Статьей 7 Конституции Российской Федерации Российская Федерация провозглашена социальным государством, в котором обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
Статьей 27 Конвенции о правах ребенка закреплено право каждого ребенка на уровень жизни, необходимый для его физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития.
Особенно нуждаются в защите основные социальные права граждан, в числе которых право на охрану здоровья, на жилище, социальное обеспечение. В первую очередь защита необходима детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, инвалидам, многодетным семьям.
Прокуроры осуществляют постоянный надзор за исполнением законов о защите имущественных и неимущественных прав детей, а также об охране жизни и здоровья несовершеннолетних, акцентируя особое внимание на своевременном оказании помощи детям, находящимся в социально опасном положении, в том числе детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей [1].
Исполнение органами государственной власти и местного самоуправления требований законодательства об обеспечении жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, является одним из приоритетных направлений работы органов прокуратуры.
В силу ст. 10 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» за защитой своих прав дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а равно их законные представители, опекуны (попечители), органы опеки и попечительства и прокурор вправе обратиться в установленном порядке в соответствующие суды Российской Федерации.
В Приказе Генерального прокуратура РФ от 26.11.2007 № 188
«Об организации прокурорского надзора за исполнением законов о несовершеннолетних и молодежи» определены конкретные направления деятельности органов прокуратуры по защите прав несовершеннолетних, в том числе акцентируется внимание на необходимости своевременного реагирования на нарушения жилищных и имущественных прав несовершеннолетних, принятии исчерпывающих правовых мер к их восстановлению [2].
В ходе осуществления прокурорского надзора за исполнением законов о несовершеннолетних выделяют следующие типичные нарушения прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей:
− намеренное ухудшение жилищных условий детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с целью постановки их на жилищный учет со стороны приемных родителей, опекунов и попечителей;
− сокрытие информации об участии указанных категорий граждан в других программах (например, по ликвидации аварийного жилья, по социальной ипотеке) с целью получения двух и более льгот одновременно;
− предоставление недостоверных сведений (актов) органами опеки и попечительства исполнительных комитетов муниципальных образований о возможности (невозможности) возвращения в закрепленное за детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, жилье;
− ненадлежащее исполнение должностных обязанностей со стороны сотрудников органов опеки и попечительства исполнительных комитетов муниципальных образований в части систематического (ежегодного) контроля за закрепленным за несовершеннолетними детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, жильем, за дальнейшей судьбой детей-сирот, взятых под опеку, направленных в учреждения для такой категории детей;
− превышение должностных полномочий в части неправомерной постановки на жилищный учет лиц без должных на то оснований;
− регистрация детей в помещениях, не соответствующих санитарным нормам и требованиям технических регламентов, предъявляемым к жилым помещениям.
Одним из наиболее эффективных способов защиты прав детей, находящихся в социально опасном положении, в том числе детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в вышеуказанной сфере является обращение прокурора в суд с исковым заявлением в интересах таких лиц.
Право прокурора на обращение в суд с заявлением предусмотрено и статьей 45 ГПК РФ.
Обобщение судебной практики показало, что прокуроры, обращаясь в суд в порядке, предусмотренном ст. 45 ГПК РФ с заявлениями в защиту жилищных прав несовершеннолетних детей вышеуказанной категории, исходили из положений ст. 10 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», а также из того, что лица, в защиту жилищных прав которых они выступают, являются детьми-сиротами или детьми, оставшимися без попечения родителей, находятся в тяжелом материальном положении, социально незащищены, что затрудняет их самостоятельное обращение в суд [3].
Основной задачей органов прокуратуры при осуществлении надзора за исполнением федерального законодательства в рассматриваемой сфере является пресечение нарушений жилищных прав детей-сирот, а в случае выявления нарушений безотлагательное принятие мер к их устранению и восстановлению нарушенных прав этой категории граждан.
Например, прокуратурой Заводского района г. Саратова проведена проверка по обращению Д., 1999 года рождения.
Установлено, что заявитель обладает статусом лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и с 2009 года состоял на учете в министерстве строительства и ЖКХ Саратовской области в качестве нуждающегося в жилом помещении.
Попечительство над юношей прекращено в 2017 году в связи с достижением последним совершеннолетия, однако жилым помещением, пригодным для постоянного проживания и отвечающим санитарным и техническим нормам и правилам, он не обеспечен.
В связи с этим прокурор направил в суд исковое заявление с требованием обязать министерство строительства и ЖКХ Саратовской области обеспечить заявителя жилым помещением общей площадью не менее 30 кв. метров. Решением суда исковые требования прокурора удовлетворены в полном объеме. В настоящее время Д. предоставлена благоустроенная квартира в новом многоквартирном доме в г. Саратове по договору найма специализированного жилого помещения из государственного специализированного жилищного фонда области.
Так прокурорами выявляются факты необоснованного отказа министерством строительства и ЖКХ области в постановке на учет в качестве нуждающихся в предоставлении жилых помещений лиц, относящихся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
К примеру, прокуратурой области организовано проведение проверочных мероприятий по обращению Уполномоченного по правам ребенка в Саратовской области о нарушении жилищных прав несовершеннолетней К.
Установлено, что К., 2002 года рождения, имеет статус лица, оставшегося без попечения родителей.
В соответствии со ст. 4 Закона Саратовской области от 02.08.2012
№ 123 ЗСО «Об обеспечении дополнительных гарантий прав на имущество и жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Саратовской области» проживание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в жилых помещениях, собственниками которых они являются, признается невозможным в случае, если общая площадь жилого помещения, приходящаяся на одно лицо, проживающее в данном жилом помещении, менее 14 кв. метров общей площади жилого помещения.
Поскольку несовершеннолетняя К. имеет право собственности на 1/6 долю жилого помещения общей площадью 33,1 кв. метра, то на нее приходится менее 14 кв. метров.
Вместе с тем министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства области К. отказано в постановке на учет в качестве нуждающейся в предоставлении жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения из специализированного государственного фонда области.
В феврале 2018 г. прокуратурой г. Б. в районный суд г. Саратова направлено исковое заявление о возложении на министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства области обязанности поставить К. на учет в качестве нуждающейся в предоставлении жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения.
Решением районного суда г. Саратова исковые требования прокуратуры удовлетворены.
Не согласившись с решением суда, министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства области подало апелляционную жалобу.
Определением Саратовского областного суда решение Кировского районного суда г. Саратова оставлено без изменения, апелляционная жалоба — без удовлетворения. К. поставлена на соответствующий учет в министерстве строительства и ЖКХ области.
Обобщение судебной практики по рассмотрению исков прокуроров в указанной сфере свидетельствует о том, что суды принимают во внимание не только реальное отсутствие у детей-сирот закрепленного жилого помещения, занимаемого ими в качестве нанимателя или члена семьи нанимателя по договору социального найма либо на основании права собственности (например, в связи с тем, что жилое помещение никогда не закреплялось за детьми-сиротами либо закрепленное жилое помещение было утрачено по причине сноса, пожара, наводнения и т. п.), но и иные обстоятельства. В частности, суды признавали за детьми-сиротами право на внеочередное обеспечение жилым помещением при наличии закрепленного жилого помещения, если было установлено, что вселение в это жилое помещение невозможно в связи с признанием его в установленном порядке непригодным для проживания.
Например, Краснознаменским районным судом Калининградской области при рассмотрении гражданского дела по заявлению прокурора Краснознаменского района в интересах С. к администрации МО «Краснознаменский муниципальный район» Калининградской области, администрации МО «Весновское сельское поселение» Краснознаменского муниципального района Калининградской области о предоставлении жилого помещения по договору социального найма и возложении обязанности по заключению договора социального найма было установлено, что за С. как за лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, постановлением администрации Краснознаменского района Калининградской области была закреплена жилая площадь по месту постоянной регистрации в пос. Узловое Краснознаменского района Калининградской области. Поскольку в ходе обследования данного жилого помещения межведомственной комиссией администрации МО «Весновское сельское поселение» установлено, что жилой дом представляет собой довоенную (до 1945 года) постройку и в настоящее время разрушен, заключением указанной комиссии закрепленное за истцом жилое помещение признано непригодным для постоянного проживания. С учетом этого обстоятельства, а также того, что иного жилого помещения для постоянного проживания С. не имеет, суд пришел к выводу о том, что истец фактически не имеет закрепленного жилого помещения и принял решение об удовлетворении заявления прокурора [4].
Особое внимание органов прокуратуры при осуществлении эффективной защиты жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей обуславливает, во-первых, социальная незащищенность указанной категории несовершеннолетних, а также частое бездействие контролирующих органов при реализации своих полномочий в данной сфере.
Литература:
- Деятельность органов прокуратуры по защите прав детей, находящихся в наиболее сложном социальном положении (детей-инвалидов, детей-сирот, детей, проживающих в семьях на отдаленных и труднодоступных территориях, и др.): сб. материалов круглого стола (Москва, 24 мая 2018 г.) / под общ. ред. О. С. Капинус; [науч. ред. А. Ю. Винокуров; сост. Д. И. Ережипалиев, М. А. Фролова]; Ун-т прокуратуры Рос. Федерации. — М., 2018. — С. 3–4.
- п. 3.3 Приказа Генерального прокурора РФ от 26.11.2007 № 188 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов о несовершеннолетних и молодежи».
- «Обзор практики рассмотрения судами дел по заявлениям прокуроров в защиту жилищных прав несовершеннолетних детей, подпадающих под категорию лиц, которые имеют право на дополнительную социальную защиту в соответствии со ст. 1 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» // «Бюллетень Верховного Суда РФ», 2008, № 10
- «Обзор практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями» (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 20.11.2013) // «Бюллетень Верховного Суда РФ», № 3, март, 2014.