Развитие социального интеллекта у младших подростков с ОВЗ | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 27 апреля, печатный экземпляр отправим 1 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №35 (325) август 2020 г.

Дата публикации: 29.08.2020

Статья просмотрена: 311 раз

Библиографическое описание:

Альтенгоф, А. А. Развитие социального интеллекта у младших подростков с ОВЗ / А. А. Альтенгоф. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 35 (325). — С. 178-182. — URL: https://moluch.ru/archive/325/73363/ (дата обращения: 19.04.2024).



Социальный интеллект является объектом изучения довольно долгое время. Специалисты определяют его как процесс формирования понимания некоторой социальной действительности. У детей с ОВЗ зачастую наблюдается существенное понижение уровня познавательной активности, в связи, с чем у них присутствуют трудности при формировании социальной компетентности, являющейся так называемым «продуктом», получаемым при развитии социального интеллекта.

Дети с ОВЗ вовсе не лишены возможности осуществления социального познания, напротив, современные исследования прямо указывают на области социально-эмоционального совершенствования их личности. Чтобы успешно адаптироваться в социальной среде, младшему подростку необходимо знать, как правильно вести себя в обществе, а также четко следовать всем существующим нормам и правилам, уметь общаться с людьми, соответственно понимать их [1].

При этом создание направленности к приобретению социального интеллекта младшими подростками с ОВЗ, его развития, обусловлено присутствием факторов, прямо влияющих на интерпретацию поведения сверстников и иных собеседников в конкретной коммуникативной проблеме, ситуации.

Ключевые слова: социальный интеллект, социальная коммуникация, ОВЗ, младший подросток, познавательная активность.

Social intelligence has been an object of study for quite some time. Experts define it as a process of forming an understanding of some social reality. Children with disabilities often have a significant decrease in the level of cognitive activity, in connection with which they have difficulties in the formation of social competence, which is the so-called «product» obtained during the development of social intelligence.

Children with disabilities are not at all deprived of the opportunity to implement social cognition; on the contrary, modern research directly points to the areas of social and emotional improvement of their personality. To successfully adapt in a social environment, a young adolescent needs to know how to behave correctly in society, as well as clearly follow all existing norms and rules, be able to communicate with people, and accordingly understand them.

At the same time, the creation of an orientation towards the acquisition of social intelligence by younger adolescents with disabilities, its development, is due to the presence of factors that directly affect the interpretation of the behavior of peers and other interlocutors in a specific communication problem, situation.

Keywords: social intelligence, social communication, disabilities, younger teenager, cognitive activity.

Под воздействием разного рода негативных факторов внешней среды довольно проблематично обучение и развитие детей имевших ОВЗ. Кроме того, многие педагоги отмечают негативную тенденцию, связанную с отсутствием у детей начальных форм социализации. Все это существенно затрудняет процесс овладения младшими подростками базовых умений в области формирования начальных коммуникаций [3].

В связи с тем, что базовая коммуникация является предпосылкой к созданию первых этапов социализации, формируются проблемы по разработке соответствующего пути овладения социальным интеллектом.

Сегодня наблюдается повышение количества числа лиц, имеющих ограниченные возможности здоровья (ОВЗ). Данная тенденция сопровождается сложностью интерпретации возможностей развития и социализации данных лиц, обособленному пополнению у них коммуникационных навыков [2].

Большое внимание вопросам развития социально-эмоциональной сферы младших подростков уделила Л. И. Новикова в рамках трудов её школы. Она отмечает необходимость реализации социально-педагогического консультирования педагогов и родителей, учитывает возможные пробелы и сложности в осуществлении повышения их потенциала относительно реализации коммуникационных взаимодействий.

У данных подростков возможны проявления деформации личности, отклонения в развитии, в связи с этим, Новикова Л. И [3]. считает, что современные средства работы с обучающимися помогают формированию позитивных условий их социализации, самоопределения, успешного взаимодействия со сверстниками при достижении некоторых поставленных целей.

Сегодня специалисты склонны утверждать, что социальный интеллект у младших подростков формируется под влиянием внешней среды, окружения, особых условий реализуемой коммуникации со сверстниками и взрослыми. Это связано с тем, что именно коммуникации и общение создают базу для понимания отдельных принципов поведения.

Огромное влияние на процесс формирования социального интеллекта имеет самооценка, которая сложилась у ребёнка в этом возрасте. При условии, что самооценка у ребёнка нормальная, он будет комфортно чувствовать себя в обществе, легко налаживать контакты со сверстниками, вести правильный диалог с педагогов и родителями.

Когда самооценка у ребёнка занижена, он, как правило, имеет проблемы с восприятием поведения других, трудно входит с ними в контакт, теряется в обществе.

Данные дети, зачастую, помимо наличия у них ОВЗ, очень трудно формируют социальный интеллект или вовсе не могут начать соответствующий этап социализации.

Важно, чтобы педагоги обращали пристальное внимание на процесс получения младшим подростком первоначальный умений налаживать контакт, общаться, проявлять интерес к повышению отдельных качеств, уровня мышления, памяти.

Из этого следует, что социальный интеллект можно расценивать как важный фактор общей социализации, а также социальной адаптации подростков с ограниченными возможностями здоровья, кроме того, наличие у подростков с ОВЗ специфических особенностей, которые способны негативно влиять на развитие социального интеллекта [7].

По мнению многих специалистов, изучающих данный вопрос, социальный интеллект и его развитие у младших подростков, находится в зависимости от факторов:

– внимание к процессу развития органов чувств ребенка;

– развитие навыков общения;

– развитие лидерских качеств;

– определение потребностей подростков в области повышения самооценки.

Стоит отметить, что современные методы, помогающие младшим подросткам в развитии навыков общения, их уровня совокупного совершенствования личности, заметно снижают проблемы в общем вовлечении их в социализации.

Из всего вышеперечисленного можно отметить, что у детей с ограниченными возможностями здоровья сильно отличается процесс формирования социального интеллекта, от здоровых детей. Если вовремя не начать работать с такими детьми, у них может тормозить развитие высших психических функций.

Разные ученые долгое время думают над созданием необходимого прикладного инструментария для работы с целью увеличения адаптационного ресурса подростков с нарушением интеллекта, однако те средства, которые применяются на данный момент, остаются, в большей степени, традиционными, к ним относятся:

– определенные разновидности досуговой деятельности;

– коллективная творческая деятельность;

– социально-психологические тренинги.

Безусловно, то, что дети с ОВЗ обладают такими же правами, как и их сверстники, они не должны ощущать каких-либо различий или иного отношения к ним.

Несмотря на старания, создать им такую же жизнь в социуме, а также обеспечить нормальную коммуникацию с другими людьми, все же необходимо отметить, что область жизнедеятельности таких подростков, как правило, имеет большое количество разных ограничений [6].

Для решения данных проблем, многие психологи рекомендую применять именно игровую форму обучения, она считается наиболее эффективной, а кроме того, и доступного для педагогов. Такая форма обучения хорошо развивает коммуникационные навыки и лучше адаптирует детей к социуму.

Для детей, именно игровая форма осуществления формирования и развития социального интеллекта наиболее интересна.

В данной игровой форме детям легче находить общий язык со сверстниками, они учатся коммуникации, взаимодействию с окружающими, педагогами, родителями. Кроме того, познают окружающий мир, правила игры и процесс ее реализации.

В тоже время, педагог принимает на себя роль некого судьи, который не принимает участия в процессе игры, при этом будет помогать решить возникшие проблемы. В процессе данного обучения, педагог обязан иметь высокую коммуникативную компетентность.

От педагога требуется медленное и постепенное введение подростка с ОВЗ в мир социума, так как в отличие от детей, не имеющих данные отклонения, есть свои особенности, которые напрямую связаны с какими-либо ограничениями в здоровье, а также личном психофизическим уровнем развития. Из этого следует, что игра для такого подростка, длится короткое время, она поверхностно проходит и бедна на эмоции.

В игровой форме можно аккуратно подвести подростка, к реализации коммуникативных навыков со сверстниками, адаптировать его к той или иной реальности.

Многие ученые отводят важную роль именно эмоциям и чувствам. Они помогают подросткам лучше воспринимать реальность и правильно реагировать на нее, формируют понятия и помогают правильно распознавать эмоциональное состояние человека по его различным жестам, мимике, интонации, позе и т. д., кроме того, входить в положение собеседника, с целью лучшего представления о том, что он собирается сказать или донести до него [8].

Так, к примеру, подростки, вступая в какую-либо игру или диалог, без помощи педагогов или взрослых объединяются в группы, самостоятельно определяют тему диалога, интонацию, мимику и т. д. В то время как подростки с ОВЗ, зачастую самостоятельно без помощи посторонних не вступают в диалог со сверстниками.

Из этого следует отметить, что привлечение подростков в различные игры, театры, КВНы и т. п., формируют у них социально важные качества, навыки и умения, такие как:

– налаживание контактов с окружающими;

– развитие навыков, качеств включая совершенствование органов чувств;

– умение общаться;

– стремление к коммуникации;

– навыки сопереживания.

Подобные занятия должны помогать детям, налаживать контакт с окружающим миром, в то время как педагог обязан следить, чтобы подросток выражал свои эмоции и чувства адекватно и правильно. Педагог обязан устранить все встречающиеся препятствия на пути к развитию социального интеллекта.

Многие подростки испытывают дискомфорт при начале реализации общения со сверстниками. Главной миссией педагога является научить преодолевать данные препятствия, выражать свои вербальные чувства.

Кроме того, не маловажно, показывать подростку в игровой форме (театр, кино и т. д.) различные ситуации, связанные с угрозой жизни или здоровья.

Правильно обыграть ту или иную ситуацию, например, показать, как выйти или решить сложившееся положение, найти оптимальное решение [10].

Как показала практика, ввод таких подростков в общество здоровых детей, учит взаимодействию и коммуникациям не только с детьми с ОВЗ, но и с детьми у которых отсутствует данный диагноз. Он учит «обычных» детей правильно общаться, взаимодействовать со сверстниками, имеющими данные особенности. Такого рода общение и взаимодействие положительно влияет на формирование соответствующих отношений в коллективе и социуме в целом.

Необходимо отметить, что подростки с ОВЗ с большим интересом сотрудничают с педагогами во время организации и проведения игровых форм деятельности. Но, если педагог переходит на личностную или познавательную беседу, подросток может ощущать дискомфорт, вплоть до полного прекращения общения с взрослыми.

По этой причине, педагог должен быть квалифицированным и правильно подбирать стратегию обучения и взаимодействия с такими подростками.

С целью овладения правильными навыками в игровой форме, необходимо постоянное и грамотное управление со стороны педагога. Так как у многих подростков с ОВЗ сюжетно-ролевые игры, игры в театре, заучивание ролей и т. д., без направления взрослого может совсем не формироваться [9].

Педагог должен лишь направлять в правильное русло подростка и подсказывать, как и где будет лучше, но не делать за него, не присутствовать в процессе самой игры, а быть лишь стороннем наблюдателем, судьей и помощником.

Делая вывод, можно сказать, что именно ролевые игры помогают развивать социальный интеллект подростков в дальнейшем, это способствует:

– установлению контакта с людьми;

– комфортно чувствовать себя в обществе;

– взаимодействию с обществом;

– развитию коммуникабельности;

– правильному восприятию и отдачи эмоций;

– поиску путей решения в тех или иных ситуациях [11].

Педагоги обязаны на всех стадиях обучения, заниматься такими детьми и следить, чтобы подаваемая ими информация, не просто правильно доходила до детей, но и воспринималась ими адекватно [11].

Важно, чтобы такие подростки не находились обособленно от других детей, для того, чтобы они могли правильно взаимодействовать со здоровыми подростками, а кроме того, здоровые дети, также должны уметь взаимодействовать со сверстниками имеющими данный диагноз.

Из этого следует, что педагог должен активно включать их в культурную программу жизни учебного заведения. С целью успешного развития социального интеллекта, рекомендуется вовлекать таких детей во всевозможные конкурсы, театры, КВНы, сценки и т. д.

Такие мероприятия, позволяют подросткам лучше и увереннее чувствовать себя на публике, а значит, им легче будет адаптироваться в обществе, комфортно чувствовать себя в большом скоплении людей и на различных мероприятиях. Это существенно развивает и благотворно сказывается на социальном интеллекте подростка.

Наиболее осведомленный в данном вопросе научный деятель, и психолог Новикова Людмила Ивановна [9], не только основатель собственной школы (а далее института им. Л. И. Новиковой), но и создатель собственной методики воспитания детей с диагнозом ОВЗ, а также разработчик собственного инструментария.

Она занималась проблемами воспитания, его качеством и эффективностью. Л. И. Новикова в своих трудах, зачастую ориентировала многих ученых на изучение в сфере воспитания.

Ее труды заключались в разработке существующей теории и методике обучения. Ее работа заключалась в том, чтобы развитие социального интеллекта у детей, осуществлялось преимущественно в коллективе, обществе, в единстве разнотипных детей и взрослых. По ее мнению, именно коллективное воспитание и обучение наилучшим образом поможет детям адаптироваться в социуме.

Дети лучше воспринимают обучение, когда видят, что их сверстники совместно с ними обучаются. Данные обстоятельства помогают быстрей пройти стадию адаптации и развития социального интеллекта.

Именно методика Л. И. Новиковой внесла большой вклад в воспитание, обучение и развитие социального интеллекта у детей с ОВЗ. Кроме того она сформировала систему воспитания детей в плане их взаимных коммуникаций, развития мышления и поведенческих навыков.

По итогам изучения процесса овладения младшими подростками социального интеллекта можно подвести следующие выводы:

– подростки наилучшим образом развивают свои навыки и знания относительно социального интеллекта в процессе коммуникации со сверстниками, взрослыми;

– при помощи реализации начальных стадий социализации подростков, возможно более плодотворное взаимодействие педагогов и подростков в процессе развития их самооценки, подачи себя в обществе;

– социальный интеллект должен развиваться у подростков параллельно основным этапам социализации, так как у младших подростков с ОВЗ, как правило, имеются сложности в общении, принятии решений, сложности в сплочении в группы.

В будущем данное направление работы с детьми, имеющими ОВЗ должно строиться на базе созданной методики Новиковой Л. И., так, чтобы они имели возможность параллельно развитию своих органов чувств, мышления, сообразительности, совершенствовать коммуникационные навыки и, соответственно, социальный интеллект.

Литература:

  1. Бардецкая К. А. Современная журналистика как средство социально-психологической адаптации детей младшего школьного возраста с нарушениями интеллекта// Педагогическое мастерство и современные педагогические технологии. 2019. С. 284–289;
  2. Валиахметова Д. Р. Моисеева Н. Н. Исследование влияния тьюторского сопровождения на формирование социального интеллекта// Вестник науки и образования. 2017. № 5. С. 107–109;
  3. Киселева Е. В., Киселева Н. Н. Научная школа Людмилы Ивановны Новиковой как экспертное сообщество// Отечественная и зарубежная педагогика. 2018. № 4 (52). С. 43–53;
  4. Костюшкина Т. А. Взаимодействие с социумом — основа психологического здоровья ребенка// Преемственность в образовании. 2018. № 4. С. 220–231;
  5. Кулешова Е. Т. Роль учителя — логопеда при осуществлении инклюзивного образования детей с ОВЗ// Альманах мировой науки. 2018. С. 127–130;
  6. Курмышова О. А. Социальный интеллект как один из значимых факторов интрагруппового статуса обучающихся с инвалидностью и ОВЗ в ученической группе// Педагогика и психология. 2018. С. 175–179;
  7. Курылева Н. В. Развитие у детей с ограниченными возможностями здоровья коммуникативных навыков посредством игровой деятельности// Социальные отношения. 2018. С. 95–106;
  8. Морчадзе Н. Ю., Гринина Е. С. Социальный интеллект как фактор социализации детей с ограниченными возможностями здоровья// Сборник статей международной научно-практической конференции. 2018. С. 248–255;
  9. Новикова Л. И. Системный подход в образовании и воспитании// Материалы международной научно-практической конференции, посвященной 100-летию со дня рождения академика РАО Людмилы Ивановны Новиковой (18–19 октября 2018 г., г. Москва) / Под ред. Н. Л. Селивановой, И. Ю. Шустовой. — Москва: АНО Издательский Дом «Педагогический поиск». 2018. С. 592;
  10. Симановская А. Э. Гендерная социализация детей с задержкой психофизического развития и нарушением интеллекта// Издательство «Канцлер». 2020. С. 115–127;
  11. Сунагатулина И. И. Дистанционный курс «психология детей дошкольного возраста с нарушениями интеллектуального развития и задержкой психического развития// Навигатор в мире науки и образования. 2018. № 2 (35). С 89.
Основные термины (генерируются автоматически): социальный интеллект, подросток, ребенок, педагог, развитие, игровая форма, сверстник, младший подросток, навык, ограниченная возможность здоровья.


Похожие статьи

Формирование социально-бытовых навыков младших...

Социально-бытовая ориентация детей с ограниченными возможностями здоровья

В отличие от детей с нормой интеллекта, у которых социальное развитие происходит

Личность ребенка с ОВЗ формируется только при условии целенаправленного обучения и...

Похожие статьи

Формирование социально-бытовых навыков младших...

Социально-бытовая ориентация детей с ограниченными возможностями здоровья

В отличие от детей с нормой интеллекта, у которых социальное развитие происходит

Личность ребенка с ОВЗ формируется только при условии целенаправленного обучения и...

Задать вопрос