О природе художественных приемов в цикле очерков Л. Н. Толстого «Севастопольские рассказы» | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Филология, лингвистика

Опубликовано в Молодой учёный №45 (335) ноябрь 2020 г.

Дата публикации: 09.11.2020

Статья просмотрена: 2559 раз

Библиографическое описание:

Юлдашева, А. Х. О природе художественных приемов в цикле очерков Л. Н. Толстого «Севастопольские рассказы» / А. Х. Юлдашева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 45 (335). — С. 215-217. — URL: https://moluch.ru/archive/335/74894/ (дата обращения: 27.04.2024).



В статье рассмотрены тропика и другие приемы художественного отображения действительности в «Севастопольских рассказах» Л. Н. Толстого. Контраст, парадокс, сравнение, использованные писателем, позволяют раскрыть некоторые аспекты авторского мировидения: отношение к войне, к смерти, к героизму и тщеславию.

Ключевые слова: тропика, контраст, эффект отторжения, эффект нарастания, авторская точка зрения.

«Существуют разные пути постижения поэтики писателя. Один из них — анализ поэтических средств и приемов, использованных автором в том или ином произведении. Подобный путь самый распространенный». Эту мысль привел Д. П. Николаев в своей известной работе «Смех Щедрина». Действительно, изучение определенных поэтических форм и средств в произведении помогают раскрыть их внутреннюю связь и соподчиненность элементов.

Поэтика Л. Н. Толстого — это, прежде всего, его индивидуальные художественные приемы, система стилистических и композиционных ходов. «Севастопольские рассказы» — одна из выдающихся работ этого писателя. Изучение своеобразных поэтических средств в контексте данного произведения позволяет выйти на уровень идей, которые интересовали автора.

Переходя к самой тропике, нужно отметить, что наиболее часто в рассказах используется принцип контраста . Как видно, он является здесь основополагающим. С его помощью раскрываются парадоксы войны, абсурд в поступках и отношению героев ко всему происходящему. Анализ парадокса как приема помогает понять и авторскую позицию, и реакцию персонажей на то, что их окружает.

Смена впечатлений передвигает так называемый «идейный центр тяжести»: «Вы увидите, как острый кривой нож входит в белое здоровое тело; увидите, как с ужасным, раздирающим криком и проклятиями раненый вдруг приходит в чувство; увидите, как на носилках лежит, в той же комнате, другой раненый и, глядя на операцию товарища, корчится и стонет, не столько от физической боли, сколько от моральных страданий ожидания, — увидите ужасные, потрясающие душу зрелища; увидите войну не в правильном, красивом и блестящем строе, с музыкой и барабанным боем, с развевающимися знаменами и гарцующими генералами , а увидите войну в настоящем ее выражении, — в крови, в страданиях, в смерти»... [1, с.13].

Примечательно, что красочные фрагменты описания севастопольской природы: «хрустальный горизонт моря», «блестящая лазурь», «розовые лучи утреннего солнца» вступают в противоречие с описанием города и деталями солдатских будней. Цветовой контраст здесь играет важную роль: розовые , лиловые , белые тона стоят в одном ряду с серым , черным , грязным цветом войны.

Для первого рассказа «Севастополь в декабре месяце» также характерен контраст, создающий эффект отторжения , отрицания бесчеловечной войны, где люди — заложники политических амбиций. Автор проводит читателя по осажденным улицам города Севастополя, показывая суровую и жестокую правду — «Война есть сумасшествие»; «…безобразная кровавая бойня, противная человеческой природе», — так описывает происходящее В. Я. Лакшин [4].

Очерк — это динамичный жанр, позволяющий автору быструю смену «декораций», поэтому во втором рассказе (или очерке ) наблюдается смена настроения в приеме контраста. В данном случае присоединяется прием сравнения: противопоставляются характеры людей, их поступки, их отношение к этой бессмысленной войне. Сравниваются истинный (скромный, незаметный) героизм простых людей, солдат, которые сражаются из чувства долга, и ложный героизм «отборного» круга тщеславных аристократов, прибывших в осажденный город в осажденный город из честолюбивых побуждений. «Однако не пойти ли мне на эту вылазку? — сказал князь Гальцин после минутного молчания, содрогаясьпри одной мысли быть там во время такой страшной канонады и с наслаждением думая о том, что его ни в каком случае не могут послать туда ночью» [1, с.54].

Такая многоярусная подача материала приобретает эффект нарастания . От рассказа к рассказу все более открывается военная реальность. Полухудожественный, полудокументальный очерковый стиль помогает погрузиться в атмосферу, столь реалистично переданную Л. Н. Толстым.

Изобличение нравов, уничтожение иллюзий — вот то, что автор ставит во главу угла в своих очерках. «Великий сердцевед», как его назвал М. Юнович [3], проникает во все «неслышные разговоры», видит всё, что не видят другие.

Народным массам чуждо тщеславие, солдаты и матросы «естественны», и это постоянно подчеркивает Л. Н. Толстой. Им страшно, и они не скрывают этот страх, что выглядит не наигранно, правдиво. В рассказе «Севастополь в августе» солдаты, укрывшись в блиндаже, читают по букварю: «Страх смерти — врожденное чувствие человеку». Они не стыдятся этого простого и такого понятного всем переживания. Наряду с этим низменная корысть, честолюбие и тщеславность, так называемой, «аристократической» знати выглядят как проявление высшей степени индивидуализма.

Вот что пишет по этому поводу М. Юнович — «Сокровенные человеческие побуждения — простые, как инстинкт жизни, возвышенные, как стремление исполнить свой долг — и вожделения тщеславия и корысти подняты из глубины душевной. Толстой не устает изобличать себялюбие, самодовольство, самолюбование, не покидающие человека даже в предсмертные минуты» [3].

Об этом свидетельствует сцена смерти ротмистра Праскухина: «Праскухин невольно согнулся до самой земли и зажмурился; … Праскухин испугался, не напрасно ли он струсил, — может быть, бомба упала далеко…Он открыл глаза и с самолюбивым удовольствием увидал, что Михайлов, которому он должен двенадцать рублей с полтиной, гораздо ниже и около самых ног его, недвижимо прижавшись к нему, лежал на брюхе»

Как видно, контрастность процессов душевной жизни «знати» и простых воинов показана Л. Н. Толстым с присущим этим рассказам пафосом — правдиво. Автор объясняет, изображает все так, как было на самом деле, как он сам это наблюдал лично. Офицеры из военной знати, прельщенные и «вдохновленные» «Анной на шее», тянутся друг к другу, стремятся выглядеть «аристократами» и при этом непомерно завидуют друг другу.

Все художественные приемы этого произведения направлены к одной цели — беспощадному и правдивому изображению войны и главного героя этих очерков — русского народа-воина.

Мастерски показанное тщеславное позерство открывает новые перспективы анализа, а именно: новое психологическое видение человека автором, открывает «диалектику души» толстовского героя.

Контрастирующие явления в рассказах ориентированы на новое восприятие психологического состояния, формы чувств и переживаний человека. Противопоставленные реалии и психологический анализ раскрывают суть идей автора, здесь происходит испытание героя.

«Природа» использованных приемов в произведении восходит к вышеупомянутой «диалектике души» Л. Н. Толстого, к идее суровой, но справедливой правды, к ее доподлинному изображению. Для этого используются не только контрастность и противопоставление , но и множество других художественных средств, составляющих языковую картину рассказов.

Представленные художественные приемы, примененные автором в данных рассказах присущи не только этим произведениям. Они пройдут с писателем очень долгий путь, станут незаменимыми в его творчестве.

Многогранность контрастного изображения, присущая этим рассказам, не оставляет читателя равнодушным. Реалистичность правдивого изображения предметов и явлений, так парадоксально противопоставленных друг другу, заставляет лучше понять многое из прошедшей эпохи.

Очевидно, что без анализа использованных приемов художественного изображения невозможно осмысление авторской идеи, его творческих стратегий, мировоззрения в целом. Эта взаимосвязь между тропикой и ядром замысла направляет нас к системному анализу литературы, к тому, что называется литературной герменевтикой.

Литература:

  1. Толстой Л. Н. Севастопольские рассказы / Л. Н. Толстой. — М.: Дрофа-Плюс, 2008. — 192 с.
  2. Эйхенбаум Б. М. Молодой Толстой / Б. М. Эйхенбаум. — Пб.; Берлин: Изд-во З. И. Гржебина, 1922. — 156 с.
  3. Юнович М. [Электронный ресурс]. URL:http://feb-web.ru/feb/tolstoy/encyclop/leb-301-.htm (Дата обращения — 1. 11. 2020).
  4. Лакшин М.А [Электронный ресурс]. URL:http://feb-web.ru/feb/tolstoy/encyclop/bse-051-.htm (Дата обращения — 3. 11. 2020).
Основные термины (генерируются автоматически): рассказ, автор, прием, друг, осажденный город, произведение, Севастополь, севастопольский.


Ключевые слова

контраст, тропика, эффект отторжения, эффект нарастания, авторская точка зрения

Похожие статьи

Авторская пунктуация как ключ к определению жанра...

Произведения Узакбая Казжанулы, написанные на... Авторская пунктуация как ключ к определению жанра произведения К. Маккарти «Старикам тут не место». Американский фактор в творчестве М. Горького на примере произведения «Город Желтого Дьявола».

Роль художественной детали в формировании подтекста...

Этот рассказистория земского врача Дмитрия Ионыча Страцева, оказавшегося в городе С. Это произведение по своему содержанию и глубине раскрытия истории развития и утраты личности главного героя впору сравнить с романом.

Филологический анализ текста на примере произведения...

Автор статьи, используя филологический подход к художественному тексту, показывает культурологический статус текста через взаимную обусловленность формы и содержания и их соответствие замыслу автора.

Стиль произведения во многом определяется и его жанром...

Совесть как основа характера русского солдата (по повести...)

Каждое его произведение было событием в литературе. Виктор Астафьев один из тех, что показывают нам пример своей многотрудной жизнью и творческой судьбой. Ибо основа его характера — это совесть, чувство нравственной ответственности за своё поведение перед...

Хореографический спектакль Notre Dame de Paris по роману...

Статья посвящена постановке Notre Dame de Paris. Хореографический спектакль по одноимённому роману Виктора Гюго «Собор Парижской Богоматери» (режиссер-постановщик — заслуженная артистка Украины Нина Маршева; композитор — Виктор Рыбаков; костюмы...

Улупов Константин Олегович — Информация об авторе

№20 (415) май 2022 г. Авторы: Улупов Константин Олегович. Рубрика: Юриспруденция.

Роль детальной характеристики в рассказе Ивана Бунина...

Страницы произведений Бунина заполняют новые герои, отношение автора к истории

Писатель отрицал в своих произведениях политизированность и идеологические тенденции.

Он мастерски проводит параллель между жизнью в деревне и в городе. И опять делает это в...

Сёстры милосердия Крымской войны — основатели культурных...

Дарья Севастопольская считается первой военной медсестрой времен Крымской войны. Установлено, что Севастопольской Дарью назвала людская молва — по имени города, в которой она работала сестрой милосердия. Настоящая фамилия этой девушки из народа...

Парадокс душевной болезни в рассказе А. П. Чехова...

Автор отмечает, что проясняет авторский замысел произведения интерпретация образа черного монаха в аспекте толкования феномена

Автор приходит к выводу, что именно парадоксальность болезни главного героя, трудно поддающейся диагностике, как ставит...

Похожие статьи

Авторская пунктуация как ключ к определению жанра...

Произведения Узакбая Казжанулы, написанные на... Авторская пунктуация как ключ к определению жанра произведения К. Маккарти «Старикам тут не место». Американский фактор в творчестве М. Горького на примере произведения «Город Желтого Дьявола».

Роль художественной детали в формировании подтекста...

Этот рассказистория земского врача Дмитрия Ионыча Страцева, оказавшегося в городе С. Это произведение по своему содержанию и глубине раскрытия истории развития и утраты личности главного героя впору сравнить с романом.

Филологический анализ текста на примере произведения...

Автор статьи, используя филологический подход к художественному тексту, показывает культурологический статус текста через взаимную обусловленность формы и содержания и их соответствие замыслу автора.

Стиль произведения во многом определяется и его жанром...

Совесть как основа характера русского солдата (по повести...)

Каждое его произведение было событием в литературе. Виктор Астафьев один из тех, что показывают нам пример своей многотрудной жизнью и творческой судьбой. Ибо основа его характера — это совесть, чувство нравственной ответственности за своё поведение перед...

Хореографический спектакль Notre Dame de Paris по роману...

Статья посвящена постановке Notre Dame de Paris. Хореографический спектакль по одноимённому роману Виктора Гюго «Собор Парижской Богоматери» (режиссер-постановщик — заслуженная артистка Украины Нина Маршева; композитор — Виктор Рыбаков; костюмы...

Улупов Константин Олегович — Информация об авторе

№20 (415) май 2022 г. Авторы: Улупов Константин Олегович. Рубрика: Юриспруденция.

Роль детальной характеристики в рассказе Ивана Бунина...

Страницы произведений Бунина заполняют новые герои, отношение автора к истории

Писатель отрицал в своих произведениях политизированность и идеологические тенденции.

Он мастерски проводит параллель между жизнью в деревне и в городе. И опять делает это в...

Сёстры милосердия Крымской войны — основатели культурных...

Дарья Севастопольская считается первой военной медсестрой времен Крымской войны. Установлено, что Севастопольской Дарью назвала людская молва — по имени города, в которой она работала сестрой милосердия. Настоящая фамилия этой девушки из народа...

Парадокс душевной болезни в рассказе А. П. Чехова...

Автор отмечает, что проясняет авторский замысел произведения интерпретация образа черного монаха в аспекте толкования феномена

Автор приходит к выводу, что именно парадоксальность болезни главного героя, трудно поддающейся диагностике, как ставит...

Задать вопрос