Музей в условиях «третьей волны»: цифровая эволюция в музее | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Информационные технологии

Опубликовано в Молодой учёный №35 (325) август 2020 г.

Дата публикации: 27.08.2020

Статья просмотрена: 34 раза

Библиографическое описание:

Петринич, Е. Ю. Музей в условиях «третьей волны»: цифровая эволюция в музее / Е. Ю. Петринич. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 35 (325). — С. 14-16. — URL: https://moluch.ru/archive/325/73331/ (дата обращения: 27.04.2024).



В современном мире большое место занимают цифровые технологии. Их появление и развитие тесно связано со вступлением общества в постиндустриальный период развития. Изменения постиндустриального общества касаются и музеев. Цифровая эволюция музея в первую очередь непосредственно связана с цифровой эволюцией человечества в целом. Концепция цифровой эволюции была сформулирована Э. Тоффлером в работе «Третья волна». Элвин Тоффлер — создатель теории волнового развития общества, приверженец информационной концепции развития общества. Главным трудом Э. Тоффлера считается работа под названием «Третья волна».

«Третья волна» — это анализ кризиса всех систем индустриального общества, а также исследование процессов нового социального порядка. Основная идея труда Тоффлера в том, что жизнь общества будет строиться и подчиняться трем принципам: децентрализация, дестандартизация, демассификация. В соответствии с этими принципами одновременно будут изменяться все сферы общественной жизни, так, например, в экономике производство держится на многочисленных самоподдерживающихся небольших источниках энергии, происходит увеличение сферы производства товаров и услуг на заказ, часть производства непосредственно осуществляется дома, активно выделяются наукоемкие отрасли производства, освоение космоса, генная инженерия, электроника, материаловедение, глубоководные исследования, главную роль в обществе играют отдельные сообщества, важное место принадлежит сфере образования и коммуникационных технологий и т. д.

Э. Тоффлер считает, что современный период нашей истории является переходным и предполагает немало трудностей. Особую роль в своем труже о отводит влиянию знания на жизнедеятельность общества. Рассмотрим концепцию чуть подробнее. Суть концепции Тоффлера заключается в разделении истории человечества на три периода развития, которые он называет волнами. Каждая «волна» имеет отличительные черты. Эти черты основаны в первую очередь на изменениях в энергетической базе, социальных характеристик и жизненном укладе. По мнению Э. Тоффлера, наше современное общество находится на стыке Второй и Третьей волн. В основе этой волны лежити информационное общество. Общество, которое занимается обработкой, обменом информацией и знаниями. Этот обмен происходит, в основном, при помощи телекоммуникаций и компьютеров. Тоффлер утверждает, что разнообразие Третьей волны приносит с собой огромную сложность, требуется все больше данных, информации и нововведений.

Музей, как и всё, что было сделано человеком до Третьей волны вынужден существовать в условиях этой волны и пытаться приспособиться к ее особенностям и изменениям. В условиях развития Третьей волны люди постепенно начинают забывать о своем прошлом и пренебрежительно относится к нему, и в этих условиях музей должен эффективно выполнять возложенную на него социокультурную функцию, так как именно музей является хранителем память о прошлом. Это нужно для того, чтобы человек, который не может принять будущее, наступающее без его контроля и не подчиняющееся ему, мог найти прошлое, которое музей для него восстановил и хранит. Для того, чтобы человек мог безболезненней реагировать на грядущие изменения, Тоффлер выдеялет специальные институты — так называемые «анклавы прошлого», где темп перемен искусственно сдерживается.

Теперь перейдем непосредственно к музею в условиях Третьей волны. Сегодня одним из главных признаков наступления Третьей волны в музее можно считать потребность человека в качественной информации. Посетитель становится очень требователен к предоставляемому ему знанию и в связи с этим многие музеи стараются повысить научный статус музейной экспозиции. Для этого они привлекают новые источники, пересматривают материалы и выявляют новые знаний, заключенные в уже вошедших в научный оборот исторических источниках. Так же музеи разрабатывают новые способы подачи исторического материала с целью передачи знаний музейным посетителем. Музей активно включается в процесс передачи и разработки новых знаний, становясь постепенно информационным центром знаний о прошлом, и активно интегрируется в Третью волну.

В условиях Третьей волны музей, как социальный институт, отражает изменения, которые происходят в обществе. Во многих исследованиях все чаще можно увидеть определение музея как фабрики образов, символов, имиджей, поскольку музейная экспозиция представляет собой сжатое сообщение для посетителя. Одним из важных моментов исследования Э. Тоффлера является утверждение о том, что в будущем возрастет тенденция развития «индустрии ощущений» и музею уже сейчас приходится включаться в эти текущие и грядущие изменения. Технологии создания виртуального пространства, средства функционально-декоративного оформления уже сегодня применяются музеями, но они не должны отвлекать посетителя от главного — музейного предмета. Они должны своим присутствием привлекать дополнительное внимание к экспонатам. И многие музеи активно стараются следовать этому правилу. Потребность посетителя в качественной исторической информации и в новых эмоциональных ощущениях, вынуждает музей использовать новые цифровые технологии и современный музей находится в поиске решений для экспозиции, привлекая современные технологии. На сегодняшний день информационные средства это не просто технические устройства, применяемые в музейном проектировании. В первую очередь это средства дополнения, расширения, усиления содержания экспозиции. Информационные технологии в экспозиции выступают в роли дополнительного канала коммуникации между посетителем и экспозицией музея. Усиливают значения музейных знаков по отдельности и «знаковой конструкции» в целом. Они позволяют демонстрировать музейные предметы, не вошедшие по тем или иным причинам в традиционный ряд экспонатов. Информационные технологии являются способом представления дополнительной информации в пространстве экспозиции, средством организации нескольких уровней информации в экспозиции. Однако использование цифровых технологий заставляет авторов экспозиции внимательно следить за тем, чтобы экспозиция не выглядела слишком перенасыщенной.

Подводя итог, можно заключить, что на данный момент музей находится вначале своей цифровой эволюции, потому что применяемые в музейной экспозиции цифровые технологии еще не совершенный. Музеи еще не достигли тех целей, которые Э. Тоффлер выделяет для Третьей волны. Сейчас перед музеями стоит сложная задача: либо они сохранят и будут развивать свое цифровое поле, либо их технологии будут устаревать, и музей отойдет на второй план или вовсе потеряет своей значение.

Литература:

  1. Тоффлер Э. Третья волна / Э. Тоффлер, пер с англ. — М, 2002.
  2. http://cheloveknauka.com/informatsionnoe-obespechenie-muzeynoy-ekspozitsii#1
Основные термины (генерируются автоматически): музей, волна, музейная экспозиция, изменение, Третья, условие Третьей волны, цифровая эволюция.


Похожие статьи

Создание мобильных мини-музеев в образовательном...

Если в обычном музее ребенок — лишь пассивный созерцатель, то здесь он — соавтор, творец экспозиции.

Похожие статьи

Создание мобильных мини-музеев в образовательном...

Если в обычном музее ребенок — лишь пассивный созерцатель, то здесь он — соавтор, творец экспозиции.

Задать вопрос