Развитие коммуникативных навыков у детей с ОВЗ | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 7 ноября, печатный экземпляр отправим 11 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №37 (327) сентябрь 2020 г.

Дата публикации: 13.09.2020

Статья просмотрена: 64 раза

Библиографическое описание:

Поликарпова, И. Э. Развитие коммуникативных навыков у детей с ОВЗ / И. Э. Поликарпова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 37 (327). — С. 127-129. — URL: https://moluch.ru/archive/327/73573/ (дата обращения: 29.10.2020).



В процессе обучения дети получают не только предметные, но метапредметные результаты. Которые достигаются с учетом применением УУД (Универсальные Учебные Действия), которые стимулируют интерес к обучению, развивают способности и умения анализировать и систематизировать полученные знания. Не маловажную роль в этом процессе играет формирование и развитие у детей коммуникативных способностей.

Общение, по средствам которого происходит взаимодействие с другими людьми, является одним из основных психических факторов, способствующих становлению личности. Коммуникация способствует развитию сознания и высших психологических функций. Умение ребенка позитивно общаться позволяет ему комфортно жить в коллективе и обществе. Благодаря общению ребенок не только решает образовательную задачу, но познает и мир, и самого себя. К началу обучения в школе дети должны уметь сотрудничать, слушать, слышать сверстников и взрослых, выражать собственные эмоции вербальным и невербальным способами. Базовые коммуникативные способности включают в себя: желание вступать в контакт с окружающими, а также умение организовать общение.

Актуальность проблемы заключается в социальном окружении ребенка, в котором часто наблюдается дефицит «живого общения», речевой культуры, вследствие повсеместного использования технических средств коммуникативного общения (телефон, телевидение, интернет) и. т. д.

Ученые давно занимаются изучением этой проблемы. Однако, чем дальше продвигались исследования, становилось ясно, что формирование социального поведения и личности ребенка напрямую зависят от общения со сверстниками.

В своей статье я уделяю большое внимание именно этой проблеме. В наши дни особое значение приобретает проблема формирования и развития коммуникативных навыков у детей с задержкой психического развития. Для всех категорий детей с ограниченными возможностями здоровья характерны нарушения речевого общения, у многих коммуникация осуществляется при активизации невербальных средств. Многим детям присущи дефекты звукопроизношения, у некоторых затруднен процесс восприятия и осмысления содержания рассказов, сказок. Связная речь не соответствует возрасту. Все это приводит к нарушению речевого общения, а общение, в свою очередь, является обязательным условием существования человека, так как оно обогащает содержание детского сознания, способствует приобретению новых знаний и усвоению общественно-исторического опыта, накопленного предыдущими поколениями человечества. Нарушения внимания данной категории детей проявляются в снижении устойчивости, концентрации, неадекватном распределении внимания.

Выделяют три варианта снижения устойчивости внимания. Для них в процессе обучения характерна утомляемость и истощаемость, повышенная отвлекаемость на второстепенные раздражители, именно поэтому, большая часть детей действуют импульсивно. Это связанно с недостаточной целенаправленностью деятельности. Недостатки внимания негативно отражаются на процессах ощущения и восприятия. Это происходит за счет существующих расстройств гнозиса, которые в свою очередь проявляются, вследствие нарушений получения, переработки и хранения информации. Восприятие составляет основу ориентировки человека в окружающей действительности и позволяет ему организовывать деятельность в соответствии с объективными свойствами и отношениями вещей.

Говоря о коммуникативной компетентности, необходимо выделить различия между понятиями «общение» и «коммуникация», которые в реальной жизни часто ошибочно приравниваются. Коммуникация (от лат. «Communicatio» сообщение) — это специфический обмен осмысленной информацией, процесс передачи эмоционального и интеллектуального содержания от человека, группы или организации другому человеку, группе или организации. Понятия «общение» и «коммуникация» имеют общие и отличительные признаки. Объединяет эти понятия их соотнесенность с процессами обмена и передачи информации и связь с языком как средством передачи информации, а отличительные признаки обусловлены различием в объеме содержания этих понятий (узком и широком). Это связано с тем, что они используются в разных науках, которые на первый план выдвигают различные аспекты этих понятий. Будем считать, что за общением в основном закрепляются характеристики межличностного взаимодействия, а за коммуникацией закрепляется дополнительное значение: информационный обмен в обществе. На этом основании общение представляет собой социально обусловленный процесс обмена мыслями и чувствами между людьми в различных сферах их познавательно-трудовой и творческой деятельности, реализуемый при помощи вербальных средств коммуникации. В отличие от него коммуникация — это социально обусловленный процесс передачи и восприятия информации как в межличностном, так и в массовом общении по разным каналам при помощи различных вербальных и невербальных коммуникативных средств. Коммуникация в узком смысле, означает, что в ходе совместной деятельности люди обмениваются между собой различными представлениями, идеями, интересами, настроениями, чувствами, установками. Все это можно рассматривать как информацию, и тогда сам процесс коммуникации может быть понят как процесс обмена информацией, но эффективность коммуникации измеряется тем, насколько удалось воздействие одного коммуниканта на другого, с целью изменения его поведения. Это означает, что при обмене информацией происходит изменение самого типа отношений, который сложился между участниками коммуникации. Ничего похожего не происходит в «чисто» информационных процессах. Коммуникативные навыки — это навыки общения, умения слушать, высказывать свою точку зрения, приходить к компромиссному решению, аргументировать и отстаивать свою позицию, доведенные до автоматизма. Коммуникативные навыки — навыки эффективного общения. Сюда обычно относят легкость установления контакта, поддержание разговора; умения оказывать и принимать знаки внимания (комплименты); умения реагировать на справедливую и несправедливую критику; умения реагировать на задевающее, провоцирующее поведение со стороны собеседника; умения обращаться с просьбой; умения отвечать отказом на чужую просьбу (сказать «нет»); умения оказывать сочувствие, поддержку; умения принимать сочувствие и поддержку со стороны других людей; умения вступать в контакт с другими людьми; умения реагировать на попытку вступить в контакт. Таким образом, в коммуникативном процессе происходит движение информации и активный обмен ею.

Чаще всего у детей этой группы к поступлению в школу не совсем сформированы коммуникативные навыки. Они не могут разговаривать спокойно, кричат, визжат, хохочут, носятся, пугают друг друга. И при этом захлебываются от восторга. В этих случаях можно говорить о нестандартности и нерегламентированном поведении. В общение со сверстниками такие дети не всегда поддерживают общую тему разговора, не выслушивают собеседника, перебивают. Для ребенка значительно важнее его собственные, над ответными действиями. Дети не умеют ориентироваться в ситуации, отмечается недостаточное развитие диалогических высказываний. Трудности вступления в контакт, что тормозит их дальнейшую социализацию и приводят к ряду отклонений в формировании личности и при недостаточной психолого-педагогической коррекции могут вызвать появление негативных черт характера.

Следует сказать, что ведущим направлением в системе является целостное изучение различных аспектов коммуникативной деятельности школьников с ОВЗ, свидетельствующее о наличии у них стойких трудностей речевого поведения, убедило меня в необходимости особого подхода, специальных педагогических условий, направленных на коррекцию основных структурных компонентов их коммуникативного акта.

Специальными педагогическими условиями, которые определили эффективность коррекционно-педагогической работы, с детьми ОВЗ являются:

− учет особенностей и состояния речевой, познавательной и двигательной сферы ребенка в процессе формирования и развития коммуникативной деятельности;

− включение детей в позитивно мотивированную, социальную значимую, адекватную двигательному и интеллектуальному состоянию деятельность;

− оказание поэтапной поддержки в подборе средств коммуникации всем ее участникам;

− развитие активности и самостоятельности детей в коммуникативной деятельности, адекватности использования средств общения.

Важную роль играют дидактические игры, которые позволяют закреплять определенные варианты поведения детей в различных ситуациях общения, формируя умение выражать отношение к собеседнику с помощью вербальных и невербальных средств, передавать свое эмоциональное состояние и т. д.

Для обучаемых создаётся много замечательных конкурсов, где они могут себя реализовать в творчестве, принять участие в игровых и познавательных программах и квестах, пробрести новых друзей и интересно провести время. Создаются условия для творческого развития личности ребёнка и социализацию детей. Это возможно благодаря различным мероприятиям тематических дней, недель. Совместные дела и общение ребёнка со сверстниками и педагогами позволяют обучать воспитанников нормам социальной жизни, поведению в коллективе, культуре взаимоотношений, располагают к раскрытию их способностей, проявлению инициативы, способствуют приобщению к духовности, усвоению принципов безопасного и здорового образа жизни, формируют навыки общения. При проведении мероприятий по развитию коммуникативных умений и навыков в рамках внеурочной деятельности использовались такие формы работы, как: игры-знакомства; игры по этикету; ролевые игры-шутки; упражнения на вербальную и невербальную коммуникацию; игры на развитие эмоциональных реакций и различных видов поведения в разных ситуациях.

Данные мероприятия направлены на преодоление замкнутости, пассивности, скованности детей, на развитие у детей навыков совместной деятельности, чувства общности, понимание индивидуальных особенностей других людей, на развитие коммуникативных способностей, формирование внимательного и доброжелательного отношения к людям и друг к другу.

Таким образом, включение в педагогическую деятельность нестандартных ситуаций, использование новых педагогических приемов, способствует формированию и развитию коммуникативных способностей у детей с ЗПР. И дает возможность им вырасти людьми, способными понимать и оценивать информацию, принимать решения, контролировать свою деятельность в соответствии с поставленными целями. А это именно те качества, которые необходимы человеку в современных условиях.

Литература:

  1. Самохвалова, А. Г. «Коммуникативные трудности ребенка: проблемы, диагностика, коррекция: учебн.-метод. пособие / А. Г. Самохвалова. — СПб.: Речь. 2011.
  2. Степина, О. С. Коммуникативные умения младших школьников с задержкой психического развития / О. С. Степина // Специальное образование. — 2007. — № 8.
  3. Павлова, О. С. Нарушение коммуникативного акта у детей с ЗПР [Текст] / О. С. Павлова // Психолингвистика и современная логопедия / под ред. Л. Б. Халиловой. — М.: Педагогика, 2007.
  4. Коноваленко С. В. Коммуникативные способности и социализация детей 5–9 лет. — М.: Гном и Д, 2001.
  5. Пузанов Б. П. Обучение детей с нарушениями интеллектуального развития. — М.: Издательский центр Академия, 2001.
Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, общение, развитие, категория детей, коммуникативная деятельность, навык общения, процесс обмена, процесс обучения, речевое общение, совместная деятельность.


Задать вопрос