Особенности удовлетворенности браком супругов, воспитывающих детей с отклонениями в психическом развитии (теоретический обзор) | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №45 (335) ноябрь 2020 г.

Дата публикации: 09.11.2020

Статья просмотрена: 41 раз

Библиографическое описание:

Громова, Ю. С. Особенности удовлетворенности браком супругов, воспитывающих детей с отклонениями в психическом развитии (теоретический обзор) / Ю. С. Громова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 45 (335). — С. 201-203. — URL: https://moluch.ru/archive/335/74842/ (дата обращения: 26.04.2024).



В данной статье рассматриваются особенности семей, воспитывающих детей с отклонением в психическом развитии, а также делается обзор современных исследований, направленных на выявление особенностей удовлетворенности браком супругов в связи с воспитанием детей с отклонением в психическом развитии.

Ключевые слова: удовлетворенность браком, отклонение в психическом развитии, стиль семейного воспитания.

Число исследований в области клинической психологии в России в последние десятилетия заметно возросло. Разрушение социального института семьи, ухудшение показателей физического и психического здоровья детей и взрослых, снижение численности населения и другие социальные явления обусловили интерес к данной проблеме. В связи с этим приобретает актуальность определение характеристик семей, в составе которых есть дети с различными отклонениями от нормального психического развития. Анализ данных по изучению взаимоотношений между супругами свидетельствует о том, что вместе с появлением в семье психически неполноценного ребенка неизбежно возникают сильные эмоциональные переживания супругов. Качественные изменения супругов, которые воспитывают детей с отклонениями от нормального психического развития, формируются, главным образом, на психологическом, социальном и соматическом уровне [1].

На психологическом уровне особого внимания заслуживает тот факт, что в большинстве семей в нашей стране муж и жена распределяют семейные обязанности традиционным образом. Хозяйственные, бытовые проблемы, воспитание и обучение ребенка ложатся на женщину. Обеспечивая материальную базу семьи, отец больного ребенка не покидает, не меняет профиль своей работы из-за появления на свет ребенка с отклонениями от нормального психического развития и не исключается, как его жена, из привычных социальных отношений. Следовательно, личность жены может претерпевать значительные изменения, что можно объяснить тем, что постоянное пребывание с ребенком и уход за ним являются длительным патогенным психологическим фактором для находящейся рядом с ребенком мамы. Непреходящее чувство беспокойства, раздражительность, тревожность, сниженный фон ее настроения и полное самоотречение неблагоприятно влияют на ее взаимоотношения с мужем [2]. Из вышеизложенного можно утверждать, что эмоциональный стресс жены отражается, прежде всего, на особенностях ее взаимоотношений с супругом. Помимо всего прочего, в семье, в которой есть ребенок с каким-либо нарушением в психическом развитии, проявляются изменения и ценностных ориентаций обоих супругов, сопровождаемые обесцениванием значимости каждого из них друг для друга [3].

На социальном уровне супруги, сужая круг своих знакомых, становятся малообщительными и избирательными в контактах. Изучение «индекса жизненной удовлетворенности» позволило обнаружить, что ни один из супругов, имеющий детей с различными нарушениями в развитии, не удовлетворен своей жизнью в полной мере, и у них диагностирован низкий индекс жизненной удовлетворенности. Во взаимоотношениях между супругами возникает определенная степень напряженности, крайней формой проявления которой является развод. По данным В. В. Ткачевой, в 32 % случаев семьи, где воспитываются дети с различными нарушениями в развитии, распадаются. Взаимоотношения между супругами могут не привести к разрыву, если в семье уже растет здоровый ребенок, и они, возможно, улучшатся, при появлении здорового ребенка в семье. Подчеркнем, что ситуации, при которых у мужа от первого брака остались здоровые дети или после развода бывший муж создал новую семью, и у него появился здоровый ребенок, представляют для жены дополнительные мучительные страдания.

На соматическом уровне переживания супругов приводят к возникновению и развитию астенических и вегетативных расстройств, соматических заболеваний, которые могут быть вызваны постоянными стрессами на пути преодоления трудностей в воспитании больного ребенка. Супруги жалуются на отсутствие сил, общую усталость, бессонницу, колебания артериального давления, обилие повседневных забот, головокружения, результатом чего становится повышенная физическая и моральная нагрузка, вызывающая, в свою очередь, утомление, истерики, состояние общей подавленности и растерянности. При этом с увеличением возраста ребенка усиливаются проявления нарушений здоровья у мужа и жены.

В современной семейной психологии интерес представляют также сведения об исследованиях моделей семейного воспитания. В семьях, имеющих детей с нарушениями в развитии, часто используются неправильные модели воспитания. Существуют исследования, в которых было обнаружено, что установки в отношении воспитания ребенка с отклонениями в психическом развитии связаны с удовлетворенностью браком супругами. Например, матери в гармоничных браках относятся с большей теплотой к детям, меньше раздражаются по поводу них, напротив, больше поощряют детей к независимости [4].

Важно отметить публикацию Безбородова М. Ю. «Стили семейного воспитания в семьях военнослужащих с разными уровнями удовлетворенности браком». Для нас она представляет научный интерес потому, что автор подтвердил в своем исследовании гипотезу, согласно которой родитель тем больше удовлетворен браком, чем меньше отклонений от гармоничного стиля воспитания ребенка в семье в сторону дисгармоничного, т. е. чем более он успешен в воспитании. В работе исследователь использовал опросник «Удовлетворенность браком» В. В. Столина, Т. Л. Романова, Г. П. Бутенко [5] и опросник «Анализ семейных взаимоотношений» — АСВ В. Юстицкиса, Э. Г. Эйдемиллера [6]. С помощью них были выявлены следующие стили дисгармоничного воспитания: гиперпротекция, гипопротекция, потворствование, вынесение конфликта, неустойчивость стиля, предпочтение детских качеств и др. Методом корреляционного анализа посредством коэффициента линейной корреляции Пирсона была выявлена обратно пропорциональная связь между уровнями удовлетворенности браком и стилями воспитания ребенка в семье.

Результаты, полученные в ходе исследования, свидетельствуют о том, что родители, в меньшей степени удовлетворенные браком, чаще выбирают дисгармоничный стиль воспитания, допускают больше отклонений в воспитании. У неудовлетворенного браком родителя, требовательного, строго и непоследовательного в своем отношении к ребенку, чаще встретится проекция собственных нерешенных проблем на ребенка, решение их за счет него, желание «привязать» к себе, стремление игнорировать взросление ребенка, стимулирование у него сохранения детских качеств. И наоборот, родители, в наибольшей степени удовлетворенные супружескими отношениями, более успешны в воспитательных воздействиях. Результаты также показали, что чем выше уровень удовлетворенности браком у родителя, тем ниже вероятность, что он будет инфантилизировать ребенка, предъявлять чрезмерность запретов, расширять родительские чувства и игнорировать потребности ребенка. Родитель, который удовлетворен браком, не станет прибегать к вынесению конфликта между супругом в воспитание ребенка, не проявит склонность к расширению родительских чувств и непоследовательности в воспитании. Ни для кого не секрет, что семьи, в которых есть дети с различными вариантами нарушения психического развития, имеют свои закономерности удовлетворенности браком [7]. Такой целью задались Красильникова Е. Д. и Никольская И. М. Они обследовали 160 родителей (101 мать и 59 отцов), проживающих в городе и воспитывающих детей от одного брака в возрасте от 3 до 10 лет с искаженным развитием, психическим недоразвитием, задержкой психического развития, поврежденным развитием. Испытуемых разделили на четыре группы сравнения (120 родителей детей с различными вариантами нарушения психического развития, по 30 человек в каждой группе, а именно: родители детей с искаженным психическим развитием (аутистические расстройства); родители детей с задержкой психического развития; родители детей с психическим недоразвитием (олигофрения в степени выраженной дебильности); родители детей с поврежденным психическим развитием (на примере эпилепсии) и одну контрольную группу (40 родителей здоровых детей).

Основными методами исследования являлись: клиническая беседа, психодиагностические методики: Шкала семейной адаптации и сплоченности FACES-3 Д. Х. Олсона, Дж. Портнера, И. Лави, адаптированная М. Пере [8], проективная графическая методика «Семейная социограмма» [9], Шкала оценки родительской удовлетворенности семейным функционированием, разработанная Е. Д. Красильниковой, опросник «Анализ семейных взаимоотношений» — АСВ В. Юстицкиса, Э. Г. Эйдемиллера [6]. С помощью лицензионного пакета программ SPSS авторы осуществили статистический анализ данных, а с помощью Т-критерия Стьюдента, U-критерия Манна-Уитни, Н-критерия Крускала-Уоллиса установили достоверность различий между выборками.

Обобщая вышесказанное, можно сделать вывод о том, что в семьях, воспитывающих детей с нарушениями психического развития, уровень удовлетворенности семейным взаимодействием ниже, а выраженность экстремального уровня семейной адаптации и признаков нарушения семейного воспитания выше, чем в семьях здоровых детей. Таким образом, супруги, воспитывающие детей с отклонениями в психическом развитии и использующие при этом дисгармоничные стили семейного воспитания, значительно снижают уровень удовлетворенности супружескими отношениями [10].

Литература:

  1. Красильникова Е. Д. Психологические особенности семей, воспитывающих детей с различными вариантами нарушений психического развития // Вопросы психического здоровья детей и подростков. 2012. № 2. С. 29–36.
  2. Минахметова А. З., Русалкина О. С. Исследование взаимосвязи психологической совместимости и удовлетворенности браком // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2010. № 3. С. 46–47.
  3. Вишняков А. И., Карымова О. С. К вопросу о ценности семьи (на примере студентов) // Фундаментальные исследования. 2014. № 3. С. 846–850.
  4. Савина Е. А. Родительские представления и установки: понятие, виды и структура // Семейная психология и семейная терапия. 2001. № 3. С. 85–95.
  5. Психологические тесты / Под ред. А. А. Карелина: В 2т. М., 2001. Т.2. С. 173–179.
  6. Эдеймиллер Э. Г., Юстицкис В. В. Психология и психотерапия семьи. СПб.: Питер, 2009. 672 с.
  7. Карымова О.С, Громова Ю. С. Особенности удовлетворенности браком и мотивация достижения супругов // Актуальные вопросы современной науки: сборник научных трудов. 2013. № 28. С. 134–139.
  8. Эйдемиллер Э. Г., Добряков И. В., Никольская И. М. Семейный диагноз и семейная психотерапия: учеб. пособие для врачей и психологов. СПб.: Речь, 2003. 336 с.
  9. Никольская И. М., Пушина В. В. Семейная социограмма в психологическом консультировании: учеб. пособие для врачей и психологов. СПб.: Речь, 2010. 224 с.
  10. Громова Ю. С. Исследование связи удовлетворенности браком с уровнем социокультурной совместимости и мотивацией достижения успеха // Вестник магистратуры. 2014. № 2. С. 62–65.
Основные термины (генерируются автоматически): психическое развитие, ребенок, родитель детей, семейное воспитание, уровень удовлетворенности, семья, брак, здоровый ребенок, нормальное психическое развитие, отклонение.


Ключевые слова

стиль семейного воспитания, удовлетворенность браком, отклонение в психическом развитии

Похожие статьи

Влияние семейных отношений на психическое развитие детей

Семья оказывает решающее влияние на психическое развитие детей. Когда ребенок появляется на свет, хочется, чтобы он был здоров и хорошо развивался психически.

В нормальной благополучной семье ребенок окружен заботой и вниманием взрослых, и...

Особенности детско-родительских отношений у супругов с разным...

Семейные отношения являются той средой, которая детерминирует развитие личности ребенка. Детско-родительские отношения отличаются от всех других видов межличностных отношений. Как считают многие исследователи, во-первых, детско-родительские отношения...

Особенности семейного воспитания в полной и неполной семьях...

Влияние семейного воспитания можно рассмотреть на примере воспитания в полной и неполной семьях.

Неполная семьясемья, состоящая из: женщины, которая родила детей вне брака и в браке не находится; вдов и вдовцов, которые не ступили в новый брак.

Влияние психологического климата в семье на психическое...

Психическое здоровье или нездоровье ребенка неразрывно связано с взаимоотношениями в семье и ее психологическим климатом, который может быть благоприятным и неблагоприятным. Статья посвящена проблеме влияния психологического климата в семье на психическое...

Стиль семейного воспитания и особенности развития...

Вяткина Л. Б. Особенности психического развития детей старшего дошкольного возраста, воспитывающихся в

ребенок, родитель, семья, отношение, невроз, член семьи, развитие ребенка, воспитание детей

Влияние семейных отношений на психическое развитие детей.

Особенности психического развития детей в неполных семьях

Важнейшей функцией семьи — это воспитание детей. Успешное выполнение между супругами возможно лишь в условиях дружбы и

Для определения уровня психологического развития ребенка и отношений между членами неполных семей было проведено эмпирическое...

Удовлетворенность браком супругов и их взаимоотношения...

Ключевые слова: семья, брак, брачно-семейные отношения, удовлетворенность браком

Результаты изучения уровня удовлетворенности браком супругов представленны в таблице 1.

До рождения детей наблюдается максимальный уровень удовлетворенности браком.

Детско-родительские отношения как фактор влияния на...

Для исследования уровня психического развития ребенка применялась методика Р.Сирса. По итогам проведения данной методики мы получили следующие результаты (см. рис.3). Рис. 3. Показатели (в %) уровня психического развития дошкольников по методике Р.Сирса.

Семейное воспитание как основа формирования личности ребенка

Ее удовлетворение — необходимое условие нормального развития ребенка. Эта потребность удовлетворяется тогда, когда родители говорят

детский сад, ребенок, родитель, семья, дошкольный возраст, воспитание, приобщение детей, нравственное воспитание, воспитание...

Похожие статьи

Влияние семейных отношений на психическое развитие детей

Семья оказывает решающее влияние на психическое развитие детей. Когда ребенок появляется на свет, хочется, чтобы он был здоров и хорошо развивался психически.

В нормальной благополучной семье ребенок окружен заботой и вниманием взрослых, и...

Особенности детско-родительских отношений у супругов с разным...

Семейные отношения являются той средой, которая детерминирует развитие личности ребенка. Детско-родительские отношения отличаются от всех других видов межличностных отношений. Как считают многие исследователи, во-первых, детско-родительские отношения...

Особенности семейного воспитания в полной и неполной семьях...

Влияние семейного воспитания можно рассмотреть на примере воспитания в полной и неполной семьях.

Неполная семьясемья, состоящая из: женщины, которая родила детей вне брака и в браке не находится; вдов и вдовцов, которые не ступили в новый брак.

Влияние психологического климата в семье на психическое...

Психическое здоровье или нездоровье ребенка неразрывно связано с взаимоотношениями в семье и ее психологическим климатом, который может быть благоприятным и неблагоприятным. Статья посвящена проблеме влияния психологического климата в семье на психическое...

Стиль семейного воспитания и особенности развития...

Вяткина Л. Б. Особенности психического развития детей старшего дошкольного возраста, воспитывающихся в

ребенок, родитель, семья, отношение, невроз, член семьи, развитие ребенка, воспитание детей

Влияние семейных отношений на психическое развитие детей.

Особенности психического развития детей в неполных семьях

Важнейшей функцией семьи — это воспитание детей. Успешное выполнение между супругами возможно лишь в условиях дружбы и

Для определения уровня психологического развития ребенка и отношений между членами неполных семей было проведено эмпирическое...

Удовлетворенность браком супругов и их взаимоотношения...

Ключевые слова: семья, брак, брачно-семейные отношения, удовлетворенность браком

Результаты изучения уровня удовлетворенности браком супругов представленны в таблице 1.

До рождения детей наблюдается максимальный уровень удовлетворенности браком.

Детско-родительские отношения как фактор влияния на...

Для исследования уровня психического развития ребенка применялась методика Р.Сирса. По итогам проведения данной методики мы получили следующие результаты (см. рис.3). Рис. 3. Показатели (в %) уровня психического развития дошкольников по методике Р.Сирса.

Семейное воспитание как основа формирования личности ребенка

Ее удовлетворение — необходимое условие нормального развития ребенка. Эта потребность удовлетворяется тогда, когда родители говорят

детский сад, ребенок, родитель, семья, дошкольный возраст, воспитание, приобщение детей, нравственное воспитание, воспитание...

Задать вопрос