Методы формирования экологической культуры подрастающего поколения в общеобразовательных учреждениях | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 3 октября, печатный экземпляр отправим 7 октября.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №32 (322) август 2020 г.

Дата публикации: 03.08.2020

Статья просмотрена: 4 раза

Библиографическое описание:

Ильясов, А. С. Методы формирования экологической культуры подрастающего поколения в общеобразовательных учреждениях / А. С. Ильясов, Ш. М. Турсунова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 32 (322). — С. 153-155. — URL: https://moluch.ru/archive/322/72944/ (дата обращения: 22.09.2020).



В статье рассматриваются методы преподавания экологической культуры подрастающему поколению, начиная с младшего школьного возраста, с учетом возрастных особенностей, возможностей и интересов.

Ключевые слова: образование, окружающая среда, экологическая культура, подрастающее поколение, учащийся, Узбекистан, окружающий мир, экологическое воспитание, ксенобиотики.

Всем нам известно, что появление жизни на Земле произошло около 3,5 млрд лет тому назад. Наша планета постоянно меняется: наступает и уходит море, равнины превращаются в горы, горы постепенно разрушаются и снова становятся долинами, вырастают леса, которые становятся пустынями. Меняется не только ландшафт, но и все живое: растения и животные. Человек также подвержен изменениям – это касается не только телосложения, но и нравственных качеств: мировоззрения, привычек, поведения.

Человек всегда стремился к лучшему: повышение качества питания, лучшие условия для проживания, лучшие места для учебы и работы и главное, лучший отдых. Однако, в погоне за качеством, за лучшей жизнью, зачастую люди забывают о последствиях, которые являются ценой того или иного удовольствия. Для удовлетворения наших потребностей людям необходимы ресурсы Земли: вода, воздух, почва, полезные ископаемые, растения и животные.

Бездумно истребляя, засоряя и уничтожая эти природные ресурсы, к XXI веку мы столкнулись с проблемой загрязнения биосферы. Причиной всему стала совокупность нерационального природопользования и техногенное воздействие на окружающую среду: вырубка зеленых насаждений, разрушение рельефа и поверхностного слоя Земли, увеличенное содержание выхлопных газов в воздухе, выброс отходов заводов и предприятий во все среды обитания (воздух, почву и воду), накопление солей тяжелых металлов и других вредных соединений в биосфере.

В настоящее время в природной среде содержится от 7 до 8,6 млн. химических веществ, причем их арсенал ежегодно пополняется, добавляя 250 тыс. новых соединений, таких как бензол, асбест, пестициды, тяжелые металлы, разнообразные красители и пищевые добавки.

Вредные компоненты, входящие в состав пищи, называют ксенобиотиками [1, с.6]. Ксенобиотики (от греч. xenos — чужой и bios — жизнь) — чужеродные для организма человека соединения (промышленные загрязнения, пестициды, препараты бытовой химии, лекарственные средства). Попадая в окружающую среду в значительных количествах, ксенобиотики могут воздействовать на генетический аппарат живого организма (в данном случае, человека), вызывать его гибель, нарушать равновесие природных процессов в биосфере [2, с.11]. Ко ксенобиотикам относятся опасные химические вещества и биологические агенты, поступающие в организм человека с пищей или другими путями, не выполняющие ни одной из функций питания и оказывающие при определенных условиях неблагоприятное влияние на здоровье [3, с.47–49].

На сегодняшний день вопросы экологии остаются одними из самых актуальных. Во всем мире идет пропаганда разумного потребления, целесообразного использования отходов, охраны живой природы, рационального природопользования. В Узбекистане также уделяется особое внимание защите природных территорий, объектов живой природы, правильное отношение к окружающей среде. Издан указ Президента Республики Узбекистан «Об утверждении охраны окружающей среды Республики Узбекистан до 2030 года», согласно которому предусматриваются меры по сохранению и обеспечению качества объектов окружающей среды (атмосферного воздуха, вод, земель, почв, недр, биоразнообразия, охраняемых природных территорий) от антропогенного воздействия и иных негативно воздействующих факторов; приоритетному использованию материалов, продукции, производственных и иных объектов, представляющих наименьшую экологическую опасность; расширению охраняемых природных территорий; обеспечению экологически безопасного использования токсичных химических и радиоактивных веществ; совершенствованию экологически безопасной системы обращения с отходами; формированию экологической культуры населения, повышению уровня прозрачности деятельности государственных органов в сфере охраны окружающей среды и усилению роли гражданского общества [4].

Прежде чем говорить об экологической культуре, следует изучить основополагающие принципы экологии, ознакомиться с основными аспектами и экологическими задачами и затем сформировать экологическое мировоззрение у населения страны, в особенности у подрастающего поколения. Именно поэтому так важно правильное педагогическое воспитание. Так как воспитание формируется с образованием, то и внедрение экологической культуры для подрастающего поколения с начальных классов общеобразовательных школ предоставит возможность формирования у учащихся правильной экологической культуры.

Целью данной статьи является формирование экологического воспитания у подрастающего поколения, в процессе школьного обучения и достижения выпускниками высоконравственных экологических взглядов.

В первую очередь следует познакомить учащихся начальных классов с составными элементами окружающей среды. Учитывая их физиологические особенности, учащимся младшего и среднего школьного возраста (3-6 классы) дать тему «Изучение воздуха во всех средах (атмосфера, почва, вода, в составе живых организмов)», применяя при этом наглядные методы преподавания биологии. Это заинтересуют учащихся в изучении окружающего мира. Для более эффективного процесса обучения и запоминания можно воспользоваться демонстрацией и показать примеры содержания воздуха в составе почвы, воды, легких человека.

В подростковом возрасте (6–7 классы) предлагается уделить внимание изучению вредных факторов окружающей среды, используя методы мозгового штурма, беседы и интерактивные игры (чайнворды, блиц-опросы, викторины).

Для учащихся 8–9 классов при преподавании анатомии и физиологии человека и животных сделать акцент на влиянии вредных факторов окружающей среды на живые организмы. Совместить понятия пандемии и чистоты окружающего мира, подтвердить влияние личной гигиены и важность её соблюдения для профилактики здоровья. Для наилучшего усвоения пройденного материала предлагается применить интерактивные командные игры и нестандартные формы обучения (урок-конференция) [5, с.34]. При такой подаче материала у учащихся повышается качество знаний в формировании экологической культуры в процессе изучения биологии.

Внедрением в учебный процесс знаний о совокупности деятельности человека и вызываемых им последствиях, а также воздействии вредных факторов окружающей среды можно повысить интерес у учащихся к соблюдению чистоты окружающего их мира. Это может стать фундаментом к формированию, созданию усовершенствованных и качественных технологий для улучшения состояния атмосферы. Таким образом, ознакомившись с составными элементами окружающей среды с начальных классов можно достичь формирования экологических знаний у учащихся. В средних классах, изучая вредные факторы окружающей среды методами мозгового штурма, беседами и интерактивными играми (чайнворды, блиц-опросы), можно наблюдать у учащихся правильно сформированный экологический интеллект [6, с.41].

В 8–9 классах, изучая влияние вредных факторов окружающей среды на организмы, можно сформировать у учащихся грамотный подход к пониманию экологических проблем и самостоятельному поиску решений, повысить качество знаний у учащихся в формировании экологической культуры.

Поэтапно обучая школьников о влиянии вредных факторов окружающей среды на организм человека и животных, формируя экологическую культуру, создается правильное познание естественных наук: биологии, экологии, медицины и ветеринарии, также выявляется способность к созданию экологическо-благоприятных технологий.

Таким образом, изучая возрастные особенности детей школьного возраста, предлагается внедрить в программу образования общеобразовательных школ нетрадиционные методы обучения, благодаря которым формируется экологическая культура у подрастающего поколения. Предлагая учащимся ознакомиться с экологическими знаниями и этическими нормами экологического воспитания, можно достичь у выпускников школ иного взгляда на окружающий мир — уважительного отношения к миру вокруг нас, к флоре и фауне, к нашему дому – планете Земля. Всё это способствует повышению у учащихся интереса к происходящим процессам окружающего мира, взаимосвязи экологии и жизни каждого из учащегося.

Литература:

  1. Валамина Ю. Потенциально существующая опасность от промышленных предприятий области.//Вечерний Мурманск. — 1999. — С.3.
  2. С. А. Тен, А. С. Ильясов. Монография «Сфинктеры прямой кишки крысы» — Ташкент, Фан; 2008. 97 стр.
  3. Х. Я. Каримов Система ПОЛ-АОЗ в различных органах репродуктивной системы самцов при воздействии химических соединений /Каримов Х. Я., Дадажанов Ш. Н., Иноятов Ф. Ш. // Вопросы биологической, медицинской и фармацевтической химии. — 2002. — N 3. — С. 47–49.
  4. Указ Президента Республики Узбекистан от 30 октября 2019 года № УП-5863.
  5. Ю. В. Новиков Экология, окружающая среда и человек. — М.: ФАИР Пресс, 2003.
  6. В. В. Краевский, А.В Хуторской «Основы обучения: дидактика и методика». Учеб. пособие для вузов.
Основные термины (генерируются автоматически): окружающая среда, экологическая культура, подрастающее поколение, учащийся, окружающий мир, класс, экологическое воспитание, живая природа, мозговой штурм, школьный возраст.


Задать вопрос