Государственный контроль и надзор за деятельностью коммерческих банков в Российской Федерации | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 31 октября, печатный экземпляр отправим 4 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №37 (327) сентябрь 2020 г.

Дата публикации: 10.09.2020

Статья просмотрена: 6 раз

Библиографическое описание:

Веселов, И. Г. Государственный контроль и надзор за деятельностью коммерческих банков в Российской Федерации / И. Г. Веселов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 37 (327). — С. 90-92. — URL: https://moluch.ru/archive/327/73539/ (дата обращения: 20.10.2020).



В статье рассматриваются основы государственного контроля и надзора за деятельностью кредитных организаций.

Ключевые слова: финансовый посредник, банк, рынок ценных бумаг, государственный котроль, нормативно-правовая база.

The article deals with the basics of state control and supervision over the activities of credit institutions.

Keywords: financial intermediary, Bank, securities market, state control, regulatory framework.

Современный банк является организацией, которая занимается занием банковских и финансовых услуг и новых финансо продуктов в условиях конкуренции. При именно создание финансовых продуктов и расширяет его функцию и является посредником.

В настоящее врем появились новые повышающие значимость посредничества в целом и невиданные преимущества от сочетания традиционной деятельно с деятельностью на рынке. Прежде следует принять внимание, что в последнее банки не перемещают денежные и ценные бумаги своими клиентами, фактически создают финансовые продукты. Поскольку выступают крупнейшими посредниками, постольку их функцией в мире необходимо зумевать не перераспределение финансовых но и деятель по созданию продуктов на рынках. Это им воз

– снижать трансакционные как собственные, и своих клиентов счет получения эффекта от разных видов в рамках одного продукта;

– добиваться свойств новых которые ранее недоступны для банка, в частности, риска при уровне доходности.

Всплеск новых финансовых вызван ростом на финансовых который, в свою обусловлен необходимо элиминирования возросших рисков. Получает финансовое (инжиниринг). Во-первых, выражается в раз и совмещении финансовых контрактов. Смысл процесса заключается в что появляется продавать различные участникам рынка, могут использовать с наименьшими издержками себя. К ним отнести кредитные процентные фьючерсы, соглашения о норме свопы, процентные опционы. Во-вторых, секьютеризации, смысл состоит в «переупаковке» финансовых продуктов в ликвидные [1].

На сегодняшний день регулирование банков приобретает все более важную роль и для рынка ценных бумаг, и для функционирования самого банка. Это связано с их весомой ролью в функционировании такого рынка, как рынок ценных бумаг (далее — РЦБ).

В процессе этапов развития регулирования банковской деятельности на РЦБ, важно принимать во внимание законы, которые регламентируют банковскую деятельность, а также деятельность РЦБ. Необходимо учитывать саморегулирующиеся организации, и специально созданные регулирующие органы по РЦБ, а именно Федеральную комиссию по ценным бумагам и фондовому рынку — ФКЦБ, переименованную в дальнейшем в Федеральную службу по финансовым рынкам — ФСФР. Отметим, что саморегулирующиеся организации не всегда учитываются при анализе развития банковской сферы. К примеру, Е. М. Константиновой при исследовании существенных институциональных преобразований, которые осуществляются в области экономических отношений в банковском секторе, выделяет главные институты финансово-кредитной сферы, при этом, не упоминая образования ФКЦБ-ФСФР [1].

Согласно подходу Е. М. Константиновой выделяется четыре основных этапа развития, представленных в таблице 1.

На сегодняшний день в Российской Федерации произошло образование нормативно-правовой базы в сфере регулирования ценных бумаг. В ее основе находятся такие важные законы, как законы «О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг», «О рынке ценных бумаг», «Об ипотечных бумагах». Данный комплекс законов определяет общие правила, которые действуют на РЦБ и различные подзаконные нормативные акты, которые устанавливают различные нормы и правила. Главными из данных актов являются Постановления Правительства Российской Федерации и приказы ФСФР.

Таблица 1

Этапы развития регулирования деятельности банков на рынке ценных бумаг

1 этап (1988–1996 гг.)

Он был начат с момента регистрации первого коммерческого банка (Первый банк прошел регистрацию Госбанком СССР в августе 1988 г.). Он способствовал созданию двухуровневой банковской системы, и соответственно фондового рынка, а также его инфраструктуры. На данном этапе происходит вовлечение подавляющего количества граждан страны через проведение ваучерной приватизации. Первым нормативно-правовым актом, посвященным рынку ценных бумаг, в постсоветский период было Постановление Правительства РСФСР от 28.12.1991 г. № 78, утвердившее «Положение о выпуске и обращении ценных бумаг и фондовых биржах в РСФСР». В предоставленном Положении в качестве мер защиты прав инвесторов предусматривались в основном административные санкции в виде приостановления и аннулирования лицензии, выданной для осуществления профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг. В связи с масштабами оперативно проведенной приватизации и созданием рынка государственных облигаций в период 1993–1996 гг. Президентом РФ было принято значимое количество нормативно-правовых актов, направленных на защиту прав участников рынка ценных бумаг

2 этап (1996–2000 гг.)

начинается с принятия законов и создания специальных органов, регулирующих деятельность фондового рынка. К началу 1996 года были приняты и вступили в силу части первая и вторая Гражданского кодекса РФ, а также Федеральный закон «Об акционерных обществах». Данный этап связан с дефолтом обязательств по государственным облигациям. В связи с окончанием 11 июня 2000 г. срока действия генеральной лицензии Центрального банка Российской Федерации от 11.06.1997 № 90–000–2–00001, единственным федеральным органом исполнительной власти, в компетенцию которого входит осуществление функций лицензирования профессиональных участников рынка ценных бумаг, становилась ФСФР России

3 этап (2001–2006)

особенностью данного этапа является максимальное количество банков (более 1300) и осознание правительством существенной роли фондового рынка в развитии экономики государства

4 этап (2007 г. — по настоящее время)

данный этап характеризуется более активным регулированием деятельности банков со стороны ЦБ РФ, обусловленным экономическим кризисом

На сегодняшний день в Российской Федерации деятельность взаимосвязанных финансовых институтов регулируется различными ведомствами: в Министерстве финансов — Страховой надзор, в ФСФР — финансовые рынки, в ЦБ РФ — банковский надзор. Отметим, что банковский надзор проводится в условиях независимого от федеральных органов исполнительной власти функционирования регулятора.

Ключевой орган государственного регулирования на рынке ценных бумаг в Российской Федерации на сегодняшний день — это Федеральная Служба по Финансовым Рынкам или ФСФР РФ. Данная структура, являясь частью органов исполнительной ветви власти, принимает нормативные акты, осуществляет надзор и контроль за финансовыми рынками, регулирует формирование и инвестирование средств пенсионных накоплений, а также организует деятельность бирж с точки зрения законодательства.

Комплексный характер банковского законодательства позволяет относить к нему наряду со специальными банковскими законами другие федеральные законы, которые содержат нормы, в той или иной мере затрагивающие банковскую деятельность. К ним, в частности, относятся нормы, содержащиеся в Гражданском, Уголовном, Трудовом кодексах РФ, Законе о валютном контроле и некоторых других. Специальное банковское законодательство включает Федеральный закон РФ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», Закон о банках, Закон о банкротстве банков, Закон о реструктуризации банков и др.

Таким образом, банковское посредничество мы рассматриваем как особую форму финансового посредничества, отличающуюся от других форм тем, что её реализация банками позволяет использовать нефинансовые формы тем самым расширяя возможности, схемы перемещения ресурсов от к инвесторам, а также соответствующие риски и затраты.

Литература:

  1. Агеева Н. А. Основы банковского дела. — М.: РИОР, 2018. — 274 с.
Основные термины (генерируются автоматически): Российская Федерация, бумага, рынок, фондовый рынок, банковская деятельность, этап, банковский надзор, нормативно-правовая база, Федеральная Служба, Центральный банк.


Ключевые слова

нормативно-правовая база, банк, рынок ценных бумаг, финансовый посредник, государственный котроль
Задать вопрос