Колонка как журналистский жанр | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 5 февраля, печатный экземпляр отправим 9 февраля.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Филология, лингвистика

Опубликовано в Молодой учёный №35 (325) август 2020 г.

Дата публикации: 26.08.2020

Статья просмотрена: 678 раз

Библиографическое описание:

Мишурова, Я. А. Колонка как журналистский жанр / Я. А. Мишурова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 35 (325). — С. 209-211. — URL: https://moluch.ru/archive/325/73314/ (дата обращения: 25.01.2022).



В данной статье рассматриваются жанрообразующие факторы и особенности жанра колонка, а также его историческое формирование и отражение в современном мире.

Ключевые слова: колонка, авторская колонка, автор, жанр, авторское мнение, информационный повод.

Благодаря стремительному развитию информационных технологий и Интернету большинство СМИ покоряет новые онлайн-площадки. Многие такие издания позволяют журналистам высказывать свою точку зрения на своих страницах. Данная тенденция дала возможность рассматривать авторские колонки как журналистский жанр.

Историей появления колонки принято считать путь от типографского элемента к рубрике, а от рубрики к жанру. Разновидности заметки, интервью, репортажа, комментария существуют с давних времен, но они прошли долгий путь совершенствования и изменений.

Так, колумнистика берет свое начало в западной печати в XVIII веке. Что касается России, то здесь развитие началось уже в XIX веке, однако для советского периода характерно искусственное ограничение развития жанра, поскольку тоталитарному режиму противоречила авторская публицистика, отражающая самостоятельную точку зрения на события.

Появлению колонки как таковой послужила цель в уменьшении объема текста и повышения окупаемости газеты, так текст начали разделять на столбцы.

Такой формат начал набирать популярность, и в XIX веке в колонке стали появляться остро социальные проблемы мира. Начало XX века ознаменовалось расцветом авторских колонок. Они стали обязательным элементом всех крупных газет и журналов, наличие авторитетного колумниста в издании было многоговорящим. Главными темами в мировой практике XX века были общественные, политические и феминистские. Так, в связи с приобретенным значением в журналистике второй половины XX века авторская колонка из рубрики трансформировалась в отдельный жанр.

Например, в 1960–1970 гг. было не так много колумнистов. Газета, как правило, имела одного или двух авторов, обладающих полномочиями составлять колонку — Перегрин Уорстхорн в «Sunday Telegraph», Бернард Левин в «The Times» (и ранее в «Daily Mail»), Кэтрин Уайтхорн в «The Observer». У Джилл Твиди в «The Guardian» был свой определенный стиль, манера подавать информацию: феминистское мышление часто было выражено вспыльчиво. Она ​​также умела делиться своим жизненным опытом таким образом, чтобы это не казалось чрезмерно навязчивым. Популярные женщины-колумнисты в таблоидах — Жан Рук в «Daily Express» и Линда Ли-Поттер в «Daily Mail» — казались в свое время авторитетными национальными деятелями.

Тогда (и сейчас) запас идей колумниста должен был иметь широкое разнообразие мнений по многим, если не по всем вопросам. Для того, чтобы привлечь аудиторию автору иногда необходимо быть возмутительным и сенсационным, а также информативным и интересным. Иногда благодаря содержащимся оскорбительным высказываниям в колонке определенные газеты становились пиком продаж и популярности, что мы можем заметить и сейчас. Часто в качестве своих целей колумнисты выбирали членов Королевской семьи, поскольку они, как известно, не отвечали на нападки журналистов.

Затем, по мере того, как шли годы, количество колумнистов только возрастало. И сегодня в такой газете, как «The Times», работает по три-четыре постоянных автора в день. Разумеется, конкуренция стала намного больше — Интернет и блоги открыли новые возможности для написания текстов, получения информации и формирования мнений. Преимущество колонки в авторитете ее автора, который зависит от того насколько достоверно журналист анализирует проблему в своем материале. Аудитории важно ознакомиться с публикацией человека, который обладает широкой палитрой знаний и умело анализирует и предоставляет контент.

Разные колумнисты по всему спектру журналистики выбирают для себя выполнение определенных функций: газеты отличаются от журналов, печатные издания от сетевых, телевидение от радио. Это очевидные вещи, и поэтому каждый журналист должен учитывать рынок, для которого он пишет или говорит.

Так, некоторые колумнисты успешны, потому что развлекают читателя — Род Лиддл — автор с очень высоким коэффициентом развлекательного контента. Некоторые журналисты желают развлекать и провоцировать: Джули Берчилл выполнила эту роль более чем блестяще. Сегодня в этом жанре ее сменила Кейтлин Моран: хотя голос шокирующей молодой феминистки может сохраняться только в течение определенного промежутка времени, не становясь повторяющимся клише.

Колонка — уникальное и невероятно интересное явление в журналистской теории и практике, поскольку совмещает в себе элементы нескольких жанров журналистики, например, рецензию, комментарий, обозрение или обзор.

Востребованность колонки выражается также и в том, что она обладает критериями наглядности, четкости, ясности и конкретности изложения. Особенно эти черты ярко выражены в онлайн-СМИ. Традиционные печатные СМИ (газеты или журналы) нацелены на то, что читатель сможет в любой момент вернуться к тексту. С интернет-изданиями ситуация гораздо сложнее, если пользователь сети изначально не оценит по достоинству начало колонки, он прекратит чтение этого материала и, как следствие, покинет сайт.

Более того, популярность колонка заслужила и благодаря тому, что срабатывает психологический аспект: человеку всегда интересно знать, как на ту или иную ситуацию смотрят другие люди, как они оценивают происходящие события и явления.

Некоторые теоретики журналистики высказывают мнение о том, что колонка как полноценный жанр еще не существует. Однако и сторонники этого мнения, и сторонники противоположного утверждают, что есть все основания считать, что формирование этого жанра уже началось.

Ведь сегодня мы можем обратить внимание на первую полосу газеты или журнала, страницу сетевого издания, на которых появляется авторская колонка главного редактора или редакционного коллектива — редакционная статья, которая выражает мнение руководства издания по какому-либо вопросу. Это было актуально, например, для журнала «Русский репортер». Более того, подтверждением существования колонки как отдельного жанра являются и авторские программы на телевидении и радио.

Верно Г.С Мельник замечает, что «колонка — качественно новый жанр, призванный к жизни запросами суток и массовой аудитории» [1].

И все же споры продолжаются. Теоретики журналистики одного направления считают, что колонку можно относить к отдельной рубрике на газетной полосе: «Говоря о колонке, имеют в виду рубрику, закрепленную в газете либо в журнале за тем или иным постоянным автором, а под колумнистикой, в отличие от других форм эссеистики, понимают авторские высказывания по злободневным (и не только) темам, с определенной регулярностью появляющиеся в одном и том же издании и размещающиеся, как правило, в одном и том же месте очередного газетного (или журнального) выпуска» [2].

Другие исследователи делают акцент на том, что колонку можно обозначить как вид комментария или разновидность эссе: «Колонка — это рубрика, персонально закрепленная за конкретным журналистом, по сути своей — авторское высказывание, близкое по жанру к эссе» [3].

Так или иначе, можем сделать вывод, что колонка всегда предполагает общение с аудиторией. И если в комментарии и эссе диалога может не быть, то в колонке данный фактор обязателен и является основополагающим.

Жанр колонки способен совмещать себе несколько жанров: некоторые компоненты эссе (содержать точку зрения и раскрывать ее в материале); фельетона (может иметь построение и звучание в ироничном тоне). Это затрудняет ее анализ.

Авторская колонка отличается тем, что журналистом выдвигается не просто констатация какой-то проблемы, а ее субъективное видение. Автор анализирует факт, основываясь на своей системе восприятия жизни. Он знакомит читателя не только с центральным вопросом материала, но и предлагает свое осмысление действительности.

Текст колонки способен быть сугубо аналитическим или сугубо событийным. Но в любом случае и событийный, и аналитический материал может использоваться для продвижения (как в прямом, так и в скрытом виде) мнения автора и его оценок. То есть колонка вполне может стать материалом агитационным, агитирующим за авторский взгляд, за авторскую позицию и, соответственно, против критиков этой позиции.

Каждый из таких текстов, безусловно, связан с конкретным информационным поводом. Как следствие, наличие информационного повода диктует необходимость написания материала. Если конкретного инфоповода нет, автор при помощи жанра колонки может высказываться на какую-либо иную тему. Но даже в этом случае авторское мнение всегда можно постараться определенными приемами превратить в факт или событие.

Сделать из любого авторского мнения событие, заслуживающее внимания, — это главная цель, сверхзадача каждого колумниста, обсуждающего общественно-политическую или иную тему.

Таким образом, основная цель колонки — заинтересовать, привлечь внимание к выдвинутой проблеме у аудитории. Для более полного контакта с аудиторией зачастую колонку дополняют личной фотографией ее автора.

Исследователь С. С. Успенская отмечает один из ключевых моментов жанра — автор текста обычно с известным именем, он обладает авторитетом и, как следствие, его мнение интересно аудитории [4].

Авторская колонка, основанная на личности журналиста, вполне очевидно занимает важное место в журналистской практике, потому что аудитории интересно знать персональное мнение какого-либо лица, и чаще всего это лицо является авторитетом.

Колонка — это возможность переплетения нескольких жанровых форм, что делает текст более ярким и запоминающимся. Это выразительная речь, стилистическое разнообразие. Это личность автора со своим особенным имиджем и авторитетом. Это жанр, который может носить и поучительный характер, и ироничный. Но уже во многих текстах можно отметить такую тенденцию, как изменение ораторского пафоса и пропагандистского смысла авторской колонки на доверительный тон со стороны журналиста.

Литература:

  1. Мельник, Г. С. Понятие жанра в журналистике. Жанрообразующие факторы в журналистском произведении // Мельник, Г.С., Тепляшина А. Н. Основы творческой деятельности журналиста. — СПб.: Питер, 2008. — С. 104–106.
  2. Колумнистика [Электронный ресурс] / Журнальный зал Русский толстый журнал как эстетический феномен; С. И. Чупринин. — URL: http://magazines.russ.ru/ (дата обращения: 17.08.2020)
  3. Мельник, Г. С. Понятие жанра в журналистике. Жанрообразующие факторы в журналистском произведении // Мельник, Г.С., Тепляшина, А. Н. Основы творческой деятельности журналиста. — СПб.: Питер, 2008. — С. 105.
  4. Успенская, С. С. Колумнистика: проблемы жанровой идентификации [Электронный ресурс] // Вестник ВГУ. Серия: Филология. Журналистика. 2007, № 1. URL: http://sonelchen.livejournal.com/11109.html (дата обращения 17.08.2020)
Основные термины (генерируются автоматически): авторская колонка, колонок, автор, авторское мнение, жанр, информационный повод, аудитория, век, отдельный жанр, теоретик журналистики.


Ключевые слова

жанр, автор, колонка, авторская колонка, авторское мнение, информационный повод
Задать вопрос