Развитие исследовательских способностей у детей старшего дошкольного возраста | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 3 октября, печатный экземпляр отправим 7 октября.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №32 (322) август 2020 г.

Дата публикации: 12.08.2020

Статья просмотрена: 2 раза

Библиографическое описание:

Нестерова, Л. А. Развитие исследовательских способностей у детей старшего дошкольного возраста / Л. А. Нестерова, Е. М. Галкина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 32 (322). — С. 161-163. — URL: https://moluch.ru/archive/322/73037/ (дата обращения: 22.09.2020).



В статье воспитатели описывают свой педагогический опыт работы кружка «Почемучки».

Ключевые слова: образовательной деятельности, дети, воспитатель, опыт, эксперимент.

В своей работе мы опирались в основном на теоретические идеи и методические рекомендации профессора А. И. Савенкова. Исходным положением для нас был тезис о том, что стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно добывать новые сведения об окружающем мире — важнейшие черты нормального детского поведения.

Ребёнок-дошкольник, как никто другой, настроен на процесс познания, он хочет понять окружающий мир. Именно это внутреннее стремление к исследованию может порождать исследовательское поведение и создаёт условие для того, чтобы общее развитие ребёнка изначально происходило в процессе его исследовательской деятельности.

Для раскрытия данного тезиса были определены следующие направления методической работы с детьми:

– работа кружка «Почемучка»;

– проведение отдельных занятий по развитию познавательных способностей старших дошкольников.

Основной целью работы кружка «Почемучка» следует считать развитие элементарной исследовательской деятельности дошкольников, направленной на решение познавательных задач в процессе ознакомления с окружающим миром.

Для решения данной цели были определены и задачи :

– научит детей открывать новые знания об окружающем мире, используя различные способы познания;

– развивать у дошкольников устойчивую потребность и способность получать разнообразную информацию об окружающем мире и явлениях окружающей действительности;

– научить детей проводить элементарные опыты с реальными предметами и их свойствами;

– воспитывать высокую активность и самостоятельность детей в процессе решения познавательных задач.

В качестве примера рассмотрим содержание образовательной деятельности инновационного кружка «Почемучка» по теме: «Опыты с водой».

Цель образовательной деятельности: закрепить знания детей о различных свойствах воды и провести эксперимент «Как вода исчезает?»

Средства для образовательной деятельности: ёмкость с водой, прозрачные баночки для воды и других жидкостей, мелкие предметы, пластмассовые формочки, стеклянные трубочки.

Ход образовательной деятельности:

Воспитатель. Каково назначение воды в жизни людей?

Ответы детей

Воспитатель . Какие предметы тонут в воде, а какие нет? Проведём эксперимент, опустив в воду различные предметы (металлический шарик, деревянный брусок, пластмассовый кружок).

Ответы детей.

Воспитатель . Как можно отличить воду от других жидкостей (молока и сока)? Будем опускать поочерёдно в данные жидкости чайную ложечку.

Ответы детей.

Воспитатель . Теперь попробуем эти жидкости на вкус.

Через стеклянную трубочку дети пробуют данные жидкости и убеждаются в том, что молоко — приятное на вкус, сок — горьковатый, а вода — безвкусная.

Вывод: вода безвкусная! Это другое свойство воды.

Воспитатель. Теперь понюхаем воду!

Ответы детей

Вывод: вода не имеет запаха. Это третье свойство воды.

Воспитатель. Если мы будем осторожно лить воду на бумагу. Какую форму она примет?

Ответы детей.

Воспитатель . Теперь докажем, что вода принимает форму того предмета, в который её наливают.

Дети выполняют опыт. Дети наливают в пластмассовые формочки разног вида (рыбки, черепахи и др.) воду и убеждаются в том, что действительно вода принимает форму того предмета, в котором находится.

Воспитатель. Проведём несколько усложнённый эксперимент, который позволяет ответить на вопрос: Когда вода может исчезать?

Дети выполняют эксперимент. Дети берут разные предметы: кусочек губки, кусочек газеты, кусочек ткани, полиэтилена, металлическую пластинку, кусочек дерева, фарфоровое блюдце.

Воспитатель. Теперь аккуратно, ложечкой будем понемногу поливать эти предметы водой, показываю, как это делать. Какие предметы впитывают воду, а какие нет?

Ответы детей.

Воспитатель. Вчера мы с вами налили воду в фарфоровое блюдце и отметили фломастером её границу. Давайте посмотрим, сколько осталось воды в блюдце?

Ответы детей.

Воспитатель. Куда она делась? Испарилась. Это следующее свойство воды — она может испаряться.

Образовательная деятельность обогатило знание детей о воде и её свойствах, дало начальные навыки в проведении простейших экспериментов и возможность на их основе делать соответствующие выводы, ведущие к познанию действительности.

На других занятиях кружка «Почемучки» рассматривались различные темы на расширение знаний детей об окружающем мире, проводились различные опыты и эксперименты. Например: «Значение песка и глины в жизни людей, знакомство со свойствами этих веществ»; «Знакомство с оптимальными условиями для жизни растений»; «Овладение приёмами рассматривания разных материалов с помощью увеличительного стекла и микроскопа»; «Освоение детьми представлений о свойствах копировальной бумаги» и ряд других интересных для детей явлений природы.

Вторым направлением методической работы с детьми было проведение образовательной деятельности по развитию познавательных способностей старших дошкольников. Дети работали в, основном, с тетрадями по развитию познавательных способностей детей 5–7 лет, разработанными А. И. Савенковым. В качестве примера приведём образовательную деятельность на тему: «Что такое гипотеза? Как она рождается? Как её можно формулировать?»

Ход образовательной деятельности:

Педагог, прежде всего, отметила, что часто формулируя те или иные предложения, предлагая вопросы, мы обычно используем следующие слова: может быть, предположим, допустим, возможно и др.

Воспитатель. Теперь я буду задавать вопросы, а вы будете отвечать на них. Ваши ответы и будут предложениями, которые называются гипотезами. Почему поют птицы?

Ответы детей.

Воспитатель . Почему весной появляются почки на деревьях? Почему течёт вода? Почему дует ветер? Почему самолёты летают? Почему бывает день и ночь?

Дети дают разного рода ответы, порой не совсем точные, но самое главное они учатся рассуждать и формулировать различного рода предложения — гипотезы.

Далее на этом занятии воспитатель подчёркивает, что для любого человека-исследователя важным умением является умение задавать вопросы. Дети очень любят задавать вопросы и следует развивать эту познавательную активность.

Из книги К. И. Чуковского «От двух до пяти» педагог приводит смешной детский словарик, содержащий массу ошибок, который можно исправить: «Строганок — то, чем строгают;

Копатка — то, чем копают,

Колоток — то, чем колят,

Лизик — то, что лижет,

Мазелин — то, чем мажут» (4, с. 30)

Дети успешно исправляют данные ошибки и правильно называют предметы: рубанок, колун, язык, вазелин.

В качестве упражнений для тренировки умения задавать вопросы воспитатель использовал задание: найди загаданное слово. Дети задавали друг другу разные вопросы об одном и том же предмете, начинающиеся со слов «что», «как», «почему», «зачем». Например, об апельсине можно спросить, что это за предмет? — Фрукт. На данном занятии дети задавали друг другу разные вопросы. Например: Что за предмет оранжевого цвета находится в комнате для занятия? Почему космонавт надевает в космосе скафандр и др.

Таким образом, в ходе проведения такого рода образовательной деятельности развивались умения детей задавать различные вопросы, формулировать гипотезы, тем самым развивая познавательные способности в различных отраслях знаний.

Литература:

  1. Савенков А. И. Одарённые дети в детском саду и школе. — М.: Изд. Центр «Академия», 2000.
  2. Савенков А. И. Методика проведения учебных исследований в детском саду. — Самара.: Учебная литература, 2004.
  3. Савенков А. И. Маленький исследователь: развитие творческого мышления (Для детей 6–7 лет). — Ярославль: Академия развития, 2004.
  4. Чуковский К. И. От двух до пяти. — М.: Детская литература, 1990.
Основные термины (генерируются автоматически): образовательная деятельность, ответ детей, вод, воспитатель, окружающий мир, ребенок, предмет, свойство воды, методическая работа, фарфоровое блюдце.


Ключевые слова

дети, опыт, эксперимент, воспитатель, образовательной деятельности
Задать вопрос