Использование подхода Lesson Study как способ совершенствования практики учителя | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 31 октября, печатный экземпляр отправим 4 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №38 (328) сентябрь 2020 г.

Дата публикации: 23.09.2020

Статья просмотрена: 22 раза

Библиографическое описание:

Изтилеуова, Г. А. Использование подхода Lesson Study как способ совершенствования практики учителя / Г. А. Изтилеуова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 38 (328). — С. 198-201. — URL: https://moluch.ru/archive/328/73692/ (дата обращения: 22.10.2020).



В статье излагается практическое использование подхода Lesson study, который широко используется педагогами Японии. В статье обосновывается эффективность использования подхода, так как исследование направлено на профессиональное развитие педагога. Сейчас данный подход успешно используется учителями казахстанских школ. Lesson study рассматривается как средство, помогающее развивать и совершенствовать преподавание, способствующее выработке умения критически смотреть на проблему. Описанный опыт в статье может быть полезен всем учителям, которые заинтересованы в своем профессиональном развитии.

Ключевые слова: исследование урока, коммуникативный подход, речевая деятельность, ученик С, ученик В, ученик А.

The article presents a professional development initiative developed by school partners based on the Japanese lesson-study model described by Stigler and Hiebert (1999) in The Teaching Gap. Lesson study, an inquiry model of teacher professional development, is used extensively throughout Japan and has begun to capture the attention of the educational community of Kazakhstan. As we seek understanding of what is required of professional-development experiences that leads to real improvement in how teachers teach, examining the process of lesson study may provide valuable insight.

Keywords: the communicative approach, speech, student C, student B, student A.

Современный учитель должен стараться постоянно повышать свое профессиональное мастерство, для того чтобы удовлетворять постоянно растущие потребности своих учеников. Сегодня нужны учителя, которые владеют современными технологиями, методами и приемами обучения.

Однако, учиться только на своей практике не всегда эффективно. Конструктивное обсуждение урока с коллегами может быть очень полезным. По этой причине, группа инициативных педагогов решила прибегнуть к педагогическому подходу- Lesson study. Используя данный подход, учителя проводят изучение урока, влияя на качество обучения и преподавания.

Цель исследования: развитие речевой деятельности учащихся через новые подходы к обучению. Задачи исследования: использование эффективных методов и приемов, которые спсобствуют развитию монологической речи, а также вовлечению учащихся в диалог, развитие познавательных потребностей, развитие творческих способностей. Актуальность изучения данной проблемы обусловлена тем, что, как показывает практика, ученики не совсем корректно могут излагать свои мысли, затрудняются в построении своей речи в соответствии с критериями. Поэтому наша группа решила, что необходимо осмыслить, структурировать, обобщить материал по исследуемой теме и апробировать приемы и методы на 3-х последовательных уроках с целью совершенствования методики преподавания и повышения уровня знаний учащихся 5 В класса.

Для начала исследования мы создали группу учителей. Наша группа состояла из учителя русского языка Джунусовой Л. З., учителя истории Куандыковой Т. Т., учителя английского языка Изтилеуовой Г. А., учителя самопознания Мусабековой М. М., учителя искусства Габдуллиной Л. Н.

При выборе исследуемого класса, коллегиально было решено остановиться на 5 «В» классе. Выбор связан с тем, что вышеперечисленные учителя преподают в этом классе, кроме этого, имеется проблема низкой мотивации, на уроках работают одни и те же ученики. В начале учебного года учащимся была предложена анкета с вопросами. На вопрос «какие трудности в изучении английского языка ты испытываешь?», большинство учащихся написали, что не могут правильно говорить на английском языке, у некоторых из них языковой барьер. Посовещавшись в фокус-группе, выслушав те трудности, которые коллеги испытывают на уроках при обучении учеников 5 «В» класса, была сформулирована тема исследования: активизация навыка говорения через активные методы. Для достижения цели был использован коммуникативно-ориентированный подход, что в свою очередь означает, что овладение средствами языка направлено на практическое использование их в речи.

Трудности были на первых уроках, когда ученик С не был заинтересован в работе в группах, он возлагал ответственность на других и был уверен, что за него ответят другие ученики команды. Также учитель самопознания отмечает в нем больше математический склад ума, а не гуманитарный. Учителю самопознания через игровые методы удалось вовлечь данного ученика в процесс обучения. Учитель ИЗО отметила, что были трудности с учеником С в несвоевременном выполнении заданий, в результате он не практиковался в говорении при защите постеров. Ей удалось через парную работу активизировать его речевую деятельность. Ученик С стал открыто и чётко излагать свои мысли. Учитель английского языка отмечает пассивность на уроках ученика С, а проведение уроков по «Лессон Стади» повысило мотивацию данного ученика, он стал систематически выполнять задания в классе и дома.

В ходе исследования возникла необходимость в использовании специально подобранных упражнений для развития диалогической и монологической речи, подборе учебно-речевых ситуаций, естественных для коммуникации.

За две недели до исследуемого урока мной был составлен краткосрочный план урока. План урока составлен в соответствии с программой (English as Additional language 2019–2020), который был представлен на собрании фокус-группы по Lesson-study. На этапе планирования передо мной встал вопрос, как наиболее эффективно организовать работу в группах, как представить языковой материал по теме «Изобретения Китая» в доступной и интересной форме, при этом вовлечь всю группу в процесс обучения. Lesson Study включал в себя 3 цикла и состоял из следующих этапов: совместное детальное планирование, проведение исследовательского урока, наблюдение, систематизация результатов, планирование после исследовательского урока. Уже на этапе планирования можно почувствовать плюсы работы в команде с другими учителями. В ходе совместного обсуждения, коллеги помогли составить мотивирующие к общению задания, способствующие активизации навыка говорения на английском языке.

Во время проведения урока каждый учитель нашей группы наблюдал за своим учеником, записывая результаты своего наблюдения в специально разработанную для данного урока схему наблюдения урока.

Слабый ученик А- при ответах проявляет скованность, стесняется отвечать на вопросы; критерий успешности-вовлечь в процесс обучения при выполнении задания, предложенного учителем. Средний ученик В- ученик с хорошей успеваемостью, испытываете страх перед необходимостью говорить на английском языке, критерий успешности — научить проявлять коммуникативные навыки; сильный ученик С — всесторонне развитый ученик с высокой успеваемостью по всем предметам, имеет высокий уровень учебных интересов, познавательные способности, критерий успешности — развивать лидерские качества.

Положительные результаты были достигнуты благодаря тщательному подбору методов и стратегий новых подходов в обучении.

На уроках учителя старались использовать такие методы и приемы, чтобы учащиеся могли формулировать свои знания самостоятельно и осознать их значимость лично для себя. Для активизации речи использовали метод «ПОПС-формула». Ценность этого технологического приёма заключается в том, что позволяет учащимся кратко и всесторонне выразить собственную позицию по изученной теме. После изучения темы, учащимся нужно высказать свое мнение в четырех предложениях, отражающие четыре момента ПОПС-формулы:

П-позиция

О-объяснение

П-пример

С-следствие(суждение)

Ученик начинает строить предложение со слов: «I think that…». Во втором предложении, обосновывая свою позицию, учащийся может продолжить словом: «because…». В следующем предложении учащийся приводит пример,родкрепляющий его позицию,начиная со слов: «for example…». В заключительной части, подводя итог можно начать со слов: «So…». Согласно технологии, ученикам предлагается своего рода каркас для устного ответа. Пример использования в 5 классе: I think that the compass is the most important Chinese invention because it made some of history’s most important journeys possible. For example, the compass can help not to get lost in the forest. So, I think the invention of compass changed the world.

Данную технологию можно применять с 5-го класса базового уровня изучения английского языка, так как к 4-му году изучения у учащихся сформирован определенный лексико-грамматический запас знаний.

Таким образом, использование на уроках английского языка ПОПС — формулы позволяет дать образец языка, и активизировать речевую деятельность школьников.

Учитель русского языка делала акцент на метакогнитивном аспекте деятельности учащихся и использовала на уроках стратегию КРЭАМ. Учителем ИЗО были использованы на уроках приемы диалогового обучения, методы оценивания как «Сэндвич», «Две звезды и одно пожелание», также «Телефон», «Мозговой штурм». Учитель истории применял на своих уроках стратегии критического чтения: «Чтение с пометками», «Горячий стул», «Синквейн». Учитель самопознания активно использовала «Эссе», «Путешествие по галерее», «Дневник двойной записи».

После проведения урока в рамках исследования Lesson Study наша команда приступила к обсуждению каждого проведенного урока. Было отмечено,что слабому ученику не хватало словарного запаса,чтобы выразить свое мнение. При планировании следующего урока будет оказана большая поддержка в виде опорных слов и фраз,которые облегчат формулирование предложений. Средний ученик в свою очередь достаточно хорошо справился с заданием, смог дополнить ответы других членов команды. Сильный ученик С проявил лидерские качества в группе,правильно сформулировав ответы,тем самым оказывая поддержку членам своей команды при заполнении графического органайзера. Коллегами была отмечено оптимальное распределение на подгруппы,так как не было заметного отличия в уровне коммуникативной компетенции членов группы.

При наблюдении за слабым учеником на уроках своих коллег было замечено,что участники группы игнорировали его мнение,хотя ученик старался проявлять активность. Для устранения данной проблемы при планировании следующих уроков было решено распределить задания между участниками группы.Слабому ученику было оказано больше поддержки,сильный ученик выступал в роли помощника. Уровень поддержки был оказан путем добавления шаблонов ответов, заданий типа “опишите картинку,используя слова ” и т. д. для слабых студентов, а сильным давалась полная свобода.полное отсутствие поддержки,среднему ученика была оказана частичная поддержка.При работе с тектом ученику А было дано меньше вопросов,ученику В были даны все вопросы,а ученику С было задано дополнительное задание.

Коллеги пришли к выводу, что работа по устранению проблем в определённом классе достижима и эффективна при совместном планировании, проведении и анализе деятельности, а также при учете индивидуальных особенностей обучающихся. Взгляд со стороны помогает как учителю, так и наблюдателю, содействует рефлексивному мышлению учителя, успешности учащихся.

Использование подхода «Lesson study» способствовало положительным изменениям как для самих учащихся, так и для команды педагогов. Ученик А стал проявлять интерес к предмету, удалось создать ситуацию успеха для него. При этом ученик С смог повысить уровень знаний. Проводя исследование уроков, наша команда пришла к выводу,что обмен опытом между коллегами вышел на качественный уровень,улучшились навыки рефлексии и практика преподавания.

Литература:

  1. Колин Маклафлин. Исследование в действии: формирование знаний для образования.
  2. Мельникова Ю. Г. Методические рекомендации по практическому применению исследования урока г.Астана «Назарбаев Интеллектуальные школы» Центр педагогического мастерства,2017. — 40 с.
  3. «Подход LessonStudy- особая форма исследования в действии на уроках». Lesson Study: руководство Пит Дадли. http://lessonstudy.co.uk/
  4. Кенжебаев А. Е. Classroom management and arrangement ideas in English classroom /методические рекомендации.C43–45
Основные термины (генерируются автоматически): английский язык, ученик С, учитель, урок, ученик, учитель самопознания, группа, процесс обучения, слабый ученик, учащийся.


Ключевые слова

речевая деятельность, коммуникативный подход, исследование урока, ученик С, ученик В, ученик А
Задать вопрос