В статье предлагается алгоритм проведения педагогом рефлексии своей деятельности по чек — листу.
Ключевые слова: саморефлексия, чек-лист, мотивация
В рамках реализации регионального проекта «Траектория профессионального роста педагога» на этапе мониторинга профессиональных затруднений в опросных листах, заполненных педагогами начального общего образования (далее — НОО), в разделе «Общепедагогические затруднения» по критерию «Проведение рефлексии своей профессиональной деятельности, корректировка по результатам самооценки и внешней оценки» выявлены затруднения у 38 % опрошенных.
Рефлексия педагога — это одно из значимых профессиональных качеств, способствующих критическому переосмыслению педагогом своей деятельности, установлению причинно-следственных связей, преодолению профессиональных затруднений, творческому самовыражению, самообразованию, распространению педагогических достижений и более эффективному взаимодействию с обучающимися, их родителями и социумом.
Предлагаем чек-лист ( check list ) — это перечень пошаговых последовательных действий, которые Вам необходимо выполнить, чтобы получить определенный результат в какой-либо работе) для педагогической саморефлексии, которую рекомендуется проводить не реже одного раза в четверть.
Отметьте пункт, с содержанием которого вы согласны:
Мое психо-физическое состояние оказывало ли влияние на результаты профессиональной деятельности: —позитивное; — негативное; |
| ||||||||
Микроклимат в коллективе учреждения оказывал положительное влияние на мою профессиональную деятельность? | |||||||||
Мои взаимоотношения с коллегами, руководством учреждения оказывали деструктивное влияние на мою профессиональную деятельность? | |||||||||
Мои персональные взаимоотношения с обучающимися оказывали конструктивное влияние на мою профессиональную деятельность? На образовательные результаты обучающихся? | |||||||||
Мои персональные взаимоотношения с родителями обучающихся оказывали конструктивное влияние на мою профессиональную деятельность? На образовательные результаты обучающихся? | |||||||||
Главные цели достигнуты? | |||||||||
Могу я считать деятельность за прошедший период времени успешной? | |||||||||
Главные цели не достигнуты? | |||||||||
Если запланированные мероприятия не проведены или были неуспешны, выявлены причины происходящего? | |||||||||
Регулярное планирование своей деятельности оказывает влияние на ее успешность? | |||||||||
Объективное оценивание своей деятельности оказывает влияние на ее успешность? | |||||||||
Нуждаюсь ли я в помощи педагогов-наставников? Методистов? |
| ||||||||
Удается ли мне справиться с методическими затруднениями самостоятельно? | |||||||||
Для повышения профессионального мастерства я использовал(а): — изучение научных статей, методических разработок; — изучение актуального педагогического опыта коллег; — курсы повышения квалификации; — взаимопосещение уроков, внеурочных занятий; — просмотр видеоуроков; — использование образовательных платформ; — собеседование с экспертами; — другое (указать)_____________________________ |
| ||||||||
Стремилась (стремился) ли я к саморазвитию? | |||||||||
Активно ли я участвовал(а) в деятельности методических объединений педагогов? | |||||||||
Опубликованы ли в профессиональных сборниках мои методические разработки, статьи? | |||||||||
Пополняется ли мой сайт актуальными методическими материалами, публикациями? | |||||||||
Веду ли я регулярно профессиональный блог? | |||||||||
Принимаю ли я участие в конкурсах профессионального мастерства педагогов? | |||||||||
Имеются ли у меня достижения в конкурсах профессионального мастерства педагогов? | |||||||||
Участвуют ли обучающиеся под моим руководством в конкурсах? Олимпиадах? | |||||||||
Имеются ли у «моих» обучающихся достижения в конкурсах? Олимпиадах? | |||||||||
Оформляю ли я свой педагогический опыт? Внесен ли он в банк АПО учреждения? Муниципалитета? Региона? |
| ||||||||
Отмечены ли мои педагогические достижения грамотами? другими наградами? | |||||||||
Изменился ли уровень моих профессиональных умений за истекший период? | |||||||||
Пополнялось ли мое профессиональное портфолио? | |||||||||
Продуктивно ли я распределяю свое время для разных видов деятельности? | |||||||||
Имеются ли в моей деятельности критерии, выполнение которых занимает наибольшее количество времени? | |||||||||
Имеются ли в моей деятельности критерии, выполнение которых приносит негативные эмоции? | |||||||||
Участвую ли я в общественной жизни учреждения? Социума? | |||||||||
Испытываю ли моральное удовлетворение от проделанной работы? | |||||||||
Имеются ли в каждодневной деятельности моменты, создающие мне стресс? | |||||||||
Удается ли мне преодолеть стрессовые ситуации самостоятельно? | |||||||||
Нуждаюсь ли я в дополнительной помощи психолога? | |||||||||
Обращаюсь ли я к коллегам с просьбой оценить что-то в деятельности? | |||||||||
Можете спокойно говорить с коллегами о своих провалах в деятельности? | |||||||||
Добавьте свой пункт для рефлексии |
Пересмотрите чек-лист, вы поймете проблемные места своей деятельности, нуждающиеся в коррекции. Увидите свои сильные стороны, ценности и приоритеты, что позволит правильно спланировать свою дальнейшую работу, учитывая ошибки и негативный опыт,
По мнению Криса Арджириса (американский классик менеджмента, основоположник теории обоснованного обучения), саморефлексия способствует осознанию уровня своих компетенций, поиску путей решения каких-то проблем, позволяет отказаться от стереотипов, устаревших способов действий, перейти к более свободному мышлению. Он рекомендует вести дневник рефлексии, так как письменные практики позволяют привести мысли в порядок, посмотреть на них со стороны. Желательно ежедневно ответить на один вопрос чек-листа или записать ключевую мысль, что поможет увидеть суть проблемы, проанализировать свои эмоции, понять их истоки. Если человек способен учиться на своих ошибках, то они станут стимулом для развития, а не психологического кризиса.
Педагог, регулярно выделяющий время для саморефлексии, более силен психологически, так как успешный самоанализ способствует развитию положительной мотивации к деятельности, повышению самооценки и уверенности в себе, к использованию инновационных технологий в работе, выходу на новый профессиональный уровень.
Литература:
- Абрамцев А. Саморефлексия: как учиться на своих ошибках и быть счастливым. /https://trends.rbc.ru/trends/education/5f7a05a39a79477fd6fab579.