его базе договора поручения или агентского договора не совсем обосновано с точки зрения законодательной техники, поскольку, например, любой предварительный договор содержит в себе черты договора организационного, а возможность заключения в будущем договора поручения или агентского договора может быть предусмотрена самыми различными договорами. Однако в остальном с такого рода позицией можно, при наличии отдельных оговорок, и согласиться.

Пятая позиция: коммерческое представительство — разновидность посредничества. С. А. Спиридонов указывает на посредническую суть коммерческого представительства, хотя и не сводит представительство по объему полномочий именно к посредничеству [27]. А. Б. Артемьев также различает представительство и посредничество и указывает, что в договорных отношениях необходимо выделять (при их наличии) элементы коммерческого представительства, причем 1) договоры о коммерческом представительстве, к которым относиться договор поручения; 2) договоры о коммерческом посредничестве (или договоры с элементным составом представительства), к которым относиться договор коммерческой комиссии, договор доверительного управления имуществом и их разновидности; 3) смешанные договоры, к которым относиться договор агентирования, и как его разновидность договор транспортной экспедиции [6].

Сторонники шестой позиции полагают основным деятельностный подход.

В частности, С. М. Гришин рассматривает коммерческое представительство как особую деятельность, которая проявляется в различных формах, а в национальном праве — исключительно в договорной форме [9]. В диссертации тот же автор указывает на представительство как на наиболее совершенную форму посреднической деятельности (профессиональную возмездную деятельность), договоры (комиссии, поручения и агентирования) в той или иной степени порождают и регулируют коммерческое представительство [8].

Последователи седьмой позиции рассматривают коммерческое представительство исключительно как некое особое правоотношение.

Например, М. Ю. Дороженко пишет, что это единое трехстороннее правоотношение, складывающееся в сфере предпринимательской деятельности между одним лицом (коммерческим представителем), которое постоянно и самостоятельно на основе и в пределах предоставленных ему полномочий за определенное вознаграждение от имени и за счет других лиц (представляемых) или за свой счет, но в интересах представляемых, совершает сделки и иные правомерные юридические действия, создавая юридические последствия непосредственно для представляемых [10].

Близкой к указанной выше позиции в своем диссертационном исследовании придерживается и А. П. Згонников, который предлагает понимать под коммерческим представительством правоотношение, при котором одно лицо (коммерческий представитель) постоянно и самостоятельно на основе и в пределах предоставленных ему полномочий за определенное вознаграждение от имени предпринимателей (представляемых), от своего имени, за счет предпринимателей (представляемых) или за свой счет, но всегда в интересах предпринимателей (представляемых) или указанных предпринимателями (представляемыми) лиц, заключает сделки, договоры связанные с предпринимательской деятельностью с третьими лицами, совершает другие юридические действия и (или) оказывает иные услуги, а юридические последствия совершённых коммерческим представителем действий возникают непосредственно у представляемого [13].

М. Д. Овчаренко пишет, что коммерческое представительство — это правоотношение, в соответствии с которым одно лицо (коммерческий представитель), от имени и в интересах другого лица (представляемого) постоянно, самостоятельно и добросовестно управляя полномочиями последнего, непосредственно создает, изменяет или прекращает для него права и обязанности при заключении договоров и иных сделок в сфере предпринимательской деятельности [17].

Схожей позиции придерживается и С. А. Кузнецов, предпочитающий говорить, однако, о коммерческом представительстве не как об особом правоотношении, а как о едином комплексе поэтапно возникающих гражданских правоотношений [15], в то же время, если на каком-то «этапе» возник сбой, то можно ли говорить о полном отсутствии правоотношений по коммерческому представительству? Очевидно, что это не так.

В целом же, со сторонниками теории «коммерческого представительства как правоотношения» полностью согласиться нельзя: коммерческое представительство в части реализации норм права — это, в первую очередь, именно особое правоотношение, однако сводится ли все понимание коммерческого представительства исключительно к его динамичной стороне (правоотношению или деятельности)? Видимо, нет.

В этой связи заслуживает отдельного рассмотрения пока еще не получившая значительного распространения «технологическая» концепция, предложенная М. В. Сергеевой-Левитан. Согласно ее концепции коммерческое представительство как юридическая конструкция является структурированной совокупностью правовых средств, направленных на возникновение, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей субъекта предпринимательской деятельности в результате совершения от его имени сделок с третьими лицами коммерческим представителем, действующим в силу полномочия, основанного на договоре и/или доверенности, возмездно, постоянно и самостоятельно в сфере предпринимательства. Юридическая конструкция коммерческого представительства объединяет функционально независимые обязательства в единую последовательную модельную схему, направленную на достижение цели коммерческого представительства, что определяет ее основные системные характеристики по функционально-целевому признаку коммерческое представительство является обязательственной юридической конструкцией; по структуре представляет собой функционально-комплексную систему в праве, состоящую из функционально-однородных подсистем правовых средств [25]. Особой похвалы заслуживает не только использование автором передового технологического подхода к исследованию правовых явлений, но и системности понимания вопроса, включающего теологические (целевые) установки и функциональные характеристики.

Между тем, технологический подход не может превалировать, например, над функциональным. Он должен включать в себя и иные элементы, не отмеченные указанным автором, например, стратегию и тактику (как систему способов использования правовых средств) и т. п. Существуют и иные недостатки данной позиции, свидетельствующие не столько о ее ошибочности, сколько о ее односторонности.

Мы предлагаем следующее видение вопроса.

Прежде всего, представительство является видом (разновидностью) посредничества. Представительство в гражданском праве подразделяется на типы и виды. Самостоятельным типом общегражданского добровольного представительства и выступает коммерческое представительство, которое опосредует коммерческое посредничество, но, разумеется, не сводится к последнему.

Далее, коммерческое представительство — сложное, многоаспектное явление. Это, одновременно, гражданско-правовой институт (как совокупность требований, отношений, норм и т. п.), юридическая конструкция (как совокупность правовых средств и способов их реализации, вид профессиональной (и специализированной) предпринимательской деятельности, особым образом структурированный и формализованный тип правоотношений как способ реализации заложенной в объективном праве юридической конструкции коммерческого представительства на практике.

Первичным здесь является все-таки понимание коммерческого представительства в широком смысле слова как института частного права (системы норм объективного права о коммерческом представительстве как разновидности представительства и посредничества) и, в узком, технологическом, смысле слова как юридической конструкции (совокупности стратегии, способов и средств и т. п. реализации субъективных прав и обязанностей посредством предусмотренной законом идеальной модели коммерческого представительства). Эта юридическая конструкция не подразумевает существования каких-либо «дополнительных» правовых конструкций, а имеет лишь формы своего выражения. Закон указывает только на один возможный тип такой формы — договорную форму.

Таким образом, возможно понимание коммерческого представительства в широком смысле слова как института гражданского права (в виде особой юридической конструкции, предполагающей некий специфический тип урегулированных нормами права общественных отношений) и в узком смысле слова как договора о коммерческом представительстве (в том числе, и непоименованного таким образом договора, однако содержащего в себе описание всех прав и обязанностей, которые свойственны именно для коммерческого представительства в силу положений ГК РФ).

Иные договоры также могут быть рассмотрены в рамках договоров о коммерческом представительстве, если содержат некоторые сущностные черты последнего. В то же время любые договоры лишь а) «запускают» правоотношение по коммерческому представительству чьих-либо интересов (то есть, выступают в роли юридического факта) и б) опосредуют указанные отношения, не сводимые лишь к реализации договорных конструкций. Любые договоры (договоры комиссии или поручения, агентский договор, договор доверительного управления и т. п.), помимо непосредственно договора коммерческого представительства, изначально не являются таковыми и, при наличии в их содержании особых установленных законом (главным образом, статьей 184 ГК РФ) характеристик могут быть расценены как договоры коммерческого представительства, выступая, таким образом, как смешанные договоры. Помимо прочего, для них характерна и организационная природа (направленность).

Таким образом, коммерческое представительство: 1) институт частного права; 2) юридическая конструкция (модель) прав и обязанностей, предполагающая возникновение новых прав и обязанностей; 3) профессиональная предпринимательская деятельность особого субъекта права — коммерческого представителя как разновидность посредничества и косвенного представительства; 4) особый тип правоотношения и 5) договор как юридический факт для возникновения и, одновременно, как форма для опосредования указанных общественных отношений. То есть, можем указать даже, что предусмотренная коммерческим представительством как институтом гражданского права юридическая конструкция такого рода взаимосвязей должна быть отражена либо в договоре коммерческого представительства (в том числе, и непоименованном договоре, однако содержащим все необходимые сущностные признаки), либо в любом ином договоре, который, тем самым, приобретает характер договора смешанного и организационного.

Ранее мы уже рассматривали сущностные признаки коммерческого представительства. Здесь же мы можем наблюдать здесь три последовательно возникающих вида правоотношений.

Во-первых, это правоотношения между доверителем (принципалом) и коммерческим представителем.

Во-вторых, в ходе действия в интересах доверителя коммерческий представитель совершает волевые акты (операции), которые приводят к возникновению правоотношений между ним и третьими лицами. Например, это могут быть правоотношения по преддоговорным спорам.

Результатом реализации указанной выше группы правоотношений будет возникновение прав и обязанностей у доверителя и третьего лица посредством действий коммерческого представителя в интересах доверителя, что выражается в форме правоотношений третьей группы.

Литература:

  1. Гражданский кодекс Российской Федерации. Сделки. Решения собраний. Представительство и доверенность. Сроки. Исковая давность. Постатейный комментарий к главам 9–12 / Б. М. Гонгало, А. В. Демкина, М. Я. Кириллова и др.; под ред. П. В. Крашенинникова. С.118.
  2. Гражданский кодекс Российской Федерации. Постатейный комментарий к главам 6–12 / Д. Х. Валеев, А. В. Габов, М. Н. Илюшина и др.; под ред. Л. В. Санниковой. С.128.
  3. Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации, части первой (постатейный) / под ред. С. П. Гришаева, А. М. Эрделевского. М., 2006. С.167.
  4. Алферова О. В. Агентирование в гражданском праве России и странах общего права // Некоторые вопросы договорного права России и зарубежных стран. М.: МЗ-ПРЕСС, 2003. С. 79–90.
  5. Андреева Л. Торговое посредничество: понятие и правовые формы осуществления // Российская юстиция. 1994. № 7. С.15
  6. Артемьев А. Б. Коммерческое представительство и коммерческое посредничество (соотношение понятий) // Право и государство, общество и личность: история, теория, практика: Сборник научных статей участников II Всероссийской научно-практической конференции 20–21 апреля 2007 года. — Коломна: Коломенский гос. пед. Институт. 2007. С. 276–281
  7. Брагинский М. И., Витрянский В. В. Договорное право. М.: «Статут», 2005. С.468.
  8. Гришин С. М. Коммерческое представительство и посредничество в правопорядках Российской Федерации и стран континентальной Европы. С.15–21.
  9. Гришин С. М. Понятие и основания возникновения коммерческого представительства. С.21–30.
  10. Дороженко М. Ю. Гражданско-правовое регулирование представительства: проблемы теории и законодательства. Автореф.дисс.канд.юр.наук. М., 2007. С.9–10.
  11. Евшина Ю. А. Агентский договор в системе посреднических правоотношений в гражданском праве России и Эстонии. Авторе.дисс.канд.юр.наук. М., 2012. С.9–15.
  12. Завидов Б. Договор коммерческого представительства // Российская юстиция. 1998. № 1. С.13–17.
  13. Згонников А. П. Правовое регулирование коммерческого представительства в гражданском праве. С.8.
  14. Карпычев М. В. Проблемы гражданско-правового регулирования представительства в коммерческих отношениях: автореферат дис.... кандидата юридических наук: 12.00.03 / Юрид. ин-т МВД РФ. — Москва, 2002. — 24 с.
  15. Кузнецов С. А. Коммерческое представительство по российскому гражданскому праву. С.8.
  16. Матуренко С. М. Агентский договор в сфере таможенных услуг // Некоторые вопросы договорного права России и зарубежных стран. М.: МЗ-ПРЕСС. С. 91.
  17. Овчаренко М. Д. Актуальные вопросы практического применения коммерческого представительства в отдельных областях предпринимательской деятельности // Право и экономика. 2013. № 9. С. 22–27.
  18. Овчаренко М. Д. Коммерческое представительство в гражданском праве: основные виды и регуляторы. С.7.
  19. Орешин Е. И. Договоры о представительстве в российском гражданском праве. Автореф.дисс.канд.юр.наук. М., 2007. С.7–12
  20. Попондопуло В. Ф. Коммерческое (предпринимательское) право России: Учебник. — 2-е изд., перераб. и доп. М.: Юрист. 2006. С.721.
  21. Пугинский Б. И. Коммерческое право России. Учебник. М.: ИКД «Зерцало — М». 2005. С.207–226.
  22. Романец Ю. В. Система договоров в гражданском праве России. С. 430; Шаповаленко А. А. Агентский договор в системе посреднических сделок в российском гражданском праве: Автореф. дис.... канд. юрид. наук. Краснодар, 2003. С.8.
  23. Саркисян М. Р. Институт торгового посредничества // Журнал российского права. 2002. № 3. С.18.
  24. Сафиуллина Г. Д. Предмет агентского договора и основные идеи представительства: сравнительно-правовой аспект // Цивилистические записки. Межвуз. сб. научных трудов. Вып. 4. Екатеринбург: Институт частного права; М.: Статут, 2005. С. 447.
  25. Сергеева-Левитан М. В. Коммерческое представительство как юридическая конструкция в гражданском праве. Автореф.дисс.канд.юр.наук. Екатеринбург. 2008. С.8–12.
  26. Скворцова Т. А., Смоленский М. Б. Предпринимательское право: учебное пособие / под ред. Т. А. Скворцовой. М.: Юстицинформ, 2014. С.188; Ли А. С. Разграничение сделок представительства и посредничества // Законодательство и экономика. 1995. № 11–12. С.10..
  27. Спиридонов С. А. Посредничество как комплексный институт гражданского права РФ. Автореф.дисс.канд.юр.наук. М., 2007. С.8–14.
  28. Токар Е. Я. О формировании правового института коммерческого представительства // Предпринимательское право. 2010. № 4. С. 7–12.
  29. Токар Е. Я. Предпринимательство и представительство: тенденции и проблемы правового регулирования. М.: Юрист, 2008. С.78.
  30. Федчук Е. В. Признаки коммерческого представительства в гражданском праве Российской Федерации // Право и экономика. 2007. № 5. С. 24–28.
  31. Щербаков А. Б. Договоры комиссии и агентирования: Автореф. дис.... канд. юрид. наук. Казань, 2007. С.9.
Основные термины (генерируются автоматически): коммерческое представительство, договор, юридическая конструкция, коммерческий представитель, агентский договор, предпринимательская деятельность, договор поручения, доверительное управление, разновидность посредничества, транспортная экспедиция.


Задать вопрос