Редакторская и публицистическая деятельность Ф. М. Достоевского в журналах «Время», «Эпоха», «Гражданин» | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: История

Опубликовано в Молодой учёный №35 (325) август 2020 г.

Дата публикации: 26.08.2020

Статья просмотрена: 1531 раз

Библиографическое описание:

Мишурова, Я. А. Редакторская и публицистическая деятельность Ф. М. Достоевского в журналах «Время», «Эпоха», «Гражданин» / Я. А. Мишурова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 35 (325). — С. 143-145. — URL: https://moluch.ru/archive/325/73327/ (дата обращения: 19.11.2024).



В данной статье рассматривается изменение взглядов Ф. М. Достоевского во время пребывания в остроге и каторге, формирование замысла издавать свой первый журнал «Время», а также последующая публицистическая деятельность в журналах «Эпоха» и «Гражданин».

Однажды Ф. М. Достоевский признался своему брату Михаилу «Сколько я вынес из каторги народных типов, характеров! Я сжился с ними и потому, кажется, знаю их порядочно. Сколько историй бродяг и разбойников и вообще всего черного, горемычного быта! На целые томы достанет. Что за чудный народ. Вообще время для меня не потеряно. Если я узнал не Россию, так народ русский хорошо, и так хорошо, как, может быть, не многие знают его» [1]. Тяжкое наказание обернулось для Ф. М. Достоевского благом, ведь именно здесь он познакомился с другой Россией.

Омский острог вобрал себя представителей от всех областей и губерний России, всего здесь находилось 162 арестанта. Кроме семи политических (Достоевский, Дуров и пятеро ссыльных поляков), здесь отбывали наказание грабители и фальшивомонетчики, бандиты и убийцы, некоторые пребывали в остроге за ложные показания и за дерзновенные отношения с начальством. Как сообщал сам писатель, ненависть к дворянам у этого народа превосходила все пределы. Поэтому Ф. М. Достоевского, принадлежащего к дворянскому сословию, каторжане встретили недоброжелательно.

Ф. М. Достоевский изо дня в день находился в атмосфере ненависти. Он никогда не скрывал тот факт, как трудно ему было уживаться среди арестантов и располагать их к себе. Все его попытки заговорить арестанты встречали бранью и насмешками. Почти два года потребовалось Ф. М. Достоевскому для того, чтобы каторжане признали в нем хорошего человека.

1460 дней каторги стали для писателя познанием русской души. Именно здесь он увидел тот народ, за освобождение которого он так боролся. К Ф. М. Достоевскому пришло осознание, насколько несостоятельны были утопические взгляды и вера в моментальные изменения и переустройство государства. На петербургских вечерах петрашевцы (их вечера посещал Ф. М. Достоевский, за что и был осужден в 1848 году) представляли себе идеальный народ, надеялись, что способны осчастливить его навязыванием незнакомых ему, простому народу, теорий общественного благоустройства. Здесь Ф. М. Достоевский наконец увидел реальный и незнакомый ему народ и почувствовал бездну, которая разделяет его и народ как враждующие нации.

В остроге Ф. М. Достоевский пришел к осознанному пониманию веры в Бога и религиозному смирению, здесь его главной настольной книгой стало Евангелие, которое подарили ему жены декабристов Н. Д. Фонвизина и П. Е. Анненкова. Эту книгу Ф. М. Достоевский хранил в своей личной библиотеке всю жизнь.

Каторга стала для писателя школой жизни, точкой его соприкосновения с народом. Каторжане показали ему ту жизнь, которую он бы никогда не увидел, живя в Петербурге или Москве.

Сибирь также изменила политические воззрения Ф. М. Достоевского. Вольнолюбивые мечты сменились почвенническими идеями. Писатель всем сердцем впитывал в себя народную правду и всю жизнь дорожил обретенным в страданиях знанием народа. В остроге она начал вести небольшую тетрадь (исследователи творчества Ф. М. Достоевского также называют ее «Сибирской тетрадью»), куда заносил свои наблюдения над особенностями народной речи: пословицы, поговорки, «острожный говорок», каторжный юмор, а также идеи для будущих сочинений.

Вернувшись в Санкт-Петербург после четырехлетней каторги и солдатской службы в Семипалатинске, Ф. М. Достоевский продолжает свою публицистическую деятельность (фельетонистом он стал еще в 1840-е годы, когда в 1847 году принимал участие в фельетонной рубрике «Санкт-Петербургских ведомостей» «Петербургская летопись»). В 1861 году вместе со своим старшим братом Михаилом начали издавать журнал «Время» (1861–1863), чуть позже — «Эпоха» (1864–1865), с 1873 по 1874 гг. по просьбе В. Л. Мещерского редактировал еженедельник «Гражданин», наконец, в 1876, 1877, 1880 и 1881 гг. издавал свой журнал «Дневник писателя».

Журналистский талант Достоевского особенно отмечал литературный критик Н. Н. Страхов: «В истории литературы он останется памятным не только как художник, как автор романов, но и как журналист; и всего удобнее мне начать свои воспоминания именно с указания на его журналистику» [2].

Первый совместный журнал братьев Достоевских «Время» являлся литературно-художественным. Редакция понимала всю ответственность «первого шага» в мир публицистики: «Мы решили основать журнал, вполне независимый от литературных авторитетов… Журнал наш поставляет себе неизменным правилом говорить прямо свое мнение о всяком литературном и честном труде» [3]. За небольшой промежуток времени журнал стал одним из самых читаемых изданий в Петербурге. По свидетельству Н. Н. Страхова, в первый год существования журнала «Время» у него было 2300 подписчиков, в 1862 году — 4302. Журнал «Время» уверенно занимал третью позицию на журнальном рынке, делил ее с «Отечественными записками» и «Русским словом», лидирующие позиции на тот момент были у журналов «Современник» (7000 подписчиков) и «Русский вестник» (5700 подписчиков). Причина такого успеха заключалась в том, что братья смогли привлечь к сотрудничеству с журналом ведущих писателей и журналистов того времени. Более того, имя Ф. М. Достоевского, бывшего каторжника, становится вновь популярным после публикации произведения «Записки из мертвого дома», где он первым решился заговорить об опыте каторги, этой области жизни Россия еще не знала. Это привлекало аудиторию, особенно молодую. Также редакция журнала способствовала продвижению начинающих литераторов, их фельетоны, статьи и рассказы появлялись на страницах журнала, чередуясь с публикациями более известных авторов. Так, Ф. М. Достоевский оценил талант молодого писателя М. А. Воронова и поместил многие из его повестей на страницы журнала «Время», которые были опубликованы в одном номере с пьесой А. Н. Островского «Женитьба Бальзаминова», стихами H. A. Некрасова и А. Н. Плещеева.

В мае 1863 года издание журнала «Время» прекратилось. Причиной послужила статья Н. Н. Страхова «Роковой вопрос» о польском восстании, которое было подавлено российской армией. По мнению Ф. М. Достоевского, публикацию ошибочно восприняли как оправдание польского восстания.

В 1864 году братья Достоевские решили издавать журнал «Эпоха». Издание имело три отдела: литературный, политический и юридический. Последний отдел предвещает огромный интерес Ф. М. Достоевского к вопросам юридической практики, действию новых судов присяжных и к психологии судопроизводства. Однако новое периодическое издание не имело такого успеха (на журнал подписалось 1300 человек). На работоспособность Ф. М. Достоевского сказывалась череда потерь близких ему людей в 1864 году (апрель — жена Мария Дмитриевна, июль — брат Михаил). Публицист был вынужден принять на себя все долги брата, связанные не только с журналом, но и с новой типографией, поэтому издание журнала «Эпоха» пришлось прекратить в 1865 году.

В журналах «Время» и «Эпоха» братья Достоевские, а также их главные сотрудники — Н. Н. Страхов и А. А. Григорьев пропагандировали теорию почвенничества, которую Ф. М. Достоевский сформулировал еще во время пребывания в остроге: «Реформа Петра Великого нам слишком дорого стоила: она разъединила нас с народом... После реформы был между ним и нами, сословием образованным, один только случай соединения — двенадцатый год, и мы видели, как народ заявил себя... Мы убедились, наконец, что мы тоже отдельная национальность, в высшей степени самобытная, и что наша задача — создать себе новую форму, нашу собственную, родную, взятую из почвы нашей, взятую из народного духа» [4].

Следующим публицистическим опытом для Ф. М. Достоевского стала работа в литературном и политическом еженедельнике «Гражданин», целью издания являлась борьба с революционными и либеральными печатными изданиями. Издатель журнала князь В. П. Мещерский в 1873 году предложил Ф. М. Достоевскому занять пост редактора. Публицист согласился, но с условием, что часть журнала будет отдана под его собственную колонку «Дневник писателя». Ф. М. Достоевскому было необходимо постоянное общение с читателями. Он давно вынашивал замысел — создать «записную книгу», на страницах которой можно было бы анализировать происходящее в России и мире, а затем обсуждать, такую цель и ставил перед собой редактор «Гражданина».

С самых первых номеров еженедельника Ф. М. Достоевский начал пропагандировать свою главную идею — в основе всего лежат начала нравственные. Редактор хотел донести до русского читателя почвеннические убеждения. Ф. М. Достоевский к работе редактора относился серьезно. Критик Н. Н. Страхов, впоследствии ставший биографом писателя, отмечал, как много стараний и труда вкладывал в газету-журнал Ф. М. Достоевский, все это было не напрасно, с появлением Ф. М. Достоевского тираж еженедельника удвоился. Однако установленные рамки «Гражданина» и зависимость от издателя в определенной степени ограничивали тематическую направленность и идейное содержание материалов Ф. М. Достоевского. Ему нужна была свобода в обсуждении тем, которые волновали его, без вмешательства издателя В. П. Мещерского.

22 апреля 1874 года журнал «Гражданин» в шестнадцатом номере объявил об отставке редактора Ф. М. Достоевского по причине подорванного здоровья.

Однако деятельность Ф. М. Достоевского всегда была связана с постоянным интересом к современным событиям и явлениям окружавшей его действительности. Публицист со вниманием следил за русскими и иностранными печатными изданиями, он ежедневно просматривал газеты и журналы «до последней литеры», стремясь уловить в богатом многообразии значительных и маловажных фактов их внутреннее единство.

Так, в 1875 году Ф. М. Достоевский решил снова обратиться к журналистской деятельности для того, чтобы как писатель делиться своими впечатлениями о «всем виденном, слышанном и прочитанном». Вскоре Главное управление по делам печати одобрило выпуск журнала «Дневник писателя» при условии предварительной цензуры.

Литература:

  1. Достоевский Ф. М. Письма. 38. M. M. Достоевскому. 30 января — 22 февраля 1854. Омск // Ф. М. Достоевский. Собрание сочинений в 15 томах. СПб.: Наука, 1996. Т. 15. С. 85–95.
  2. Ф. М. Достоевский в воспоминаниях современников. Страхов Н. Н.: Воспоминания о Федоре Михайловиче Достоевском. [Электронный ресурс]. — URL: http://dostoevskiy-lit.ru/dostoevskiy/memory/v-vospominaniyah-sovremennikov/strahov-vospominaniya-o-dostoevskom.htm (Дата обращения: 10.08.2020)
  3. Достоевский Ф. М. Объявление о подписке на журнал «Время» на 1861 год // Ф. М. Достоевский. Собрание сочинений в 15 томах. СПб.: Наука, 1993. Т. 11. С. 5–11.
  4. Достоевский Ф. М. Объявление о подписке на журнал «Время» на 1861 год // Ф. М. Достоевский. Собрание сочинений в 15 томах. СПб.: Наука, 1993. Т. 11. С. 6.
Основные термины (генерируются автоматически): журнал, Россия, народ, брат, время пребывания, издание журнала, острога, Петербург, польское восстание, страница журнала.


Похожие статьи

Роман Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» в немецкой рецепции (период до Второй Мировой войны)

В статье рассмотрены основные этапы ранней рецепции романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» в Германии, представлена характеристика каждого периода, проведена систематизация переводов романа на немецкий язык до Второй мировой войны по хр...

Посмертная популяризация творчества А. А. Вознесенского: первые шаги

В данной статье проводится краткий научно-публицистический обзор двух собраний сочинений А. А. Вознесенского, изданных после смерти поэта: полного собрания стихотворений и поэм в одном томе («Альфа-книга», 2012) и первого академического собрания прои...

Особенности художественной типизации персонажей «времени смены эпох» в романе В. С. Маканина «Андеграунд, или Герой нашего времени»

В статье рассматриваются образы и типы героев «перестроечной» эпохи в романе современного отечественного писателя В. С. Маканина «Андеграунд, или Герой нашего времени». Данная тема рассмотрена в контексте современной отечественной литературы. Исследо...

Субъективно-эмоциональное воспроизведение романтической концепции Ф. М. Достоевского (на примере произведений «Двойник» и «Белые ночи»)

Статья посвящена исследованию субъективно-эмоционального воспроизведения романтической концепции в раннем творчестве русского писателя Ф. М. Достоевского. Предметом исследования является анализ двух произведений «Белые ночи» и «Двойник». Целью статьи...

Сравнительная характеристика выражения негативных эмоций персонажей романов Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» и «Идиот»

Автор статьи исследует негативное эмоциональное состояние СТРАДАНИЕ в прозе Ф. М. Достоевского. Выбор романов «Преступление и наказание» и «Идиот» в качестве материала исследования обусловлен рядом общих тем и мотивов, связанных со страданием персона...

Особенности возникновения русской литературной критики

В данной статье автор исследует возникновение, формирование и развитие русской литературной критики. Изучено понятие «критика», его изначальное восприятие, а также изменения, которым подверглось явление критики. Проанализированы критические тексты не...

Проблемы русской рецепции стилистических особенностей романа Флобера «Воспитание чувств» в середине XIX — начале XX в.

В статье рассматривается русская рецепция экспериментального романа Г. Флобера «Воспитание чувств» за период с 1870 г. по 1930 г. Нашей целью являлось выявить национальные особенности рецепции романа, а также ее эволюцию в рамках модернистского течен...

А. Ф. Керенский в глазах современников в 1917 году

Статья посвящена одной из ярких личностей 1917 года — А. Ф. Керенскому. На основе анализа воспоминаний современников составлена оценка деятельности А. Ф. Керенского в период его нахождения на посту министра Юстиции, морского и военного министра, а та...

Творческая деятельность русских писателей и поэтов в Берлине в первой половине 1920-х гг.

Среди актуальных вопросов культурной деятельности русской эмиграции в Берлине в 20- е годы, особое место занимает творческая деятельность русских писателей и поэтов. Изучение их деятельности в Берлине позволяет наиболее полно отобразить картину культ...

Экзистенциализм и военная проза советского периода

Статья посвящена рассмотрению военной прозы писателей-фронтовиков, таких, как В. В. Быков, Б. Л. Васильев и др. Автор статьи на материале текстов доказывает, что экзистенциализм как литературное направление в русской литературе советского времени не ...

Похожие статьи

Роман Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» в немецкой рецепции (период до Второй Мировой войны)

В статье рассмотрены основные этапы ранней рецепции романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» в Германии, представлена характеристика каждого периода, проведена систематизация переводов романа на немецкий язык до Второй мировой войны по хр...

Посмертная популяризация творчества А. А. Вознесенского: первые шаги

В данной статье проводится краткий научно-публицистический обзор двух собраний сочинений А. А. Вознесенского, изданных после смерти поэта: полного собрания стихотворений и поэм в одном томе («Альфа-книга», 2012) и первого академического собрания прои...

Особенности художественной типизации персонажей «времени смены эпох» в романе В. С. Маканина «Андеграунд, или Герой нашего времени»

В статье рассматриваются образы и типы героев «перестроечной» эпохи в романе современного отечественного писателя В. С. Маканина «Андеграунд, или Герой нашего времени». Данная тема рассмотрена в контексте современной отечественной литературы. Исследо...

Субъективно-эмоциональное воспроизведение романтической концепции Ф. М. Достоевского (на примере произведений «Двойник» и «Белые ночи»)

Статья посвящена исследованию субъективно-эмоционального воспроизведения романтической концепции в раннем творчестве русского писателя Ф. М. Достоевского. Предметом исследования является анализ двух произведений «Белые ночи» и «Двойник». Целью статьи...

Сравнительная характеристика выражения негативных эмоций персонажей романов Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» и «Идиот»

Автор статьи исследует негативное эмоциональное состояние СТРАДАНИЕ в прозе Ф. М. Достоевского. Выбор романов «Преступление и наказание» и «Идиот» в качестве материала исследования обусловлен рядом общих тем и мотивов, связанных со страданием персона...

Особенности возникновения русской литературной критики

В данной статье автор исследует возникновение, формирование и развитие русской литературной критики. Изучено понятие «критика», его изначальное восприятие, а также изменения, которым подверглось явление критики. Проанализированы критические тексты не...

Проблемы русской рецепции стилистических особенностей романа Флобера «Воспитание чувств» в середине XIX — начале XX в.

В статье рассматривается русская рецепция экспериментального романа Г. Флобера «Воспитание чувств» за период с 1870 г. по 1930 г. Нашей целью являлось выявить национальные особенности рецепции романа, а также ее эволюцию в рамках модернистского течен...

А. Ф. Керенский в глазах современников в 1917 году

Статья посвящена одной из ярких личностей 1917 года — А. Ф. Керенскому. На основе анализа воспоминаний современников составлена оценка деятельности А. Ф. Керенского в период его нахождения на посту министра Юстиции, морского и военного министра, а та...

Творческая деятельность русских писателей и поэтов в Берлине в первой половине 1920-х гг.

Среди актуальных вопросов культурной деятельности русской эмиграции в Берлине в 20- е годы, особое место занимает творческая деятельность русских писателей и поэтов. Изучение их деятельности в Берлине позволяет наиболее полно отобразить картину культ...

Экзистенциализм и военная проза советского периода

Статья посвящена рассмотрению военной прозы писателей-фронтовиков, таких, как В. В. Быков, Б. Л. Васильев и др. Автор статьи на материале текстов доказывает, что экзистенциализм как литературное направление в русской литературе советского времени не ...

Задать вопрос