О подсудности в рамках административного судопроизводства в арбитражных судах | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №42 (332) октябрь 2020 г.

Дата публикации: 15.10.2020

Статья просмотрена: 101 раз

Библиографическое описание:

Дергачева, Я. Р. О подсудности в рамках административного судопроизводства в арбитражных судах / Я. Р. Дергачева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 42 (332). — С. 192-194. — URL: https://moluch.ru/archive/332/74220/ (дата обращения: 26.04.2024).



Статья 202 АПК РФ четко определяет критерии отнесения дел к подведомственности арбитражным судам.

Как отмечают А. Н. Борисов и И. Е. Махров, в названной статье АПК РФ, как и в статье 29 Кодекса содержится указание на такое ограничение подведомственности арбитражным судам дел об административных правонарушениях: административное правонарушение должно быть не только совершено юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, но и связано с осуществлением ими предпринимательской и иной экономической деятельности [1].

Эта, на первый взгляд, незначительная оговорка предусматривает исключение из подсудности арбитражных судов дел об административных правонарушениях, предусмотренных пунктом 3 части 3 статьи 23.1 КоАП РФ, которые совершаются юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, не связанными с их предпринимательской и иной экономической деятельностью.

Ключевые слова : административный процесс, судопроизводство, экономические споры, арбитражный суд.

Очевидно, что существующие нормативно-правовые акты требуют от ученых, изучающих проблемы Арбитражного и процессуального права, ответов на текущие проблемы, возникающие в подведомственности Арбитражного суда по делам об административных правонарушениях. На практике нормы подсудности наполняются весьма своеобразным, многогранным содержанием, как и сама правовая реальность, которая развивает историю неудачных прогнозов российских законодателей.

Подсудность о привлечении к административной ответственности в рамках Арбитражного суда предполагается в следующем порядке:

1) подсудность Арбитражного суда по делам об административных правонарушениях распространяется только на те административные правонарушения, которые отнесены к подсудности Арбитражного суда по административному регламенту Российской Федерации (Статья 202 АПК РФ, статья 23.1 КоАП РФ);

2) дела об административной ответственности за состав, предусмотренный пунктом 3 части 3 статьи 23.1 КоАП РФ, относятся к подсудности арбитражных судов только в том случае, если предполагаемое административное правонарушение совершено юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем в связи с его предпринимательской и иной экономической деятельностью (Статья 202 КоАП РФ).

Иными словами, дело должно отвечать следующим критериям:

– предметному критерию: дела должно быть прямо отнесено к подведомственности арбитражных судов федеральным законом;

– субъектному критерию: к ответственности могут быть привлечены лишь юридическое лицо или гражданин, имеющий статус индивидуального предпринимателя;

– с точки зрения характера правоотношений административное правонарушение должно быть не только совершено юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, но и связано с осуществлением ими предпринимательской или иной экономической деятельности [2].

Правила подсудности рассмотрения дел о привлечении к административной ответственности определены в статье 203 АПК РФ. Таким образом, речь идет об установлении протокола об административном правонарушении лицом по месту или месту жительства, по которому в Арбитражный суд подается заявление об административной ответственности.

Если административное правонарушение совершено лицом, в отношении которого направлено соглашение об административном правонарушении, по месту его жительства или за его пределами, в Арбитражный суд по месту нахождения административного правонарушения может быть подано конкретное заявление.

Хотя законодатели уточнили содержание статьи 203, подсудность дел об административных правонарушениях, совершенных юридическими лицами, и деятельность их филиалов или представительств не урегулированы. В связи с этим арбитражный суд, руководствуясь толкованием Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, сформулировал пленарное постановление № 10 от июня 2004 года «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике с учетом административных дел, в частности, на основании статьи 29.5 КоАП РФ, расположенных вне места нахождения юридического лица, на основании статьи 29.5 КоАП РФ».

Практика судебного арбитража пошла дальше и установила, что дела о нарушениях, связанных с ведомственной деятельностью филиалов или представительств, не являющихся местом нахождения неинкорпорированного лица, рассматриваются по месту совершения нарушения, возлагая административную ответственность на юридические лица.

Например, Северо-Кавказский региональный Арбитражный суд принял такую позицию в своем постановлении от 19 ноября 2009 года по делу № 19.11.2009.А20–1877/2009. Статья 205 АПК РФ определяет особенности судопроизводства по таким делам [3].

Действующая редакция части 1 настоящей статьи предусматривает административную ответственность лица в случае занятия предпринимательской и иной экономической деятельностью, рассматриваемой на заседании суда единолично судьей в срок не более двух месяцев с момента получения дохода.

Следует также отметить, что кодекс не содержит каких-либо других положений для рассмотрения. Его нормы соответствуют положениям части 1 статьи 205 АПК РФ и предусматривают двухмесячный срок рассмотрения дел, по которым возбуждается административная ответственность. Следует отметить, что срок рассмотрения по данной категории дел, а также по другим публично-правовым спорам значительно увеличился в связи с Федеральным законом от 30 апреля 2010 года № 69-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный Закон Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «о возмещении ущерба за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебных актов в разумный срок».

Согласно ч. 1 ст. 205 АПК РФ двухмесячный срок рассмотрения дела влечет административную ответственность, а закрепленная ч. 2 той же статьи возможность продления производства по делу истца для участия в деле или, при необходимости, дальнейшего выяснения обстоятельств дела, не более чем на один месяц, что позволяет арбитражному суду полностью и всесторонне исследовать дело, в разумные сроки и в полном объеме.

Это, несомненно, способствует развитию административных процедур в экономических спорах. Теперь мы коснемся вопроса закрепления экономических споров в следующей форме административного судопроизводства-рассмотрения дел об оспаривании решений административных органов об административной ответственности в экономической сфере.

При анализе положений части 1 статьи 207 Кодекса Российской Федерации о сельскохозяйственных предприятиях важно, что только окончательное решение по делам, связанным с административной ответственностью, может быть самостоятельно оспорено в рассматриваемом производстве. Иные виды решений, принятых административными органами в ходе производства по делам об административных правонарушениях, не могут являться самостоятельным предметом судебного разбирательства и могут быть обжалованы только с окончательным решением соответствующего дела.

Следует учитывать, что, согласно пункту 4 части 1 статьи 229 АПК РФ, если административные взыскания налагаются только в виде административных штрафов, то дела, по которым административный орган оспаривает решение об административной ответственности, размер которой не превышает 1 млн рублей, учитываются в упрощенном порядке.

Кроме того, как указано в пункте 10 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 8 октября 2012 года n 62 «О некоторых вопросах, касающихся рассмотрения арбитражными судами дел в упрощенном порядке», по смыслу пунктов 3 и 4 статьи 227 АПК РФ и части 1 пунктов 3.2, 3.4. Административный регламент, дело должно быть вынесено Арбитражным судом в порядке упрощенного производства, если рассматривается, помимо административных взысканий, размер которых не превышает 100 тысяч рублей и административных штрафов за совершенные преступления, административные правонарушения установлены (выделены) также предупреждением [4].

Вместе с тем в пункте 11 Постановления разъясняется, что в соответствии с положениями пункта 4 части 1 статьи 227 АПК РФ дела об оспаривании решения административного органа об отказе в привлечении к административной ответственности подлежат административной ответственности за административные правонарушения.

Мы согласны с исследователями, которые отметили, что данное дело может быть рассмотрено в упрощенном порядке, даже если в виде административного штрафа в виде административного штрафа в размере 100 тысяч рублей был осужден виновный в административном правонарушении, но заявитель также получил 100 тысяч рублей.

В соответствии с толкованием, содержащимся в пункте 14 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 27 января 2003 года № 2 «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», суд принимает во внимание, что в случаях, когда положения главы 25 и иные нормы АПК Российской Федерации непосредственно определяют конкретные правила ведения судопроизводства, суд применяет эти правила.

Это касается наименования категории дела, основания для подачи иска, наименования и содержания судебного акта суда первой инстанции, соглашения о заседании суда, времени представления лицу, участвующему в деле, копии судебного акта. Вопросы, связанные с конкуренцией, решаемые администрацией, создаются на основании заявлений об административной ответственности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в предпринимательской и иной экономической деятельности, о конкуренции решений административных органов о привлечении к административной ответственности, а также на основании заявлений потерпевших лиц.

До принятия федерального закона от 27 июля 2010 года № 228-ФЗ «О внесении изменений в Часть 2 статьи 207 Кодекса Российской Федерации О сельскохозяйственных предприятиях» возбуждать такие дела в суде могут только лица, привлеченные к ответственности. Эти изменения расширили перечень тем, которые имеют право оспаривать решения об административной ответственности. Разъяснение об определении подсудности дела третейскому суду, содержащееся в пункте 2 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 9 декабря 2002 года. № 11 «О некоторых вопросах, связанных со вступлением в силу Закона Российской Федерации «об арбитражном судопроизводстве», позволяет сделать однозначный вывод о том, что основанием для обращения в Арбитражный суд с заявлением об оспаривании решения административного органа об административной ответственности является связь оспариваемого решения с предпринимательской и иной экономической деятельностью заявителя.

В соответствии с буквальным толкованием сроков рассмотрения дело по решению административного органа об административном правонарушении, не связанном с предпринимательской деятельностью заявителя, не может быть рассмотрено Арбитражным судом.

Литература:

  1. Борисов А. Н., Махров И. Е. Особенности рассмотрения дел об административных правонарушениях в арбитражных судах: сравнительный комментарий КоАП РФ и АПК РФ // Право и экономика. — 2013. — № 4.
  2. Кочаненко Е. П. Компетенция арбитражных судов при разрешении дел в порядке упрощенного производства // Законодательство и экономика. — 2019. — № 3.
  3. Особенности рассмотрения дел в арбитражном процессе / Отв. ред. А. Арифулин, И. Решетникова. М., 2015.
  4. Рыжаков А. П. Постатейный комментарий к Арбитражному процессуальному кодексу Российской Федерации // СПС «КонсультантПлю».
Основные термины (генерируются автоматически): административная ответственность, Арбитражный суд, Российская Федерация, АПК РФ, административное правонарушение, дело, РФ, экономическая деятельность, юридическое лицо, Высший Арбитражный Суд.


Похожие статьи

общая юрисдикция, суд, арбитражный суд, АПК РФ, дело...

На данный момент дела об административных правонарушениях рассматриваются арбитражными судами в условиях

Однако нормы ГПК РФ и АПК РФ не предусматривают передачу дел судом общей юрисдикции в арбитражный суд, в то время как нормы КоАП РФ...

Похожие статьи

общая юрисдикция, суд, арбитражный суд, АПК РФ, дело...

На данный момент дела об административных правонарушениях рассматриваются арбитражными судами в условиях

Однако нормы ГПК РФ и АПК РФ не предусматривают передачу дел судом общей юрисдикции в арбитражный суд, в то время как нормы КоАП РФ...

Задать вопрос