К вопросу о правовом статусе сотрудника МЧС России | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 3 октября, печатный экземпляр отправим 7 октября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №34 (324) август 2020 г.

Дата публикации: 23.08.2020

Статья просмотрена: 5 раз

Библиографическое описание:

Чепиков, В. В. К вопросу о правовом статусе сотрудника МЧС России / В. В. Чепиков. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 34 (324). — С. 100-102. — URL: https://moluch.ru/archive/324/73232/ (дата обращения: 19.09.2020).



В статье авторы анализируют генезис правового статуса сотрудника МЧС России.

Ключевые слова: правовой статус сотрудника МЧС России, федеральная противопожарная служба, административно-правовой статус.

Федеральная противопожарная служба МЧС России имеет давнюю историю и вековые традиции. Она зародилась на рубеже XV-XVI в. в., когда по указу царя Ивана III была основана пожарная служба, и в 1504 году были изданы подробные противопожарные правила, имевшие обязательное действие на всей территории российского государства.

По мере развития российской государственности развивалась и противопожарная служба. Существенный вклад в ее развитие внесли реформы Петра I; проблемам совершенствования сил, призванных защищать граждан, их имущество, и в целом объектов инфраструктуры от стихийных бедствий государство всегда уделяло пристальное внимание.

Глобальные перемены в этой отрасли произошли в связи с масштабными событиями 1917 года и с созданием на огромной территории первого в мире государства рабочих и крестьян.

По мере развития государственных органов менялись цели, задачи, название, подчиненность противопожарных сил, неизменным оставалось, пожалуй, только одно: их сотрудники первыми приходили на помощь при стихийных бедствиях и катастрофах техногенного характера.

Целью нашей статьи является изучение правового статуса сотрудника МЧС современной России, т. е. изменений, произошедших в этом статусе с момента распада СССР и проведения в государстве кардинальных реформ во всех сферах жизни России: политической, экономической, социальной, военной и т. д.

Гражданско-правовой статус человека и гражданина является одной из основ конституционного строя. Именно он определяет систему взаимоотношений личности и государства. Рассмотрим некоторые аспекты гражданско-правового статуса сотрудников федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы МЧС России (ФПС ГПС МЧС России).

В универсальных и специальных словарях понятие «статус» (от лат. «status») раскрывается, как «положение, состояние» [1]. Такую же трактовку можно проследить и в юридической литературе, которая определяет правовой статус личности как юридически закрепленное положение субъекта в обществе, которое выражается в определенном комплексе его прав и обязанностей, и фиксируя его реальное положение в обществе.

Итак, правовой статус личности в самом общем виде можно определить как совокупность юридически закрепленных прав и обязанностей, отраженных в нормах отраслей действующего права [2, с. 7].

Законодатель определил содержание статуса сотрудников ФПС ГПС МЧС России посредством совокупности трех базовых элементов — права, обязанности и юридическая ответственность — которые закреплены в Гражданском кодексе Российской Федерации (ГК РФ) и других нормативных правовых актах.

Сотрудник МЧС России в силу закона наделен общей правоспособностью, которая включает в себя гражданскую правосубъектность. В соответствии со ст. 7 Федерального закона РФ от 21 декабря 1994 г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» [3] личный состав Государственной противопожарной службы включает в себя состоящих на соответствующих штатных должностях:1) лиц рядового и начальствующего состава федеральной противопожарной службы (сотрудники); 2) военнослужащих федеральной противопожарной службы; 3) лиц, не имеющих специальных или воинских званий (работники); 4) государственных гражданских служащих (в органах, где предусмотрен данный вид государственной службы).

Каждая категория лиц, включенная в личный состав ГПС МЧС России и выполняющая свои задачи по предназначению, имеет свой правовой статус, определенный нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Для МЧС России важным этапом совершенствования нормативной базы является принятие Федерального закона от 23.05.2016 № 141-ФЗ «О службе в федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее — закон № 141-ФЗ) [4].

Указанный Федеральный закон в главе 3 закрепляет следующие элементы статуса служащего: — права служащих (ст. 11); — обязанности служащих (ст. 12); — требования к служебному поведению (ст. 13); — ограничения и запреты для служащих (ст. 14) — ответственность служащих (ст. 15).

Исходные принципы организации и функционирования государственной службы закреплены в Конституции Российской Федерации, в Федеральном законе «О системе государственной службы Российской Федерации» от 27 мая 2003 г. [5] Эти нормативные акты создают правовые предпосылки развития российского законодательства о государственной службе. Однако в них не нашли закрепления механизмы правового регулирования государственно-служебных отношений в системе федеральной противопожарной службы, и вопросы регулирования правового статуса в системе ФПС МЧС России изучены явно недостаточно.

В системе ГПС МЧС России складываются разные правовые статусы работников (служащих): общий, особенный, специальный и индивидуальный правовые статусы.

Общий правовой статус работника (служащего) установлен Конституцией России [6, ст.37], федеральными законами, и является одинаковым для всех категорий личного состава, характеризуется обобщенностью.

Специальный правовой статус отражает особенности положения определенных категорий личного состава: сотрудник, работник, военнослужащий или государственный гражданский служащий. Указанные категории могут иметь дополнительные права, обязанности, льготы, предусмотренные законодательством. Так, например, в соответствии со ст. 10 Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации [7] сотруднику ГПС МЧС России запрещено заниматься предпринимательской деятельностью, а также работать по совместительству на предприятиях, в учреждениях и организациях … «за исключением преподавательской, научной и иной творческой деятельности».

Индивидуальный правовой статус работника (служащего) определяется должностной инструкцией по занимаемой должности. Данный правовой статус включает в себя нормы общего и специального правового статуса работника (служащего). Так, например, в соответствии с приказом Минтруда России от 03 декабря 2013 года № 707н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих» [8], к должностным обязанностям начальника караула пожарной части Государственной противопожарной службы относится руководство личным составом караула пожарной части Государственной противопожарной службы; выезд на места тушения пожаров, ликвидации аварий, стихийных бедствий и руководство работой личного состава караула; организация и контроль несение службы личным составом караула, в том числе и лицами внутреннего наряда и др.

Необходимо отметить, что перечисленные виды правового статуса личного состава на практике неразделимы: они тесно взаимосвязаны и взаимозависимы.

Понятие административно-правового статуса является одним из ключевых в науке административного права. Под административно-правовым статусом некоторые ученые помимо «правового статуса» понимают и «правовой режим», «административный режим», «правовое положение». Таким образом, понятия «правовой статус», «административно-правовой статус», «правовое положение», «правовой режим», «административный режим» идентичны.

Вместе с тем следует отметить, что ни в законодательстве, ни в науке нет единого подхода и к пониманию содержания административно-правового статуса. В науке административного права существует устойчивая тенденция рассматривать содержание субъектов права через применяемую общей теорией права юридическую конструкцию правового статуса. При этом ученые пока не пришли к единому пониманию содержания административно-правового статуса коллективных субъектов права.

Б. В. Россинский, Ю. Н. Старилов фактически отождествляют понятие правовой статус с понятием правосубъектность: считают, что элементами правового статуса являются «права, обязанности, полномочия, компетенция, ответственность, способность вступать в административно-правовые отношения» [9, с. 158]. Это, безусловно, основные элементы правового статуса, но они не позволяют в полной мере отразить все грани данного понятия.

Административно-правовой статус сотрудника МЧС России нашел свое законодательное закрепление, однако их место в системе федеральных органов исполнительной власти до настоящего времени остается неясным.

Исследование особенностей административно-правового статуса сотрудника МЧС России представляется особенно актуальным, поскольку от эффективности деятельности указанных органов напрямую зависит безопасность, как отдельного человека, общества, так и государства в целом. В настоящее время сформирована группировка федеральной противопожарной службы, действуют ее договорные подразделения. Важнейшей задачей является развитие добровольной пожарной охраны, что в свою очередь требует комплексного изучения места и роли данных органов в системе и структуре органов исполнительной власти Российской Федерации.

Важным на сегодняшний день остается вопрос перехода от лицензирования деятельности в сфере обеспечения пожарной безопасности к созданию саморегулируемых организаций в рассматриваемой области.

Литература:

  1. Философский энциклопедический словарь / Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов. М.: Советская энциклопедия, 1983. — 840 с.
  2. Авдеенкова М. А. Понятие основ правового статуса человека и гражданина / М. А. Авдеенкова, Ю. А. Дмитриев // Право и жизнь. 2004. № 2. С.7–12.
  3. Федеральный закон от 21.12.1994 N 69-ФЗ (ред. от 27.12.2019) «О пожарной безопасности» // Собрание законодательства РФ. 26.12.1994. N 35. Ст. 3649.
  4. Федеральный закон от 23.05.2016 N 141-ФЗ (ред. от 16.12.2019) «О службе в федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2020) // Собрание законодательства РФ. 30.05.2016. N 22.Ст. 3089.
  5. Федеральный закон от 27.05.2003 N 58-ФЗ (ред. от 23.05.2016) «О системе государственной службы Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 02.06.2003. N 22. Ст. 2063.
  6. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // http://constitution.kremlin.ru/
  7. Постановление ВС РФ от 23 декабря 1992 г. № 4202-I «Об утверждении Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации и текста Присяги сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации» (редакция от 5 февраля 2018 г.) / [Электронный ресурс] — URL: https://base.garant.ru/1305454//
  8. Постановление Правительства РФ от 31.10.2002 N 787 (ред. от 20.12.2003) «О порядке утверждения Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих, Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих» // Собрание законодательства РФ. 04.11.2002. N 44. Ст. 4399.
  9. Россинский Б. В., Старилов Ю. Н. Административное право: Учебник для вузов. М.: Юр.Норма, НИЦ ИНФРА-М, 2019. — 640 с.
Основные термины (генерируются автоматически): МЧС России, правовой статус, федеральная противопожарная служба, Российская Федерация, административно-правовой статус, государственная служба, Государственная противопожарная служба, личной состав, служащий, исполнительная власть.


Ключевые слова

административно-правовой статус, федеральная противопожарная служба, правовой статус сотрудника МЧС России
Задать вопрос