Проблемы организации дистанционного обучения по русскому языку как иностранному (из опыта подготовительных курсов для иностранных слушателей) | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Филология, лингвистика

Опубликовано в Молодой учёный №39 (329) сентябрь 2020 г.

Дата публикации: 27.09.2020

Статья просмотрена: 1240 раз

Библиографическое описание:

Бондаренко, В. А. Проблемы организации дистанционного обучения по русскому языку как иностранному (из опыта подготовительных курсов для иностранных слушателей) / В. А. Бондаренко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 39 (329). — С. 185-187. — URL: https://moluch.ru/archive/329/73787/ (дата обращения: 26.04.2024).



В данной статье автор делится опытом организации дистанционного обучения по русскому языку как иностранному в условиях пандемии.

Ключевые слова: дистанционное обучение, электронное обучение, русский язык как иностранный/

В научно-методических работах ряд исследователей (А. Н. Богомолов, М. Н. Моисеева, Е. С. Полат и др.) рассматривают дистанционное обучение «как новую самостоятельную дидактическую систему со своим компонентным составом (целями, задачами обучения, содержанием, методами, принципами, средствами, процессом и организационными формами), основанную на взаимодействии учителя и учащихся, учащихся между собой на расстоянии» [5; 1, с. 52–53].

Считаем, что цели, задачи, содержание, методы, принципы обучения русскому языку как иностранному не зависят от формы организации образовательного процесса. Основной задачей при изучении иностранных языков является обучение всем видам речевой деятельности: говорению, аудированию, чтению и письму. Дистанционное обучение заставляет нас выбирать методы и принципы обучения, которые были бы эффективными в условиях виртуальной образовательной среды.

Под дистанционным обучением вслед за исследователями Усковой О.А, Ипполитовой Л. В. понимаем не отдельную дидактическую систему, а одну из форм получения образования, которая иногда дополняет контактную форму, а иногда противостоит ей [7].

В развитии дистанционного обучения выделяют два активно развивающихся противоположных друг другу направления: использование сетевых платформ открытого образования для самостоятельного обучения без контакта с преподавателем, и занятия-видеоконференции по Skype, Zoom и прочим современным программам, обеспечивающих видеосвязь преподавателя и студента. Не теряет своей актуальности задача успешного совмещения этих направлений, при котором недостатки традиционного и дистанционного обучения были бы сведены к минимуму.

Особенно актуальны проблемы организации уроков с применением дистанционного обучения стали в условиях пандемии. Весной 2020 года все университеты и школы России оказались в условиях вынужденного введения дистанционного обучения для всех учащихся. В нашем университете при реализации образовательных программ с применением дистанционных образовательных технологий успешно функционирует электронная информационно-образовательная среда (ЭИОС), однако на подготовительных курсах для иностранных слушателей был предусмотрен только формат очного обучения и дистанционный курс не был ранее разработан. Поэтому преподаватели оказались в условиях необходимости организации качественного дистанционного обучения в сжатые сроки. С начала года существовал групповой чат в программе imo, в который выкладывалась организационная информация, с началом ограничений по очному обучению в эту группу стали выкладывать аудиовизуальные учебные материалы, параллельно материалы к уроку выкладывались в группу Вконтакте.

На уроках русского как иностранного был выбран следующий режим освоения курса:

– самостоятельная работа учащихся с опорой на учебные материалы, высылаемые преподавателями

– групповые видеоконференции с преподавателем в Zoom для введения нового материала, проверки готовности к вступительным экзаменам и пр.

– небольшие видеоролики с объяснением нового материала

– фотографии грамматических таблиц и аудиозаписи с пояснениями, инструкциями, комментариями преподавателя для направления учебной деятельности учащихся.

Преподаватели старались максимально разнообразить формы представления материала, дробили сложные темы на небольшие объемы информации, чтобы усилить интерес к обучению, предложили студентам восприятие новых знаний через привычную молодежи клиповость коммуникации. В период самоизоляции студенты-иностранцы оказались в условиях отсутствия языковой среды, что, безусловно, негативно сказалось на развитии устной речи, поэтому, чтобы нивелировать деградацию устной речи, важнейшим компонентом обучения стали аудиозаписи: материалы к учебному комплексу, а также аудиозаписи преподавателей курса с комментариями, пояснениями и примерами чтения текстов и диалогов. Наличие доступа к аудиозаписям давало возможность студентам неограниченное количество раз аудировать и репродуцировать данные тексты. Преподаватели стимулировали максимальное включение учащихся в освоение материала путем выполнения заданий: аудиозапись своего устного ответа или чтения фрагмента текста, активное участие в обсуждениях на форуме, написание сочинений, обмен ими с однокурсниками, выбор вариантов ответа, заполнение анкет путем впечатывания высказываний, фрагментов, выполнение коммуникативно-ориентированных заданий из бытовой, студенческой жизни студентов. Было реализовано чередование напряженной работы по изучению грамматики и чтение, аудирование иронически окрашенных, юмористических текстов о жизни молодежи. Подбирая интересные задания, чередуя формы подачи материала, вовлекая слушателей курсов в процесс обучения мы пытались повысить мотивацию и раскрыть внутренние резервы каждого студента.

Обратная связь с учащимися была организована посредством нескольких форм:

– выполнение заданий письменно в тетради и отправка фотоотчета преподавателю

– выполнение тестов, письменных заданий в Word и отправка на e-mail или в личные сообщения в imo

– запись аудиофайлов-ответов на устные задания и отправка на e-mail или в личные сообщения в imo

– выполнение подготовленных и новых заданий при проведении видеоконференций в Zoom

Текущий контроль осуществлялся регулярно, путем проверки фото и аудио отчетов студентов; промежуточный контроль осуществлялся после освоения материала каждого модуля, выполнение контрольных работ с частичным заполнением ответа; итоговый контроль был организован в виде конференции в Zoom, в ходе которой слушатели подготовительных курсов выполняли тесты, соответствующие требованиям российской государственной системе тестирования по русскому языку как иностранному по пяти видам деятельности.

Отдельно стоит отметить психолого-педагогические проблемы, с которыми столкнулись преподаватели при организации вынужденного дистанционного обучения. При объявлении режима самоизоляции и перехода на обучение онлайн никто не знал, как долго оно продлится, морально ни студенты, ни педагоги не были готовы к затяжному обучению, поэтому в какой-то момент мы наблюдали снижение активности, мотивации к обучению, развитию самостоятельного мышления. Это связано как с неопределенностью длительности ограничений, связанных с пандемией, неясности условий сдачи экзаменов для поступления в университет в условиях изоляции, а также значительное сокращение количества непосредственных контактов с педагогом, увеличение объема самостоятельной работы с учебными материалами. «Учебный материал для дистанционного обучения рассчитан, как известно, скорее не на личностное взаимодействие, а на передачу информации некоему «усредненному обучаемому» и адресуется ему как объекту информационного процесса» [3; 4, с. 10]. Это спровоцировало появление у большинства студентов психологических трудностей, связанных со спецификой «психолого-педагогического фактора общения в сети как особого вида коммуникации» [6].

Литература:

  1. Богомолов, А. Н. Виртуальная среда обучения русскому языку как иностранному: лингвокультурологический аспект. Монография. / А. Н. Богомолов. М.: МАКС Пресс, 2008. — 320 с.
  2. Виноградова, Е. Н. В поисках золотой середины: дистанционное обучение онлайн и офлайн / Е. Н. Виноградова, Л. П. Клобукова. // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Вопросы образования: языки и специальность. — 2018. — Т. 15. № 2. — С. 195–209.
  3. Демкин, В. П. Психолого-педагогические особенности дистанционного образования / В. П. Демкин, Т. В. Руденко, Н. В. Серкова. // Высшее образование в России. — 2000. — № 3. — С. 124–128.
  4. Мараховская, Н. В. Проблемы дистанционного обучения. Аспект психолого-познавательных барьеров: монография/ Н. В. Мараховская, А. И. Пилипенко. — Брянск: Издательство БГТУ, 2001. — 127 с.
  5. Полат, Е. С. Теория и практика дистанционного обучения / Е. С. Полат, М. Ю. Бухаркина, М. В. Моисеева. — Учеб. пособие для студ. высш.пед.учеб.заведений — М.. Издательский центр «Академия», 2004–416 с.
  6. Старов, М. И. Психолого-педагогические проблемы общения при дистанционном обучении / М. И. Старов, М. В. Вислобокова. // Дистанционное образование. — 1999. — № 2. — С. 26–31.
  7. Ускова, О. А. Дистанционная форма обучения русскому языку как иностранному: проблемы и перспективы / О. А. Ускова, Л. В. Ипполитова. // Вестник Московского государственного лингвистического университета. Серия: Образование и педагогические науки. — 2017. — № 5. — С. 42–50.
Основные термины (генерируются автоматически): дистанционное обучение, русский язык, преподаватель, выполнение заданий, задание, освоение материала, очное обучение, принцип обучения, условие пандемии, устная речь.


Похожие статьи

Обучение устной речи на уроках иностранного языка

При обучении устной речи необходимо развивать познавательные способности.

Выполнение таких заданий связано с умением учащихся понимать иноязычную речь на

Итак, при обучении устной речи познавательная активность очень важна на всех этапах обучения.

Похожие статьи

Обучение устной речи на уроках иностранного языка

При обучении устной речи необходимо развивать познавательные способности.

Выполнение таких заданий связано с умением учащихся понимать иноязычную речь на

Итак, при обучении устной речи познавательная активность очень важна на всех этапах обучения.

Задать вопрос