Развитие навыков самостоятельной работы на уроках химии посредством интеллектуальных карт | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 13 марта, печатный экземпляр отправим 17 марта.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №48 (338) ноябрь 2020 г.

Дата публикации: 26.11.2020

Статья просмотрена: 3 раза

Библиографическое описание:

Ушакова, Г. Г. Развитие навыков самостоятельной работы на уроках химии посредством интеллектуальных карт / Г. Г. Ушакова, Е. Н. Скударнова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 48 (338). — С. 450-452. — URL: https://moluch.ru/archive/338/75631/ (дата обращения: 27.02.2021).



В данной статье рассматривается вопрос успеваемости детей и их интереса к изучаемому предмету. Для решения этих трудностей, а также запоминания, анализа изучаемой информации и другого предлагается метод интеллект-карт. Приведены факторы, которые помогут обучающимся в самостоятельной работе и подготовке домашнего задания для уроков химии. Приведен пример интеллект-карты по теме «Углерод».

Ключевые слова: ФГОС, технология интеллект-карт, универсальные учебные действия, обучение, компетенции.

This article describes how to develop self-study skills in chemistry lessons through the mind maps technology. We examine the issue of children's progress and their interest in the subject under study. To solve these difficulties, as well as for memorizing and analyzing the information being studied, we propose the method of the mind maps. This research identifies factors that will help students in independent work and homework preparation in chemistry lessons. An example of a mind maps on the «Carbon» topic is given.

Key words: GEF, map intelligence, universally educational actions, formation, technology.

В новых Федеральных государственных образовательных стандартах (ФГОС) поднимается проблема использования современных педагогических технологий, соединения локальных знаний по каждому предмету в широкую целостную картину мира.

Практика работы в разноуровневых классах общеобразовательной школы показывает, что наиболее частыми причинами снижения успеваемости и интереса к предмету является большой объём устного и письменного материала, нехватка времени на подготовку домашних заданий, слабая память, неумение выделять главное и обобщать, отсутствие ситуаций успеха и как следствие — снижение учебной мотивации.

В наше время дети сталкиваются с громаднейшим потоком информации. Но вряд ли кто из них может запомнить ее в полном объеме, вряд ли кто может переработать ее за короткое время. Информация, поступающая из разных источников, а это телевидение, радио, газеты, журналы, баннеры и, конечно же, сеть Интернет, опутывает мозг ребенка настолько, что он не в силах справиться с ней. Немногие могут управлять ею и выбирать из этого потока самое необходимое. [5, с.4]

И как же систематизировать всю эту информацию, ничего не забыть, не пропустить главного? Все дети разные. Кому-то нужно просто один раз увидеть, кто-то может один раз услышать, а кто-то обязательно должен потрогать. Кто-то держит все в уме, кто-то в тетрадке, кто-то в компьютере. Кто-то повторяет несколько раз, чтобы запомнить, а кто-то вынужден пересматривать снова и снова.

Проблема неумения учащихся работать с информацией, анализировать, обобщать, выстраивать логическую последовательность своей речевой деятельности привело меня к поиску таких методов, которые помогли бы ученикам научиться перерабатывать информацию, сжимать, интерпретировать ее, представлять в удобном для запоминания виде.

Одним из таких способов работы с информацией является построение интеллект-карт или карт памяти (mindmapping — майндмэппинг). Рисование интеллект-карты очень эффективный способ для систематизации и обработки информации. [2, с.7]

Обозначенные проблемы приводят к изучению техники представления любого природного процесса или объекта, мысли или идеи в комплексной, систематизированной, визуальной (графической) форме — т. е. составлению интеллект-карт (Mind-maps).

С помощью интеллект-карты легко структурировать и обрабатывать информацию, используя весь свой творческий и интеллектуальный потенциал. Используя их в обучении, можно создавать ясные и понятные конспекты, легче запоминать материал, довольно просто провести самоанализ. [3, с.6]

С помощью интеллект-карты можно легко подводить детей к формированию навыков самостоятельной работы при изучении химии.

Например, рассмотрим тему изучения углерода.

На доске в центре изображён химический знак углерода. Просим детей назвать всё, что они о нём знают. Здесь возникает межпредметная связь (а именно: из курса биологии — поглощение и выделение углекислого газа, из географии — полезное ископаемое и т. д.). Всю недостающую информацию совместно с детьми мы добавляем в карту уже при изучении этой темы на уроке химии. К концу урока визуально вырисовывается целостная картина химического элемента.

При самостоятельном выполнении домашнего задания ребенок, глядя на интеллект-карту, может получить чёткую картину о химическом элементе без помощи взрослых. Таким образом, ему не нужно искать дополнительную информацию в других источниках.

Следовательно, существует необходимость на каждом уроке практиковать навыки самостоятельной работы по химии посредством составления интеллект-карт, т. к. в этот момент у обучающегося формируется способность легко структурировать и обрабатывать информацию, используя весь свой творческий и интеллектуальный потенциал.

Можно сказать без преувеличения, что метод интеллект-карт может вызвать едва ли не революцию в образовании. Многие проблемы, источником которых являются когнитивные затруднения учащихся, могут быть решены, если сделать процессы мышления школьников наблюдаемыми. Именно это и позволяет осуществить метод интеллект-карт. Благодаря визуализации процессов мышления метод интеллект-карт позволяет:

− глубоко изучать личность учащихся и обнаруживать причины их когнитивных и эмоциональных затруднений;

− вести мониторинг когнитивных и личностных изменений, происходящих с учащимися в образовательном процессе;

− разрабатывать и реализовывать программы коррекции когнитивных и эмоциональных затруднений;

− развивать креативность школьников;

− формировать коммуникативную компетентность в процессе групповой деятельности по составлению интеллект-карт;

− формировать общеучебные умения, связанные с восприятием, переработкой и обменом информацией (конспектирование, аннотирование, участие в дискуссиях, подготовка докладов, написание рефератов, статей, аналитических обзоров, проведение контент-анализа и т. д.);

− улучшать все виды памяти (кратковременную, долговременную, семантическую, образную и т. д.) учащихся;

− ускорять процесс обучения;

− формировать организационно деятельностные умения;

− формировать умения, связанные с метакогнитивным контролем собственной интеллектуальной деятельности;

− учить учащихся решать проблемы. [1, с.15]

Литература:

  1. Бершадский М. Е. «Применение интеллект-карт в образовании» http://bershadskiy.ru/
  2. Бьюзен Т. Суперинтеллект. Мн.: ООО «Попурри», 2005г.
  3. Бьюзен Т. Супермышление. Мн.: ООО «Попурри», 2007г.
  4. Бьюзен Т. Суперпамять. Мн.: ООО «Попурри», 2003г.
  5. Бьюзен.Т. Карты памяти. Готовимся к экзаменам: — Минск.: Росмэн-Пресс, 2007.
Основные термины (генерируются автоматически): информация, метод интеллект-карт, самостоятельная работа, составление интеллект-карт, GEF, домашнее задание, интеллектуальный потенциал, помощь интеллект-карты, ребенок, урок химии, химический элемент.


Ключевые слова

обучение, компетенции, универсальные учебные действия, ФГОС, технология интеллект-карт
Задать вопрос