Эмпатия и рефлексия как основы дизайн-мышления | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Архитектура, дизайн и строительство

Опубликовано в Молодой учёный №47 (337) ноябрь 2020 г.

Дата публикации: 18.11.2020

Статья просмотрена: 402 раза

Библиографическое описание:

Тахтарова, О. В. Эмпатия и рефлексия как основы дизайн-мышления / О. В. Тахтарова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 47 (337). — С. 66-71. — URL: https://moluch.ru/archive/337/75259/ (дата обращения: 16.12.2024).



В статье рассматривается дизайн-мышление как разновидность профессионального мышления, направленного на поиск нового способа принятия решений в бизнесе и продвижение товара или услуги на внутреннем и международном рынке, а также как руководство к действию для студентов и профессионалов. Автором сделано акцент на методологической точке зрения на подходы к дизайн-мышлению как к практическому приему решения проблемы в условиях неопределенности. Определено ключевой мировоззренческий принцип дизайн-мышления — эмпатия как базовое свойство современной личности. Рассмотрено важность эмпатии и рефлексии для работы дизайнера. Обозначено направления использования эмпатии и рефлексии для улучшения качества конечного продукта дизайн мышления.

Ключевые слова: творчество, креативность, дизайн-мышление, визуальное мышление, эмпатия, поиск идей, рефлексия.

The article examines design thinking as a kind of professional thinking aimed at finding a new way of making decisions in business and promoting a product or service in the domestic and international markets, as well as a guide to action for students and professionals. The author focuses on the methodological point of view on approaches to design thinking as a practical method for solving a problem under conditions of uncertainty. The key ideological principle of design thinking, which considers empathy as a basic property of a modern personality is determined. The importance of empathy and reflection for the work of a designer is considered. The directions of empathy and reflection use to improve the quality of the final product design thinking are outlined. Empathy is considered as the first research stage. It is indicated that without empathy, success in business is impossible; it is needed for the design solutions to be accepted by those for whom they were created. The benefits of empathy for the designer, who can become more creative in solving the assigned tasks, have been determined. The possibilities of using empathy in the design approach to the design thinking process, through the prism of aspects of the design approach, the central concept and the type of empathy, are considered. Analyzing the importance of users' feedback helps designers understand the main wishes of customers. The research methods used in the work are the search based on the available methodological and scientific literature with the analysis of the material found, clarification of cause-and-effect relationships, systematization, abstraction and concretization, questionnaires, analysis of documentation and the results of researchers' activities on the problem of the study. The theoretical and practical value of the work lies in the availability of theoretical and practical research material, selected among other things, in the process of searching for information on the topic, and in the systematization of the material of the research direction.

Keywords: creative work, creativity, design thinking, visual thinking, empathy, search for ideas, reflection.

Постановка проблемы. Важнейшими элементами дизайн-мышления с позиции дизайнерского подхода являются эмпатия, абдуктивное мышление и быстрое прототипирование. В рамках данной статьи мы остановимся на более подробном рассмотрении эмпатии — способности осознанно сопереживать текущему эмоциональному состоянию другого человека без потери ощущения внешнего происхождения этого переживания. Эмпатия необходима, чтобы достичь глубокого понимания конкретной ситуации, включая вызвавшие её причины и возможные последствия. Эмпатия — это способность выходить за рамки очевидного и видеть больше, чем просто цифры и факты. С помощью эмпатии можно выявить скрытые мотивы поведения людей и их невыраженные ожидания и потребности.

Анализ последних исследований и публикаций. Дизайн-мышление как понятие появилось совсем недавно и только начинает формироваться и уточняться. Особенностям дизайна, историческом становлению и развитию современной дизайн-образования посвящен ряд исследований А. Бойчука, А. Генесаретского, В. Даниленко, Е. Лазарева, С. Мигаль, А. Фурсы и др. Связи дизайна с культурологией, искусствознанием, технологические подходы основательно рассматриваются в работах Д. Азриканом, В. Ароновым, Л. Безмоздиным, Ю. Соловьевым.

Выделение нерешенных ранее частей общей проблемы. Поскольку дизайн мышлению не посвящены содержательные исследовательские работы, то и соответственно исследование влияния эмпатии и рефлексии на дизайн-мысленные поверхностные и требуют детального рассмотрения.

Цель статьи. Главной целью этой работы является определение особенностей эмпатии и рефлексии как основы дизайн-мышления.

Изложение основного материала. Основа эмпатии — это наблюдение. Причем, наблюдение не только за объектом дизайна и взаимодействующими с ним людьми, но и за контекстом такого взаимодействия. Наблюдение должно выходить за рамки разрабатываемого продукта, услуги или процесса. Так как пользовательский опыт начинается гораздо раньше.

Основу дизайн-мышления составляют такие принципы, как «антропоцентричность», осознанная эмпатия, культ быстрых ошибок. С позиции среды это осязаемый мыслительный процесс и возможность «думать руками». В качестве основных этапов процесса дизайн-мышления выделяются: эмпатия (наблюдение, погружение и вовлечение), фокусировка, которая предполагает определение задачи с использованием наглядности, генерация идей посредством мозгового штурма, прототип и тестирование. При этом повторять можно не только весь процесс, но и каждый этап в отдельности.

Применимо к дизайн-мышлению, эмпатия — это первый исследовательский этап, потому что в её основе лежит наблюдение. Конечная цель после прохождения всех этапов дизайн мышления — создание продуктов, в которых люди раньше не нуждались просто потому, что не подозревали об их пользе. Также результатом работы может быть создание решений, которые люди не могли представить либо в силу узости мышления, либо из-за недостаточного знакомства с возможностями новых технологий. Изучение слабо выраженных потребностей пользователей и их последующая интерпретация могут привести к прорыву в дизайне [2].

Без эмпатии невозможен успех в бизнесе, она нужна для того, чтобы дизайн-решения были восприняты теми, для кого они создавались. Исследования подтверждают, что сами клиенты или пользователи являются источником многих инноваций, которые впоследствии можно замечательно коммерциализировать и преподнести заказчику. Бизнесу необходим дизайнер с высоким уровнем эмпатии, создающие нужное пользователям решение. Дизайнер, который выражает только себя, а не решает проблемы пользователей, вряд ли поможет бизнесу расти.

Для самого дизайнера наличие эмпатии выгодно тем, что он может стать более креативным в решении поставленных задач. А для руководителей такой сотрудник будет бесценным потому, что ему можно давать проекты, рассчитанные на разные целевые группы: и для пожилых людей, и для финансистов, и для пользователей такси.

Таблица 1

Возможности применения эмпатии в дизайнерском подходе к процессу дизайн-мышления [5]

Аспект дизайнерского подхода

Центральная концепция

Эмпатия

Дизайн как создание артефактов

Техника создания артефактов

Эмоциональная

Дизайн как постоянное обдумывание результатов творческого мышления, способствующее итерационному формату процесса

Обдумывание результатов, совмещенное с действием

Когнитивная и эмоциональная

Дизайн как процесс решения сложных многофакторных задач

Сложные многофакторные задачи, отличающиеся неполнотой данных

Когнитивная (целостный подход)

Дизайн как способ мышления

Дизайнерский подход к получению знаний

Когнитивная

Дизайн как создание новых смыслов

Создание смыслов

Когнитивная

(интерпретация контекста)

Обратная связь с пользователями помогает дизайнерам понять основные пожелания клиентов. Живое общение позволяет выявить и устранить основные недостатки ресурса, которые беспокоят клиентов в первую очередь.

Легко решить проблемы взаимодействия с людьми, которые близки по духу — фотографов, графических дизайнеров и иллюстраторов, других творческих профессий. Однако, не всегда знакома та сфера, в которой нужно сделать дизайн. К примеру, дизайнеру поставлена задача разработать дизайн для сайта по продаже специализированного оборудования — садовой технике. Чтобы сформулировать конкретные преимущества для потенциального клиента, необходимо разобраться в функционале устройств, определить, какие его достоинства будут интересны для пользователя [1].

Лучший способ понять клиента — стать им. Дизайнер может попробовать купить товар самостоятельно и постараться понять желания и страхи клиента. Взаимодействие с интерфейсом с другой точки зрения всегда полезно для дизайнера, так, как только таким образом можно прийти к взаимопониманию с целевой аудиторией и разобраться в потребностях пользователя.

Рефлексия понимается как один из важных механизмов, который обеспечивает основные функции сознания. Поэтому важнейшей целью современного учебного процесса считается переход от нерефлексивного к осознанному овладению и владению тем рядом умственных операций, которые составляют мыслительный процесс и многие, из которых чаще всего не осознаются. Эти операции надо выявить и специально им обучать, что не менее необходимо, подчеркивают психологи, чем обучение самим правилам выполнения задания [2, с. 284].

Проектная культура дизайна определяется как способ творческой самореализации человека, в процессе которой создается предметный мир, являющийся носителем идеалов и ценностей мира духовного. Творчество, как деятельность, имеет психологические аспекты — личностный и профессиональный. Оно предполагает наличие у личности мотивов, знаний и умений, благодаря которым создается продукт, отличающийся, новизной, оригинальностью, уникальностью.

Творчество является идеальной моделью художественно-проектной деятельности, и, наоборот, эта деятельность моделирует творческий процесс. Собственно, в процессе творческой проектной деятельности формируются как рефлексивные механизмы, так и креативная компетентность, происходит саморазвитие, самореализация личности, формирование профессионального мировоззрения и культуры дизайнерского мышления, что, в конечном счете, определяет качество подготовки специалиста. Поэтому, проблема формирования креативной компетентности может решаться на основе повышения внимания к проблемам педагогики, методике обучения и лежит в плоскости развития способностей к рефлексии как основе проектно-художественного творчества.

Использование эмоциональной и когнитивной эмпатии в процессе дизайн-мышления становится понятным при детальном рассмотрении концепции дизайнерского подхода к модели дизайн-мышления. Эмпатия, как неструктурный элемент дизайн-мышления, нередко выпадает из поля зрения проектных команд, работающих над сложными задачами под прессингом ограниченных ресурсов и жёстких сроков. Эмпатия формирует микросреду или организационную культуру проектной команды, являясь элементом «тонкой настройки», который способен усилить потенциал команды и повысить эффективность её работы [4].

Так как необходимость подготовки кадров со знанием и применением дизайн-мышления на практике сегодня становится наиболее актуальной, было проведено экспериментальное исследование среди студентов специальности «Дизайн» 3, 4, 5 курсов в целях анализа текущего уровня развития дизайн-мышления и эмпатии у студентов. В рамках данного исследования было проведено анкетирование.

Средний возраст респондентов составил 23 года (от 20 до 26 лет).

В результате анализа анкетирования, сделаны следующие выводы:

− на вопрос «Позволяет ли Вам обучение реализовывать свои идеи и авторские проекты?» ответ «нет» дали 34 % (15 человек). И ответ «да» был получен от 66 % (29 человек) соответственно;

− на вопрос «Планируете ли Вы учитывать особенности заказчика, его продукта при разработке дизайна?» ответ «нет» дали 14 % (6 человек). И ответ «да» был получен от 86 % (38 человек) соответственно, из них на последующий вопрос «Хотели бы Вы повлиять на развитие собственной эмпатии?» 18 % (7 человек из 38) ответили «нет», 13 % (5 человек из 38) затруднились ответить. Остальные 68 % (26 человек из 38) ответили положительно и с энтузиазмом;

− на вопрос «Какое Ваше современное понимание дизайна?» 23 % (10 человек) затруднились ответить. Остальные 77 % (34 человека) описали ключевые моменты и функции современного дизайна в своем понимании;

− на вопрос «Назовите ключевые особенности мышления дизайнера» предполагался ответ в произвольной форме.

Анализируя ответы респондентов, можно заметить, что чаще всего в ответе на данный вопрос встречается слово «креатив», что не совсем точно отражает суть особенностей мышления дизайнера и только поодинокие студенты отметили эмпатии.

Таким образом, можно сделать вывод, что есть необходимость грамотного разъяснения студентам основ эмпатии и рефлексии в дизайн мышлении, его основных приемов и принципов, а также перспектив его развития в процессе разработки инноваций.

На один из самых важных вопросов в рамках данного исследования «Считаете ли Вы верным применение новых методик в обучении студентов специальности «Дизайн»?» 18 % (8 человек) затруднились ответить, остальные же 82 % (36 человек) дали положительный ответ, что говорит о готовности студентов специальности «Дизайн» к принятию новых методик обучения, новых дисциплин.

Также по результатам анкетирования был сделан вывод, что в рамках исследования уместно будет провести экспериментальный курс «Дизайн-мышление» у обучающихся 4–5 курсов специальности «Дизайн» с применением методики дизайн-мышления, сопровождающейся такими приемами, как сторителлинг (story telling), мозговой штурм (brain storming), эмпатия. Данный курс был нацелен на развитие у студентов прагматических навыков:

– четкая постановка задачи, дабы понимать и разделять инновационный подход дизайн-мышления;

– решение поставленной задачи нестандартными способами;

– анализирование полученных данных;

– управление процессами дизайн-мышления;

– способности быстрого прототипирования;

– коллективное сотрудничество при решении поставленной задачи.

Для чистоты эксперимента, а также в целях наглядного сравнения и выявления влияния специального курса на результат, студентам было предложено задание, выполнение которого осуществлялось ими без каких-либо объяснений со стороны преподавателя о методах и инструментах дизайн-мышления. Задание осуществлялось посредством тех навыков, которыми на данный момент обучения обладали студенты. В результате в ходе анализа выполненных работ наблюдалось:

– нечеткое определение целей, преследуемых в рамках данного задания;

– абстрактное решение без применения инновационных методов;

– отсутствие цепи взаимодействий дизайна с маркетингом, и как следствие, отсутствие прагматической направленности в решении поставленной задачи, что является существенным недостатком в образовании студентов.

Выводы и предложения. Таким образом, дизайн-мышление является инструментом, с помощью которого можно проектировать будущее и находить нестандартные способы решения сложных задач. Такое мышление, благодаря технологиям и приемам, позволяющим накапливать идеи, активизировать нестандартное мышление, способствовать принятию рискованных решений, в результате нивелирует страхи перед неудачами. Эмпатия и рефлексия являются активаторами дизайн-мышления, способствующими улучшению качества конечного продукта и повышению самого процесса. Для развития эмпатии и рефлексии у студентов-дизайнеров целесообразно внедрить соответствующий спецкурс у образовательной программы, а для работающих дизайнеров — предложить тренинг в рамках повышения квалификации.

Литература:

  1. Васильева Е. В. Дизайн-мышление: немного о подходе и много об инструментах развития креативного мышления, изучения клиентских запросов и создания идей. (Как понять клиентов и создать полезный опыт в экономике впечатлений?). Москва: РУСАЙНС, 2018. 204 с.
  2. Меерович М. И. Теории решения изобретательских задач. Минск: Харвест, 2003. 428, с.
  3. Соколов, М. В. Особенности развития дизайн-мышления при подготовке магистров дизайн-образования. Педагогическое образование в России . 2020. № 3. С. 158–163.
  4. Стрельникова В. Э. Дизайн-мышление как современный метод проектирования. Бизнес и дизайн ревю. 2019. № 4 (16). С. 13.
  5. Хомутский Д. Ю. Эмпатия как один из ключевых элементов процесса дизайн-мышления. Инициативы XXI века . 2015. № 4. С. 4–6.
Основные термины (генерируются автоматически): дизайнерский подход, эмпатия, дизайн, дизайнер, поставленная задача, процесс дизайн-мышления, рефлексия, конечный продукт, креативная компетентность, мозговой штурм.


Похожие статьи

Социокультурные проекты как средство формирования социокультурной компетенции студентов вуза

В статье описывается возможность формирования социокультурной компетенции в проектной деятельности, обеспечивающей становление обучающегося как осмысленного субъекта социокультурного информационного общества в соответствии с новыми требованиями к под...

Исследование творческого мышления в отечественной психологии

Важную роль в современном мире занимает креативное мышление. Его требуется применять в различных сферах: создание нового продукта, за-пуск проекта, обучение, решение сложных вопросов Креативное мышление часто отождествляют с понятие творческое мышлен...

Стратегические приемы развития творческих способностей учащихся и роль художественного мышления в школе

Обобщая принципы развития художественного мышления учащихся, авторы предлагают методику определения стратегических и тактических целей в формировании творческих способностей, с возможностями дальнейшей проработки вопроса при изучении литературы в шко...

Черчение в образовании: ориентация на профессиональный рост и творческий подход

Статья «Черчение в образовании: ориентация на профессиональный рост и творческий подход» исследует важность черчения в современном образовании как ключевого элемента, формирующего технические навыки, пространственное мышление, и способствующего профе...

Маркетинговая концепция вовлечения покупателей в бренд

Современные нестабильные и непредсказуемые условия функционирования бизнеса, цифровизация экономики и стремительно меняющиеся тренды в области маркетинговой деятельности обуславливают переход к новой маркетинговой парадигме, зародившейся на базе марк...

Развитие творческих качеств у учителей для совершенствования педагогической системы

Творческие качества являются одним из самых ценных навыков обучения в XXI веке. Развитие творческих способностей считалось необходимым для эффективного обучения. При разных подходах к ее изучению креативность определялась как результат, как процесс, ...

Социально-психологический тренинг как метод интерактивного обучения общению при изучении психологии

В статье анализируется эффективность использования социально-психологического тренинга как интерактивного метода обучения студентов. На основе теоретических исследований выделено понятие социально-психологического тренинга в узком и широком смысле, п...

Рефлексия в обучении иностранному языку с использованием ИКТ

В статье обозначены особенности развития рефлексии при обучении иностранному языку с использованием ИКТ; говорится о преимуществах, доступности, гибкости, эффективности восприятия обучения на базе ИКТ; рассматривается проявление рефлексии в творческо...

Проектная деятельность при изучении физики как способ повышения мотивации обучающихся

В статье автор рассматривает проблему развития универсальных учебных действий при использовании современных образовательных технологий на уроках физики. Раскрывает эффективность формирования универсальных учебных действий (УУД), через использование с...

Реализация метода проектов в обучении английскому языку как оптимальная платформа для развития творческой самостоятельности студентов

Данная статья посвящена рассмотрению творческой самостоятельности как важного фактора профессиональной составляющей специалиста. Определено понятие творческая самостоятельность и описаны условия, при которых возможно её развитие. Реализация метода пр...

Похожие статьи

Социокультурные проекты как средство формирования социокультурной компетенции студентов вуза

В статье описывается возможность формирования социокультурной компетенции в проектной деятельности, обеспечивающей становление обучающегося как осмысленного субъекта социокультурного информационного общества в соответствии с новыми требованиями к под...

Исследование творческого мышления в отечественной психологии

Важную роль в современном мире занимает креативное мышление. Его требуется применять в различных сферах: создание нового продукта, за-пуск проекта, обучение, решение сложных вопросов Креативное мышление часто отождествляют с понятие творческое мышлен...

Стратегические приемы развития творческих способностей учащихся и роль художественного мышления в школе

Обобщая принципы развития художественного мышления учащихся, авторы предлагают методику определения стратегических и тактических целей в формировании творческих способностей, с возможностями дальнейшей проработки вопроса при изучении литературы в шко...

Черчение в образовании: ориентация на профессиональный рост и творческий подход

Статья «Черчение в образовании: ориентация на профессиональный рост и творческий подход» исследует важность черчения в современном образовании как ключевого элемента, формирующего технические навыки, пространственное мышление, и способствующего профе...

Маркетинговая концепция вовлечения покупателей в бренд

Современные нестабильные и непредсказуемые условия функционирования бизнеса, цифровизация экономики и стремительно меняющиеся тренды в области маркетинговой деятельности обуславливают переход к новой маркетинговой парадигме, зародившейся на базе марк...

Развитие творческих качеств у учителей для совершенствования педагогической системы

Творческие качества являются одним из самых ценных навыков обучения в XXI веке. Развитие творческих способностей считалось необходимым для эффективного обучения. При разных подходах к ее изучению креативность определялась как результат, как процесс, ...

Социально-психологический тренинг как метод интерактивного обучения общению при изучении психологии

В статье анализируется эффективность использования социально-психологического тренинга как интерактивного метода обучения студентов. На основе теоретических исследований выделено понятие социально-психологического тренинга в узком и широком смысле, п...

Рефлексия в обучении иностранному языку с использованием ИКТ

В статье обозначены особенности развития рефлексии при обучении иностранному языку с использованием ИКТ; говорится о преимуществах, доступности, гибкости, эффективности восприятия обучения на базе ИКТ; рассматривается проявление рефлексии в творческо...

Проектная деятельность при изучении физики как способ повышения мотивации обучающихся

В статье автор рассматривает проблему развития универсальных учебных действий при использовании современных образовательных технологий на уроках физики. Раскрывает эффективность формирования универсальных учебных действий (УУД), через использование с...

Реализация метода проектов в обучении английскому языку как оптимальная платформа для развития творческой самостоятельности студентов

Данная статья посвящена рассмотрению творческой самостоятельности как важного фактора профессиональной составляющей специалиста. Определено понятие творческая самостоятельность и описаны условия, при которых возможно её развитие. Реализация метода пр...

Задать вопрос