Анализ бюджета Республики Казахстан с учётом влияния пандемии | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: , ,

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №42 (332) октябрь 2020 г.

Дата публикации: 16.10.2020

Статья просмотрена: 1438 раз

Библиографическое описание:

Турлыбекова, А. Ж. Анализ бюджета Республики Казахстан с учётом влияния пандемии / А. Ж. Турлыбекова, А. К. Бакыт, Б. К. Купешова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 42 (332). — С. 145-148. — URL: https://moluch.ru/archive/332/74232/ (дата обращения: 27.04.2024).



Государственный бюджет является важным инструментом реализации экономической политики государства . Это обеспечит централизацию необходимых средств для решения основных направлений научно - технического прогресса , формирование резервов в общегосударственном масштабе . Основной задачей бюджетной политики является обеспечение наиболее эффективного и прозрачного использования средств для достижения конечных , измеримых , социально значимых результатов , которые , в свою очередь , ведут к дальнейшему повышению финансовых возможностей государства при сохранении макроэкономической стабильности , сбалансированности и устойчивости бюджетной системы. В статье рассматриваются такие вопросы как государственный бюджет Республики Казахстан, доходы и расходы государственного бюджета и, конечно же, влияние пандемии на поступление налогов в бюджет Республики

Ключевые слова: бюджет, государственный бюджет, налог, план, доход бюджета, расход бюджета, пандемия

Государственный бюджет — это финансовый план государственных доходов и расходов на определенный период времени, преимущественно на год. В нем указываются источники государственных доходов, а также направления и каналы расходования средств. Государственный бюджет разрабатывается правительством, принимается и утверждается высшими законодательными органами. В ходе исполнения бюджета он может быть частично пересмотрен. Принятие государственного бюджета во всех демократических государствах является одним из важнейших полномочий парламента [1].

В огромном разнообразии финансовых отношений можно выделить изолированные сферы, отличающиеся некоторыми общими чертами. Таким образом, финансовые отношения государства с хозяйствующими субъектами и населением образуют особую отрасль стоимостного распределения валового общественного продукта и связаны с формированием и использованием централизованного денежного фонда для удовлетворения общественных потребностей. Эта совокупность финансовых отношений и составляет экономическое содержание понятия «государственный бюджет». Государственный бюджет-это экономические отношения, возникающие между государством и другими участниками общественного производства в процессе распределения и перераспределения стоимости общественных продуктов путем создания централизованного денежного фонда государства и использования его в целях воспроизводства и удовлетворения общественных потребностей. Государственный бюджет как определенная совокупность финансовых отношений характеризуется, прежде всего, отличительными чертами от общей финансовой категории: бюджетные отношения носят обособленный характер, всегда осуществляются в денежной форме и сопровождаются формированием и использованием целевых денежных средств. Государственный бюджет, как и любая другая экономическая категория, является производственным отношением и представляет собой соответствующие ему конкретные материальные и материальные формы: бюджетные отношения помещаются в централизованный денежный фонд государства-бюджетный фонд. Учитывая многогранное значение государственного бюджета, его можно рассматривать не только как экономическую категорию и централизованный денежный фонд государства, но и как основной финансовый план, совокупную концепцию механизма регулирования социально-экономических процессов. Поскольку государственный бюджет отражает все экономические процессы в обществе, а также все основные финансовые институты — налоги, государственные расходы, государственный кредит, государственные займы и т. д. бюджет характеризуется как основной финансовый план государства, поскольку он находит свое консолидированное видение. Признание бюджета главным финансовым планом определяет его важное место в перераспределении национального дохода, его приоритетное положение в системе финансовых планов, а также его исключительную роль в общественном воспроизводстве. Государственный бюджет-финансовый план государства, представляющий собой баланс доходов и расходов государства. Он состоит из входной и выходной частей [2].

Доходы бюджета формируются на основе:

− налоговых поступлений, около 85 % доходов от эмиссии, монетизации и других доходов государственных ценных бумаг в виде облигационных займов и др.

Расходы бюджета осуществляются по следующим направлениям:

− промышленности (растениеводство и др.), финансирование отраслей народного хозяйства, расходы на

− оборону народного хозяйства, судебную власть и др. [3].

С января по апрель 2020 года в бюджет государства поступило 3,4 трлн тенге налоговых платежей. План по доходам был исполнен на 103,9 %. В республиканский бюджет поступило 1,7 трлн тенге доходов. А также в данное время правительство реализует антикризисные меры, которые направлены на поддержку социально-экономической стабильности и занятости населения и, конечно же, поддержки отечественного бизнеса. К тому же есть налоговые преференции и послабление. Это означает сейчас применяется нулевая ставка по налогу на имущество, на земельный налог, по индивидуальному подоходному налогу, акцизам и ЭТП. Данная мера касается 134 тысяч налогоплательщиков, а сумма налога составляет около 205 млрд тенге.

Также для малого и среднего бизнеса предусмотрены меры по освобождению или применению нулевых ставок по налогам на 6 месяцев, ИНН и социальному налогу из фонда заработной платы(субъекты крупного бизнеса до 1 октября). В свою очередь эта мера охватила 70 тысяч налогоплательщиков и сумма составила около 200 млрд тенге. Государствой так же былапринета мера по снижению ставки налога на добавленную стоимость, то есть с 12 % снизился до 8 %. Здесь расчетная сумма за предыдущий период составила около 9 млрд тенге.

За один квартал в государственный бюджет поступило 2,7 трлн тенге. Выполнив план на 104 % [4]. В частности, основной суммой дефолтов являются КПН и НДС. Влияние внешних рыночных факторов приводит к невыполнению плана. Если сравнить цены основных экспортных товаров с прошлым годом, сумма снизилась на 19 % а с начала года на 15 %. Так же за эти четыре месяца уменьшились поступления от сфер услуг. А теперь рассмотрим расходы государственного бюджета, расходы бюджета исполнены на 97,7 %, республиканского — на 98,6 % и местных бюджетов — на 97,1 % [5].

Только в январе 2020 года доходы государственного бюджета увеличились на 31,7 % по сравнению с январем 2019 года и достигли 1,1 трлн тенге (когда показатель составлял 853,07 млрд тг). Если сравнивать с 2018 годом, то доход госбюджета составляли 883,29 млрд тенге.

Доходы государственного бюджета Республики Казахстан

Рис. 1. Доходы государственного бюджета Республики Казахстан

В 2020 году поступление от налогов в государственный бюджет снизился на 8 % и составила сумму 521 миллиард тенге. Сумма поступления от социального налога в 2019 году составлял 46 миллиард тенге, а в этом году увеличился на 20 %, точнее до 56 миллиарда тенге. Тем не менее налоговое поступление от международной торговли и внешних операции снизились и составила сумму 42 млрд тенге, если сравнить с 2019 годом 99,7 миллиард тенге.

Сумма от неналоговых доходов снизился за год на 1,2 % и составил19,6 миллиард тенге. В госбюджете на 12 % увеличились поступления от продажи основных средств до 7,9 млрд тенге, а сумма трансфертных поступлении увеличились в 2 раза по сравнению с 2019 годом и составил 575 млрд тенге.

Таблица 1

Структура доходов государственного бюджета

Структура доходов государственного бюджета

2020/01

2019/01

Прирост, %

Казахстан

11233

3531

31,7

Налоговые поступления

520,9

566,3

-8

Подоходный налог

241,3

221,1

9,1

Внутренние налоги на товары, работы и услуги

170,9

188

-9,1

Социальный налог

55,9

46,5

20,1

Налоги на международную торговлю и внешние операции

41,8

99,8

-58,1

Налоги на собственность

6,6

6,7

-2,5

Прочие налоги

0,1

0,01

-26,8

Обязательные платежи, взимаемые за совершение юридически значимых действий и/или выдачу документов уполномоченными государственными органами или должностными лицами

4,4

4

9,6

Неналоговые поступления

19,6

19,8

-1,2

Доходы от государственной собственности

12

12,4

-3,5

Штрафы, пени, санкции, взыскания, налагаемые государственными учреждениями, финансируемыми из государственного бюджета и бюджета НБ РК

3,8

3,3

13,9

Поступления от реализации товаров и услуг государственными учреждениями, финансируемыми из государственного бюджета

0,2

0,2

1,9

Поступления денег от проведения государственных закупок, организуемых государственными учреждениями, финансируемыми из государственного бюджета

0,01

0,035

-71,2

Прочие неналоговые поступления

3,6

3,9

6,5

Поступления от продажи основного капитала

7,8

7

11,9

Продажа государственного имущества, закреплённого за государственными учреждениями

6,1

5,7

6,8

Продажа земли и нематериальных активов

1,7

1,2

37,1

Продажа товаров из государственного материального резерва

-0,0155

-0,0002

7070,8

Поступления трансфертов

575

260

121,2

Трансферт из Национального фонда

575

260

121,2

В этом году ситуация на мировом товарном и финансовом рынке начала восстанавливаться с учетом крупного денежного и бюджетного стимула. Потому что некоторые страны начали медленно выходить из режима карантин, с такими показателями площадь фонда начала расти в положительную сторону. Фондовый рынок восстановился после значительного падения в марте, увеличившись на 11,5 %.

После введения чрезвычайных и карантинных мер снизился мировой рост и цены на нефть, так же повлияло на показатели экономической активности РК. По статистике национального комитета Министерства экономики Республики Казахстан, высоким спадом за первый квартал этого года проявился на транспортные услуги и услуги торговли.

В государственной казне продолжаются спад денег. Во время пандемии приостановление деловых активностей повлияло на поступления денег в республиканский бюджет: по официальным данным Министерства финансов, с января по июль план по доходам бюджета был выполнен на 17 % ниже и составила сумму 543,9 млрд тенге.

По сравнению с крупнейшими налогоплательщиками горнодобывающих отраслей на невыполнение КСС превышает сумму на 120 млрд тенге. Оно и повлияло на среднее снижение цен основных экспортных товаров на 16 %.

Авансовые платежи объявленных специально для 830 крупнейших налогоплательщиков, если смотреть на показатели прошлого года сумма снизилась на 39 % и составила 184 млрд тенге.

Основной причиной невыполненных планов по НДС: Возврат НДС за счет наличия перечисления дебетового баланса увеличился на 84,4 % или 218,3 млрд тенге по сравнению с аналогичным периодом прошлого года [5].

Во- первых, за счет наличия перечисления дебетового баланса выплаты НДС увеличились на 84 % или 218 млрд тенге по сравнению с 2019 года;

Во-вторых, снижение продажи оборотов по ИС «Электронные счета» на 12 %. На главное сокращение горнодобывающих промышленностей влияет товарооборот, который уменьшился на 34 % и составила сумму 3,5 трлн тенге; введение карантинного режима повлияло на понижение деловой активности: 19 тысяч налогоплательщиков были вынуждены снизить выплаты на 187 млрд тенге;

В таких ситуациях доходы местных бюджетов повышаются: приход от местных бюджетов были исполнены на 120 % и показало наилучшие результаты, а сумма составила 1,7 трлн тенге. План был выполнен на 294 млрд тенге, включительно сумма налогов на 277 млрд тенге.

Осуществление затраты республиканского бюджета был проведен: расход выполнен на 99 %, а расходы местных бюджетов — на 98,5 %.

Главные причины невыплаты: долгосрочные тендерные процедуры, контрактные процедуры, непредставление актов завершения, непоставка товаров из-за карантинных ограничений, оплата фактического объема оказанных услуг.

Литература:

  1. Омирбаев, С. М. Государственный бюджет / С. М. Омирбаев. —:, 2011.
  2. Купешова, Б. К. Бюджет и бюджетная система I часть / Б. К. Купешова, Р. Д. Досжан. — Алматы, 2016.
  3. Афанасьев, М. П. Бюджет и бюджетная система / М. П. Афанасьев, И. В. Кривогов, А. А. Беленчук. —: Юрайт, 2011 г.. — 777 c.
  4. Республиканский бюджет. — Текст: электронный // budget.kz: [сайт]. — URL: http://budget.kz/respublikanckiy-byudzhet/ (дата обращения: 28.09.2020).
  5. По итогам 8 месяцев 2020 года в государственный бюджет поступило 5,5 трлн тенге доходов — Минфин. — Текст: электронный // primeminister.kz: [сайт]. — URL: https://primeminister.kz/ru/news/po-itogam-8-mesyacev-2020-goda-v-gosudarstvennyy-byudzhet-postupilo-55-trln-tenge-dohodov-minfin-981746 (дата обращения: 28.09.2020).
Основные термины (генерируются автоматически): государственный бюджет, млрд тенге, трлн тенге, доход, Казахстан, сумма, централизованный денежный фонд, доход бюджета, республиканский бюджет, социальный налог.


Похожие статьи

Анализ доходов бюджета Республики Саха (Якутия) за...

Главным централизованным фондом аккумулирования государственных доходов, является бюджет

Бюджет — это реальные ресурсы, которые находятся в распоряжении органов власти и

Существенным весом в общей сумме доходов бюджета обладает налог на доходы...

Похожие статьи

Анализ доходов бюджета Республики Саха (Якутия) за...

Главным централизованным фондом аккумулирования государственных доходов, является бюджет

Бюджет — это реальные ресурсы, которые находятся в распоряжении органов власти и

Существенным весом в общей сумме доходов бюджета обладает налог на доходы...

Задать вопрос