Эффективность воспитательной роли концертмейстера колледжа искусств в становлении духовно-нравственной личности | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №46 (336) ноябрь 2020 г.

Дата публикации: 10.11.2020

Статья просмотрена: 44 раза

Библиографическое описание:

Макеева, И. А. Эффективность воспитательной роли концертмейстера колледжа искусств в становлении духовно-нравственной личности / И. А. Макеева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 46 (336). — С. 422-424. — URL: https://moluch.ru/archive/336/75004/ (дата обращения: 26.04.2024).



Работа концертмейстера характеризуется многоплановостью деятельности и требует большой самоотдачи, как в плане исполнительства, так и в плане воспитательной деятельности. В статье затрагиваются аспекты воспитательной работы концертмейстера колледжа искусств, целью которых является формирование гармоничной, духовно-нравственной, цельной личности учащегося.

В условиях современного образования главной целью концертмейстера-профессионала становится формирование профессионально-компетентной и социально-активной личности, способной к самоопределению, созиданию, творчеству, т. е. овладение качествами, необходимыми для овладения профессией «учитель музыки». Концертмейстер на уроках не просто «аккомпаниатор», но и полноправный участник образовательного процесса, при этом эффективность его работы напрямую зависит от взаимодействия тандема «педагог-концертмейстер-учащийся». С каждым годом роль воспитательной работы в образовательных учреждениях России возрастает, поэтому развитие высоконравственной личности обучающегося, как будущего специалиста должно стать приоритетной задачей в работе концертмейстера.

Воспитательное мастерство концертмейстера как педагогического работника колледжа искусств предполагает знание психолого-педагогического процесса обучения, методов воспитательного взаимодействия, овладение современными образовательными технологиями. Реализовывать воспитательную задачу урока следует по трем основным направлениям:

  1. Тематическое содержание материала урока;
  2. Организационно-эстетическая среда урока;
  3. Стиль образовательного общения на уроке.

Конечно, разработка календарно-тематического плана, подбор музыкального материала для уроков в основном лежит на плечах преподавателя, но и концертмейстер не имеет права оставаться в стороне при подборе репертуара. Как профессиональный музыкант он может и должен непрерывно обогащать свою музыкальную копилку как классическими, так и современными шедеврами искусства и делиться творческими задумками с педагогом. При этом необходимо учитывать возрастные особенности учащегося, его потенциал, нравственные и эстетические возможности, уровень художественного развития. Музыкальный материал на уроке должен формировать культуру учащегося, прививать любовь и вкус к высокохудожественным произведениям, стимулировать познавательный интерес, создавать положительную мотивацию к обучению. Современных подростков, в основном воспитывающихся на развлекательной музыке («поп», «рэп», «рок» и т. п.), необходимо знакомить с шедеврами классической, народной, современной академической музыки. Но формировать любовь к музыкальным ценностям, установку на восприятие «серьезной» музыки нужно последовательно и аккуратно, чтобы не вызвать «обратного эффекта отрицания», присущего подростковому возрасту. Задача концертмейстера ненавязчиво показать красоту музыки, разнообразие стилей и жанров, произведений и образов.

Эстетическое воспитание на уроках — неотъемлемая часть образовательного процесса колледжа искусств. Именно через эстетическое воспитание можно воздействовать на обогащение духовной культуры учащегося, всестороннее развитие творческого потенциала, формирование гармонически-развитой, гуманной личности. Концертмейстеру необходимо строить свой урок на принципе развивающего обучения, предоставлять учащемуся условия для творчества, формировать нравственную основу личности с необходимостью стремления к красоте, добру, совершенству. Музыка является одним из наиболее эффективных средств эстетического воспитания личности — об этом нельзя забывать при подборе репертуара и исполнении на уроках.

Успех воспитательного процесса напрямую зависит от стиля образовательного общения на уроке, от того, как складываются отношения «концертмейстер-учащийся». Одним из важнейших профессиональных качеств концертмейстера является грамотное педагогическое общение, умение управлять психологическим состоянием ученика, предупреждать конфликты, быть приветливым и оптимистичным. Один из основателей исследования проблемы педагогического общения В. А. Кан-Калик определил несколько стилей взаимоотношений «учитель-ученик»:

– Совместное увлечение творческой деятельностью — в основе которого лежит единство высокого профессионализма вкупе с нравственно-этическими установками педагога.

– Дружеское расположение учителя к ученику — необходимое условие для успешной совместной деятельности на уроке.

– Дистанция «учитель-ученик» — очень важна для утверждения ведущей роли педагога, его авторитета.

– Общение-заигрывание — показатель низкой профессиональной компетенции учителя, стремление завоевать ложный, дешевый авторитет.

– Общение-устрашение — основано на запугивании, давлении, страхе; при таком стиле невозможно сотворчество.

– Общение-превосходство — основано на желании учителя возвыситься над учеником, отрицание самостоятельной творческой личности учащегося.

Исходя из этих стилей педагогического общения, выделяют три стиля педагогического руководства: авторитарный, демократический и либеральный. Авторитарный стиль представляет собой подавление личности учащегося, полное подчинение и отказ от самостоятельного творчества. При демократическом стиле главенствует совместная деятельность, творческое взаимопонимание, доверие; именно он является самым оптимальным для воспитания гармоничной личности учащегося. Либеральный стиль характеризуется отсутствием контроля в организации педагогической деятельности, часто присущий новичкам на профессиональном педагогическом поприще. Для достижения наиболее эффективных результатов на уроке, в общении «концертмейстер-учащийся» должен доминировать демократически стиль, но с учетом различных особенностей личности того или иного ученика, допустимо применение элементов других стилей педагогического руководства. Самое главное — на уроке сохранять человечность, доброжелательное отношение, честность, отзывчивость.

Грамотная реализация профессиональной деятельности концертмейстера на уроке заключается не только в высокохудожественном исполнении музыкального материала, но и в осуществлении урока, как возможности реализации лучших творческих качеств учащегося, подчинении обучающегося занятия духовно-нравственному началу. При этом необходимо ориентироваться на активизацию индивидуального духовного потенциала учащегося, его недостатки и достоинства.

В задачи концертмейстера, как в задачи реализации духовно-нравственного воспитания учащихся, должны входить: развитие способности эстетического сопереживания учащегося; обеспечение психологической адаптации к музыкальному искусству; развитие умения целостного, гармонического восприятия нравственного, духовного мира; стимулирование познавательной деятельности, положительной мотивации к овладению будущей профессией; воспитание способности к сопереживанию. Различные методы воспитания, такие как: поручение, требование, просьба, напоминание, постановка перед учащимся увлекательных задач, переключение с одного вида деятельности на другое, должны быть взаимосвязаны и гармонично дополнять друг друга. Их грамотнее сочетание на уроке позволит достигнуть положительного результата, формирование духовно-нравственного потенциала учащегося.

Человек не рождается богатым в духовном и нравственном смысле, ему необходимо внешнее воздействие родителей, наставников, учителей. Концертмейстеру на уроках необходимо подключиться к процессу нравственного формирования личности, воспитывать гражданина с высокими моральными ценностями, способного подняться до интересов общества, воспитывать дух патриотизма, благородства. В современном мире, где задача духовного возрождения личности наиболее острая и значимая, именно духовно-нравственное воспитание должно стать приоритетным направлением в работе концертмейстера колледжа искусств.

Литература:

  1. В. А. Кан-Калик «Учителю о педагогическом общении, М., Просвещение, 1987
Основные термины (генерируются автоматически): урок, музыкальный материал, задача концертмейстера, образовательное общение, педагогическое общение, педагогическое руководство, подбор репертуара, положительная мотивация, работа концертмейстера, эстетическое воспитание.


Похожие статьи

Из опыта работы «Концертмейстер — кто он? Его роль»

Для постановки интересующих задач музыкально-творческой деятельности концертмейстера бывает недостаточно знаний по своему предмету. Нужны глубокие знания по дисциплинам музыкально-теоретического цикла (гармонии, анализа форм, полифонии).

Концертмейстер должен обладать рядом положительных психологических качеств. Внимание концертмейстера — многополостное: его надо распределять не только между двумя собственными руками, но и относить к солисту — главному действующему лицу.

Функции концертмейстера, работающего в учебном заведении с солистами (детьми), носит в значительной мере педагогический характер, поскольку часто сводятся к разучиванию нового репертуара, умению корректировать певца в отношении точности интонирования и других тонкостях исполнительства.

Воздействие исполнительского мастерства концертмейстера на...

Концертмейстер — это самая распространённая профессия в художественно — эстетическом творчестве. Он нужен везде: и на концертной сцене, и в хоровом коллективе, и в оперном театре, и в хореографии, и на преподавательском поприще в классе концертмейстерского мастерства. Без него не обойдутся музыкальные и общеобразовательные школы, дворцы творчества, музыкальные и педагогические училища и вузы. Концертмейстерское искусство требует высокого музыкального мастерства, художественной культуры и особого призвания. Почти все выдающиеся композитора занимались аккомпанементом. Стоит вспомнить яркие примеры сотрудничества Шуберта с Фогелем, Мусоргского с Леоновой, Рахманинова с Шаляпиным. В обширном поле деятельности концертмейстера работа в детской школе искусств занимает...

Деятельность концертмейстера в учебном процессе детской...

Без концертмейстера невозможна работа филармоний, оперных театров, музыкальных учебных заведений различного уровня. Общеизвестно, что профессиональные творческие союзы выдающихся солистов (певцов и инструменталистов) и пианистов-концертмейстеров создаются на принципах равнозначности исполнительского мастерства, музыкальной культуры и эрудиции, опыта концертной деятельности. Чем выше исполнительский, образовательный уровни и ярче индивидуальность одного, тем выше и значительнее они должны быть у другого; чем ближе партнеры по своим интерпретаторским установкам и принципам, тем слаженнее и гармоничнее будет их игра.

Формирование психолого-педагогических качеств...

Более того, в деятельности концертмейстера объединяются педагогические, творческие и психологические функции и их трудно отделить друг от друга в учебных, концертных и конкурсных ситуациях. Стоит углубиться в вопрос и уточнить

Функции концертмейстера, работающими с солистами, носят и педагогический характер. они заключаются в разучивании с солистами нового репертуара. Поэтому пианисту, помимо аккомпаниаторского опыта, требуется ряд навыков и знаний из области смежных исполнительских искусств, а также педагогического чутья и такта [3].

Концертмейстер — это призвание, и труд его по своему предназначению сродни труду педагога. Таким образом, концертмейстер имеет значимое влияние на творческое и эмоциональное развитие детей и приобщении их к миру искусства.

Роль концертно-исполнительской деятельности в воспитании...

Целью воспитания концертно-исполнительской деятельности является раскрытие сущности этапа подготовки исполнителя к концертному выступлению, его особенностей, характеристика основных методов и приемов преодоления сценического волнения.

- Воспитательная и образовательная работа. - Концертные и конкурсные выступления. Музыкальное обучение и воспитание в коллективе может успешно протекать лишь при условии реализации трех тесно взаимосвязанных между собой сторон учебно-воспитательного процесса.

«Здесь концертмейстер не только сотоварищ по творчеству, но и надежный тыл для. Особенно динамично развиваются отношения концертмейстера и учеников, занимающихся активной концертной и конкурсной...

Некоторые аспекты специфики профессиональной деятельности...

педагогическое наблюдение за процессом профессиональной деятельности концертмейстера в сфере музыкального образования (музыкальное отделение педагогического колледжа). На сегодняшний день существует достаточно большое число научных работ отечественных авторов, посвященных изучению различных аспектов концертмейстерской деятельности, где освещены проблемы чтения с листа и транспонирования, определена специфика взаимодействия с различными солистами, даны практические рекомендации по исполнению конкретных произведений, также рассмотрена психологическая составляющая концертмейстерской деятельности (И. А. Бутова, В. Д. Калинина, О. Я. Коробова, Е. А. Островская, Д. И. Варламов, Е. М. Попова и.

Искусство аккомпанемента и специфика концертмейстерской...

В настоящее время деятельность концертмейстера предполагает не только узконаправленную деятельностьмузыкальное сопровождение занятий, но и необходимость тесной взаимосвязи элементов, входящих в понятия «концертмейстер» и «педагог». Именно музыкально-педагогическая деятельность является исходным звеном во всем, что имеет отношение к его профессии. Этим определяется и объем необходимых ему знаний, умений и навыков, и содержание этих знаний, и методы их передачи, и личностные качества концертмейстера в приобщении воспитанников к музыкальному искусству. Знания и навыки, необходимые концертмейстеру для профессиональной деятельности в детской школе искусств и детской музыкальной школе

О специфике работы концертмейстера с музыкально...

Задача концертмейстера состоит в том, чтобы в различных видах деятельности, используемых на уроках, помочь ребенку раскрыть свои способности с большей силой.

Нужно оберегать духовное общение композитора и юного слушателя. Полезным может быть один из известных в театральной педагогике приемов, который предполагает не только большую предварительную работу над музыкальным произведением (знание эпохи, истории создания произведения), но и естественное органическое «проживание» концертмейстером художественного образа этого произведения.

О специфике работы концертмейстера с музыкально одаренными детьми. Система взаимоотношений концертмейстера и дирижера при работе с концертным хором.

Основные формы работы концертмейстера в школе искусств

Таким образом, в деятельности концертмейстера объединяются как психолого–педагогические, так и профессионально–творческие функции. Их невозможно разделить ни в учебной, ни в концертно–конкурсной деятельности.

В результате анализа профессиональной деятельности концертмейстера можем констатировать, что отличительной чертой работы концертмейстера в сфере музыкального образования является полифункциональность его профессиональной деятельности, в которой...

Концертмейстеры также стали специализироваться для работы с определёнными исполнителями. Концертмейстер — это самая распространённая профессия в художественно — эстетическом творчестве. Он нужен везде: и на концертной сцене, и в хоровом коллективе, и в...

Похожие статьи

Из опыта работы «Концертмейстер — кто он? Его роль»

Для постановки интересующих задач музыкально-творческой деятельности концертмейстера бывает недостаточно знаний по своему предмету. Нужны глубокие знания по дисциплинам музыкально-теоретического цикла (гармонии, анализа форм, полифонии).

Концертмейстер должен обладать рядом положительных психологических качеств. Внимание концертмейстера — многополостное: его надо распределять не только между двумя собственными руками, но и относить к солисту — главному действующему лицу.

Функции концертмейстера, работающего в учебном заведении с солистами (детьми), носит в значительной мере педагогический характер, поскольку часто сводятся к разучиванию нового репертуара, умению корректировать певца в отношении точности интонирования и других тонкостях исполнительства.

Воздействие исполнительского мастерства концертмейстера на...

Концертмейстер — это самая распространённая профессия в художественно — эстетическом творчестве. Он нужен везде: и на концертной сцене, и в хоровом коллективе, и в оперном театре, и в хореографии, и на преподавательском поприще в классе концертмейстерского мастерства. Без него не обойдутся музыкальные и общеобразовательные школы, дворцы творчества, музыкальные и педагогические училища и вузы. Концертмейстерское искусство требует высокого музыкального мастерства, художественной культуры и особого призвания. Почти все выдающиеся композитора занимались аккомпанементом. Стоит вспомнить яркие примеры сотрудничества Шуберта с Фогелем, Мусоргского с Леоновой, Рахманинова с Шаляпиным. В обширном поле деятельности концертмейстера работа в детской школе искусств занимает...

Деятельность концертмейстера в учебном процессе детской...

Без концертмейстера невозможна работа филармоний, оперных театров, музыкальных учебных заведений различного уровня. Общеизвестно, что профессиональные творческие союзы выдающихся солистов (певцов и инструменталистов) и пианистов-концертмейстеров создаются на принципах равнозначности исполнительского мастерства, музыкальной культуры и эрудиции, опыта концертной деятельности. Чем выше исполнительский, образовательный уровни и ярче индивидуальность одного, тем выше и значительнее они должны быть у другого; чем ближе партнеры по своим интерпретаторским установкам и принципам, тем слаженнее и гармоничнее будет их игра.

Формирование психолого-педагогических качеств...

Более того, в деятельности концертмейстера объединяются педагогические, творческие и психологические функции и их трудно отделить друг от друга в учебных, концертных и конкурсных ситуациях. Стоит углубиться в вопрос и уточнить

Функции концертмейстера, работающими с солистами, носят и педагогический характер. они заключаются в разучивании с солистами нового репертуара. Поэтому пианисту, помимо аккомпаниаторского опыта, требуется ряд навыков и знаний из области смежных исполнительских искусств, а также педагогического чутья и такта [3].

Концертмейстер — это призвание, и труд его по своему предназначению сродни труду педагога. Таким образом, концертмейстер имеет значимое влияние на творческое и эмоциональное развитие детей и приобщении их к миру искусства.

Роль концертно-исполнительской деятельности в воспитании...

Целью воспитания концертно-исполнительской деятельности является раскрытие сущности этапа подготовки исполнителя к концертному выступлению, его особенностей, характеристика основных методов и приемов преодоления сценического волнения.

- Воспитательная и образовательная работа. - Концертные и конкурсные выступления. Музыкальное обучение и воспитание в коллективе может успешно протекать лишь при условии реализации трех тесно взаимосвязанных между собой сторон учебно-воспитательного процесса.

«Здесь концертмейстер не только сотоварищ по творчеству, но и надежный тыл для. Особенно динамично развиваются отношения концертмейстера и учеников, занимающихся активной концертной и конкурсной...

Некоторые аспекты специфики профессиональной деятельности...

педагогическое наблюдение за процессом профессиональной деятельности концертмейстера в сфере музыкального образования (музыкальное отделение педагогического колледжа). На сегодняшний день существует достаточно большое число научных работ отечественных авторов, посвященных изучению различных аспектов концертмейстерской деятельности, где освещены проблемы чтения с листа и транспонирования, определена специфика взаимодействия с различными солистами, даны практические рекомендации по исполнению конкретных произведений, также рассмотрена психологическая составляющая концертмейстерской деятельности (И. А. Бутова, В. Д. Калинина, О. Я. Коробова, Е. А. Островская, Д. И. Варламов, Е. М. Попова и.

Искусство аккомпанемента и специфика концертмейстерской...

В настоящее время деятельность концертмейстера предполагает не только узконаправленную деятельностьмузыкальное сопровождение занятий, но и необходимость тесной взаимосвязи элементов, входящих в понятия «концертмейстер» и «педагог». Именно музыкально-педагогическая деятельность является исходным звеном во всем, что имеет отношение к его профессии. Этим определяется и объем необходимых ему знаний, умений и навыков, и содержание этих знаний, и методы их передачи, и личностные качества концертмейстера в приобщении воспитанников к музыкальному искусству. Знания и навыки, необходимые концертмейстеру для профессиональной деятельности в детской школе искусств и детской музыкальной школе

О специфике работы концертмейстера с музыкально...

Задача концертмейстера состоит в том, чтобы в различных видах деятельности, используемых на уроках, помочь ребенку раскрыть свои способности с большей силой.

Нужно оберегать духовное общение композитора и юного слушателя. Полезным может быть один из известных в театральной педагогике приемов, который предполагает не только большую предварительную работу над музыкальным произведением (знание эпохи, истории создания произведения), но и естественное органическое «проживание» концертмейстером художественного образа этого произведения.

О специфике работы концертмейстера с музыкально одаренными детьми. Система взаимоотношений концертмейстера и дирижера при работе с концертным хором.

Основные формы работы концертмейстера в школе искусств

Таким образом, в деятельности концертмейстера объединяются как психолого–педагогические, так и профессионально–творческие функции. Их невозможно разделить ни в учебной, ни в концертно–конкурсной деятельности.

В результате анализа профессиональной деятельности концертмейстера можем констатировать, что отличительной чертой работы концертмейстера в сфере музыкального образования является полифункциональность его профессиональной деятельности, в которой...

Концертмейстеры также стали специализироваться для работы с определёнными исполнителями. Концертмейстер — это самая распространённая профессия в художественно — эстетическом творчестве. Он нужен везде: и на концертной сцене, и в хоровом коллективе, и в...

Задать вопрос