Ученые, исследователи, логопеды отмечают рост числа детей младшего школьного возраста, страдающих нарушением письменной речи и, в частности, дисграфией: по данным разных авторов, около 21 % детей младшего школьного возраста имеют дисграфию (А. Н. Корнев, И. Н. Садовникова) [4].
Анализ научной литературы позволяет сделать вывод о том, что у ученых и исследователей нет единого взгляда на этиологию и патогенез дисграфии.
По мнению исследователей Т. В. Ахутиной, Р. Е. Левиной, Р. И. Лалаевой, А. Н. Корнева, И. Н. Садовниковой, на возникновение дисграфии могут влиять факторы:
- Органические: инфекционные заболевания в пренатальном, натальном и постнатальном периоде развития, травмы, гипоксия.
- Конституциональные: связаны с недостаточностью функционирования отделов головного мозга, которая передаются по наследству.
- Социально-средовые: педагогическая запущенность, госпитализм, билингвизм, неблагополучная обстановка в ближайшем окружении ребенка [1, 2, 4].
Существует три основных подхода к исследованию и коррекции дисграфии: психолого-педагогический, психолингвистический, нейропсихологический.
Традиционным и наиболее распространенным подходом в современной школе является психолого-педагогический, с точки зрения которого дисграфия у младших школьников является проявлением нарушения устной речи и следствием недоразвития оптических функций (Р. И. Лалаева, Р. Е. Левина, И. Н. Садовникова) [2,3,5].
С точки зрения психолингвистики, механизмы дисграфии рассматриваются как нарушение операций порождения письменного высказывания: замысла и внутреннего программирования, лексико-грамматического структурирования, деления предложения на слова, фонематического анализа, соотнесения фонемы с графемой, моторной реализации письма под зрительным и кинестетическим контролем [1].
С точки зрения нейропсихологического подхода, в основе которого лежит теоретическое положение Л. С. Выготского и А. Р. Лурии о высших психических функциях (ВПФ) как о сложных функциональных системах, состоящих из структурных компонентов, письмо рассматривается как результат функционирования ВПФ, опирающихся на работу различных участков мозга, при этом недоразвитие (нарушенная работа) любого из компонентов может привести к специфическим нарушениям письма — дисграфии. Последователями А. Р. Лурии и Л. С. Выготского являются современные исследователи — Т. В. Ахутина, Т. Г. Визель, Л. В. Семенович, Л. С. Цветкова.
Существует несколько классификаций форм дисграфии с точки зрения разных подходов к ее исследованию. Однако на практике дети с нарушением письменной речи имеют признаки разных видов нарушения письма — страдают так называемой смешанной дисграфией, включающей в себя симптомокомплексы разных форм дисграфии.
Т. В. Ахутина, рассматривая дисграфию в нейропсихологическом аспекте, выделяет следующие виды дисграфии:
- Дисграфия по типу регуляторной — обусловлена нарушением функций планирования и контроля. У детей наблюдаются трудности в удержании внимания, инертность или импульсивность при выполнении заданий, трудности переключения; в письме содержатся ошибки по типу упрощения программы — о персеверации букв, слогов, пропуски, антиципации, контаминации; ошибки, связанные с несформированностью языкового анализа.
- Дисграфия по типу трудностей поддержания рабочего состояния активного тонуса коры больших полушарий — проявляется в высокой утомляемости, низкой работоспособности, из-за чего отмечается наличие многочисленных ошибок.
- Зрительно-пространственная (холистическая) дисграфия по правополушарному типу, которая проявляется в наличии у детей ошибок в пространственной ориентировке, задержках в актуализации графического и двигательного образов буквы, заменах букв по оптическому сходству [1].
Нейропсихологическая диагностика выявляет недостаточность работы той или иной психической функции, а нейропсихологические коррекционные методики позволяют обнаружить взаимосвязь нарушения письма с особенностями функционирования отделов головного мозга, отвечающих за особенности протекания психических функций у младших школьников с дисграфией, — это способствует выявлению причины дисграфии и трудностей обучения в целом.
Нейропсихологическая коррекция направлена на стимуляцию развития ВПФ и формирование слаженной, скоординированной деятельности различных структур мозга. Нейропсихологическая коррекция предполагает построение коррекционно-развивающей работы с детьми младшего школьного возраста, учитывая уровень развития и особенности их ВПФ — речи, внимания, памяти, мышления, восприятия.
Существуют основные системы нейропсихологической коррекции развития ВПФ: технология сенсомоторной коррекции по принципу замещающего онтогенеза А. В. Семенович, технология восстановительного обучения Л. С. Цветковой, методики применения кинезиологических упражнений А. В. Семенович, А. Л. Сиротюк.
Технология сенсомоторной коррекции по принципу замещающего онтогенеза А. В. Семенович основана на прохождении упущенных, непройденных ребенком этапов онтогенеза и включает в себя работу по двум направлениям:
- Двигательная коррекция, представляющая собой выполнение нейропсихологических упражнений, повышающих уровень активации работы больших полушарий.
- Нейропсихологические упражнения на развитие межполушарного взаимодействия и нормализацию мышечного тонуса.
Применение технологии сенсомоторной коррекции А. В. Семенович способствует формированию у детей осевых (телесных, органных, оптико-пространственных) вертикальных и горизонтальных сенсомоторных взаимодействий (язык—глаза, руки—ноги—дыхательная система, суставно-мышечная—дыхательная системы и др.). Формируемое на этом уровне сенсомоторное обеспечение всех психических функций активирует общий энергетический, эмоциональный и тонический статус, гармонизирует нервно-соединительнотканные взаимодействия. Кроме того, у ребенка формируется оптимальный для него уровень произвольной саморегуляции, что способствует развитию обобщающей и смыслообразующей функции речи, способности к построению самостоятельного продуктивного речевого акта, развитию интеллектуальных процессов [6].
В основе нейропсихологической технологии восстановительного обучения Л. С. Цветковой лежит принцип восстановления необходимой функции за счет ее «объектирования», вынесения во внешнюю деятельность, учитывая аспекты:
- Нарушенная ВПФ не исчезает, наступает ее дезорганизация.
- Нарушенными могут быть несколько ВПФ, одна и та же психическая функция может оказаться нарушенной при поражении различных участков мозга.
- Нарушение ВПФ имеет специфику, которая зависит от того, какое звено в функциональной системе оказался нарушенным.
- Локализация симптома может не совпадать с локализацией ВПФ, необходимо установить фактор нарушения ВПФ [7].
Нейропсихологический подход к диагностике и коррекции смешанной дисграфии у детей младшего школьного возраста позволит исследовать и корректировать структурные компоненты ВПФ, то есть влиять на механизм возникновения дисграфии, учитывая индивидуальные особенности развития ребенка и функциональную систему письма.
Литература:
- Ахутина, Т. В. Преодоление трудностей учения: Нейропсихологический подход / Т. В. Ахутина, Н. М. Пылаева. — Москва: Академия, 2015. — 288 c. — Текст: непосредственный.
- Лалаева, Р. И. Нарушение чтения и письма у младших школьников. Диагностика и коррекция / Р. И. Лалаева, Л. В. Венедиктова. — Ростов-на-Дону: «Феникс», СПб.: «Союз», 2007. — 179 c. — Текст: непосредственный.
- Левина Р. Е. Нарушения чтения и письма у детей: Избранные труды / Ред. — сост. Г. В. Чиркина, П. Б. Шошин. — Москва: АРКТИ, 2005. — 221 с. — Текст: электронный https://search.rsl.ru/ru/record/01002796271
- Прищепова, И. В. Диагностика и коррекция дисграфии у учащихся с тяжелыми нарушениями речи: Психолого-педагогический подход: Учебно-методическое пособие / И. В. Прищепова, П. А. Прищепова. — Санкт-Петербург: Издательский Дом «Литера», 2020. — 128 c. — Текст: непосредственный.
- Садовникова, И. Н. Нарушение письменной речи у младших школьников / И. Н. Садовникова. — Москва ВЛАДОС, 2008. — 296с: ВЛАДОС, 2008. — 296 c. — Текст: непосредственный.
- Семенович, А. В. Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте. Метод замещающего онтогенеза / А. В. Семенович. — Москва: Генезис, 2017. — 474 c. — Текст: непосредственный.
- Цветкова, Л. С. Нейропсихология счета, письма и чтения: нарушение и восстановление / Л. С. Цветкова. — Москва: Юристъ, 1997. — 256 c. — Текст: непосредственный.