В статье рассматривается влияние урбанизационного фактора на распространение бедности населения на территории Российской Федерации. Рассмотрено изменение уровня урбанизации с 2013 по 2018 гг. сделаны выводы о связи уровня урбанизации и уровня бедности в субъектах Российской Федерации.
Процесс урбанизации территории предполагает увеличении доли городского населения. Городское население, как правило живет в более комфортных условиях, чем сельское население. Соответственно, уровень бедности городского населения должен быть намного меньше, чем в сельских территориях. Урбанизационный фактор бедности населения должен иметь положительную роль в развитии бедности населения. Далее рассмотрим положительные и отрицательные стороны процессов урбанизации в их влиянии на развитие процессов бедности населения в территориальном разрезе.
Многие авторы изучали влияние урбанизационных процессов на бедность населения. Директор группы исследователей в области развития Всемирного банка в Аппарате старшего вице-президента по вопросам экономики развития Мартин Равайон в своих трудах подчёркивал: «Урбанизация в целом является позитивным фактором в общем сокращении бедности. Никто не отрицает, что в бедных странах с высокими темпами урбанизации возникают новые проблемы в городах. Кроме того, более высокие темпы повышения доли городского населения, как правило, сопровождаются более быстрыми темпами общего снижения бедности» [1, c. 16].
Иначе говоря, урбанизационные процессы территории являются одним из механизмов сокращения бедности населения. Как правило, большинство бедного населения проживает в сельской местности. Данная закономерность может быть объяснима двумя сценариями:
1) Процесс урбанизации, как правило, сопровождается повышением уровня среднедушевых денежных доходов населения, что позволяет превысить черту бедности и выйти из категории бедного населения;
2) Процесс урбанизации так же может сопровождаться и улучшением распределения доходов населения, даже при нулевом экономическом росте территории.
Так проявляется связь между сокращением бедности населения и процессом урбанизации. Экономические системы городов всегда создают новые возможности повышения среднедушевых денежных доходов для граждан, пребывающих в города из сельской местности, что в итоге приводит к выходу таких лиц из категории бедного населения.
Другим положительным примером влияния процесса урбанизации на сокращение бедности населения является тот факт, что этот процесс может оказывать косвенное влияние на доходы и уровень жизни людей, остающихся жить в сельской местности. Проявляется это влияние следующим образом: люди, отправляющиеся в города «на заработки», отправляют в сельскую местность своим родственникам, близким друзьям часть своих денежных доходов, тем самым улучшая их материальное положение. Так же это проявляется и в том, что, уехав из сельской местности и покинув свои рабочие места, граждане освобождают рабочие места, которые могут быть заняты безработными, что так же способствует занятости и повышению доходов сельского населения [2. c. 7].
Негативный эффект процесса урбанизации являются следующем: большой отток сельского населения в города ведет к долгосрочному ухудшению физической, кадровой, квалификационной инфраструктуры сельской местности. Все эти последствия, несомненно, ведут к усугублению ситуацию с бедностью населения в сельских территориях проживания населения. Недостаток рабочей силы в сельскохозяйственных организациях и уменьшение массового спроса на различные товары и услуги в сельской местности способствует разорению фермерских хозяйств, агро-промышленных комплексов, предприятий малого и среднего предпринимательства, что ведет к сокращению числу рабочих мест, массовым увольнениям и в итоге обеднению сельского населения.
Урбанизационные процессы, свойственные определенной территории напрямую влияют на уровень и тенденции развития и распространения бедности населения, характерные для данной территории. Урбанизация может влиять на усугубление или улучшение ситуации с бедностью населения в разных местах по-разному в зависимости от сложившихся индивидуальных социально-экономических (наличие на территории крупных предприятий с высокооплачиваемыми рабочими местами, наличие высоконаучных отраслей экономики и т. д.) и природно-климатических характеристик (рельеф территории, средняя температура воздуха, наличие источников водопотребления, свойства почвенного покрова и т. д.) различных мест проживания населения.
В глобальном анализе на уровне субъектов Российской Федерации связи между процессом урбанизации и бедностью населения, можно сделать вывод о том, что для территорий с высокой степенью урбанизации характерен невысокий уровень бедности населения. Чтобы проверить данное утверждение были составлены картосхемы по доле городского населения для субъектов РФ за 2013 и 2018 гг. Картосхемы для двух временных периодов созданы для того, чтобы проследить изменение доли городского населения в субъектах и сравнить с изменением уровня бедности населения в субъектах РФ.
Риc. 1. Доля городского населения в общей численности населения по субъектам РФ, 2013 г. [3]
Риc. 2. Доля городского населения в общей численности населения по субъектам РФ, 2018 г. [3]
Сопоставив карты доли городского населения в общей численности населения с картами численности населения с доходами ниже прожиточного минимума, можно говорить о том, что субъекты с более высоким уровнем бедности практически совпадают со слабо урбанизированными субъектами. К таким субъектам относятся: Чеченская Республика, Республика Алтай, Республика Тыва, Республика Ингушетия.
Кроме того, при сравнении динамических изменений выше указанных показателей социально-экономического благополучия населения можно увидеть, что при изменении уровня урбанизации территории меняется и общий уровень бедности данной территории. Так, например, в Республике Мордовия уровень урбанизации вырос с 61 % до 63 %, а уровень бедности снизился с 19 % до 18 %. Это правило работает только лишь для субъектов с высоким уровнем экономического развития, что характерно, в основном, для субъектов центральной части России и северных субъектов. Исключением является Республика Калмыкия, где уровень бедности снизился с 33 % до 23 %, а уровень урбанизации вырос с 44 % до 45 %.
В остальных субъектах урбанизационный фактор бедности населения лишь способствует ухудшению данного показателя. Особенно ярко это выражено в субъектах сельскохозяйственного профиля, который характерен, в основном, для территории Юга России. Так, например, в Республике Ингушетия с повышением уровня урбанизации с 54 % до 55 %, уровень бедности увеличился с 20 % до 30 %. В Ставропольском крае уровень урбанизации вырос с 57,9 % до 58,4 %, и уровень бедности так же вырос с 12 % до 14 %. А в случае с горными территориями средней части России урбанизационный фактор вообще не имеет никакого влияния на уровень бедности населения. Так, в Республике Тыва и Республике Алтай уровень бедности вырос с 33 % и 21 % до 34,4 % и 24 % соответственно, а уровень урбанизации данных субъектов остался неизменным — в Республике Тыва 54 %, в Республике Алтай 29 %.Таким образом, урбанизационный фактор бедности населения в территориальном отношении действует на разных территориях по-разному. На территории России, на основе проведённого выше анализа, он действует по трем сценариям:
1) В развитых в социально-экономическом плане субъектах (Центральная часть России) при повышении уровня урбанизации сокращается численность населения с доходами ниже прожиточного минимума;
2) В бедных субъектах сельскохозяйственного профиля (Зона Юга России) при повышении уровня урбанизации территории повышается и численность населения с доходами ниже прожиточного минимума;
3) В горных субъектах Средней части России (Республика Тыва, Республика Алтай) уровень урбанизации никак не влияет на уровень бедности населения, так как при увеличении численности населения с доходами ниже прожиточного минимума, уровень урбанизации остается низменным.
Литература:
- Равайон М. Бедность в городах // Финансы и развитие. — 2007. — № 3. — С. 16–17.
- Славина М. С., Аллаярова А. М. Сельская бедность: причины, проявления, последствия (на примере Республики Башкортостан) // Аэкономика: экономика и сельское хозяйство. — 2016. — № 4 (12). — С. 7.
- Доля городского населения в общей численности населения по субъектам Российской Федерации [ЭЛЕКТРОННЫЙ РЕСУРС] — Режим доступа URL: https://www.gks.ru (дата обращения 23.10.2020)