Исследования позволяют выявить влияние гибкости на овладение техническими действиями юных борцов. В нашей работе мы хотели бы рассмотреть вопросы, связанные с развитием гибкости у юных борцов в процессе учебно-тренировочных занятий по вольной борьбе.
Ключевые слова: развитие гибкости, овладение гибкостью, вольная борьба.
В последние годы борцы-юноши не показывают ожидаемых результатов, выходя из юношеского возраста, исчезают из списка призеров российских и республиканских соревнований. Как мы отметили, одним из главных факторов, определяющих уровень спортивного мастерства в борьбе, является высокое развитие физических качеств. Немаловажную роль для борьбы на современном этапе играет гибкость. Гибкость — это здоровье, молодость, красота и потому ее надо поддерживать, развивать с ранних лет. Вот почему оценка гибкости, развитие гибкости на должном уровне является весьма актуальной проблемой.
В научной литературе по спортивной борьбе значительное количество работ посвящено воспитанию гибкости: Сорокин Н. Н. — 1940 г., Галковский Н. М., Катулин А. 3., Чионов Н. Г. — 1952 г., Петров Р.- 1976 г., Туманян Г. С. — 1985 г. В большинстве своем эти работы ограничиваются только констатацией положения о важности данного качества для борцов и некоторыми указаниями по развитию гибкости в процессе спортивной тренировки.
Учитывая, что многие технические действия в спортивной борьбе выполняются с большой амплитудой и введением обязательного захвата за ногу «клинч», исследование взаимосвязей развития гибкости и технического потенциала становятся актуальными.
Гипотеза: Мы предположили, что специальные теоретические разработки существенно прояснят ситуацию и позволят внедрить в подготовку юных борцов обновленные методические подходы.
Методологической основой исследования явилось труды ведущих педагогов специалистов: Алиханов И. И., Миндиашвили Д. Г., Подливаева Б. А.
Цель исследования: Совершенствование гибкости у борцов юношей в возрасте от 12–15 лет.
Методика и организация исследования. Методом анкетирования мы произвели опрос специалистов в области физической культуры и спорта на предмет целесообразности дополнительно воспитывать гибкость и их мнения на содержания комплекса упражнений на гибкость.
Методом педагогического эксперимента мы опробовали на практике эффективность нашего комплекса упражнений и его пригодность для лучшего освоения технических действий.
Первый этап включал себя предварительное планирование педагогического эксперимента, разработки общей схемы исследования, его цели и задачи, анализ литературы, также разработку анкетных опросов по исследуемой проблеме для тренеров по борьбе, учителей физической культуры, спортсменов высокого разряда.
В анкетном опросе ответили 35 человек, среди них — 10 тренеров по борьбе, 8-учителей по физкультуре и 17 борцов-вольников старшего разряда. Было получено 30 полностью заполненных анкет.
Была проведена обработка результатов анкетирования. Используя результаты анализа литературы и анкетирования, мы разработали комплекс упражнений, способствующих развитию гибкости юных борцов, разработали критерии его оценки. Общую группу борцов из 14 человек 12–15 лет, разделили на две равные подгруппы: контрольная и экспериментальная.
Результаты исследования. Анализ начальных результатов на первом этапе нашего исследования был проведён опрос специалистов (тренеры по вольной борьбе и спортсмены). В результате, которого мы получили ответы на интересующие нас вопросы, связанные с совершенствованием гибкости у учащихся, занимающихся вольной борьбой.
На вопрос нашей анкеты: «Как вы считаете, на каком году обучения следует уделять больше внимания развитию гибкости?» наибольшее количество 71,4 % ответов опрошенных указали на возраст 12–13 лет (см. таблицу 1). На втором месте по количеству указавших стоит возраст 14–15 лет 35,7 %. Эти цифры согласуются с данными, полученными нами в результате анализа научной литературы. Также возраст 12–13 лет соответствует возрастной группе начальной подготовки третьего года обучения, на которой планировали провести педагогический Мы эксперимент.
Таблица 1
Предпочтительный возраст для развития гибкости у школьников
Возраст занимающихся |
Количество ответов |
% |
10–11 |
8 |
19,0 |
12–13 |
30 |
71,4 |
14–15 |
15 |
35,7 |
16–17 |
2 |
4,8 |
Количество ответов и соответственно их процент не совпадает с количеством правильно заполненных анкет, так как некоторые указывали одновременно несколько позиций.
На вопрос о влиянии подвижности суставов на гибкость у борцов, ответы распределялись следующим образом: на первом месте в ответах стоит позвоночный столб — 84 % на втором тазобедренный сустав, на третьем — коленный далее голеностопный сустав, лучезапястный сустав, локтевой сустав. Эти суставы также влияют на качество выполнения технических действий и изъяны в их подвижности будут отрицательно сказываться на технике.
На вопрос нашей анкеты, в котором просили написать 6 упражнений, способствующих развитию гибкости у борцов, мы получили следующие результаты. Респондентами было названо более 70 упражнений и их вариантов, способствующих развитию гибкости. Все эти упражнения можно систематизировать по трём группам: упражнения, выполняемые без снарядов, со снарядами и с партнёром.
В таблице 2 приведены данные ответа на вопрос: «как вы считаете, сколько раз в неделю следует заниматься упражнениями для развития гибкости?»
Таблица 2
Количество занятий на гибкость в неделю
Количество занятий |
Количество ответивших |
% |
1 раза в неделю |
0 |
0 |
2 раза в неделю |
0 |
0 |
3 раза в неделю |
5 |
11,1 |
4 раза в неделю |
7 |
15,6 |
5 раз в неделю |
8 |
17,8 |
6 раз в неделю |
20 |
44,4 |
Более 6 раз в неделю |
5 |
11,1 |
Наиболее количество специалистов — 44,4 % ответило на заданный вопрос, указав, что упражнениями на гибкость следует заниматься шесть раз в неделю, эти данные несколько расходятся цифрами, встречающимися в литературных источниках. Они могут успешно применяться не только на тренировках в спортивном зале, но и в домашних условиях, в виде самостоятельных форм занятий. Так же упражнения на развитие гибкости положительно влияют на успешное овладение новыми техническими действиями. Это подтвердили вопрос, ответы на вопрос, поставленный нами в анкете. Все отвечающие (100 %) написали, что упражнения на гибкость положительно влияют на овладение новыми техническими действиями.
На втором этапе исследования: для выявления экспериментальной и контрольной группы мы провели ряд апробированных тестов на гибкость.
- «Шпагат» ноги в сторону.
- Наклон вперед сидя.
- Наклон вперед стоя на стуле.
- Гимнастический «мостик».
- Борцовский «мостик».
- Выкрут прямых рук назад с палкой.
- Приседание с вытянутыми руками вперед.
Результаты проведённого нами исследования показали, что у экспериментальной и контрольной группах в начале года овладения гибкостью было почти равным: 20 % — более развиты, 50 % — менее развиты, 30 % — средние.
В конце учебного года провели повторное тестирование уровня развития гибкости учащихся. У экспериментальной группы: у более развитых овладение гибкостью улучшилось на 20 %, у менее развитых улучшилось на 20 % и у средних улучшилось на 30 %.
В конце года у контрольной группы: у более развитых овладение гибкостью улучшилось на 3 %, у менее развитых улучшилось на 1 % и у средних 0 %.
Таким образом, мы можем отметить, что у экспериментальной группы показатели упражнения гибкости на много улучшились, чем у контрольной группы.
Выводы.
Подводя итог нашему исследованию, мы пришли к выводу, что у борцов-юношей в возрасте от 12–15 лет идёт тенденция к повышению гибкости. На основании проведенных исследований можно сделать следующие выводы:
- Анализ научно-методической литературы показывает, что развитие гибкости в возрасте 11–12 лет эффективно влияет на овладение новыми приемами. В борьбе, как и в других видах спорта, существуют специальные упражнения для воспитания гибкости. В основном они делятся на упражнения без снарядов, выполняемые в процессе разминки упражнения в положении на мосту.
- Определили, что наибольшее количество 71,4 % опрошенных указали на возраст 12–13 лет. На втором месте по количеству указавших стоит возраст 14–15 лет — 35,7 %. Эти цифры согласуются с данными полученными нами в результате анализа научной литературы. На современном этапе развития вольной борьбы наши тренера мало уделяют поиску новых эффективных упражнений на качество усвоение техники.
- Исследования показывают, что предложенные нами комплекс упражнений на развитие гибкости для эффективности овладения новыми приемами дали положительный результат. В результате использования наших рекомендаций в построении полугодичного цикла выявлен достоверный прирост уровня гибкости.
Литература:
- Алиханов И. И. Техника и тактика вольной борьбы. -/ И. И. Алиханов / М: ФиС, 1986.
- Гальковский Н. М. Спортивная борьба.-Н. М. Гальковский, А.3. Катулин /М.: ФиС, 1968.
- Катулин А.3. Борьба классическая и вольная. -/ А. З. Катулин / М: ФиС, 1960.
- Миндиашвили Д. Г. На ковре жизни. — / Д. Г. Миндиашвили, М. Н. Бриман/М., 1993.-336 с.
- Миндиашвили Д. Г. Учебник тренера по борьбе. / Д. Г. Миндиашвили, А. И. Завьялов /-Красноярск: Изд-во КГТГУ, 1995. — / Д.Г.
- Миндиашвили Д. Г. Энциклопедия приемов вольной борьбы Миндиашвили, А. И. Завьялов / Красноярск: Платина, 1998.
- Миндиашвили Д. Г. Вольная борьба в Красноярском крае (справочник). — Д. Г. Миндиашвили, А. И. Завьялов / Красноярск: Институт спортивных единоборств имени И.Ярыгина КГПУ, 1998–180 с.
- Миндиашвили Д. Г. Научно методическое обеспечение подготовки сборной команды России по вольной борьбе к ХXVII Олимпийским играм 2004 года в Афинах (Греция). -/ Д. Г. Миндиашвили, Д. И. Тедеев / М.: «Принт центр», 2001.-86 с.
- Пилоян Р. А. Начальный этап многолетней подготовки борцов.- / Р. А. Пилоян / Малаховка: МОГИФК, 1991.-83 с.
- Пилоян Р. А. Индивидуализация подготовки спортсменов в видах единоборства. -/ Р. А. Пилоян / М.: Физкультура и спорт, 1985.
- Пилоян Р. А. Формирование высшего спортивного мастерства в борьбе. Под редакцией доктора педагогических наук, профессора /P. А. Пилоян/ Малаховка: Московский областной профессора государственный институт физической культуры, 1993.-81 с.
- Подливаев Б. А. Борьба вольная: примерная программа для системы дополнительного образования детей: ДЮСШ, специализированных ДЮШ олимпийского резерва и училищ олимпийского резерва.-/ Б. А. Подливаев, Д. Г. Миндиашвили / М.: Советский спорт, 2003.
- Подливаев Б. А. Актуальные проблемы спортивных единоборств. -/ Б. А. Подливаев, И. Д. Сивцев / М.: Спорт. Академ. Пресс, 2002.
- Подливаев Б. А. Организационно- методические основы подготовки высококвалифицированных борцов.- / Б. А. Подливаев, Н. Н. Рожин / 12 Якутск, 2002.
- Туманян Г. С. Спортивная борьба: Учебное пособие. -/ Г. С. Туманян/ М: Физкультура и спорт, 1985. -144 с, ил.