Правовая помощь осужденным и ее роль в исправлении | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 13 марта, печатный экземпляр отправим 17 марта.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №48 (338) ноябрь 2020 г.

Дата публикации: 22.11.2020

Статья просмотрена: 8 раз

Библиографическое описание:

Максимов, В. Ю. Правовая помощь осужденным и ее роль в исправлении / В. Ю. Максимов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 48 (338). — С. 287-290. — URL: https://moluch.ru/archive/338/75539/ (дата обращения: 27.02.2021).



В рассмотрены особенности оказания правовой помощи осужденным, изучена ее роль в исправлении граждан, отбывающих наказание. Кроме того, выявлены правовые недостатки регулирования оказания юридической помощи осужденным.

Ключевые слова: осужденный, правовая помощь осужденным, юридическая помощь осужденным, правовое воспитание, правовое просвещение.

Тюремное заключение — это самое суровое уголовное наказание, применяемое в настоящее время в Российской Федерации, реализация которого достигается в том числе значительными правовыми ограничениями для осужденного. При этом заключение и изоляция отбывающего наказания гражданина не означает полного лишения социальной жизни, что подтверждается ст.6 Всеобщей декларации прав человека, в которой говорится о том, что каждый имеет право быть признанным лицом перед законом.

А. В. Кузнецов справедливо отмечает, что «лица, отбывающие наказание, сохраняют все права человека, за исключением тех, в которых они ограничены вследствие лишения свободы». Кроме того, осужденные нуждаются в помощи не только для себя, но и для общества в целом, поскольку общество крайне заинтересовано в том, чтобы лицо, освобожденное из мест изоляции, не допускало повторного совершения преступления [1].

В отличие от подозреваемых и обвиняемых, для которых адвокат может быть назначен органами предварительного следствия и суда с оплатой за счет государства, для осужденных такой порядок не предусмотрен. Единственным исключением является участие осужденного в суде апелляционной и кассационной инстанций при обжаловании приговора. По мнению Ю. И. Соловьевой, осужденный не должен быть лишен качественной и своевременной юридической помощи.

Поскольку выплата такой помощи законом не установлена, вопросы ее предоставления находятся в ведении государственных и общественных учреждений. Такие полномочия берут на себя Федеральная служба исполнения наказаний России, правозащитные организации, а также юридические клиники профильных вузов и факультетов в рамках Федерального закона от 21 ноября 2011 года № 324-ФЗ «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации».

Юридическая помощь и как производная — правовое просвещение осужденных, представляется важным не только как направление, обеспечивающее соблюдение их прав и законных интересов, но и как существенная составляющая воспитательной работы с осужденными, которые, получая профессиональные юридические консультации, не изолированы от правового поля и чувствуют определенную степень своей социализации.

Правовое воспитание как направление воспитательной работы с осужденными согласно ч. 1 ст. 109 УК РФ воспитательная работа с осужденными направлена на их исправление, формирование уважительного отношения к личности, обществу, труду, нормам, правилам и традициям человеческого сообщества, на повышение их образовательного и культурного уровня.

Воспитательная работа включает в себя комплекс различных мероприятий по воспитанию нравственных качеств, развитию трудовых навыков, соблюдению норм права и др.

Правовое воспитание способствует тому, что осужденный чувствует себя человеком, гражданином. Люди не отворачиваются от него, они не избегают его. Напротив, они идут ему навстречу, разговаривают с ним, объясняют закон и воспринимают его как часть общества. В результате повышается самооценка человека, развивается уважение к закону и государству [2].

Правовое просвещение лиц, осужденных к лишению свободы, может осуществляться в форме групповой разъяснительной работы и индивидуальных юридических консультаций.

Групповая разъяснительная работа предполагает проведение занятий, в ходе которых рассматриваются положения законодательства, касающиеся определенной группы осужденных. Такая работа будет важна для групп осужденных, объединенных общими интересами, связанными с их правовым статусом.

Индивидуальная юридическая консультация-это разъяснение правовых норм, касающихся конкретного лица. Такая консультация может быть письменной или устной.

Чтобы получить наиболее полный ответ на существующие вопросы, в ряде случаев необходимо изучить определенные правовые документы (приговоры, судебные решения и др.).

Юридическое образование должно основываться на принципах взаимного уважения и доверия, всесторонних консультаций и профессиональной грамотности. При проведении юридического занятия или индивидуальной консультации вы должны быть вежливы и тактичны. Необходимо в доступной форме раскрыть положения законодательства и, по возможности, привести примеры из практики.

Важно иметь в виду, что во время консультации заключенные часто ожидают от консультанта ответа, который совпадал бы с их собственной позицией. Однако это не всегда возможно, так как мнение осужденного может не совпадать с нормативными требованиями. В этом случае консультант должен изложить законодательство, указав в мягкой форме ошибочное мнение осужденного.

В рамках уголовно-исполнительной системы правовое воспитание осуществляется различными подразделениями учреждений, исполняющих наказания. В частности, сотрудники специальных отделов и начальники отрядов разъясняют вопросы, связанные с условно-досрочным освобождением, заменой наказания на более мягкое, проводят лекции по профилактике девиантного поведения (наркомании, алкоголизма и др.), принимают меры по недопущению проникновения криминальной субкультуры в подростковую среду с несовершеннолетними осужденными. Сотрудники финансовых отделов разъясняют вопросы материального удержания с осужденных и др. юрист учреждения разъясняет гражданско-правовые вопросы (оформление доверенности, наследование и т. д.) [3].

Мы считаем, что работа по правовому воспитанию осужденных к лишению свободы имеет хорошие перспективы и должна развиваться также в рамках взаимодействия Федеральной службы исполнения наказаний России с юридическими образовательными учреждениями, а также официально зарегистрированными общественными организациями.

По нашему мнению, воспитательная работа в области реформирования правового сознания осужденных должна начинаться в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и в то же время не должна заканчиваться в них и ограничиваться только теми средствами, которыми располагает эта система. Например, для решения этой задачи в каждом подразделении исправительных учреждений Саратовской области созданы уголки правовых знаний. В них содержатся выдержки из уголовного и Уголовно-исполнительного законодательства, образцы написания различных заявлений, обращения в Европейский суд по правам человека, УФСИН России по Саратовской области, областную прокуратуру и так далее.

Кроме того, в этих учреждениях в рамках социально-правовой подготовки наиболее опытные сотрудники пенитенциарного учреждения регулярно проводят занятия с осужденными, в ходе которых осужденные могут задавать вопросы и получать консультации.

Таким образом, несмотря на достаточно значительную роль пенитенциарной системы в исправлении осужденных, как показывает практика, ее сотрудники не в состоянии в одиночку справиться с проблемой всего общества в виде увеличения числа лиц, совершающих преступления, а зачастую и вновь их совершающих.

В связи с этим, согласно концепции, одним из приоритетных направлений развития уголовно-исполнительной системы является взаимодействие органов и учреждений Федеральной службы исполнения наказаний с общественными организациями и формированиями. Это направление довольно тесно связано с позицией пункта 6 раздела. III часть концепции — «вовлечение общественных организаций в работу по повышению уровня правосознания и правовой грамотности осужденных и работников уголовно-исполнительной системы».

Такое взаимодействие, на наш взгляд, позволит достичь необходимых воспитательных целей за счет привлечения людей извне, то есть тех, кто не относится к пенитенциарной системе по роду своей деятельности, что повысит степень доверия осужденных к этим лицам. Кроме того, на наш взгляд, вполне корректно ориентироваться на повышение уровня правосознания самих работников, т. е. воспитательная работа в органах исполнения наказаний должна вестись не только среди осужденных, но и среди самих работников, которые нередко также попадают под негативное влияние криминальной сферы.

Следует отметить, что воспитательная работа с осужденными должна строиться не только на процессе формального представления правовой информации, например, в виде брошюр и плакатов с изложением основного перечня прав и свобод, существующих в настоящее время в местах лишения свободы. Все занятия с осужденными воспитательной направленности должны быть буквально проникнуты особым духом уважения к закону, как мере ответственности перед обществом, связанным с нравственными принципами общества, которые дают осужденному особое понимание неизбежности ответственности перед законом и обществом, невозможности уклонения от ответственности. [4].

Определение приоритетности этого направления, на наш взгляд, является важным шагом на пути реформирования всей уголовно-исполнительной системы в целом. В ее рамках нам особенно интересны следующие положения концепции: «внедрение электронного делопроизводства, включающее оснащение автоматизированными рабочими местами всех учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, формирование и ведение реестра единой системы электронных документов, оцифровку 100 процентов документов информационных фондов и архивов учреждений и органов уголовно-исполнительной системы к 2022 году», а также «обеспечение осужденных и лиц, содержащихся под стражей»., технические возможности для использования широкого спектра телекоммуникационных услуг, включая видеоконференции, электронную почту и т. д». (раздел III, пункт 3). Помимо общения с различными общественными организациями, осужденные должны уметь пользоваться различными техническими средствами, такими как справочно-правовые системы «Гарант» и «КонсультантПлюс».

Выработка необходимых навыков в этой области поможет осужденным овладеть необходимой правовой базой знаний, отслеживать изменения законодательства в интересующих их сферах, изучать научную литературу, полученную из этих источников, находить решения насущных проблем.

Исходя из вышесказанного, можно сделать ряд выводов.

Во-первых, воспитательная работа в отношении осужденных к лишению свободы должна стать приоритетным направлением деятельности уголовно-исполнительной системы, поскольку именно в ее рамках прививаются нравственные ценности и формируется законопослушная личность.

Во-вторых, среди различных направлений воспитательной работы особое место занимает правовое воспитание. Она не только обеспечивает правовую поддержку, но и является важной составляющей социализации осужденного.

В-третьих, правовое воспитание осужденных должно способствовать уважению к закону, обществу и государству.

Литература:

  1. Кузнецов А. В. Защита прав осужденных к лишению свободы // Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление. 2014. №. 2. С. 39–41.
  2. Бахтин А. А. О формах воспитательной работы с осужденными по действующему уголовно-исправительному законодательству России // Вестник Самарской гуманитарной академии. Серия: Право. 2019. № 1 (5). С. 68–72
  3. Керефов И. Р. Бесплатная юридическая помощь осуждённым: правовое регулирование, практика реализации: автореф. дис. … канд. юрид. наук. Рязань, 2012.
  4. Афанасьева О. Р. Проблемы реализации права на правовую помощь осужденными к наказанию в виде лишения свободы // Проблемы реализации конституционного права осужденных к лишению свободы на получение юридической помощи. 2019. С. 6–12.
Основные термины (генерируются автоматически): воспитательная работа, осужденный, уголовно-исполнительная система, правовое воспитание, лишение свободы, юридическая помощь, групповая разъяснительная работа, пенитенциарная система, Российская Федерация, Саратовская область.


Ключевые слова

правовое воспитание, правовое просвещение, осужденный, правовая помощь осужденным, юридическая помощь осужденным
Задать вопрос