Финансово-правовой статус субъектов малого и среднего предпринимательства | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 31 октября, печатный экземпляр отправим 4 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №39 (329) сентябрь 2020 г.

Дата публикации: 26.09.2020

Статья просмотрена: 5 раз

Библиографическое описание:

Борисова, А. М. Финансово-правовой статус субъектов малого и среднего предпринимательства / А. М. Борисова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 39 (329). — С. 102-104. — URL: https://moluch.ru/archive/329/73796/ (дата обращения: 22.10.2020).



Статья посвящена анализу финансово-правового статуса субъектов малого и среднего предпринимательства в России в современный период. Автор сравнивает правовое положение субъектов малого и среднего предпринимательства в России, выявляет особенности налогового регулирования, особенности участия в государственных и муниципальных закупках, особенности проведения государственного и муниципального контроля и др. В результате исследования автором выявлены проблемы и предложены пути их решения.

Ключевые слова: малый бизнес, субъекты малого и среднего предпринимательства, Россия, налогообложение, осуществление государственного контроля (надзора), специальные налоговые режимы.

The article is devoted to analysis of the financial and legal status of subjects of small and average business in Russia in the modern period. The author compares the legal status of small and medium-sized businesses in Russia and foreign countries, identifies features of tax regulation, features of participation in state and municipal procurement, features of state and municipal control, etc. As a result of the research, the author identified problems and suggested ways to solve them.

Keywords: small business, small and medium-sized businesses, Russia, taxation, state control (supervision), special tax regimes.

Малое и среднее предпринимательство в России выступает одним из факторов развития экономики, а также позволяет решить проблему создания среднего класса — основы гражданского общества. Результаты экономических исследований свидетельствуют о том, что степень развития малого и среднего бизнеса в стране отражает уровень развития всей экономики.

Обычно для оценки уровня развития малого и среднего предпринимательства эксперты используют два основных показателя: долю ВВП, которую занимает малый и средний бизнес; долю активного населения, занятого в данной сфере.

Несмотря на непрерывное регулирование сектора малого и среднего предпринимательства, его фактическое состояние в России оценивается как неудовлетворительное. Он еще отстает от аналогичного в странах с развитой экономикой по количественным показателям, продолжительности жизненного цикла, объему занятого населения и вкладу в ВВП страны.

Средний и малый бизнес в Российской Федерации может функционировать как в качестве конкретного индивидуального предпринимателя, так и в качестве юридического лица. Но из этого следует, что в настоящий момент категория так называемых самозанятых индивидов в законодательном плане не считается субъектами среднего и малого бизнеса. В настоящее время есть еще одна проблема, которая заключается в том, что возможность обретения статуса субъекта малого предпринимательства некоммерческими объединениями представляется дискуссионной.

Рассмотрим условия получения статуса субъекта среднего и малого бизнеса, определенные в Федеральном законе «О внесении изменений в Федеральный закон «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» № 313-ФЗ от 03 августа 2018 г. Прежде всего, получение статуса субъекта среднего и малого бизнеса предполагает и обязывает регистрацию в едином реестре субъектов среднего и малого бизнеса.

По сути, в Законе «О развитии» прописаны следующие условия для обретения статуса субъекта среднего и малого бизнеса.

Во-первых, необходима структура уставного капитала, или, в обязательном порядке, наличие инновационного вектора деятельности. Говоря о хозяйственных объединениях и партнерствах, необходимо выполнение как минимум одного из следующих условий.

Суммарная доля участия в проекте Российской Федерации, ее субъектов, муниципальных организаций, религиозных и социальных образований, благотворительных и прочих фондов, кроме суммарной доли участия, присутствующей в составе активов инвестиционных фондов, не должна быть больше 25 %, что прописано в уставном капитале общества с ограниченной ответственностью. Если речь идет о иностранных юридических лицах или (и)лиц, не относящимся к субъектам суммарная, не являющихся субъектами среднего и малого бизнеса, то их доля участия не должна быть выше 49 % [1, C.27].

Однако следует подчеркнуть важный нюанс, заключающийся в том, что вышеупомянутое ограничение в отношении суммарной доли участия иностранных юридических лиц и (или) юридических лиц, не являющихся субъектами среднего и малого бизнеса, не включает общества с ограниченной ответственностью, структура и деятельность которых отвечает требованиям, прописанным в подп. «в» — «д», «ж» упомянутого пункта.

Максимальная суммарная доля участия иностранных юридических лиц и (или) юридических лиц, не являющихся субъектами среднего и малого бизнеса, оказалась существенно повышена с 25 % до 49 %, что отразилось в Законе от 29 июня 2015 г. № 146-ФЗ. В результате вышеупомянутого изменения почти в два раза повысились возможности участия в малом и среднем бизнесе в области как иностранного капитала, так и отечественного крупного предпринимательства [4].

Следующий ключевой в нашем исследовании закон — это Федеральный закон от 03 августа 2018 № 313-ФЗ. В нем прописаны новые критерии причастности к субъектам малого бизнеса. В этом законе сняты ограничения в уставном (складочном) капитале малых и средних предприятий, касающиеся максимальной доли в количестве 49 %, касающиеся предельной доли участия иностранных юридических лиц. Кроме того, сняты ограничения, если иностранные юридические лица сами являются субъектами среднего или малого бизнеса.

В порядке, соответствующим образом установленном правительством российской Федерации, имеющие обращение на официальном рынке, касающемся ценных бумаг, акции акционерных обществ, оцениваются как акции инновационного экономического уровня.

Функционирование сообществ хозяйства и партнерских обществ, связанных с хозяйственной деятельностью, затрагивает область внедрения таких интеллектуальных достижений, как интегральные микросхемы, селекционные разработки, новые промышленные образцы, значимые в производстве модели, новые программы для вычислительной техники, соответствующие базы данных, все «ноу-хау», связанные с производственной практикой. Учредители, а также деятели соответствующих хозяйственных организаций и партнерств обладают исключительными правами. Это могут быть научные организации, имеющие статус как автономных, так и бюджетных образований.

Можно назвать следующие особенности правового регулирования в сфере налогообложения, участия субъектов малого и среднего предпринимательства в закупках товаров, выполнению работ и оказанию услуг и при осуществлении государственного контроля (надзора) по обеспечению прав и законных интересов субъектов МСП [5, C.16]:

– созданы меры поддержки в сфере налогов и сборов: введены специальные налоговые режимы упрощенная система налогообложения (УСН); система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности (ЕНВД);

– система патентная система налогообложения).

Также законами субъектов РФ может быть установлена налоговая ставка в размере 0 % для налогоплательщиков — индивидуальных предпринимателей, впервые зарегистрированных после вступления в силу указанных законов и осуществляющих предпринимательскую деятельность в производственной, социальной и (или) научной сферах.

Налогоплательщики могут воспользоваться правом на «налоговые каникулы» со дня их государственной регистрации в качестве индивидуальных предпринимателей непрерывно в течение двух налоговых периодов.

Таким образом, в РФ предпринимаются меры для улучшения положения субъектов МСП. Однако разнообразие мер поддержки ужесточается введением фискальных мер, направленных на подавление экономической активности МСП, и не может обеспечить его состоятельность и безопасность, а также одновременно в законах предусмотрены дополнительные условия и ограничения, которые препятствуют получению субъектами МСП поддержки со стороны государства.

Законодателю необходимо понимать, что бизнесу мешают постоянные изменения законодательства. В связи с этим необходимо продолжать совершенствовать российское законодательство в сфере развития МСП, усилия государства сконцентрировать на эффективности правоприменения и фактической поддержке малого и среднего предпринимательства, так как модернизация экономики России и перевод ее на инновационный путь развития невозможны без активного участия малого и среднего бизнеса.

Литература:

  1. Денченкова О. Е. Комплаенс-контроль в сфере корпоративных закупок // Юрист. 2017. № 17. С. 26–29.
  2. Ершова И. В. Специальный правовой режим деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства: доктринальные и законодательные подходы // Журнал предпринимательского и корпоративного права. 2016. № 2. С. 22–26.
  3. Ибадова Л. Т. Финансирование и кредитование малого и бизнеса России. М.: Волтерс Клувер. 2006. С. 13.
  4. Музалевская И. Н. Правовые аспекты понятия субъекта малого предпринимательства // Малый бизнес на этапе обновления законодательства о предпринимательстве / отв.ред. М. А. Супатаев, В. К. Андреев. М.: Юрист. 2004. -С. 109.
  5. Семенушкина А. М. Правовые аспекты понятия субъектов малого и среднего предпринимательства // Предпринимательское право. 2009. № 4.
Основные термины (генерируются автоматически): малый бизнес, Россия, субъект среднего, российская Федерация, среднее, лицо, предпринимательство, суммарная доля участия, государственный контроль, развитие малого.


Задать вопрос