Проблемы организации дистанционного обучения по русскому языку как иностранному (из опыта подготовительных курсов для иностранных слушателей) | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 31 октября, печатный экземпляр отправим 4 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Филология, лингвистика

Опубликовано в Молодой учёный №39 (329) сентябрь 2020 г.

Дата публикации: 27.09.2020

Статья просмотрена: 10 раз

Библиографическое описание:

Бондаренко, В. А. Проблемы организации дистанционного обучения по русскому языку как иностранному (из опыта подготовительных курсов для иностранных слушателей) / В. А. Бондаренко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 39 (329). — С. 185-187. — URL: https://moluch.ru/archive/329/73787/ (дата обращения: 20.10.2020).



В данной статье автор делится опытом организации дистанционного обучения по русскому языку как иностранному в условиях пандемии.

Ключевые слова: дистанционное обучение, электронное обучение, русский язык как иностранный/

В научно-методических работах ряд исследователей (А. Н. Богомолов, М. Н. Моисеева, Е. С. Полат и др.) рассматривают дистанционное обучение «как новую самостоятельную дидактическую систему со своим компонентным составом (целями, задачами обучения, содержанием, методами, принципами, средствами, процессом и организационными формами), основанную на взаимодействии учителя и учащихся, учащихся между собой на расстоянии» [5; 1, с. 52–53].

Считаем, что цели, задачи, содержание, методы, принципы обучения русскому языку как иностранному не зависят от формы организации образовательного процесса. Основной задачей при изучении иностранных языков является обучение всем видам речевой деятельности: говорению, аудированию, чтению и письму. Дистанционное обучение заставляет нас выбирать методы и принципы обучения, которые были бы эффективными в условиях виртуальной образовательной среды.

Под дистанционным обучением вслед за исследователями Усковой О.А, Ипполитовой Л. В. понимаем не отдельную дидактическую систему, а одну из форм получения образования, которая иногда дополняет контактную форму, а иногда противостоит ей [7].

В развитии дистанционного обучения выделяют два активно развивающихся противоположных друг другу направления: использование сетевых платформ открытого образования для самостоятельного обучения без контакта с преподавателем, и занятия-видеоконференции по Skype, Zoom и прочим современным программам, обеспечивающих видеосвязь преподавателя и студента. Не теряет своей актуальности задача успешного совмещения этих направлений, при котором недостатки традиционного и дистанционного обучения были бы сведены к минимуму.

Особенно актуальны проблемы организации уроков с применением дистанционного обучения стали в условиях пандемии. Весной 2020 года все университеты и школы России оказались в условиях вынужденного введения дистанционного обучения для всех учащихся. В нашем университете при реализации образовательных программ с применением дистанционных образовательных технологий успешно функционирует электронная информационно-образовательная среда (ЭИОС), однако на подготовительных курсах для иностранных слушателей был предусмотрен только формат очного обучения и дистанционный курс не был ранее разработан. Поэтому преподаватели оказались в условиях необходимости организации качественного дистанционного обучения в сжатые сроки. С начала года существовал групповой чат в программе imo, в который выкладывалась организационная информация, с началом ограничений по очному обучению в эту группу стали выкладывать аудиовизуальные учебные материалы, параллельно материалы к уроку выкладывались в группу Вконтакте.

На уроках русского как иностранного был выбран следующий режим освоения курса:

– самостоятельная работа учащихся с опорой на учебные материалы, высылаемые преподавателями

– групповые видеоконференции с преподавателем в Zoom для введения нового материала, проверки готовности к вступительным экзаменам и пр.

– небольшие видеоролики с объяснением нового материала

– фотографии грамматических таблиц и аудиозаписи с пояснениями, инструкциями, комментариями преподавателя для направления учебной деятельности учащихся.

Преподаватели старались максимально разнообразить формы представления материала, дробили сложные темы на небольшие объемы информации, чтобы усилить интерес к обучению, предложили студентам восприятие новых знаний через привычную молодежи клиповость коммуникации. В период самоизоляции студенты-иностранцы оказались в условиях отсутствия языковой среды, что, безусловно, негативно сказалось на развитии устной речи, поэтому, чтобы нивелировать деградацию устной речи, важнейшим компонентом обучения стали аудиозаписи: материалы к учебному комплексу, а также аудиозаписи преподавателей курса с комментариями, пояснениями и примерами чтения текстов и диалогов. Наличие доступа к аудиозаписям давало возможность студентам неограниченное количество раз аудировать и репродуцировать данные тексты. Преподаватели стимулировали максимальное включение учащихся в освоение материала путем выполнения заданий: аудиозапись своего устного ответа или чтения фрагмента текста, активное участие в обсуждениях на форуме, написание сочинений, обмен ими с однокурсниками, выбор вариантов ответа, заполнение анкет путем впечатывания высказываний, фрагментов, выполнение коммуникативно-ориентированных заданий из бытовой, студенческой жизни студентов. Было реализовано чередование напряженной работы по изучению грамматики и чтение, аудирование иронически окрашенных, юмористических текстов о жизни молодежи. Подбирая интересные задания, чередуя формы подачи материала, вовлекая слушателей курсов в процесс обучения мы пытались повысить мотивацию и раскрыть внутренние резервы каждого студента.

Обратная связь с учащимися была организована посредством нескольких форм:

– выполнение заданий письменно в тетради и отправка фотоотчета преподавателю

– выполнение тестов, письменных заданий в Word и отправка на e-mail или в личные сообщения в imo

– запись аудиофайлов-ответов на устные задания и отправка на e-mail или в личные сообщения в imo

– выполнение подготовленных и новых заданий при проведении видеоконференций в Zoom

Текущий контроль осуществлялся регулярно, путем проверки фото и аудио отчетов студентов; промежуточный контроль осуществлялся после освоения материала каждого модуля, выполнение контрольных работ с частичным заполнением ответа; итоговый контроль был организован в виде конференции в Zoom, в ходе которой слушатели подготовительных курсов выполняли тесты, соответствующие требованиям российской государственной системе тестирования по русскому языку как иностранному по пяти видам деятельности.

Отдельно стоит отметить психолого-педагогические проблемы, с которыми столкнулись преподаватели при организации вынужденного дистанционного обучения. При объявлении режима самоизоляции и перехода на обучение онлайн никто не знал, как долго оно продлится, морально ни студенты, ни педагоги не были готовы к затяжному обучению, поэтому в какой-то момент мы наблюдали снижение активности, мотивации к обучению, развитию самостоятельного мышления. Это связано как с неопределенностью длительности ограничений, связанных с пандемией, неясности условий сдачи экзаменов для поступления в университет в условиях изоляции, а также значительное сокращение количества непосредственных контактов с педагогом, увеличение объема самостоятельной работы с учебными материалами. «Учебный материал для дистанционного обучения рассчитан, как известно, скорее не на личностное взаимодействие, а на передачу информации некоему «усредненному обучаемому» и адресуется ему как объекту информационного процесса» [3; 4, с. 10]. Это спровоцировало появление у большинства студентов психологических трудностей, связанных со спецификой «психолого-педагогического фактора общения в сети как особого вида коммуникации» [6].

Литература:

  1. Богомолов, А. Н. Виртуальная среда обучения русскому языку как иностранному: лингвокультурологический аспект. Монография. / А. Н. Богомолов. М.: МАКС Пресс, 2008. — 320 с.
  2. Виноградова, Е. Н. В поисках золотой середины: дистанционное обучение онлайн и офлайн / Е. Н. Виноградова, Л. П. Клобукова. // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Вопросы образования: языки и специальность. — 2018. — Т. 15. № 2. — С. 195–209.
  3. Демкин, В. П. Психолого-педагогические особенности дистанционного образования / В. П. Демкин, Т. В. Руденко, Н. В. Серкова. // Высшее образование в России. — 2000. — № 3. — С. 124–128.
  4. Мараховская, Н. В. Проблемы дистанционного обучения. Аспект психолого-познавательных барьеров: монография/ Н. В. Мараховская, А. И. Пилипенко. — Брянск: Издательство БГТУ, 2001. — 127 с.
  5. Полат, Е. С. Теория и практика дистанционного обучения / Е. С. Полат, М. Ю. Бухаркина, М. В. Моисеева. — Учеб. пособие для студ. высш.пед.учеб.заведений — М.. Издательский центр «Академия», 2004–416 с.
  6. Старов, М. И. Психолого-педагогические проблемы общения при дистанционном обучении / М. И. Старов, М. В. Вислобокова. // Дистанционное образование. — 1999. — № 2. — С. 26–31.
  7. Ускова, О. А. Дистанционная форма обучения русскому языку как иностранному: проблемы и перспективы / О. А. Ускова, Л. В. Ипполитова. // Вестник Московского государственного лингвистического университета. Серия: Образование и педагогические науки. — 2017. — № 5. — С. 42–50.
Основные термины (генерируются автоматически): дистанционное обучение, русский язык, преподаватель, выполнение заданий, задание, освоение материала, очное обучение, принцип обучения, условие пандемии, устная речь.


Задать вопрос