Появление и развитие франчайзинга в Российской Федерации | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №42 (332) октябрь 2020 г.

Дата публикации: 15.10.2020

Статья просмотрена: 3597 раз

Библиографическое описание:

Данилов, И. К. Появление и развитие франчайзинга в Российской Федерации / И. К. Данилов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 42 (332). — С. 187-189. — URL: https://moluch.ru/archive/332/74180/ (дата обращения: 26.04.2024).



В гражданском дореволюционном праве договор франчайзинга (коммерческой концессии) отсутствовал. По объективным причинам не было его и в гражданском праве СССР.

Первые подвижки в зарождении франчайзинга в России были сделаны еще во времена Советского Союза. В 1970-м г. в Москву прибыл с визитом президент компании «Пепсико» Дональд Кендалл. В ходе переговоров с Председателем Совета министров СССР Алексеем Косыгиным ему удалось достичь соглашения о производстве напитков своей компании в Советском Союзе [6, с. 16].

Начиная с 1972 года ряд советских предприятий начали производить напитки «Пепси-Кола» и «Фанта». Поскольку состав концентрата напитков компании «Пепсико» является секретным, то советские предприятия производили его из концентратов, которые завозились из расположенного в Ирландии города Корк. Напитки производились согласно стандартам компании «Пепсико» и под ее торговой маркой. В крупных городах СССР напитки продавались в фирменных киосках «Пепси» [6, с. 16].

В России франчайзинговая модель ведения бизнеса начала применяться в начале и в середине 1990-х годов, после того как для этого появилась необходимая законодательная база, которая закрепляла право собственности и свободу предпринимательской деятельности. Так, в 1990 г. был принят Закон СССР «О собственности в СССР» (одной из его новелл было то, что он относил интеллектуальную собственность к объектам права собственности), а в 1991 г. Закон СССР «Об общих началах предпринимательства граждан в СССР» [1, с. 50].

Самые первые схемы франчайзинговых отношений в основном были построены на арендных отношениях. Заключался договор, в соответствии с которым арендодатель передавал арендаторам права на использование товарного знака, который принадлежал компании. Данные схемы в основном пользовались популярностью у российских нефтяных компаний [1, с. 50].

В начале 1990-х гг. российский законодатель решил урегулировать франчайзинговые отношения. В 1994–95 гг. началась работа над положениями главы 54 ГК РФ, которая должна была быть полностью посвящена договору коммерческой концессии. При этом необходимо отметить, что в тот период в России франчайзинговая модель ведения бизнеса встречалась еще достаточно редко.

В 1996 году была принята вторая часть Гражданского кодекса Российской Федерации. Многие специалисты считают, что 54 глава ГК РФ является не совсем удачной, однако невзирая на это, именно благодаря ее принятию договор коммерческой концессии наконец-то был официально закреплен в законодательстве и появилась полноценная правовая основа для развития франчайзинговых отношений.

Одним из родоначальников франчайзинга в России является известный в прошлом предприниматель Владимир Довгань

В 1992 г. он успешно защитил первую в стране кандидатскую диссертацию по франчайзингу, тема его научной работы называлась «Организационно-экономические основы системы франчайзинга как формы предпринимательства».

На основе своей научной работы В. Довгань написал монографию «Франчайзинг — путь к расширению бизнеса». Книга была издана в 1994 г. (тираж 10 тыс. экз.), в ней раскрывалась сущность франчайзинга и специфика его использования в условиях российских реалий. Одним из достоинств книги было то, что в ней рассматривались реальные цифры, факты и события, также приводились интересные истории мировых франчайзинговых компаний [2].

Фактически весь франчайзинг в России начался именно с В. Довганя, который стал его главным популяризатором в стране. Он же стал и первым россиянином, который был принят в Международную Ассоциацию Франчайзинга. Началось все с того, что в 1990 году Довгань основал в г. Тольятти машиностроительное предприятие «Дока», которое занималось выпуском оборудования для компактных пиццерий и хлебопекарен под брендами «Дока-пицца» и «Дока-хлеб». Покупатели оборудования вместе с мини-пекарнями также получали и готовые бизнес-технологии. Необходимо отметить, что до появления пекарен Довганя в стране существовали лишь крупные и технически отсталые хлебозаводы. Всего за пару лет Довганю удалось построить крупную франчайзинговую сеть и в результате в России и странах бывшего Советского Союза было открыто свыше 800 хлебопекарен, пиццерий, а также цехов по производству чипсов. В 1995 г. цены на металл и электричество резко возросли, что привело к тому, что Довгань был вынужден закрыть производство и всю франчайзинговую сеть. В 1997 г. компания «Дока-хлеб» была признана банкротом [5, с. 23].

Одними из первых зарубежных франчайзеров на российском рынке стали сети пиццерий «Папа-Джонс», сети ресторанов быстрого питания «Макдональдс», а также компания «Денди», которая продавала игровые приставки под одноименным названием. К 1996 году франчайзинговая сеть компании «Денди» стала одной из крупнейших в Восточной Европе, однако большинство ее франчайзи не смогли пережить кризис 1998 года и закрылись [3, с. 185].

В 1997 году на российском рынке франчайзинга появилось сразу несколько крупных игроков. Компания ГМР «Планета гостеприимства» вывела на рынок американскую франшизу «Sbarro» (сеть ресторанов быстрого обслуживания с блюдами традиционной итальянской кухни); активно начала строить франчайзинговую сеть группа компаний «Спортмастер» (магазины спортивных товаров), появилась франшиза туроператора VKO.

Компания «Лукойл» стала одной из первых российских компаний, которая решила использовать на розничном и мелкооптовом рынке нефтепродуктов те возможности, которые предоставляет франчайзинг. Обратиться к франчайзинговой модели ведения бизнеса «Лукойл» вынудил мировой кризис перепроизводства нефти, который случился в 1997 году. На мировом рынке образовался большой переизбыток нефти и в итоге цена «черного золота» рухнула до 9–10 долл. США за баррель [4, с. 18].

При этом в тот период на розничном рынке топлива наблюдалось увеличение потребления, к тому же рынок был еще очень далек от насыщения. Эти факторы, а также ужесточение конкуренции, привели к тому, что вслед за «Лукойлом» франчайзинговую модель стали использовать и другие российские нефтяные компании.

Начиная с середины 1990-х годов франчайзинговая модель развития бизнеса постепенно стала набирать все большую популярность. Появились такие узнаваемые сегодня российские франшизы как «Седьмой Континент» (продовольственные магазины), «Перекресток» (супермаркеты), «Крошка-Картошка» (кафе быстрого обслуживания). В этот же период на российский рынок начали выходить и зарубежные франчайзеры (например, компания «Баскин Роббинс») [3, с. 186].

В 1997 году лидеры российского франчайзингового сообщества совместно с Московским фондом поддержки малого предпринимательства создали Российскую Ассоциацию Франчайзинга (РАФ), которая уже на протяжении более двадцати лет является действительным членом Всемирного Франчайзингового Совета (WFC).

Для того чтобы устранить многочисленные пробелы в правовом регулировании франчайзинга РАФ разработала Этический кодекс, согласно которому участники франчайзинговых отношений должны придерживаться правил «честной игры».

Влияние РАФ на развитие франчайзинга в России трудно переоценить. Достаточно привести лишь один пример, в 2010–2011 годах РАФ не только разработала поправки в 54 главу Гражданского Кодекса РФ, но и добилась их внесения и принятия. В результате, 18 июля 2011 года Президент Российской Федерации подписал Федеральный закон № 216-ФЗ «О внесении изменений в Часть вторую Гражданского Кодекса Российской Федерации [7, с. 21].

В 1999 году по франчайзинговой модели начала работать российская компания 1С. Примечательно, что для того, чтобы стать ее франчайзи, достаточно было просто купить компьютерную программу 1С. В результате, компания смогла заполучить около 30 тыс. франчайзи.

Кризис 1998 года и последовавший за ним дефолт привел к разорению большинства российских франчайзеров, а некоторые зарубежные франчайзеры были вынуждены покинуть российский рынок. Развитие данной формы ведения бизнеса затормозилось (впрочем, как оказалось, ненадолго). Это свидетельствует о том, что в тот период франчайзинговая модель ведения бизнеса была пока еще слабо приспособлена к российским реалиям.

С 2000 года начался новый этап развития франчайзинга в России. На российский рынок постепенно начали выходить как зарубежные, так и российские франчайзеры и к 2005 г. в России работало примерно 15–20 франчайзинговых компаний.

В 2003 г. в Москве была проведена первая выставка франшиз «BUYBRAND Expo», которая смогла одной из наиболее авторитетных и крупных выставок по франчайзингу не только в России, но и в мире.

В 2004 году начинает издаваться журнал «Франчайзинг в России».

Кризис 2008 года оказал негативное влияние на российский рынок франчайзинга. В результате, многие зарубежные и российские компании были вынуждены либо полностью прекратить свою франчайзинговую деятельность, либо покинуть российский рынок. К 2010 году ситуация постепенно начала нормализовываться и уже в следующем году число франчайзеров России в два раза превысило докризисные показатели.

Литература:

  1. Богуцкий Д. В. Договор коммерческой концессии (франчайзинга): эволюция в мире и история развития в России // Современное право. — № 9. — 2018. — С. 48–52.
  2. Довгань В. В. Франчайзинг: путь к расширению бизнеса. Практическое пособие для предпринимателей / Сульповар Л. В. (науч. ред.), Замолдинова Н. В., (ред.). — Тольятти: Дока-Пресс, 1994. — 229 с.
  3. Зинчук Э. А., Булатецкий Ю. Е., Бугорский В. П. и др. Коммерческое (торговое) право. Под ред. Ю. Е. Булатецкого. — М.: Норма, Инфра-М, 2018. — 736 с.
  4. Еремин А. А. Франчайзинг и договор коммерческой концессии. Теория и практика применения. — М.: Юстицинформ. — 2017. — 310 с.
  5. Райников А. С. Договор коммерческой концессии. М.: Статут, 2016. — 209 с.
  6. Сосна С. А., Васильева Е. Н. Франчайзинг. Коммерческая концессия. М.: ИКЦ «Академкнига», 2017. — 375 с.
  7. Юрицин А. А. Франчайзинг и договор коммерческой концессии. Итоги и перспективы правового регулирования. — М.: Юрлитинформ. — 2018. — 264 с.
Основные термины (генерируются автоматически): Россия, компания, российский рынок, СССР, коммерческая концессия, Российская Федерация, франчайзинговая модель ведения бизнеса, быстрое обслуживание, Гражданский Кодекс, Советский Союз.


Похожие статьи

Развитие рынка франчайзинга в России в современных условиях

Развитие франчайзинга влечет за собой быстрое и стремительное развитие малого и

Россия, коммерческая концессия, франчайзинг, франчайзинговая система, развитие

коммерческая концессия, Россия, РФ, бренд, рынок франчайзинга, Российская...

Похожие статьи

Развитие рынка франчайзинга в России в современных условиях

Развитие франчайзинга влечет за собой быстрое и стремительное развитие малого и

Россия, коммерческая концессия, франчайзинг, франчайзинговая система, развитие

коммерческая концессия, Россия, РФ, бренд, рынок франчайзинга, Российская...

Задать вопрос