Роль генов серотониновой и дофаминовой систем в формировании тревожности | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №47 (337) ноябрь 2020 г.

Дата публикации: 16.11.2020

Статья просмотрена: 539 раз

Библиографическое описание:

Хисматуллина, Г. И. Роль генов серотониновой и дофаминовой систем в формировании тревожности / Г. И. Хисматуллина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 47 (337). — С. 226-228. — URL: https://moluch.ru/archive/337/75250/ (дата обращения: 26.04.2024).



В современной психологии указывается на то, что среди психических состояний, являющихся предметом научных исследований, большое внимание уделяется термину «anxiety», иногда «anxiousness», что в переводе на русский язык означает «беспокойство», «тревога» [1]. При тревожности, выделяются такие симптомы, как беспокойство и учащение пульса, а иногда и более тяжелые формы данного отклонения. Качество тревожности зависит от того, какого рода возбуждение заблокировано [2].

Целью данного обзора является обобщение современных знаний о тревоге и его макромолекулярных путях, системах и механизмах, инициируемых генетическим риском и факторами окружающей среды.

Изучение многофакторной природы формирования тревожности обусловлено ее участием во многих аспектах развития человека: физического и психического здоровья, функционировании эмоциональной сферы и общения, учебной деятельности и других. Излишняя тревожность может приводить к развитию различных психопатологий, включая депрессивное, суицидальное, аддиктивное поведение, что обуславливает ее социальную значимость [3].

В исследованиях ассоциации генов с рядом психологических особенностей и психических заболеваний значительное внимание уделяется ген-средовым взаимодействиям.

Согласно современным психогенетическим концепциям развития личности, особенности поведения человека реализуются через взаимодействие нейромедиторов ЦНС, наиболее важными из которых являются дофамин и серотонин [4].

Серотониновая система участвует в процессах регуляции поведения, приемов пищи, сна и других циркадианных ритмах, она влияет на психический процесс восприятия и отражается на настроении, изменяет личностные черты, вызывая тревожность, агрессивность и импульсивность. Дисфункция серотониновой системы приводит к агрессивному и антисоциальному поведению людей и животных [5].

Функция дофаминовой системы заключается в том, что она формирует у человека чувство удовлетворения или неудовольствия при переживании ощущений, получаемых от значимых для людей стимулов (еды, спорта, общения и т. п.). Если же дофаминовая импульсация слишком мала, то у человека развивается потребность в получении удовольствия с помощью каких-либо других более сильных (в том числе и нефизиологичных) раздражителей. Такими раздражителями могут быть алкоголь, наркотики, никотин, азартные игры, еда, секс и т. п. [6].

В настоящее время существует большое количество исследований, посвященных изучению связи полиморфизма генов нейромедиаторов с уровнем активности дофаминовой и серотониновой систем, а также с особенностями поведения и личности человека.

Одним из наиболее изученных генов транспортера серотонина является SLC6A4. Транспортер серотонина кодируется геном SLC6A4 (Soluble carrier family 6, member 4, альтернативное название 5‑Hydroxytryptamine transporter, 5‑HTT, идентификатор OMIM 182138). В серии исследований показана асоциация аллеля S с тревожностью. Связь гена транспортера серотонина с психическими особенностями привела к попытке найти корреляции между культурными особенностями обществ и частотой аллеля S в представляющих их популяциях. Такое исследование было проведено психологом Дж. Чао и аспирантом-нейробиологом К. Близински, которые обнаружили корреляцию между частотой аллеля S и коллективизмом — культурной характеристикой общества, установленной голландским социологом Г. Хофстедом по данным социологических опросов и противопоставляемой индивидуализму. Частота аллеля S также коррелировала с более низкой тревожностью и распространенностью аффективных расстройств (уровень которых в исследованных коллективистических культурах действительно ниже). На основе выявленной корреляции авторы предположили, что эволюция культурных ценностей (индивидуализма-коллективизма) может быть связана с генами (частотами аллелей 5‑HTTLPR). Например, у китайцев с тревожностью оказался ассоциирован не S‑аллель, а L‑аллель, что может указывать на этноспецифичность ассоциации, которая может зависеть как от генетического фона, так и от особенностей социокультурной сферы [7].

Рассмотрим также ген транспортера серотонина HTR2A. Аллель G гена серотонинового рецептора 2A (HTR2A) обеспечивает пониженную экспрессию гена, что приводит к меньшей плотности рецепторов и, соответственно, к снижению активности серотониновой системы [5]. Результаты работ многих авторов свидетельствуют о том, что носители аллеля G гена HTR2A проявляют тенденцию к депрессивной симптоматике и низкой самооценке [8].

Дофамин один из медиаторов в базальных ганглиях, которые определяют базовый уровень тревожности. Базальные ганглии отвечают за управление организмом в состоянии покоя или за уровень тревожности. Повышенная активность базальных ганглиев часто связана с тревожностью, напряжением, настороженностью и повышенным страхом. Недостаток активности базальных ганглиев вызывает проблемы, связанные с мотивацией, энергетикой и способностью действовать. Д. Амен отмечает, что если использовать избыток энергии, образующийся при повышенной активности базальных ганглиев, на «полезную» двигательную активность, т. е. целенаправленно, то это не даст развиться тревожности [9].

Недавно было обнаружено, что пониженная плотность дофаминового транспортера и авторецептора DRD2 и, соответственно, повышенный уровень дофамина в стриатуме влияют на проявление характеристик тревожности [10;11;12].

В настоящее время, подавляющее большинство работ по поиску ассоциаций генетических полиморфизмов с личностными характеристиками проводится на людях, страдающих различными психическими расстройствами, в но для поиска основ заболевания этого недостаточно, поэтому работа по поиску генетических маркеров тревожности среди полиморфизмов генов дофаминергической системы, и исследование распределений данных маркеров часто проводится на выборке высококвалифицированных атлетов [13].

Впервые был проведен генетический анализ 7 полиморфизмов дофаминергической системы на выборке из 331 человек, и были определены распределения аллелей полиморфизмов в общепопуляционной выборке и спортивной субпопуляции с учетом специализации. Впервые было показано совместное влияние генов DRD2 и DAT дофаминергической системы на характеристики, ассоциированные с тревожностью. Впервые была создана и научно обоснована модель механизмов влияния генетических вариантов DRD2 и DAT на концентрацию внеклеточного дофамина [13].

Дофаминергическая нейромедиаторная система является одним из основных факторов развития алкоголизма, а также способствует возникновению тревоги и депрессии. При анализе связи дофаминовых рецепторов типа 2 (DRD2) с симптомами тревоги у 573 человек с алкогольной зависимостью и 273 человек контрольной группы из числа корейского населения, была выявлена связь аллеля С с повышенной тревожностью [14].

Слабость нервной системы и умеренный уровень тревожности, как индивидуально-типологические свойства высшей нервной деятельности являются биологическими детерминантами социально-перцептивных способностей, в частности, эмпатии, толерантности и сензитивности, обусловливающих направленность личности на педагогическую деятельность и её успешность в будущем. Индивиды с данным типом направленности легче адаптируются к условиям педагогической деятельности, успешно находят общий язык с педагогическим коллективом и обучающимися [15].

Проанализировав исследования в области психологии и психофизиологии за последние годы, мы пришли к выводу, что такие психологические свойства индивидов, как личностная тревожность, интроверсия, экстраверсия, нейротизм, накладывают след на психодинамические характеристики личности и определяют эффективность реализации адаптационных программ [16].

Полученные различными учеными экспериментальные данные подтверждают то, что умеренная напряженность, низкий уровень тревожности, высокие показатели вегетативного профиля регуляции, адекватная степень психической толерантности и устойчивости характерна для людей с низким уровнем нейротизма. Люди с низким уровнем нейротизма характеризуются высоким уровнем продуктивности деятельности и качественно высоким уровнем способностей [7; 17].

Для оценки уровней ситуативной и личностной тревожности предлагался бланк самооценки Ч. Спилбергера, адаптированный Ханиным. Методика позволяет выявить индивидуальный уровень ситуативной и личностной тревожности. Шкалы ситуативной и личностной тревожности состоят из 20 вопросов. Определение показателей ситуативной и личностной тревожности производится с помощью ключа.

А в модели Г. Айзенка тревожность рассматривается как один из субфакторов нейротизма, т. е. общей эмоциональной неустойчивости личности. Майкл Айзенк интерпретирует тревожность как свойство, снижающее эффективность системы произвольного внимания и увеличивающее чувствительность непроизвольного внимания к внешним стимулам, особенно связанным с какими-либо опасностями.

В ряде исследований Ильина и Судакова (2004–2010), показано, что характер адаптационных процессов и результативность деятельности зависят от индивидуальных особенностей личности, в частности, от свойств нервной системы, которые определяют психофизиологический статус индивида. Информативным показателем, часто используемым при анализе индивидуальных различий психофизиологических функций.

Литература:

  1. Левитов Н. Д. Психическое состояние беспокойства, тревоги // Вопр. психологии. 1969. № 1. С. 131–137.
  2. Казин, Э. М. Влияние психофизиологического потенциала на адаптацию к учебной деятельности [Текст] / Э. М. Казин, В. И. Иванов, H. A. Литвинова // Физиология человека. — 2002. — Т. 28. — № 3. — С. 23–29.
  3. Гуреев А. С. и др., Распределение частот VNTR аллелей локуса 5-HTTLPR гена транспортера серотонина в населении Евразии и Африки.- 2014.-Т. 12.-№ 3.
  4. Cloninger C. A systematic method for clinical description and classification of personality variants // Arch Gen Psychiatry- 1987- Vol. 44.-P. 573–588.
  5. Traskman-Bendz L., Asberg M., Schalling D. Serotonergic function and suicidal behavior in personality disorders. Ann NY Acad Sci 1986; 487:168174.
  6. Blum K., Cull J., Bravennan E., D. E. Coinings D. Reward deficiency syndrome // Am Sci. -1996.-84.-P. 132–145.
  7. Перлз Ф. [Понимание тревоги в гештальтерапии]. Превращение тревожности в возбуждение / Общая психология. Тексты / под ред. В. В. Петухова. М.: УМК «Психология»; Генезис, 2002. Т. 2, кн. 1. С. 548–560.
  8. Fiocco A., Joober R., Judes P., Sonia L. Polymorphism of the 5-HT2A receptorgene: Association with stress-related indices in healthy middle-aged adults // Frontiers in Behavioral Neuroscience- 2007,November Vol. 1, Article 3.
  9. Амен Д.Дж. Измените свой мозг — изменится и жизнь! / Амен Д.Дж. — М.: Эксмо, 2009. — 448 с.
  10. Breier A., Kestler L., Adler С., Elman I., Wiesenfeld N., Malhotra A., Pickar D. Dopamine D2 receptor density and personal detachment in healthy subjects // Am J Psychiatry. 1998. — V. 155. — P. 1440–1442.
  11. Farde L., Gustavsson J. P. Jonsson E. D2 dopamine receptors and personality traits // Nature. V.385. — P.590.
  12. Laakso A., Vikman H., Kajander J., Bergman J., Haaparanta M., Solin O., Hietala J. Prediction of detached personality in healthy subjects by low dopamine transporter binding // Am J Psychiatry. 2000. — V.157. — N.2. — P.290–292.

13. Куликова М. А., Полиморфизмы генов дофаминергической системы маркеры проявления тревожности у спортсменов [электронный ресурс] / Куликова М. А.-2009.- Режим доступа: https://www.dissercat.com

14. Кеун-Хо Джо и др., Генетическая ассоциация полиморфизмов DRD2 с показателями тревожности у больных алкогольной зависимостью.-2008.- 371 (4): 591–5.

  1. Reif, A., Lesch, K.-P. Toward a molecular architecture of personality.Behav. Brain Res. 139: 1–20, 2003.
  2. Р. Ф. Еникеева и др., Роль полиморфных вариантов гена контактинассоциированно-подобного белка-2 (CNTNAP2) в формировании различий в уровнях тревожности. — 2020. — № 1 (6). — С. 20–36.
  3. Савченков, А. В. Оценка индивидуально-типологических особенностей студентов профессионально-педагогического института: сб. / под науч. ред. Е. М. Дорожкина, В. А. Федорова. — Екатеринбург: Изд-во Рос. гос. проф.-пед. ун-та, 2016. — С. 287–289.
Основные термины (генерируются автоматически): личностная тревожность, DAT, система, тревожность, HTT, HTTLPR, OMIM, нервная система, педагогическая деятельность, уровень тревожности.


Похожие статьи

Проблема ситуативной тревожности в психолого-педагогических...

личностная тревожность, подросток, контрольная группа, ситуативная тревожность, тревожность, группа, уровень тревожности, высокий уровень, подростковый возраст, тревожный подросток. Проблема ситуативной тревожности в психолого-педагогических...

Тревожность в современном обществе: определение, значение...

Тревожность, являясь психологическим феноменом, может проявляться в различных формах. Говоря об этой проблеме, А. М. Прихожан замечает: «Под формой

Личностная тревожность может проявляться как непосредственно в поведении, так и выражаться в субъективном...

Теоретический анализ взаимосвязи тревожности и учебной...

Статья посвящена теоретическому анализу взаимосвязи тревожности и учебной деятельности.

Т. С. Павлова отмечает, что высокий уровень тревожности приводит к снижению успеваемости в младшем школьном возрасте, а в студенческий период — к...

Эмпирическое исследование тревожности у студентов...

Предмет: уровень тревожности студентов на этапе адаптации к учебной деятельности вуза. Объект: тревожность как психологическая категория. Гипотеза: мы предполагаем, что ситуативная тревожность студентов I курса будет выше, чем тревожность у студентов 3...

Причины возникновения высокого уровня тревожности у детей...

Выяснение причин возникновения тревожности у ребенка дошкольного возраста является важной задачей для педагога, известно, что предпосылкой возникновения тревожности является повышенная чувствительность (сензитивность) нервной системы.

Особенности формирования и коррекции тревожности...

Тревожность возникает как эмоциональная реакция на стрессовую ситуацию и может быть разной по интенсивности и динамичной во времени. Определенный уровень тревожности — естественная и обязательная характеристика активной деятельности.

Взаимосвязь личностной тревожности и уровня нормального...

При оценке уровня личностной тревожности по результатам тестирования с использованием «Шкалы личностной тревожности» Ч. Д. Спилбергера — Ю. Л. Ханина среди студентов было установлено, что высокий уровень личностной тревоги чаще встречается у «отличников»...

Феномен подростковой тревожности и его взаимосвязь...

тревожность девочек всё же превышает тревожность мальчиков почти по всем показателям. Впоследствии, при изучении литературы

[4] Мы решили продолжить изучение личностной тревожности и выбрали ее взаимосвязь с эмоциональным интеллектом, учитывая гендерные...

Взаимосвязь уровня тревожности обучающихся в вузе и стиля...

- 31–45 — умеренная тревожность; - 46 и более — высокая тревожность. Цель исследования: выявить взаимосвязь между стилем педагогической деятельности и уровнем тревожности обучающихся в ВУЗе. Экспериментальная база — Удмуртский государственный университет г...

Похожие статьи

Проблема ситуативной тревожности в психолого-педагогических...

личностная тревожность, подросток, контрольная группа, ситуативная тревожность, тревожность, группа, уровень тревожности, высокий уровень, подростковый возраст, тревожный подросток. Проблема ситуативной тревожности в психолого-педагогических...

Тревожность в современном обществе: определение, значение...

Тревожность, являясь психологическим феноменом, может проявляться в различных формах. Говоря об этой проблеме, А. М. Прихожан замечает: «Под формой

Личностная тревожность может проявляться как непосредственно в поведении, так и выражаться в субъективном...

Теоретический анализ взаимосвязи тревожности и учебной...

Статья посвящена теоретическому анализу взаимосвязи тревожности и учебной деятельности.

Т. С. Павлова отмечает, что высокий уровень тревожности приводит к снижению успеваемости в младшем школьном возрасте, а в студенческий период — к...

Эмпирическое исследование тревожности у студентов...

Предмет: уровень тревожности студентов на этапе адаптации к учебной деятельности вуза. Объект: тревожность как психологическая категория. Гипотеза: мы предполагаем, что ситуативная тревожность студентов I курса будет выше, чем тревожность у студентов 3...

Причины возникновения высокого уровня тревожности у детей...

Выяснение причин возникновения тревожности у ребенка дошкольного возраста является важной задачей для педагога, известно, что предпосылкой возникновения тревожности является повышенная чувствительность (сензитивность) нервной системы.

Особенности формирования и коррекции тревожности...

Тревожность возникает как эмоциональная реакция на стрессовую ситуацию и может быть разной по интенсивности и динамичной во времени. Определенный уровень тревожности — естественная и обязательная характеристика активной деятельности.

Взаимосвязь личностной тревожности и уровня нормального...

При оценке уровня личностной тревожности по результатам тестирования с использованием «Шкалы личностной тревожности» Ч. Д. Спилбергера — Ю. Л. Ханина среди студентов было установлено, что высокий уровень личностной тревоги чаще встречается у «отличников»...

Феномен подростковой тревожности и его взаимосвязь...

тревожность девочек всё же превышает тревожность мальчиков почти по всем показателям. Впоследствии, при изучении литературы

[4] Мы решили продолжить изучение личностной тревожности и выбрали ее взаимосвязь с эмоциональным интеллектом, учитывая гендерные...

Взаимосвязь уровня тревожности обучающихся в вузе и стиля...

- 31–45 — умеренная тревожность; - 46 и более — высокая тревожность. Цель исследования: выявить взаимосвязь между стилем педагогической деятельности и уровнем тревожности обучающихся в ВУЗе. Экспериментальная база — Удмуртский государственный университет г...

Задать вопрос