Развитие речи у детей дошкольного возраста в условиях ДОО | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №41 (331) октябрь 2020 г.

Дата публикации: 07.10.2020

Статья просмотрена: 102 раза

Библиографическое описание:

Васильева, Ю. П. Развитие речи у детей дошкольного возраста в условиях ДОО / Ю. П. Васильева, М. Г. Козырева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 41 (331). — С. 183-184. — URL: https://moluch.ru/archive/331/74015/ (дата обращения: 26.04.2024).



Дошкольный возраст является активным периодом для развития речи у детей дошкольного возраста. В старшем дошкольном возрасте начинается элементарное осознание явлений родного языка. Ребенок постигает звуковое строение слова, знакомится с синонимами и антонимами, со словесным составом предложения. В старшем дошкольном возрасте наряду с определенными достижениями очевидными становятся упущения и недостатки в речевом развитии ребенка. [1, с.3]

Речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

В соответствии с ФГОС дошкольного образования, сегодня на первом месте стоит задача развития ребенка, которое позволит сделать более эффективным процесс обучения и воспитания.

Установка на развитие — современная стратегия обучения родному языку детей дошкольного возраста.

Задачи образовательной области «Речевое развитие»:

– владение речью как средством общения и культуры;

– обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи;

– развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха;

– знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы;

– формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

Кроме традиционных речевых задач (формирования звуковой культуры речи, словарной работы, развития грамматического строя и связной речи) особое внимание следует обратить на задачи:

– развития диалогической речи дошкольников;

– развития речевого творчества;

– формирования понимания на слух текстов различных жанров детской литературы. [2]

В возрасте 5–6 лет словарь детей активно пополняется новыми словами. Это связано с интенсивным расширением представлений об окружающем мире. Дети постигают словарь антонимов и синонимов. В самостоятельной речи дети правильно употребляют слова, обозначающие материал, из которого сделаны предметы. Расширяется словарь обобщений, особенно за счет широких родовых понятий, например: растения — это деревья, кустарники, мебель, посуда и т. д. Усваивая слова, находящиеся в родовидовых отношениях (мебель: стол, стул, шкаф и т. д.), дети хорошо отличают их от слов, находящихся в отношениях целого и части (стул: ножка, спинка, сиденье).

В речи детей 5 лет начинают появляться «сорные» слова, на которые необходимо обращать внимание. В каждом конкретном случае следует искать свои меры воздействия на ребёнка: для одних это «темница для лишних слов», для других это прямой запрет на употребление «сорных» слов. Но во всех случаях ребёнку следует показать красоту и богатство родного языка.

В целом к концу шестого года жизни словарь детей достигает 3000- 4000 слов. [3, 6 с]

Для развития речи и обогащения словаря детей дошкольного возраста мы используем такие игровые технологии:

  1. Артикуляционная гимнастика — артикуляционная гимнастика является выработкой правильных, полноценных движений артикуляционных органов, необходимых для правильного произношения звуков, и объединение простых движений в сложные — артикуляционные уклады различных фонем.
  2. Дыхательная гимнастика — укреплять физиологическое дыхание у детей
  3. Сказкотерапия — психологическое воздействие на человека через сказки. Способствует развитию положительной и многогранной личности, помогает скорректировать некоторые проблемы, устранить страхи и внутренние комплексы.

– «Салат из сказок»\ смешивание разных сказок

– «Что будет, если…?»\ сюжет задаёт воспитатель

– «Изменение характера персонажей»\ старая сказка на новый лад

– «Использование моделей»\ картинки-геометрические фигуры

– «Введение в сказку новых атрибутов»\ волшебные предметы, бытовые приборы и т. д.\

– «Введение новых героев»\ как сказочных, так и современных

– «Тематические сказки» \ цветочные, ягодные и т. д.

  1. Куклотерапия — с помощью куклы педагог может варьировать требования к речи и поведению детей на занятиях, что способствует воспитанию свободы речевого общения. Например, если ребёнок не может начать фразу, можно произнести её вместе с любимой куклой (замаскированной помощью взрослого). Когда на занятии кто-нибудь из детей отвлекается и начинает шалить, на руке воспитателя может появится кукла, которая строго скажет: «На зарядке кувыркайся, сейчас делом занимайся!» Такое шутливое замечание действует, как правило, значительно лучше, чем призыв к тишине и нравоучение.
  2. Мнемотехника — это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации.
  3. Мнемотехника использует естественные механизмы памяти мозга и позволяет полностью контролировать процесс запоминания, сохранения и припоминания информации.
  4. Театрализованные игры можно разделить на две основные группы:

– игры — драматизации;

– режиссерские игры.

Среди всех современных образовательных технологий в ДОУ по ФГОС, в категории игровых выделяются три наиболее популярных методики:

  1. Развивающие игры опираются на использование квадратов, карт, планов, кубиков, вкладышей Монтессори и прочих материалов, посредством которых дошкольники выполняют задания, добывая необходимую для них информацию и получая полезные навыки.
  2. Логические блоки — увлекательная игра для детей от 3 до 10 лет, использующая набор из 48 геометрических фигур разных форм, цветов, толщины и размеров, развивающая аналитические способности и логическое мышление, позволяющая выполнять базовые предметные действия.
  3. «Сказочные лабиринты» — новаторские развивающие игры, ориентированные на детей всех возрастов, стимулирующие творческую деятельность, память, внимание и мышление, практикуют речь, мелкую моторику, навыки счета и другие познания.

Игровые технологии развивают у дошколят креативность и воображение, наблюдательность и внимательность, стимулирует стремление узнать новое, дает базовые представления об окружающем мире, способствует гармоничному развитию логического мышления и эмоционально-образного восприятия. Они предполагают системную работу с нарастающей сложностью, которая проходит в атмосфере свободы и творчества.

Именно дошкольное образование позволяет ребенку овладеть специфическими видами детской деятельности — игрой, конструированием, изобразительной деятельностью, наблюдением и экспериментированием.

В грамотно организованной детской деятельности у ребенка дошкольного возраста формируются базисные качества личности (мышление, память, внимание, воображение и речь). Именно они позволяют ребенку успешно обучаться по любой программе, усваивать любую информацию в начальной школе и на последующих ступенях обучения. [4, 15 с]

Литература:

  1. Гризик Т. И., Тимощук Л. Е. Развитие речи детей 5–6 лет: метод. Пособие для воспитателей дошк. образоват. Учреждений / Т. И. Гризик, Л. Е. Тимощук.-М.: М.: Просвещение, 2006.- 206 с.: ил. — ISBN 5–09–014510–0.
  2. Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. N 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»
  3. Гризик Т. И., Тимощук Л. Е. Развитие речи детей 5–6 лет: метод. Пособие для воспитателей дошк. образоват. Учреждений / Т. И. Гризик, Л. Е. Тимощук.-М.: М.: Просвещение, 2006.- 206 с.: ил. — ISBN 5–09–014510–0.
  4. Бартаева П. П., Буянова Н. В. Современные игровые технологии как фактор развития старшего дошкольного и младшего школьного возраста. Н 36. Начальное и дошкольное образование в современном меняющемся мире: теория и практика: материалы всероссийской научно-практической конференции 5 декабря 2019 года. — Улан-Удэ: Издательство// 307 c.
  5. https://nsportal.ru
  6. https://base.garant.ru/70512244/
  7. https://moluch.ru/conf/ped/archive/210/11343/
Основные термины (генерируются автоматически): детская литература, дошкольный возраст, ребенок, развитие, речевое творчество, слово, слух текстов, активный словарь, артикуляционная гимнастика, дошкольное образование.


Похожие статьи

Развитие речевых и коммуникативных навыков старших...

Развитие музыкальных способностей детей старшего... ребенок, старший дошкольный возраст, способность, пение, игра, музыкальная способность детей, артикуляционная гимнастика, музыка, развитие, упражнение. Формирование устойчивых певческих навыков у...

Похожие статьи

Развитие речевых и коммуникативных навыков старших...

Развитие музыкальных способностей детей старшего... ребенок, старший дошкольный возраст, способность, пение, игра, музыкальная способность детей, артикуляционная гимнастика, музыка, развитие, упражнение. Формирование устойчивых певческих навыков у...

Задать вопрос