Магаданская область состоит из 9 городских округов. Единый дежурно-диспетчерский пункт (ЕДДС) владеет информацией по оценке оперативной обстановки по Магаданской области.
На территории муниципального образования Магадан функционирует Центр управления в кризисных ситуациях (ЦУКС) Главного Управления МЧС России по Магаданской области, являющийся органом повседневного управления и входящий в состав РСЧС — единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. РСЧС состоит из функциональных и территориальных подсистем. Объединяет органы управления, силы и средства Федеральных органов исполнительной власти (ФО ИВ), органы ИВ субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организаций. Действует на федеральном, межрегиональном, региональном, муниципальном, объектовом уровнях.
Режим «Повседневная деятельность» вводится при отсутствии возникновения чрезвычайной ситуации, при этом организация выполняет мероприятия по поддержанию сил и средств в готовности к предупреждению и ликвидации ЧС. Режим «Повышенная готовность» возникает при угрозе возникновения ЧС, когда все силы и средства подразделений приводятся в готовность к применению по предназначению. Режим «Чрезвычайной ситуации» вводится для полного состава сил и средств, когда все силы и средства привлекаются к ликвидации чрезвычайной ситуации.
В практическом применении БАС в ЦУКС ГУ МЧС России по Магаданской области применяется разрешительный порядок использования филиалом «Аэронавигации Северо-Востока», которая осуществляет аэронавигационное обслуживание российских и иностранных пользователей воздушного пространства над территорией Магаданской области, Чукотского автономного округа, Камчатского края (выше 8100м) и над акваторией восточной части Северного Ледовитого океана.
Порядок использования воздушного пространства в Российской Федерации определен ФП ИВП (постановление Правительства РФ от 11.03.2010г. № 138), порядок запроса и получения разрешения на ИВП определен п.51.5 ФАП ОПИВП (приказ Минтранса РФ от 16.01.2012г. № 6).
Планируемая деятельность по использованию воздушного пространства, в соответствии с п. п.113,116 ФП ИВП, обеспечивается разрешительным порядком при наличии разрешения на использование воздушного пространства, выдаваемом Магаданским РЦ ЕС ОрВД (п.117 ФП ИВП). Разрешение на использование воздушного пространства предоставляет пользователю воздушного пространства право действовать в соответствии с условиями, доведенными центрами Единой системы, и выдается на основании поданного плана полета БАС, при условии предварительно установленного местного (временного) режима зональным (главным) центром ЕС ОрВД. Порядок установления Местного (временного) режима определен в «Инструкции по разработке, установлению, введению и снятию временного и местного режимов, а также кратковременных ограничений» (приказ Минтранса РФ от 27.06.2011г. № 171). Состав (объем) информации, включаемой в сообщение о плане полета БПЛА и правила передачи, определен в Табеле сообщений о движении воздушных судов в РФ (приказ Минтранса РФ от 24.01.2013г. № 13). Представление на установление местного (временного) режима, План на выполнение полёта БЛА направляются в зональный центр ЕС ОрВД Хабаровск.
В сентябре 2020 года в ЕДДС г. Магадана поступило сообщение о пожаре в районе поселков Сокол и Уптар, входящих в состав городского округа Магадан. Для проведения разведки и локализации пожара убыли подразделения пожарно-спасательных частей Магаданского гарнизона. По прибытии пожарно-спасательных служб зафиксирован лесной пожар, возгорание сухой растительности вблизи поселка и аэропорта Сокол. Территориальная группировка ГУ МЧС России по Магаданской области проводили комплекс мероприятий по ликвидации возгорания и защите населённых пунктов, а также недопущения приближения огня к стратегически важному объекту экономики — аэропорту Сокол. п. Сокол взят под защиту федеральных и областных подразделений пожарной охраны, привлечена тяжелая техника, вертолет МИ-8 Хабаровского авиационно-спасательного Центра МЧС России.
Для обзорной картины площади пожара в управления пожарно-спасательных сил Главного Управления МЧС России по Магаданской области введена группа авиации и беспилотных летательных аппаратов. С помощью самолетов АН-2, а также беспилотного летательного аппарата «Phantom 4 PRO+» осуществляется ежедневный мониторинг лесопожарной обстановки. БВС «Phantom 4 PRO+» предназначен для воздушного мониторинга оперативной обстановки с радиусом действий в несколько километров. В режиме видеосъёмки комплекс позволяет транслировать обзорную картину в состоянии зависания или панорамной съемки, а также проводить сканирование местности по заданному маршруту, что непременно необходимо в сложившейся ситуации.
При фактическом использовании БВС «Phantom 4 PRO+» на пожаре в районе поселка Сокол, где территориально находится аэропорт Сокол в Главном Управлении МЧС России по Магаданской области возникла следующая проблема: в зоне района аэродрома согласно пп. В п.39 Постановления Правительства РФ от 11.03.2010 № 138 «Об утверждении Федеральных правил использования воздушного пространства Российской Федерации» возможен взлет БАС в целях оказания помощи при чрезвычайной ситуации, в данном случае — лесного пожара, представляющего угрозу населенному пункту и аэропорту Сокол не только возможностью возгорания, чего не допустили Магаданские огнеборцы, но и задымленностью, что может повлиять на потоки воздушного движения в зоне района аэродрома. Аппарат БАС не смог произвести взлет в районе аэродрома, ввиду прописанных в памяти координат района аэродрома, где взлет запрещен.
Чтобы иметь возможность взлететь в районе аэродрома, необходимо связываться с производителем и получать разрешение на полет. Одновременно встает вопрос о разработке новых инструкций и стандартов запуска БВС в ЧС с учетом требований по безопасности, во избежание запуска БВС в районе аэродрома без согласования и создания аварийной ситуации. На текущий момент согласно ФАП взлет БВС в режиме ЧС возможен, но в аппарате запрограммирована блокировка взлета в запретной зоне.
Проанализировав ситуацию, разработаны общие рекомендации по работе в случае пожара в районе аэродрома:
- требование прямого контакта с производителем БВС, для оперативного изменения программного обеспечения, а именно, возможности взлета аппарата в районе аэродрома в случае ЧС;
- рекомендуется использовать БВС отечественных производителей фирм Радар-ммс, СТЦ, Кронштадт и др., для оперативной связи в случае необходимости изменения настроек;
- необходимость создания алгоритма оперативного оповещения служб движения и других служб аэродрома о полете БВС принадлежащих МЧС;
- необходимость разработки самостоятельных инструкций и стандартов, с учетом требований по безопасности.
Литература:
- Международная организация гражданской авиации / Циркуляр ИКАО 328-AN/190, 2011. — 66 с.
- Руководство по дистанционно пилотируемым авиационным системам / ИКАО Doc.10019-AN/507, 2015. — 190 с.
- Handbook of unmanned aerial vehicles. Springer Science+Business Media, Dordrecht, 2015. 3015 p.
- Беспилотная авиация: терминология, классификация, современное состояние / В. С. Фетисов, Л. М. Неугодникова, В. В. Адамовский, Р. А. Красноперов; Под ред. В. С. Фетисова. — Уфа: ФОТОН, 2014. — 2017 с.
- Беспилотные авиационные системы. Учебное пособие / С. А. Кудряков, В. Р. Ткачев, Г. В. Трубников, В. И. Кисличенко // СПб.: Свое издательство. — 2015. — 121 с.