Анализ бюджета Республики Казахстан с учётом влияния пандемии | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 октября, печатный экземпляр отправим 3 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: , ,

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №42 (332) октябрь 2020 г.

Дата публикации: 16.10.2020

Статья просмотрена: 530 раз

Библиографическое описание:

Турлыбекова, А. Ж. Анализ бюджета Республики Казахстан с учётом влияния пандемии / А. Ж. Турлыбекова, А. К. Бакыт, Б. К. Купешова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 42 (332). — С. 145-148. — URL: https://moluch.ru/archive/332/74232/ (дата обращения: 16.10.2021).



Государственный бюджет является важным инструментом реализации экономической политики государства . Это обеспечит централизацию необходимых средств для решения основных направлений научно - технического прогресса , формирование резервов в общегосударственном масштабе . Основной задачей бюджетной политики является обеспечение наиболее эффективного и прозрачного использования средств для достижения конечных , измеримых , социально значимых результатов , которые , в свою очередь , ведут к дальнейшему повышению финансовых возможностей государства при сохранении макроэкономической стабильности , сбалансированности и устойчивости бюджетной системы. В статье рассматриваются такие вопросы как государственный бюджет Республики Казахстан, доходы и расходы государственного бюджета и, конечно же, влияние пандемии на поступление налогов в бюджет Республики

Ключевые слова: бюджет, государственный бюджет, налог, план, доход бюджета, расход бюджета, пандемия

Государственный бюджет — это финансовый план государственных доходов и расходов на определенный период времени, преимущественно на год. В нем указываются источники государственных доходов, а также направления и каналы расходования средств. Государственный бюджет разрабатывается правительством, принимается и утверждается высшими законодательными органами. В ходе исполнения бюджета он может быть частично пересмотрен. Принятие государственного бюджета во всех демократических государствах является одним из важнейших полномочий парламента [1].

В огромном разнообразии финансовых отношений можно выделить изолированные сферы, отличающиеся некоторыми общими чертами. Таким образом, финансовые отношения государства с хозяйствующими субъектами и населением образуют особую отрасль стоимостного распределения валового общественного продукта и связаны с формированием и использованием централизованного денежного фонда для удовлетворения общественных потребностей. Эта совокупность финансовых отношений и составляет экономическое содержание понятия «государственный бюджет». Государственный бюджет-это экономические отношения, возникающие между государством и другими участниками общественного производства в процессе распределения и перераспределения стоимости общественных продуктов путем создания централизованного денежного фонда государства и использования его в целях воспроизводства и удовлетворения общественных потребностей. Государственный бюджет как определенная совокупность финансовых отношений характеризуется, прежде всего, отличительными чертами от общей финансовой категории: бюджетные отношения носят обособленный характер, всегда осуществляются в денежной форме и сопровождаются формированием и использованием целевых денежных средств. Государственный бюджет, как и любая другая экономическая категория, является производственным отношением и представляет собой соответствующие ему конкретные материальные и материальные формы: бюджетные отношения помещаются в централизованный денежный фонд государства-бюджетный фонд. Учитывая многогранное значение государственного бюджета, его можно рассматривать не только как экономическую категорию и централизованный денежный фонд государства, но и как основной финансовый план, совокупную концепцию механизма регулирования социально-экономических процессов. Поскольку государственный бюджет отражает все экономические процессы в обществе, а также все основные финансовые институты — налоги, государственные расходы, государственный кредит, государственные займы и т. д. бюджет характеризуется как основной финансовый план государства, поскольку он находит свое консолидированное видение. Признание бюджета главным финансовым планом определяет его важное место в перераспределении национального дохода, его приоритетное положение в системе финансовых планов, а также его исключительную роль в общественном воспроизводстве. Государственный бюджет-финансовый план государства, представляющий собой баланс доходов и расходов государства. Он состоит из входной и выходной частей [2].

Доходы бюджета формируются на основе:

− налоговых поступлений, около 85 % доходов от эмиссии, монетизации и других доходов государственных ценных бумаг в виде облигационных займов и др.

Расходы бюджета осуществляются по следующим направлениям:

− промышленности (растениеводство и др.), финансирование отраслей народного хозяйства, расходы на

− оборону народного хозяйства, судебную власть и др. [3].

С января по апрель 2020 года в бюджет государства поступило 3,4 трлн тенге налоговых платежей. План по доходам был исполнен на 103,9 %. В республиканский бюджет поступило 1,7 трлн тенге доходов. А также в данное время правительство реализует антикризисные меры, которые направлены на поддержку социально-экономической стабильности и занятости населения и, конечно же, поддержки отечественного бизнеса. К тому же есть налоговые преференции и послабление. Это означает сейчас применяется нулевая ставка по налогу на имущество, на земельный налог, по индивидуальному подоходному налогу, акцизам и ЭТП. Данная мера касается 134 тысяч налогоплательщиков, а сумма налога составляет около 205 млрд тенге.

Также для малого и среднего бизнеса предусмотрены меры по освобождению или применению нулевых ставок по налогам на 6 месяцев, ИНН и социальному налогу из фонда заработной платы(субъекты крупного бизнеса до 1 октября). В свою очередь эта мера охватила 70 тысяч налогоплательщиков и сумма составила около 200 млрд тенге. Государствой так же былапринета мера по снижению ставки налога на добавленную стоимость, то есть с 12 % снизился до 8 %. Здесь расчетная сумма за предыдущий период составила около 9 млрд тенге.

За один квартал в государственный бюджет поступило 2,7 трлн тенге. Выполнив план на 104 % [4]. В частности, основной суммой дефолтов являются КПН и НДС. Влияние внешних рыночных факторов приводит к невыполнению плана. Если сравнить цены основных экспортных товаров с прошлым годом, сумма снизилась на 19 % а с начала года на 15 %. Так же за эти четыре месяца уменьшились поступления от сфер услуг. А теперь рассмотрим расходы государственного бюджета, расходы бюджета исполнены на 97,7 %, республиканского — на 98,6 % и местных бюджетов — на 97,1 % [5].

Только в январе 2020 года доходы государственного бюджета увеличились на 31,7 % по сравнению с январем 2019 года и достигли 1,1 трлн тенге (когда показатель составлял 853,07 млрд тг). Если сравнивать с 2018 годом, то доход госбюджета составляли 883,29 млрд тенге.

Доходы государственного бюджета Республики Казахстан

Рис. 1. Доходы государственного бюджета Республики Казахстан

В 2020 году поступление от налогов в государственный бюджет снизился на 8 % и составила сумму 521 миллиард тенге. Сумма поступления от социального налога в 2019 году составлял 46 миллиард тенге, а в этом году увеличился на 20 %, точнее до 56 миллиарда тенге. Тем не менее налоговое поступление от международной торговли и внешних операции снизились и составила сумму 42 млрд тенге, если сравнить с 2019 годом 99,7 миллиард тенге.

Сумма от неналоговых доходов снизился за год на 1,2 % и составил19,6 миллиард тенге. В госбюджете на 12 % увеличились поступления от продажи основных средств до 7,9 млрд тенге, а сумма трансфертных поступлении увеличились в 2 раза по сравнению с 2019 годом и составил 575 млрд тенге.

Таблица 1

Структура доходов государственного бюджета

Структура доходов государственного бюджета

2020/01

2019/01

Прирост, %

Казахстан

11233

3531

31,7

Налоговые поступления

520,9

566,3

-8

Подоходный налог

241,3

221,1

9,1

Внутренние налоги на товары, работы и услуги

170,9

188

-9,1

Социальный налог

55,9

46,5

20,1

Налоги на международную торговлю и внешние операции

41,8

99,8

-58,1

Налоги на собственность

6,6

6,7

-2,5

Прочие налоги

0,1

0,01

-26,8

Обязательные платежи, взимаемые за совершение юридически значимых действий и/или выдачу документов уполномоченными государственными органами или должностными лицами

4,4

4

9,6

Неналоговые поступления

19,6

19,8

-1,2

Доходы от государственной собственности

12

12,4

-3,5

Штрафы, пени, санкции, взыскания, налагаемые государственными учреждениями, финансируемыми из государственного бюджета и бюджета НБ РК

3,8

3,3

13,9

Поступления от реализации товаров и услуг государственными учреждениями, финансируемыми из государственного бюджета

0,2

0,2

1,9

Поступления денег от проведения государственных закупок, организуемых государственными учреждениями, финансируемыми из государственного бюджета

0,01

0,035

-71,2

Прочие неналоговые поступления

3,6

3,9

6,5

Поступления от продажи основного капитала

7,8

7

11,9

Продажа государственного имущества, закреплённого за государственными учреждениями

6,1

5,7

6,8

Продажа земли и нематериальных активов

1,7

1,2

37,1

Продажа товаров из государственного материального резерва

-0,0155

-0,0002

7070,8

Поступления трансфертов

575

260

121,2

Трансферт из Национального фонда

575

260

121,2

В этом году ситуация на мировом товарном и финансовом рынке начала восстанавливаться с учетом крупного денежного и бюджетного стимула. Потому что некоторые страны начали медленно выходить из режима карантин, с такими показателями площадь фонда начала расти в положительную сторону. Фондовый рынок восстановился после значительного падения в марте, увеличившись на 11,5 %.

После введения чрезвычайных и карантинных мер снизился мировой рост и цены на нефть, так же повлияло на показатели экономической активности РК. По статистике национального комитета Министерства экономики Республики Казахстан, высоким спадом за первый квартал этого года проявился на транспортные услуги и услуги торговли.

В государственной казне продолжаются спад денег. Во время пандемии приостановление деловых активностей повлияло на поступления денег в республиканский бюджет: по официальным данным Министерства финансов, с января по июль план по доходам бюджета был выполнен на 17 % ниже и составила сумму 543,9 млрд тенге.

По сравнению с крупнейшими налогоплательщиками горнодобывающих отраслей на невыполнение КСС превышает сумму на 120 млрд тенге. Оно и повлияло на среднее снижение цен основных экспортных товаров на 16 %.

Авансовые платежи объявленных специально для 830 крупнейших налогоплательщиков, если смотреть на показатели прошлого года сумма снизилась на 39 % и составила 184 млрд тенге.

Основной причиной невыполненных планов по НДС: Возврат НДС за счет наличия перечисления дебетового баланса увеличился на 84,4 % или 218,3 млрд тенге по сравнению с аналогичным периодом прошлого года [5].

Во- первых, за счет наличия перечисления дебетового баланса выплаты НДС увеличились на 84 % или 218 млрд тенге по сравнению с 2019 года;

Во-вторых, снижение продажи оборотов по ИС «Электронные счета» на 12 %. На главное сокращение горнодобывающих промышленностей влияет товарооборот, который уменьшился на 34 % и составила сумму 3,5 трлн тенге; введение карантинного режима повлияло на понижение деловой активности: 19 тысяч налогоплательщиков были вынуждены снизить выплаты на 187 млрд тенге;

В таких ситуациях доходы местных бюджетов повышаются: приход от местных бюджетов были исполнены на 120 % и показало наилучшие результаты, а сумма составила 1,7 трлн тенге. План был выполнен на 294 млрд тенге, включительно сумма налогов на 277 млрд тенге.

Осуществление затраты республиканского бюджета был проведен: расход выполнен на 99 %, а расходы местных бюджетов — на 98,5 %.

Главные причины невыплаты: долгосрочные тендерные процедуры, контрактные процедуры, непредставление актов завершения, непоставка товаров из-за карантинных ограничений, оплата фактического объема оказанных услуг.

Литература:

  1. Омирбаев, С. М. Государственный бюджет / С. М. Омирбаев. —:, 2011.
  2. Купешова, Б. К. Бюджет и бюджетная система I часть / Б. К. Купешова, Р. Д. Досжан. — Алматы, 2016.
  3. Афанасьев, М. П. Бюджет и бюджетная система / М. П. Афанасьев, И. В. Кривогов, А. А. Беленчук. —: Юрайт, 2011 г.. — 777 c.
  4. Республиканский бюджет. — Текст: электронный // budget.kz: [сайт]. — URL: http://budget.kz/respublikanckiy-byudzhet/ (дата обращения: 28.09.2020).
  5. По итогам 8 месяцев 2020 года в государственный бюджет поступило 5,5 трлн тенге доходов — Минфин. — Текст: электронный // primeminister.kz: [сайт]. — URL: https://primeminister.kz/ru/news/po-itogam-8-mesyacev-2020-goda-v-gosudarstvennyy-byudzhet-postupilo-55-trln-tenge-dohodov-minfin-981746 (дата обращения: 28.09.2020).
Основные термины (генерируются автоматически): государственный бюджет, млрд тенге, трлн тенге, доход, Казахстан, сумма, централизованный денежный фонд, доход бюджета, республиканский бюджет, социальный налог.


Задать вопрос