Особенности удовлетворенности браком супругов, воспитывающих детей с отклонениями в психическом развитии (теоретический обзор) | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №45 (335) ноябрь 2020 г.

Дата публикации: 09.11.2020

Статья просмотрена: 78 раз

Библиографическое описание:

Громова, Ю. С. Особенности удовлетворенности браком супругов, воспитывающих детей с отклонениями в психическом развитии (теоретический обзор) / Ю. С. Громова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 45 (335). — С. 201-203. — URL: https://moluch.ru/archive/335/74842/ (дата обращения: 15.11.2024).



В данной статье рассматриваются особенности семей, воспитывающих детей с отклонением в психическом развитии, а также делается обзор современных исследований, направленных на выявление особенностей удовлетворенности браком супругов в связи с воспитанием детей с отклонением в психическом развитии.

Ключевые слова: удовлетворенность браком, отклонение в психическом развитии, стиль семейного воспитания.

Число исследований в области клинической психологии в России в последние десятилетия заметно возросло. Разрушение социального института семьи, ухудшение показателей физического и психического здоровья детей и взрослых, снижение численности населения и другие социальные явления обусловили интерес к данной проблеме. В связи с этим приобретает актуальность определение характеристик семей, в составе которых есть дети с различными отклонениями от нормального психического развития. Анализ данных по изучению взаимоотношений между супругами свидетельствует о том, что вместе с появлением в семье психически неполноценного ребенка неизбежно возникают сильные эмоциональные переживания супругов. Качественные изменения супругов, которые воспитывают детей с отклонениями от нормального психического развития, формируются, главным образом, на психологическом, социальном и соматическом уровне [1].

На психологическом уровне особого внимания заслуживает тот факт, что в большинстве семей в нашей стране муж и жена распределяют семейные обязанности традиционным образом. Хозяйственные, бытовые проблемы, воспитание и обучение ребенка ложатся на женщину. Обеспечивая материальную базу семьи, отец больного ребенка не покидает, не меняет профиль своей работы из-за появления на свет ребенка с отклонениями от нормального психического развития и не исключается, как его жена, из привычных социальных отношений. Следовательно, личность жены может претерпевать значительные изменения, что можно объяснить тем, что постоянное пребывание с ребенком и уход за ним являются длительным патогенным психологическим фактором для находящейся рядом с ребенком мамы. Непреходящее чувство беспокойства, раздражительность, тревожность, сниженный фон ее настроения и полное самоотречение неблагоприятно влияют на ее взаимоотношения с мужем [2]. Из вышеизложенного можно утверждать, что эмоциональный стресс жены отражается, прежде всего, на особенностях ее взаимоотношений с супругом. Помимо всего прочего, в семье, в которой есть ребенок с каким-либо нарушением в психическом развитии, проявляются изменения и ценностных ориентаций обоих супругов, сопровождаемые обесцениванием значимости каждого из них друг для друга [3].

На социальном уровне супруги, сужая круг своих знакомых, становятся малообщительными и избирательными в контактах. Изучение «индекса жизненной удовлетворенности» позволило обнаружить, что ни один из супругов, имеющий детей с различными нарушениями в развитии, не удовлетворен своей жизнью в полной мере, и у них диагностирован низкий индекс жизненной удовлетворенности. Во взаимоотношениях между супругами возникает определенная степень напряженности, крайней формой проявления которой является развод. По данным В. В. Ткачевой, в 32 % случаев семьи, где воспитываются дети с различными нарушениями в развитии, распадаются. Взаимоотношения между супругами могут не привести к разрыву, если в семье уже растет здоровый ребенок, и они, возможно, улучшатся, при появлении здорового ребенка в семье. Подчеркнем, что ситуации, при которых у мужа от первого брака остались здоровые дети или после развода бывший муж создал новую семью, и у него появился здоровый ребенок, представляют для жены дополнительные мучительные страдания.

На соматическом уровне переживания супругов приводят к возникновению и развитию астенических и вегетативных расстройств, соматических заболеваний, которые могут быть вызваны постоянными стрессами на пути преодоления трудностей в воспитании больного ребенка. Супруги жалуются на отсутствие сил, общую усталость, бессонницу, колебания артериального давления, обилие повседневных забот, головокружения, результатом чего становится повышенная физическая и моральная нагрузка, вызывающая, в свою очередь, утомление, истерики, состояние общей подавленности и растерянности. При этом с увеличением возраста ребенка усиливаются проявления нарушений здоровья у мужа и жены.

В современной семейной психологии интерес представляют также сведения об исследованиях моделей семейного воспитания. В семьях, имеющих детей с нарушениями в развитии, часто используются неправильные модели воспитания. Существуют исследования, в которых было обнаружено, что установки в отношении воспитания ребенка с отклонениями в психическом развитии связаны с удовлетворенностью браком супругами. Например, матери в гармоничных браках относятся с большей теплотой к детям, меньше раздражаются по поводу них, напротив, больше поощряют детей к независимости [4].

Важно отметить публикацию Безбородова М. Ю. «Стили семейного воспитания в семьях военнослужащих с разными уровнями удовлетворенности браком». Для нас она представляет научный интерес потому, что автор подтвердил в своем исследовании гипотезу, согласно которой родитель тем больше удовлетворен браком, чем меньше отклонений от гармоничного стиля воспитания ребенка в семье в сторону дисгармоничного, т. е. чем более он успешен в воспитании. В работе исследователь использовал опросник «Удовлетворенность браком» В. В. Столина, Т. Л. Романова, Г. П. Бутенко [5] и опросник «Анализ семейных взаимоотношений» — АСВ В. Юстицкиса, Э. Г. Эйдемиллера [6]. С помощью них были выявлены следующие стили дисгармоничного воспитания: гиперпротекция, гипопротекция, потворствование, вынесение конфликта, неустойчивость стиля, предпочтение детских качеств и др. Методом корреляционного анализа посредством коэффициента линейной корреляции Пирсона была выявлена обратно пропорциональная связь между уровнями удовлетворенности браком и стилями воспитания ребенка в семье.

Результаты, полученные в ходе исследования, свидетельствуют о том, что родители, в меньшей степени удовлетворенные браком, чаще выбирают дисгармоничный стиль воспитания, допускают больше отклонений в воспитании. У неудовлетворенного браком родителя, требовательного, строго и непоследовательного в своем отношении к ребенку, чаще встретится проекция собственных нерешенных проблем на ребенка, решение их за счет него, желание «привязать» к себе, стремление игнорировать взросление ребенка, стимулирование у него сохранения детских качеств. И наоборот, родители, в наибольшей степени удовлетворенные супружескими отношениями, более успешны в воспитательных воздействиях. Результаты также показали, что чем выше уровень удовлетворенности браком у родителя, тем ниже вероятность, что он будет инфантилизировать ребенка, предъявлять чрезмерность запретов, расширять родительские чувства и игнорировать потребности ребенка. Родитель, который удовлетворен браком, не станет прибегать к вынесению конфликта между супругом в воспитание ребенка, не проявит склонность к расширению родительских чувств и непоследовательности в воспитании. Ни для кого не секрет, что семьи, в которых есть дети с различными вариантами нарушения психического развития, имеют свои закономерности удовлетворенности браком [7]. Такой целью задались Красильникова Е. Д. и Никольская И. М. Они обследовали 160 родителей (101 мать и 59 отцов), проживающих в городе и воспитывающих детей от одного брака в возрасте от 3 до 10 лет с искаженным развитием, психическим недоразвитием, задержкой психического развития, поврежденным развитием. Испытуемых разделили на четыре группы сравнения (120 родителей детей с различными вариантами нарушения психического развития, по 30 человек в каждой группе, а именно: родители детей с искаженным психическим развитием (аутистические расстройства); родители детей с задержкой психического развития; родители детей с психическим недоразвитием (олигофрения в степени выраженной дебильности); родители детей с поврежденным психическим развитием (на примере эпилепсии) и одну контрольную группу (40 родителей здоровых детей).

Основными методами исследования являлись: клиническая беседа, психодиагностические методики: Шкала семейной адаптации и сплоченности FACES-3 Д. Х. Олсона, Дж. Портнера, И. Лави, адаптированная М. Пере [8], проективная графическая методика «Семейная социограмма» [9], Шкала оценки родительской удовлетворенности семейным функционированием, разработанная Е. Д. Красильниковой, опросник «Анализ семейных взаимоотношений» — АСВ В. Юстицкиса, Э. Г. Эйдемиллера [6]. С помощью лицензионного пакета программ SPSS авторы осуществили статистический анализ данных, а с помощью Т-критерия Стьюдента, U-критерия Манна-Уитни, Н-критерия Крускала-Уоллиса установили достоверность различий между выборками.

Обобщая вышесказанное, можно сделать вывод о том, что в семьях, воспитывающих детей с нарушениями психического развития, уровень удовлетворенности семейным взаимодействием ниже, а выраженность экстремального уровня семейной адаптации и признаков нарушения семейного воспитания выше, чем в семьях здоровых детей. Таким образом, супруги, воспитывающие детей с отклонениями в психическом развитии и использующие при этом дисгармоничные стили семейного воспитания, значительно снижают уровень удовлетворенности супружескими отношениями [10].

Литература:

  1. Красильникова Е. Д. Психологические особенности семей, воспитывающих детей с различными вариантами нарушений психического развития // Вопросы психического здоровья детей и подростков. 2012. № 2. С. 29–36.
  2. Минахметова А. З., Русалкина О. С. Исследование взаимосвязи психологической совместимости и удовлетворенности браком // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2010. № 3. С. 46–47.
  3. Вишняков А. И., Карымова О. С. К вопросу о ценности семьи (на примере студентов) // Фундаментальные исследования. 2014. № 3. С. 846–850.
  4. Савина Е. А. Родительские представления и установки: понятие, виды и структура // Семейная психология и семейная терапия. 2001. № 3. С. 85–95.
  5. Психологические тесты / Под ред. А. А. Карелина: В 2т. М., 2001. Т.2. С. 173–179.
  6. Эдеймиллер Э. Г., Юстицкис В. В. Психология и психотерапия семьи. СПб.: Питер, 2009. 672 с.
  7. Карымова О.С, Громова Ю. С. Особенности удовлетворенности браком и мотивация достижения супругов // Актуальные вопросы современной науки: сборник научных трудов. 2013. № 28. С. 134–139.
  8. Эйдемиллер Э. Г., Добряков И. В., Никольская И. М. Семейный диагноз и семейная психотерапия: учеб. пособие для врачей и психологов. СПб.: Речь, 2003. 336 с.
  9. Никольская И. М., Пушина В. В. Семейная социограмма в психологическом консультировании: учеб. пособие для врачей и психологов. СПб.: Речь, 2010. 224 с.
  10. Громова Ю. С. Исследование связи удовлетворенности браком с уровнем социокультурной совместимости и мотивацией достижения успеха // Вестник магистратуры. 2014. № 2. С. 62–65.
Основные термины (генерируются автоматически): психическое развитие, ребенок, родитель детей, семейное воспитание, уровень удовлетворенности, семья, брак, здоровый ребенок, нормальное психическое развитие, отклонение.


Ключевые слова

стиль семейного воспитания, удовлетворенность браком, отклонение в психическом развитии

Похожие статьи

Особенности взаимоотношений в семьях, воспитывающих дошкольников с расстройствами аутистического спектра

В статье представлено исследование взаимоотношений в семьях, воспитывающих дошкольников с расстройствами аутистического спектра (РАС): отражена динамика развития семьи, выделены преобладающие психологические типы родительниц, стили воспитания.

Особенности морально-этической ориентации детей младшего школьного возраста из благополучных и неблагополучных семей

В статье анализируются особенности морально — этической ориентации детей младшего школьного возраста из благополучных и неблагополучных семей, и на основе результатов исследования и теоретического анализа литературы обосновывается ее актуальность.

Взаимоотношения в семье как основной фактор, влияющий на становление личности

В статье рассматриваются взаимоотношения в семье как основной фактор, влияющий на становление личности. Опираясь на проведенные исследования, авторы сделали выводы: 1. Невротизация личности ребёнка зависит от особенностей личности родителей. 2. Дети ...

Особенности психического развития детей в неполных семьях

В данной статье рассмотрено понятие семьи и проблемы воспитания детей в неполных семьях, изучены социально-психологические особенности адаптации и психического развития детей, воспитывающихся в неполных семьях.

Особенности самооценки подростков из неполных семей

В данной статье рассматривается взаимосвязь самооценки подростков и типа семьи, выявлены особенности самооценки подростков, воспитывающихся в неполной семье. Авторами проанализирована специфика развития самооценки в подростковом возрасте.

Эмпирическое исследование взаимосвязей показателей самоотношения с показателями психологической защиты у матерей, воспитывающих детей с нарушениями в развитии

В статье автор исследует взаимосвязи показателей самоотношения с показателями психологической защиты у матерей, воспитывающих детей с нарушениями в развитии.

Особенности взаимоотношений подростков из неполных семей со сверстниками

В статье исследуется проблема взаимоотношений подростков из неполных семей со сверстниками. Экспериментальным путем доказывается, что низкий уровень общительности и преобладание авторитарного типа во взаимоотношениях оказывает влияние на общении подр...

Взаимосвязь личностных характеристик родителей и нарушений воспитания в семье с наличием зависимости у повзрослевших детей

В статье рассматривается связь личностных характеристик родителей и нарушений воспитания в семье с наличием зависимости у детей. Проводится сравнительный анализ семей с выявленной зависимостью и семей без нее.

Диагностика нарушений эмоционального развития детей с задержкой психического развития из неблагополучных семей

В данной статье освещена проблема важности благоприятного микроклимата в семье для эмоционального развития детей. Дана характеристика особенностей личности детей с ЗПР и важности семейного благополучия для их эмоционального развития. А также предоста...

Результаты исследования показателей психологической защиты у матерей, воспитывающих детей с нарушениями в развитии

В статье автор исследует показатели самоотношения у матерей, воспитывающих детей с нарушениями в развитии.

Похожие статьи

Особенности взаимоотношений в семьях, воспитывающих дошкольников с расстройствами аутистического спектра

В статье представлено исследование взаимоотношений в семьях, воспитывающих дошкольников с расстройствами аутистического спектра (РАС): отражена динамика развития семьи, выделены преобладающие психологические типы родительниц, стили воспитания.

Особенности морально-этической ориентации детей младшего школьного возраста из благополучных и неблагополучных семей

В статье анализируются особенности морально — этической ориентации детей младшего школьного возраста из благополучных и неблагополучных семей, и на основе результатов исследования и теоретического анализа литературы обосновывается ее актуальность.

Взаимоотношения в семье как основной фактор, влияющий на становление личности

В статье рассматриваются взаимоотношения в семье как основной фактор, влияющий на становление личности. Опираясь на проведенные исследования, авторы сделали выводы: 1. Невротизация личности ребёнка зависит от особенностей личности родителей. 2. Дети ...

Особенности психического развития детей в неполных семьях

В данной статье рассмотрено понятие семьи и проблемы воспитания детей в неполных семьях, изучены социально-психологические особенности адаптации и психического развития детей, воспитывающихся в неполных семьях.

Особенности самооценки подростков из неполных семей

В данной статье рассматривается взаимосвязь самооценки подростков и типа семьи, выявлены особенности самооценки подростков, воспитывающихся в неполной семье. Авторами проанализирована специфика развития самооценки в подростковом возрасте.

Эмпирическое исследование взаимосвязей показателей самоотношения с показателями психологической защиты у матерей, воспитывающих детей с нарушениями в развитии

В статье автор исследует взаимосвязи показателей самоотношения с показателями психологической защиты у матерей, воспитывающих детей с нарушениями в развитии.

Особенности взаимоотношений подростков из неполных семей со сверстниками

В статье исследуется проблема взаимоотношений подростков из неполных семей со сверстниками. Экспериментальным путем доказывается, что низкий уровень общительности и преобладание авторитарного типа во взаимоотношениях оказывает влияние на общении подр...

Взаимосвязь личностных характеристик родителей и нарушений воспитания в семье с наличием зависимости у повзрослевших детей

В статье рассматривается связь личностных характеристик родителей и нарушений воспитания в семье с наличием зависимости у детей. Проводится сравнительный анализ семей с выявленной зависимостью и семей без нее.

Диагностика нарушений эмоционального развития детей с задержкой психического развития из неблагополучных семей

В данной статье освещена проблема важности благоприятного микроклимата в семье для эмоционального развития детей. Дана характеристика особенностей личности детей с ЗПР и важности семейного благополучия для их эмоционального развития. А также предоста...

Результаты исследования показателей психологической защиты у матерей, воспитывающих детей с нарушениями в развитии

В статье автор исследует показатели самоотношения у матерей, воспитывающих детей с нарушениями в развитии.

Задать вопрос