Способы выявления и профилактики хищения бюджетных денежных средств, выделяемых для финансирования государственных и муниципальных контрактов | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 октября, печатный экземпляр отправим 3 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №42 (332) октябрь 2020 г.

Дата публикации: 16.10.2020

Статья просмотрена: 538 раз

Библиографическое описание:

Успун-оол, А. О. Способы выявления и профилактики хищения бюджетных денежных средств, выделяемых для финансирования государственных и муниципальных контрактов / А. О. Успун-оол. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 42 (332). — С. 148-150. — URL: https://moluch.ru/archive/332/74213/ (дата обращения: 16.10.2021).



В настоящее время актуальны вопросы предотвращения хищений бюджетных средств в сфере заключения и выполнения государственных и муниципальных контрактов. Для успешного выявления таких преступлений и их предотвращения принимаются следующие меры: взаимодействие между контрольными и правоохранительными органами, совершенствование государственного контроля бюджетных расходов, обеспечение прозрачности процедур, связанных с госзакупками, совершенствование действующего законодательства. Работа по выявлению и профилактике преступлений в сфере госзакупок проводится на основе экспертного анализа выявленных нарушений.

Ключевые слова: бюджет, хищение бюджетных денежных средств, государственные и муниципальные контракты, преступления в сфере госзакупок, выявление и профилактика преступлений в сфере госзакупок.

Currently, issues of prevention of embezzlement of budget funds in the sphere of concluding and executing state and municipal contracts are relevant. To successfully detect such crimes and prevent them, the following measures are being taken: interaction between control and law enforcement agencies, improving state control of budget expenditures, ensuring transparency of procedures related to public procurement, and improving current legislation. Work on the detection and prevention of crimes in the field of public procurement is carried out on the basis of expert analysis of detected violations.

Keywords: budget, embezzlement of budget funds, state and municipal contracts, crimes in the field of public procurement, detection and prevention of crimes in the field of public procurement

По итогам 2019 года Главное управление экономической безопасности и противодействия коррупции МВД Российской Федерации выявило 1698 преступлений, связанных с освоением бюджетных средств, и 5141 — связанных с хищением бюджетных средств. Сумма совокупного ущерба для государства по этим преступлениям достигла 17,3 млрд рублей. Возвращено государству всего 9,2 млрд.

Хищение бюджетных средств, особенно в сфере государственных закупок и муниципальных контрактов — деяние общественно опасное. Помимо самого факта хищения средств, в результате таких преступлений тормозится рост экономики страны, и как следствие — падает уровень благосостояния граждан. По наиболее резонансным делам общая сумма ущерба достигала миллиардов рублей. Такие преступления не только приносят потери бюджету и являются серьезным препятствием в развитии экономики, но и наносят существенный репутационный вред, компрометируя институт государственных закупок и государство в целом. Важность прозрачности и законности процедуры госзакупок декларируется на самом высоком уровне [5].

Все это свидетельствует о том, что выявление фактов хищения бюджетных денежных средств в современных условиях — актуальное направление в работе правоохранительных органов. Не менее актуальным является и предотвращение таких преступлений, иначе говоря — профилактика.

Коррупция в сфере госзакупок, к сожалению, получила в настоящее время широкое распространение. Общеизвестное слово «откат» обозначает коррупционные отношения «бизнес — власть». Получение «откатов» во время выполнения государственных или муниципальных контрактов представляет собой форму хищения бюджетных денежных средств. Схема такого преступления — следующая. Организация, в которой работает должностное лицо, оплачивает товар, работу или услугу выше по цене, которая искусственно завышается. Часть из полученной суммы возвращается лично должностному лицу как материальное вознаграждение за то, что оно способствовало заключению данного договора. Результаты расследованных преступлений, связанных с откатами, позволяют оценить примерную долю откатов в границах от 10 до 25 % от общей суммы договора. Субъектами данных преступлений являются предприниматели — подрядчики и должностные лица организаций, заключающих с ними договор.

Закон предусматривает в качестве повода для возбуждения уголовного дела при хищении бюджетных средств сообщение из иных источников о том, что преступление уже совершено или готовится к совершению. Подобные дела в большинстве случаев возбуждают по материалам оперативно-розыскной деятельности. Значительно реже поводом для возбуждения уголовного дела становятся результаты прокурорской проверки или поступившие из органов государственной власти и местного самоуправления, из органов государственного финансового контроля сообщения.

Квалификация данных преступлений производится в соответствии с ст. по ст. 160 УК РФ как присвоение или растрата [1]. Присвоение — это хищение имущества, вверенного виновному. Растрата — хищение вверенного виновному имущества путем расходования, потребления или иного способа использования.

Совершает эти преступления группа должностных лиц федерального, регионального, муниципального уровня в сговоре с представителями коммерческих организаций.

На основании проверок, проведенных Счетной палатой, определены несколько наиболее распространенных способов злоупотреблений в сфере госзакупок.

1. Подрядчики применяют устаревшие подходы к ценообразованию и индивидуальные сметные нормативы, в результате чего неоправданно увеличивается стоимость контракта. В качестве примера можно привести строительство космодрома «Восточный», сметная стоимость строительства которого вследствие применения индивидуально разработанных нормативов выросла на 20 % — как было определено впоследствии, необоснованно.

Непрозрачность и необоснованность запланированных бюджетных расходов, подход «от достигнутого» при планировании предстоящих бюджетных затрат.

Использование незаконных схем по передаче заказов «дружественным» субподрядчикам (данная схема возможна из-за неурегулированности вопроса о порядке привлечения соисполнителей).

Во время госзакупок в соответствии с Законом № 44-ФЗ [2] бюджетные средства перенаправляются так называемым «дочкам» — ФГУПам и МУПам, что позволяет регулировать их по Закону о закупках госкомпаний № 223-ФЗ [3]. В связи с этим появляется больше возможностей для необоснованного завышения цены.

Самыми проблемными в плане хищения бюджетных денег при госзакупках являются следующие отрасли: промышленность, исследование и использование космического пространства, связь и информатика, ТЭК, транспорт, дорожное хозяйство, образования. Среди государственных предприятий самый большой объем нарушений допустила корпорация Роскосмос — около 93 млрд рублей.

Работа по выявлению и предупреждению преступности в сфере госзакупок ведется в следующих направлениях.

  1. Взаимодействие между контрольными и правоохранительными органами. Так, Счетная палата, выявляя нарушения в сфере оборота государственных средств, направляет информацию об этих нарушениях в правоохранительные органы.
  2. Внесение изменений и дополнений в действующее законодательство. Выявленные правонарушения систематизируются и анализируются экспертами, на основании чего ведется разработка новых и совершенствование существующих законодательных норм в области регулирования и ответственности. Например, настоящее время разрабатываются предложения по изменению действующего законодательства в сторону более строгого контроля выполнения государственных заданий сторонними организациями.
  3. Совершенствование государственного контроля бюджетных расходов. Обеспечение прозрачности процедур, связанных с госзакупками, реальной конкуренции между участниками закупок [4].
  4. Сосредоточение усилий правоохранительных органов в области расследования коррупционных преступлений высокопоставленных должностных лиц и организованных групп.
  5. Публичная ответственность должностных лиц в финансово-бюджетной сфере. Полное исключение практики госзакупок у организаций, близких к власти. Выявление неформальных связей между государственными органами и бизнесом в сфере госзакупок.
  6. Расширение соответствующих полномочий контрольных органов, прежде всего — Счетной палаты. В частности, поправка в законодательстве об административных нарушениях, в соответствии с которой возбужденные Счетной палатой административные дела могут рассматривать непосредственно судебные органы. Данная поправка способствовала существенному росту результативности деятельности государственных аудиторов.
  7. Применение различных мер сдерживания — возможность приостанавливать все финансовые платежи и расчетные операции по счетам в случае невыполнения организациями вынесенных контрольными органами предписаний.
  8. Публичная профилактика правонарушений в сфере госзакупок со стороны Счетной палаты РФ — экспертные заключения данного контрольного органа о выявлении тех или иных нарушений, которые еще не привели к финансово-бюджетному правонарушению или преступлению, но могут привести в будущем. Специальная превенция способствует корректировке деятельности государственных органов в сфере госзакупок и снижению уровня криминализации в финансово-бюджетных правоотношениях.

Итак, в настоящее время активно ведется работа по выявлению и профилактике правонарушений и преступлений в сфере госзакупок. Взаимодействие контрольных органов, с одной стороны, и Генеральной прокуратуры РФ, Следственного комитета, МВД и других правоохранительных структур, проходит в рамках совместных рабочих групп. Благодаря этому у контролирующего органа есть возможность оперативно установить наличие перспектив возбуждения по конкретным эпизодам уголовных дел. Кроме того, правоохранительным органам вменено в обязанность информирование Счетной палаты РФ о том, как расследуются направленные им проверочные материалы. Все это в сочетании с дальнейшим законодательным государственных закупок приносит положительные результаты.

Государственные закупки должны быть максимально прозрачными и понятными. Современные технологии позволяют обеспечить полную транспарентность данной процедуры и беспрепятственную возможность участия предприятий малого и среднего бизнеса, что существенно сократит коррупционные риски. Нормативно-правовое регулирование также должно учитывать новые тенденции, чтобы обеспечить эффективное использование современных коммуникационных технологий в совершенствовании сферы государственных закупок.

Литература:

  1. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 N 63-ФЗ (с изм. и доп.)
  2. Федеральный закон N 44-ФЗ от 05.04.2013 (с изм. и доп.) «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»;
  3. Федеральный закон от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ (с изм. и доп.) «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».
  4. Федеральный закон от 26.07.06 N 135-ФЗ (с изм. и доп.) «О защите конкуренции»
  5. О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации: указ Президента РФ от 31.12.2015 № 683 // Собрание законодательства РФ. 2016. № 1 (часть II). Ст. 212.
  6. Сапожников А. А., Семкина О. С., Мокрый В. С. Государственное и муниципальное управление: реализация реформ. — М.: КноРус, 2018. — 216 с.
Основные термины (генерируются автоматически): сфера госзакупок, преступление, орган, Счетная палата, действующее законодательство, средство, возбуждение уголовного дела, государственный контроль, должностное лицо, Счетная палата РФ.


Ключевые слова

бюджет, государственные и муниципальные контракты, хищение бюджетных денежных средств, преступления в сфере госзакупок, выявление и профилактика преступлений в сфере госзакупок
Задать вопрос