Статья посвящена юридическому анализу новелл в законодательстве РФ, закрепленных в 2020 году в Конституции Российской Федерации. Автор затрагивает вопросы теоретического содержания новых правовых норм в сфере охраны интересов животных, появившихся в Конституции РФ, а также реальные и возможные практические последствия, вызванные появлением в законодательстве РФ данных правовых норм. В рамках статьи будет произведен краткий сравнительно-правовой анализ с законодательствами других государств.
Ключевые слова: животные, ответственное обращение, дикие животные не дикие животные, закон об ответственном обращении с животными, 498-ФЗ, ответственное обращение с животными, жестокое обращение с животными, поправки в Конституцию.
В течение последних лет в Российской Федерации наметились значительные позитивные тенденции в контексте существенного усиления правовой охраны законных интересов животных. Так, в декабре 2018 года был принят долгожданный ФЗ-498 «Об ответственном обращении с животными», который впервые на федеральном уровне установил охранный статус не диких животных [15]. Данный закон стал важным прогрессивным шагом, после чего в Государственной Думе РФ стали рассматривать поправки в КоАП РФ за правонарушения в сфере обращения с животными (в том числе за выброс на улицу питомца).
Следующий поворотным моментом стало обсуждение поправок в основной закон страны — Конституцию Российской Федерации. Среди поправок, предложенных Президентом РФ, особенно выделялись те, что посвящены закреплению в основной закон дополнительные правовые нормы, устанавливающие особый охранительный статус для животных [7].
В статье кратко обратимся к тому, какое правовое регулирование имелось до принятия поправок в Конституцию; затем проанализируем, в чем суть поправок; далее последует сравнительно-правовой анализ с другими государствами; наконец, определим реальные последствия принятия этих поправок и попробуем спрогнозировать, какие иные последствия возможны.
Правовое регулирование сферы до принятия поправок
До принятия поправок в Конституцию РФ, в основном законе страны была закреплена лишь одна статья, посвященная животным: статья 58 [14]. Согласно данной статье, каждый гражданин РФ обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.
В данной статье непосредственно животные не упоминаются, однако косвенно затрагиваются дикие животные, которые являются частью природы, так как не выпали из нее, в отличие от не диких животных [9].
При этом более конкретные упоминания о животных в Конституции отсутствовали.
Поправки в Конституцию и их нормативное содержание
Дополнительные нормы права касаются статьи 114 Конституции РФ, которая посвящена полномочиям Правительства РФ. Подпункт «е5», один из введенных поправками, закрепляет норму, по которой Правительство сохраняет уникальное биологическое многообразие страны и формирует в обществе ответственное обращение с животными.
В контексте данной поправки можно обратить внимание на следующее. Норма, касающаяся сохранения уникального биологического многообразия, является дополнительной для сферы взаимоотношения человека и диких животных. По смыслу нормы, теперь Правительство РФ при осуществлении своей деятельность особый акцент делает на охрану животного мира.
В то же время, совершенно новой является вторая норма. Она касается ответственного обращения с животными, а это уже правоотношения в сфере взаимодействия человека с не дикими животными [10]. Очевидно, данная норма увидела свет в связи с недавним принятием ФЗ-498 «Об ответственном обращении с животными».
Следовательно, теперь российская Конституция является достаточно уникальным явлением, так как закрепляет базовое правовое регулирование для сферы охраны законных интересов как диких животных, так и не диких.
Реальные и возможные последствия
Ключевым моментом являются, конечно же, позитивные последствия, вызванные принятием поправок. Попробуем выяснить, что изменилось с момента вступления в силу актуальной редакции Конституции РФ.
Стоит отметить, что нормы ФЗ-498, к сожалению, остаются не подкрепленными санкциями, так как в КоАП РФ отсутствуют положения об ответственности в сфере обращения с животными [11]. При этом, с момента принятия поправок Минздрав и Минприроды подготовили законопроект (№ 01/05/10–20/00109819), согласно которому в КоАП предполагается ввести дополнительные нормы по наказаниям за совершение правонарушений в сфере обращения с животными. Среди будущих составов будут следующие: нарушение общих правил содержания животных; нарушение требований к содержанию домашних животных; содержание животных, запрещенных к содержанию; и др. [12]
Хотя само по себе упоминание данных составов является прогрессивным шагом, обратить внимание следует на размытые формулировки и небольшой размер штрафов. Например, за несоблюдение требований к содержанию домашних животных установлена ответственность как штраф в размере от 3000 до 5000 рублей. Подразумевается ли, что выброс животного на улицу будет квалифицироваться как обычное несоблюдение требований, либо это уже жестокое обращение с животным? Представляется, что конкретные формулировки в данном случае были бы намного более уместны.
Однако в любом случае максимальный штраф для физических лиц даже за жестокое обращение (без признаков уголовно-наказуемого деяния) установлен всего в 15 000 рублей, что крайне мало. Напомним, что, например, в США подобные правонарушения относятся к feloni (серьезные преступления), за что предусмотрены суровый штраф и даже тюремное заключение [5]
Иные ощутимые реальные последствия, тем не менее, пока отсутствуют. В частности, институты уполномоченного по правам животных, общественных инспекторов в России так и не появились [6]
В качестве других возможных последствий можно предположить появление в КоАП РФ все-таки дифференцированных и более конкретных составов, принятие дополнительных законов и подзаконных актов.
Сравнительно-правовой анализ
В то время как в Конституции США отсутствуют прямые правовые нормы, регулирующие вопрос предоставления животным юридической охраны, в ряде других стран мира такие правила содержатся. Например, такие прогрессивные положения содержатся в Конституциях Швейцарии, Индии, Бразилии, Германии, Египте и др. [4]
Возьмем для примера Конституцию Германии. Согласно статье 20а, животные (как и люди) имеют права на уважение государством и на защиту их достоинства [3]
Попробуем выяснить, имеет ли существенное значение, в контексте реальной охраны интересов животных, закрепление в Конституции основополагающих норм и принципов.
Безусловно, Германия является страной, где правовое регулирование и реальная охрана интересов животных находятся на достаточно высоком уровне [2]. При этом, в Конституциях США, Австралии специальных норм по защите животных не содержатся, хотя страны лидируют по качеству уровня охраны животного мира. В качестве обратного примера можно привести Египет, где существуют значительные проблемы в сфере охраны животных [1], хотя в Конституции содержится дополнительная охранительная правовая норма.
Таким образом, от закрепления подобных положений в конституциях реальная охрана интересов животных, скорее всего, прямо не зависит.
В Российской Федерации примерно такая же ситуация: с момента принятия поправок в Конституцию единственным значимым событием в этой области стало создание законопроекта с размытыми составами и мягкими санкциями. Однако, стоит отметить, что и это уже достойный результат, который может повлечь значительные позитивные преобразования в сфере охраны законных интересов диких и не диких животных в России.
Литература:
- Animal welfare in Egypt. — Текст: электронный // Wikipedia: [сайт]. — URL: https://en.wikipedia.org/wiki/Animal_welfare_in_Egypt (дата обращения: 16.11.2020).
- Best Countries for Animal Welfare. — Текст: электронный // WorldAtlas: [сайт]. — URL: https://www.worldatlas.com/articles/best-countries-for-animal-welfare.html (дата обращения: 16.11.2020).
- German animals given legal rights. — Текст: электронный // The Guardian: [сайт]. — URL: https://www.theguardian.com/world/2002/jun/22/germany.animalwelfare#:~:text=Paragraph %2020a %20of %20the %20German,battle %20between %20politicians %20and %20campaigners (дата обращения: 16.11.2020).
- Jessica, Eisen Animals in the constitutional state / Eisen Jessica. — Текст: электронный // International Journal of Constitutional Law. — 2018. — № 15. — С. 909–954.
- Section 355 Abandonment of animals // The New York State Senate. URL: https://www.nysenate.gov/legislation/laws/AGM/355 (дата обращения: 29.04.2020).
- За два года общественные инспекторы по домашним животным так и не появились. — Текст: электронный // 7x7: [сайт]. — URL: https://7x7-journal.ru/posts/2020/11/15/za-2-goda-obshestvennye-inspektora-po-domashnim-zhivotnym-tak-i-ne-poyavilis (дата обращения: 16.11.2020).
- Как поправки в Конституцию защитят экологию и животных. Текст: электронный // ГОСУДАРСТВЕННАЯ ДУМА ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ РФ: [сайт]. — URL: http://duma.gov.ru/news/48291/ (дата обращения: 05.05.2020).
- КоАП дополнят положением о защите прав животных. — Текст: электронный // ПРАВО РУ: [сайт]. — URL: https://pravo.ru/news/227029/ (дата обращения: 16.11.2020).
- Кобжицкий Д. А. Федеральный закон № 498-ФЗ «Об ответственном обращении с животными» как центральный нормативно-правовой акт, регулирующий общественные отношения между человеком и не дикими животными // Молодой ученый. — 2019. — № 26. — С. 217–220. — URL https://moluch.ru/archive/264/61278/ (дата обращения: 22.04.2020)
- Кобжицкий, Д. А. Право обращения с животными (Animal law) как новая отрасль российского права / Д. А. Кобжицкий. — Текст: электронный // Молодой ученый. — 2020. — № 19 (309). — С. 301–308.
- Кодекс РФ об административных правонарушениях (КоАП РФ) от 30.12.2001 N 195-ФЗ // Российская газета, N 256, 31 декабря 2001 года
- О внесении изменений в КоАП в части установления ответственности за жестокое обращение с животными. — Текст: электронный // Федеральный портал проектов нормативно-правовых актов: [сайт]. — URL: https://regulation.gov.ru/projects#npa=109819 (дата обращения: 16.11.2020).
- Обновленный КоАП дополнят пунктами о жестоком обращении с животными // РИА Новости. URL: https://ria.ru/20191025/1560196420.html (дата обращения: 24.04.2020).
- Российская Федерация. Конституция (1993). Конституция Российской Федерации [Текст]: принята всенар. голосованием 12.12.1993 г. / Российская Федерация. Конституция (1993). — М.: АСТ: Астрель, 2007. — 63 с.
- Федеральный закон «Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 27.12.2018 N 498-ФЗ// Консультант Плюс [Электронный ресурс]: справочная правовая система.