Исследование ресурсного потенциала региона на примере лесного комплекса Удмуртской Республики | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 октября, печатный экземпляр отправим 3 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №42 (332) октябрь 2020 г.

Дата публикации: 12.10.2020

Статья просмотрена: 26 раз

Библиографическое описание:

Жукова, Ю. Л. Исследование ресурсного потенциала региона на примере лесного комплекса Удмуртской Республики / Ю. Л. Жукова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 42 (332). — С. 103-106. — URL: https://moluch.ru/archive/332/74132/ (дата обращения: 16.10.2021).



Лесное хозяйство — отрасль, которая играет важнейшую роль в российской экономике, занимает весомую долю в показателе ВВП и влияет на благосостояние страны и ее населения. В настоящей статье рассматриваются критерии развития лесного комплекса на отдельном регионе — Удмуртской Республике, и раскрываются главные вопросы, дающие ответы на то, что мешает данной отрасли развиваться в регионе.

Ключевые слова: лесной комплекс, лесное хозяйство, экспорт, таможенные пошлины, лесная промышленность, экология, лесная охрана, региональное управление.

По мнению многих экспертов, состояние лесного комплекса в Удмуртской Республики находится в неудовлетворительном состоянии и отсутствуют действия властей, направленные на улучшение ситуации. Проведение некоторых исследований и опросов выявили проблемные вопросы в комплексе лесного хозяйства и возможные варианты для решения данных вопросов. Экспертная оценка современного состояния лесного комплекса Удмуртской Республики представлена на рисунке 1.

Оценка современного состояния лесного комплекса Удмуртской Республики

Рис. 1. Оценка современного состояния лесного комплекса Удмуртской Республики

Лишь 15,6 % считают современное состояние лесного комплекса Удмуртской Республики нормальным. Подавляющее же большинство (59,4 %) не только считают современное состояние лесного комплекса ненормальным, но и отмечают отсутствие тенденции к улучшению. Это особенно показательно на фоне происходящего роста объемов заготовки и экспорта древесины в республике и фактически означает, что этот рост слабо отражается на развитии жизни населения Удмуртской Республики.

Наиболее существенными причинами кризисного состояния лесного комплекса Удмуртской Республики являются:

  1. Вывоз лучшей части древесного сырья за рубеж;
  2. Неэффективное управление лесным комплексом;
  3. Коррумпированность чиновников, отвечающих за данную отрасль;
  4. Приватизация предприятий лицами, не заинтересованными в улучшении и развитии лесного комплекса;
  5. Умышленная деятельность как российских, так и иностранных фирм;
  6. Высокие тарифы на перевозку древесины;
  7. Слишком большая площадь охраняемой лесной зоны.

А также на фоне данных причин происходит истощение лесных ресурсов Удмуртской Республики, что может ставить под сомнение методы регионального управления лесным комплексом, применяемые в республике.

Отрицательно к экспорту относятся 78,2 % экспертов, таким образом, Правительство Удмуртской Республики, пытаясь всеми силами увеличить экспорт древесного сырья в другие страны, действует вопреки мнению подавляющего большинства жителей республики.

Принятие Правительством Российской Федерации решения об увеличении ставок экспортных таможенных пошлин на необработанную древесину вызывает негодование у руководителей регионов и в целом лесной отрасли. Руководители лесопромышленного комплекса неоднократно заявляли, что такое решение — это ограбление народов регионов, которые богаты лесными ресурсами. Однако, лишь 9,4 % экспертов разделяют мнение регионального руководства и лесной промышленности. Подавляющее же большинство (84,4 %) считает такую меру, как ограничение экспорта древесного сырья с помощью экспортных таможенных пошлин, необходимой. Очевидно, что велика вероятность превращения Удмуртской Республики в “сырьевую республику”, что будет противоречить желаниям населения республики.

Если рассматривать вопрос о том, какую долю вырубок и гарей лесная служба Удмуртской Республики восстанавливает, то преобладающее большинство экспертов считает, что востанавливают только некоторые участки вырубки лесов и гарей (рисунок 2).

Оценка восстановленной доли вырубки и гарей лесного комплекса Удмуртской Республики

Рис. 2. Оценка восстановленной доли вырубки и гарей лесного комплекса Удмуртской Республики

Если верить данным региональных министерств, в том числе Минприроды УР, регионы обеспечивают восстановление ценных лесов практически на всех вырубках и гарях. Большинство же людей в Удмуртии, наблюдающие вырубки не на бумаге, а непосредственно в лесу, считают, что ценные леса восстанавливают лишь на отдельных вырубках и гарях или вообще практически нигде не восстанавливают.

Мнение многих жителей и специалистов сходится в том, что Правительству Удмуртской Республики необходимо устанавливать для некоторых лесных зон в регионе особые статусы, которые будут полностью запрещать вырубку на данных территориях. Это говорит о том, что превалирующая часть лесных ресурсов в Удмуртии, в том числе особо ценная, не охраняется, вследствие чего вырубается, а затем не восстанавливается, как было определено по вышесказанному.

Государственная лесная охрана в лесах Удмуртской Республики (как, впрочем, и в других регионах России) практически не встречается. И это несмотря на то, что Федеральное агентство лесного хозяйства России и ее региональные подразделения в лице управлений по охране лесного хозяйства и государственных инспекторов является одной из крупнейших управленческих структур и основной ее функцией является именно охрана лесов. В связи с этим был проведен опрос и респондентам задавался вопрос, как часто за последние два года вы встречали в лесу (не на лесополосах) работников государственной лесной охраны. Итоги опроса приведены на рисунке 3.

Опрос жителей о встрече в лесу работников государственной лесной охраны за 2018–2019 гг. на территории Удмуртской Республики

Рис. 3. Опрос жителей о встрече в лесу работников государственной лесной охраны за 2018–2019 гг. на территории Удмуртской Республики

Что касается деятельности иностранных лесозаготовительных фирм на территории Удмуртской Республики, то можно с уверенностью сказать, что они не принесут пользы местному населению Удмуртии (рисунок 4).

Опрос жителей о деятельности иностранных фирм на территории Удмуртской Республики

Рис. 4. Опрос жителей о деятельности иностранных фирм на территории Удмуртской Республики

Это говорит о том, что местные жители беспокоятся об усилении коррупции и увеличение незаконного вывоза леса, а также за бесконтрольную вырубку, которую могут устроить иностранные фирмы, абсолютно не заинтересованные в охране особо ценных лесных ресурсов, а именно ценный лес будет интересовать иностранные фирмы в первую очередь.

Таким образом, можно сказать, что региональное управление, утверждающее, что деятельность по охране лесных ресурсов разрушает развитие лесного комплекса регионов, богатых лесами, и поставило лесное хозяйство на грань нищеты, вовсе не выражают общего мнения жителей Удмуртской Республики. Фактически, региональному управлению необходимо выделить критерий, на который можно списать ошибки и результаты неэффективного управления предприятиями лесного комплекса в сложных экономических условиях. Лишь малая часть жителей России винит тех, кто занимается охраной лесов, в кризисе лесного комплекса; подавляющее же большинство относится к данной деятельности вполне положительно.

Однако, деятельность удмуртского регионального управления по превращению Удмуртии в “сырьевую республику” совершенно не устраивает ее жителей. В то время как региональное управление лесной отрасли Удмуртской Республики самозабвенно борется за устранение любых помех на пути вывоза древесного сырья за рубеж (а главным препятствием, по их мнению, являются российские «зеленые» и экологические требования к процессу заготовки вывозимой древесины), подавляющее большинство жителей Удмуртии такой вывоз не одобряют. В то время, как многие чиновники заявляют об “ограблении” лесной промышленности за счет повышения ставок экспортных таможенных пошлин, большинство жителей регионов, в тои числе Удмуртской Республики, считает необходимым ограничивать вывоз необработанной древесины с помощью пошлин.

Точно так же диаметрально противоположны оценки деятельности государственной лесной охраны в республике и ее жителями. Если по официальной статистике из года в год ценные леса восстанавливаются практически после всех вырубок и гарей, то жители Удмуртской Республики и других регионов видят лишь огромные пустые пространства на месте былых лесов, постепенно затягивающиеся чахлыми березняками и осинниками. Да и лесная охрана существует главным образом в воображении чиновников от леса.

Можно сделать неутешительный вывод, что в Удмуртской Республике, как, впрочем, и во многих других регионах, региональное управление лесной отрасли и население преследуют противоположные цели. И мнение жителей республики не имеет отклика от регионального управления, которое пытается развивать лесной комплекс региона, однако в этом отношении нужен более рациональный и комплексный подход, нежели агрессивное развитие за счет истощения лесных ресурсов без должного восстановления и контроля.

Литература:

  1. Глушак Н. В. Место и роль сырьевого комплекса в формировании экспортного потенциала России // Вестник Брянского государственного университета, 2015. — 67–75 с.
  2. Дубовик О. Л. Механизм действия права в охране окружающей среды. — М.: Наука, 2011. — 240 с
  3. Коробко В. И. Экологический менеджмент. — М.: Юнити, 2010. — 303 с.
  4. Моисеев, Н. А. Экономика лесного хозяйства: учебное пособие. — М.: МГУЛ, 2010. — 204 с
  5. Новикова К. В., Киселева А. А. Современные тенденции и особенности государственного регулирования лесопромышленного комплекса // Журнал «Концепт». — Пермь, 2014. — 22–27 с.
  6. Писаренко А. И., Страхов В. В. О лесной политике России — М.: Издательство Юриспруденция, 2011. — 160 с.
  7. Прогноз развития лесного сектора РФ до 2030 года / Продовольственная и сельскохозяйственная организация Объединенных Наций. — Рим, 2015. — 86 с.
Основные термины (генерируются автоматически): Удмуртская Республика, лесной комплекс, региональное управление, лесное хозяйство, государственная лесная охрана, древесное сырье, современное состояние, лес, лесная отрасль, лесная промышленность.


Задать вопрос