Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 12 июля, печатный экземпляр отправим 16 июля
Опубликовать статью

Молодой учёный

Роль саморефлексии в профессиональной деятельности педагога

Педагогика
05.11.2020
1176
Поделиться
Библиографическое описание
Озерова, Н. Е. Роль саморефлексии в профессиональной деятельности педагога / Н. Е. Озерова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 45 (335). — С. 255-257. — URL: https://moluch.ru/archive/335/74761/.


В статье предлагается алгоритм проведения педагогом рефлексии своей деятельности по чек — листу.

Ключевые слова: саморефлексия, чек-лист, мотивация

В рамках реализации регионального проекта «Траектория профессионального роста педагога» на этапе мониторинга профессиональных затруднений в опросных листах, заполненных педагогами начального общего образования (далее — НОО), в разделе «Общепедагогические затруднения» по критерию «Проведение рефлексии своей профессиональной деятельности, корректировка по результатам самооценки и внешней оценки» выявлены затруднения у 38 % опрошенных.

Рефлексия педагога — это одно из значимых профессиональных качеств, способствующих критическому переосмыслению педагогом своей деятельности, установлению причинно-следственных связей, преодолению профессиональных затруднений, творческому самовыражению, самообразованию, распространению педагогических достижений и более эффективному взаимодействию с обучающимися, их родителями и социумом.

Предлагаем чек-лист ( check list ) — это перечень пошаговых последовательных действий, которые Вам необходимо выполнить, чтобы получить определенный результат в какой-либо работе) для педагогической саморефлексии, которую рекомендуется проводить не реже одного раза в четверть.

Отметьте пункт, с содержанием которого вы согласны:

Мое психо-физическое состояние оказывало ли влияние на результаты профессиональной деятельности:

—позитивное;

— негативное;

Микроклимат в коллективе учреждения оказывал положительное влияние на мою профессиональную деятельность?

Мои взаимоотношения с коллегами, руководством учреждения оказывали деструктивное влияние на мою профессиональную деятельность?

Мои персональные взаимоотношения с обучающимися оказывали конструктивное влияние на мою профессиональную деятельность? На образовательные результаты обучающихся?

Мои персональные взаимоотношения с родителями обучающихся оказывали конструктивное влияние на мою профессиональную деятельность? На образовательные результаты обучающихся?

Главные цели достигнуты?

Могу я считать деятельность за прошедший период времени успешной?

Главные цели не достигнуты?

Если запланированные мероприятия не проведены или были неуспешны, выявлены причины происходящего?

Регулярное планирование своей деятельности оказывает влияние на ее успешность?

Объективное оценивание своей деятельности оказывает влияние на ее успешность?

Нуждаюсь ли я в помощи педагогов-наставников?

Методистов?

Удается ли мне справиться с методическими затруднениями самостоятельно?

Для повышения профессионального мастерства я использовал(а):

— изучение научных статей, методических разработок;

— изучение актуального педагогического опыта коллег;

— курсы повышения квалификации;

— взаимопосещение уроков, внеурочных занятий;

— просмотр видеоуроков;

— использование образовательных платформ;

— собеседование с экспертами;

— другое (указать)_____________________________

Стремилась (стремился) ли я к саморазвитию?

Активно ли я участвовал(а) в деятельности методических объединений педагогов?

Опубликованы ли в профессиональных сборниках мои методические разработки, статьи?

Пополняется ли мой сайт актуальными методическими материалами, публикациями?

Веду ли я регулярно профессиональный блог?

Принимаю ли я участие в конкурсах профессионального мастерства педагогов?

Имеются ли у меня достижения в конкурсах профессионального мастерства педагогов?

Участвуют ли обучающиеся под моим руководством в конкурсах? Олимпиадах?

Имеются ли у «моих» обучающихся достижения в конкурсах? Олимпиадах?

Оформляю ли я свой педагогический опыт?

Внесен ли он в банк АПО учреждения?

Муниципалитета?

Региона?

Отмечены ли мои педагогические достижения грамотами? другими наградами?

Изменился ли уровень моих профессиональных умений за истекший период?

Пополнялось ли мое профессиональное портфолио?

Продуктивно ли я распределяю свое время для разных видов деятельности?

Имеются ли в моей деятельности критерии, выполнение которых занимает наибольшее количество времени?

Имеются ли в моей деятельности критерии, выполнение которых приносит негативные эмоции?

Участвую ли я в общественной жизни учреждения? Социума?

Испытываю ли моральное удовлетворение от проделанной работы?

Имеются ли в каждодневной деятельности моменты, создающие мне стресс?

Удается ли мне преодолеть стрессовые ситуации самостоятельно?

Нуждаюсь ли я в дополнительной помощи психолога?

Обращаюсь ли я к коллегам с просьбой оценить что-то в деятельности?

Можете спокойно говорить с коллегами о своих провалах в деятельности?

Добавьте свой пункт для рефлексии

Пересмотрите чек-лист, вы поймете проблемные места своей деятельности, нуждающиеся в коррекции. Увидите свои сильные стороны, ценности и приоритеты, что позволит правильно спланировать свою дальнейшую работу, учитывая ошибки и негативный опыт,

По мнению Криса Арджириса (американский классик менеджмента, основоположник теории обоснованного обучения), саморефлексия способствует осознанию уровня своих компетенций, поиску путей решения каких-то проблем, позволяет отказаться от стереотипов, устаревших способов действий, перейти к более свободному мышлению. Он рекомендует вести дневник рефлексии, так как письменные практики позволяют привести мысли в порядок, посмотреть на них со стороны. Желательно ежедневно ответить на один вопрос чек-листа или записать ключевую мысль, что поможет увидеть суть проблемы, проанализировать свои эмоции, понять их истоки. Если человек способен учиться на своих ошибках, то они станут стимулом для развития, а не психологического кризиса.

Педагог, регулярно выделяющий время для саморефлексии, более силен психологически, так как успешный самоанализ способствует развитию положительной мотивации к деятельности, повышению самооценки и уверенности в себе, к использованию инновационных технологий в работе, выходу на новый профессиональный уровень.

Литература:

  1. Абрамцев А. Саморефлексия: как учиться на своих ошибках и быть счастливым. /https://trends.rbc.ru/trends/education/5f7a05a39a79477fd6fab579.
Можно быстро и просто опубликовать свою научную статью в журнале «Молодой Ученый». Сразу предоставляем препринт и справку о публикации.
Опубликовать статью
Ключевые слова
саморефлексия
чек-лист
мотивация
Молодой учёный №45 (335) ноябрь 2020 г.
Скачать часть журнала с этой статьей(стр. 255-257):
Часть 4 (стр. 225-299)
Расположение в файле:
стр. 225стр. 255-257стр. 299

Молодой учёный